Найти тему
Морская коллекция

Крейсера. Королевы Кайзерлихмарине. «Карола»

Оглавление

Необходимость расширения и обновления имперского крейсерского флота для службы в дальних морях привела к разработке нового типа "открытых" железных корветов с парусным вооружением барка на основе первых винтовых корветов типа "Ariadne/Freya" постройки 60-х годов. Новый проект снабдили прогрессивными паровыми машинами типа "компаунд", но в остальном представляли собой достаточно архаичную конструкцию.

Предназначенные для службы в районах, где присутствовали германские экономические и колониальные интересы, корабли получили медное ( цинковое) и тиковое покрытие днища. Артиллерия корветов размещалась на главной палубе, в батарее из десяти 15-см пушек, они имели развитое парусное вооружение, при этом обладали посредственной мореходностью, особенно страдали килевой и бортовой качкой. Ход под парами сильно зависел от волнения моря, зато корветы прекрасно управлялись и под парами и под парусами.

Проект был готов в 1875 году. Всего по нему построено 4 корвета. Их также классифицировали как корабли IV ранга.

Имена они получили в честь королев государств Германской империи- «Карола», «Ольга», «Мари», «Софи».

  • Карола, последняя королева Саксонии, шведская принцесса Карола фон Васа-Гольштейн-Готторп (Karoline Frederikke Franziska Stephanie Amalia Cecilia, Carola von Wasa-Holstein-Gottorp, 1833 - 1907), 18 июня 1853 сочеталась браком с будущим саксонским королем Альбертом.
Принцесса Карола Фредерика Франциска Стефания Амалия Сесилия Шведская (5 августа 1833 — 15 декабря 1907)
Принцесса Карола Фредерика Франциска Стефания Амалия Сесилия Шведская (5 августа 1833 — 15 декабря 1907)
  • Ольга, великая княгиня Ольга Николаевна Романова (1822 - 1892), дочь русского царя Николая I, сочеталась браком в 1846 с будущим королем Вюртемберга Карлом I, с 1864 королева Вюртемберга.
Ольга Николаевна Романова (1822 - 1892)
Ольга Николаевна Романова (1822 - 1892)
  • Принцесса Вильгельмина Мария Луиза София Нидерландская ( Wilhelmine Marie Sophie Louise, Sophie Luise von Oranien-Nassau) единственная дочь короля Нидерландов Виллема II и его супруги великой княгини Анны Павловны, внучка императора Павла I, в замужестве герцогиня Саксен-Веймар-Эйзенахская, сочеталась браком в 1842 в Гааге с будущим великим герцогом Заксен-Веймар-Айзенахским Карлом Александром.
Вильгельми́на Мари́я Луи́за Софи́я Нидерла́ндская ( Wilhelmine Marie Sophie Louise der Nederlanden, 8 апреля 1824, Ланге Ворхаут, Гаага, Нидерланды — 23 марта 1897, Веймар )
Вильгельми́на Мари́я Луи́за Софи́я Нидерла́ндская ( Wilhelmine Marie Sophie Louise der Nederlanden, 8 апреля 1824, Ланге Ворхаут, Гаага, Нидерланды — 23 марта 1897, Веймар )
  • Мария Каролина Августа Шварцбург-Рудольштадтская, Великая герцогиня Мекленбург-Шверинская (Marie von Schwarzburg-Rudolstadt, 1850 - 1922), с 1868 была 3-й женой великого герцога Мекленбург-Шверинского Фридриха Франца II.
Мария Каролина Августа Шварцбург-Рудольштадтская ( Marie Karoline Auguste von Schwarzburg-Rudolstadt; 29 января 1850, Рабен-Штейнфельд — 22 апреля 1922, Гаага)
Мария Каролина Августа Шварцбург-Рудольштадтская ( Marie Karoline Auguste von Schwarzburg-Rudolstadt; 29 января 1850, Рабен-Штейнфельд — 22 апреля 1922, Гаага)

SMS Carola и SMS Olga имели по две дымовых трубы, SMS Marie и SMS Sophie-по одной. Германской казне они обошлись в 2 млн. 192 тыс. марок за SMS Carola, 2 млн. 276 тыс.марок за SMS Olga и 2 млн. 343 тыс. за SMS Sophie.

Изначально корветам не полагались прожектора. Позднее на SMS Carola были установлены прожектор на мачтовой площадке и ещё 2 на крыше переднего мостика. У SMS Olga в 1890 прожектор был установлен только на фок-мачте, а на каждой мачте появились сигнальные штанги длиной 10 м .

Головной корвет этого типа был заложен в конце 1879 года на верфи Vulcan в Штеттине под бюджетным индексом "корвет E"(это значит в счет увеличения флота), спущен на воду 27 ноября 1880 года как SMS Carola. 1 сентября 1881 года корвет был сдан флоту и начал ходовые испытания. Первым командиром корвета стал будущий адмирал Гвидо Кархер.

-6

-7
-8
-9
-10
-11
-12

-13

«Карола» SMS Carola "Korvette E". Завод. № 87.A. G. Vulcan, Штеттин. Заложен 1879. Спущен на воду 27.11.(или 11.12).1880. Вступил в строй 1.9.1881.С 1893 учебно-артиллерийский корабль; 4.10.1905 исключён, 02.1906 продан на слом.

«Ольга» SMS Olga "erzatz Augusta". Завод. № 88. A. G. Vulcan, Штеттин. Заложен 1879. Спущен на воду 11.12.1880. Вступил в строй 10.9.1881. С 1889 в резерве, 1890 - 1892 модернизирован на верфи "Kaiserliche Werft" в Вильгельмсхафене, с 1893 учебный корабль для юнг, в 1897-1898 использовался как корабль Службы охраны рыболовства, в 1900 - 1901 модернизирован на верфи "Kaiserliche Werft" в Вильгельмсхафене, учебный корабль скорострельной артиллерии, 22.06.1905 исключён, 03.1906 продан на слом в Гамбурге. По другим данным списан в 1908 году.

«Мари» SMS Marie "erzatz Vineta" Завод. № 332. Reiherstieg, Гамбург Заложен 1880 . Спущен на воду 10.11.1881. Вступил в строй 12.9.1882. С 1895 учебный корабль, 29.10.1904 исключён, в 1909 продан на слом в Штеттине.

«Софи» SMS Sophie "Korvette F". Kaiserl. Werft, Данциг Заложен 1879-январь 1880. Спущен на воду 20.8.1881. Вступил в строй 10.8.1882. С 1884 учебный корабль для кадетов, с 21.05.1908 плавучая казарма в Вильгельмсхафене, с 1.08.1914 на о. Гельголанд, с 1916 в Эмдене, 7.07.1920 продан в Берлин, в 1921 слом в Гамбурге.

Водоизмещение нормальное 2147 тонн, полное 2424 тонн, регистровое 1278 брт, 575 нрт. Размерения- длина ВЛ 70,6 м, полная 76,35 м, ширина 12,5-14 м, осадка носом 4,98 м, кормой 6,08 м,средняя 5,8м, высота борта 6,98 м
Энергетическая установка-1 вал. 1 горизонтальная паровая машина двойного расширения, 8 цилиндрических котлов "F. A. Egells", Берлин-Моабит (Carola и Olga ), 6 цилиндрических котлов "Märkisch-Schlesischer Maschinenbau & Hütten A. G", Берлин (Marie, Sophie), мощность проектная 2100 л.с. Парусабарк, 1134 -1230 м² (на Olga в 1889, на Carola в 1893 демонтированы. Скорость номинальная 13,5 узлов, на испытаниях Carola 13,7 узлов при 2367 л.с., Olga 13,9 узлов при 2399 л.с.,Sophie 14,0 узлов при 2156 л.с.,Marie 14,0 узлов. при 2129 л.с.. Запас топлива 297 (Carola 218) / до 350 тонн угля. Дальность плавания на 10 узлах 3420 миль, на 14 узлах 1380 миль. Экипаж 269 человек (25 офицеров, 244 нижних чинов), на учебных кораблях Carola-256 человек (10 офицеров, 246 нижних чинов), Olga-275 чел. (10 офицеров, 265 нижних чинов), Marie, Sophie- 298 человек (13 офицеров, 285 нижних чинов (из них 150 юнг)
Вооружение-10 х 1 - 149 мм RK L/22 C/72( 1000 снарядов), 2 х 1 - 87мм/22 RK L/24 C/82[200 снарядов] (на Marie и Sophie 88 мм/30), 6 х 5 револьверных- 37мм/27RV L/30, 2-8 мм пулемёта

Гладкопалубный железно-стальной корпус с цинковой обшивкой днища на тиковой подкладке, 9 отсеков, двойное дно только под машинным отделением.

Carola и Olga- 2 паровых катера, 2 катера, 2 яла, 1 шлюпка

Marie и Sophie- 1 паровой катер, 1 баркас, 2 катера, 2 яла, 2 шлюпки.

1886 год- на Carola добавлен 1 торпедный аппарат

1889 г.- Olga : имела на вооружении только 2 х 1 - 88 мм/27 SK L/30 C/89, 12 револьверных пушек 37 мм, потом- 10 х 1 - 7,9мм/79 пулеметов

1893 г.- Carola : вместо 4 х 1 - 149 мм/20, 2 х 1 - 87 мм/22 , 6 х 5 – 37 мм/17 установлены 2 х 1 - 105 мм/32 SK L/35 C/91, 8 х 1 - 88 мм/27 SK L/30 C/89, 2 х 1 - 50 мм/37 SK L/40 C/92. В 1893 году- 4-6 150 мм/22, 2-105 мм/35, 2-88 мм/30, 2-55 мм/40

1893- Marie ; 1895-Sophie : вместо 2 х 1 - 87 мм/22 установлены 2 х 1 - 88 мм/27 SK L/30 C/27, до 4 х 5 - 37мм/27 RV L/30

1900-1901- Olga - при перестройке в учебный корабль были установлены скорострельные пушки на боевых марсах и увеличены кубрики.

-14
-15

«Карола» прошла испытания по ускоренной программе, всего за две недели. Ее ждали великие дела. 18 октября 1881 года корвет покинул Киль и направился в Австралию, откуда ушла в Апиа на острова Самоа, где заменила канонерскую лодку "Möwe" 15 апреля 1882 года. Новый стационер с германским консулом на борту совершил поход по островам для демонстрации флага и встреч с местными вождями. Кроме того корвет посетил Тонгу, Новую Зеландию и Таити.

По возвращении в Апиа к ней присоединилась канонерская лодка "Hyäne" и с 22 ноября оба корабля направились к архипелагу Бисмарка.

На островах Хермит местные жители убили двух немцев и девять местных сотрудников немецкой компании. Требовалось осуществить правосудие. Был высажен десант, но убийцы успели скрыться. Но немцы уничтожили местные дома и фермы, нашли двух причастных к убийствам и казнили их.

16 января 1883 года «Карола» ушла в Сидней, потом безуспешно искала пропавшую французскую экспедицию на острове Бука. Зато экипаж нашел новую гавань, которая была названа «Гавань Королевы Каролы».

После ремонта в Сиднее корвет получил приказ возвращаться в фатерлянд. 4 августа 1883 он направился домой, но в Кейптауне его перенаправили в юго-западную Африку. Там торговец Адольф Людериц приобрел полосу территории вокруг Ангра Пекена. 18 августа корвет был на месте, став первым немецким военным кораблем, посетившим будущую немецкую колонию в Юго-Западной Африке.

1 ноября 1883 года корвет вернулся в Киль и на два года был поставлен в резерв. За это время его оснастили торпедным аппаратом.

4 мая 1886 года крейсер повторно ввели в строй для службы на Тихом океане. 17 мая он вышел на восток через Суэцкий канал, 14 августа в Гонконге встретился с немецкой заграничной крейсерской эскадрой контр-адмирала Эдуарда фон Кнорра ( корветы "Bismarck" и "Olga"). Затем корабли разошлись по портам показывать флаг. На "Carola" и "Bismarck", посетивших китайский Порт-Артур, появился сыпной тиф у нескольких членов экипажей, лечить которых корабли ушли в Нагасаки.

Здесь Кнорр получил распоряжение перейти к восточному побережью Африки для урегулирования пограничных споров с султаном Занзибара Баргашем ибн Саидом на основании Лондонского договора от 29 октября 1886 года и проконтролировать передачу немцам занзибарских территорий на континенте и исполнение заключенного торгового договора.

-16

«Карола» отстала, ей пришлось ремонтировать машины в Сингапуре. Догнала эскадру она уже в Занзибаре в конце декабре. "Olga", "Carola" и "Hyäne" были направлены Кнорром в Виту, здесь они подняли германский флаг, оттуда корабли перешли в Кисмайо, где забрали арестованного убийцу немецкого исследователя Юльке. Затем германские корабли занялись патрулированием побережья и гидрографическими исследованиями.

1 марта 1887 года эскадра должна была отправится на Самоа, где начались беспорядки, но обострение отношений с Францией на грани войны заставило корабли дежурить в Кейптауне с 15 марта. Здесь вместо Кнорра эскадра получила нового командира- капитана-цур-зее Карла Эдуарда Хойснера, 7 мая эскадру отпустили продолжать свой поход, в начале июня корабли в Сиднее встретили возвращавшийся в Германию на ремонт стационер из Апии "Albatross" и действующий "Adler".

Матросы «Карола» приняли участие в параде, посвященном празднованию 40-летия пребывания на престоле британской королевы Виктории. После завершения ремонта в сиднейских доках три корвета 3 августа отбыли на Самоа, где им предстояло наказать местного вождя Лаупепа за набег на немецких граждан. 25 августа на берег высадился десантный отряд из 500 немцев, они заняли правительственные здания и объявили новым вождем Тамасезе. Лаупепа сдался немецким морякам и его на перекладных ( "Adler" , затем "Albatross") отправили в Камерун в ссылку.

6 января 1888 года эскадра встретила на Восточно-азиатской станции в Гонконге канонерки "Wolf" и "Iltis" и несколько месяцев демонстрировала флаг в ближайших портах. Однако вскоре присутствие кораблей потребовалось в восточной Африке, где по всему побережью началось "арабское восстание" против германских колонизаторов.

"Bismarck", находившийся в ремонте, срочно отправили в Германию, флагманом стала "Sophie". «Кароле» потребовался срочный ремонт машин в Сингапуре и она задержалаась там до 26 июня. За это время с Самоа пришла "Olga".

«Карола» получила информацию о восстании в Уолфиш-Бей в немецкой Юго-Западной Африке в конце июля 1888 года и срочно направилась туда. Но там все было спокойно. В августе 1888 года Хойснера заменил контр-адмирал Карл-Август Дайнхард, прибывший на борту корвета "Leipzig", который стал флагманом эскадры.

«Карола» навела порядок в городе Пангани, центре восстания, обстреляв его и высадив отделение морских пехотинцев. Затем она присоединилась к эскадре,которая занималась блокадой побережья, уничтожая работорговлю между Занзибаром, Аравией и африканским побережьем.

В декабре 1888 года вождь восстания Бушири Бин-Салима со своей армией напал на Багамойо. 24 и 27 декабря «Карола» с моря обстреливала Винди и отправила отряд морских пехотинцев на берег. На море немцами был захвачен парусник доу с 78 рабами. Арабы приняли окрашенный в черное германский корвет за английский ) англичане в их дела не вмешивались) и подпустили его слишком близко.

Кроме того десантная группа с корвета захватила два полевых орудия повстанцев.

Бушири Бин-Салим пытался играть на противоречиях между колонизаторами и обратился к британцам и французам, что заставило немцев заключить с восставшими перемирие на время урегулирования дипломатических проблем.

В начале января 1889 года эскадра усилилась крейсером "Schwalbe" и посыльным судном "Pfeil", зато "Olga" вернулась в Апиа.

В 1889 году в ожесточённых боях близ Багамойо отряды Бушири были разгромлены, он сам взят в плен в результате предательства и 15 декабря 1889 года повешен. Окончательно восстание было подавлено в 1890 году.
Моряки с
«Карола» в составе отряда майора Германа Виссмана 27 марта 1889 года участвовали в оккупации Кундучи при подавлении восстания Абусири. 8 мая десантники с "Leipzig", "Carola" и "Schwalbe" участвовали в штурме лагеря Бушири у Багамойо.

В ходе боев значительная часть команды заразилась дизентерией и корвет 14 мая отправили на отдых и лечение на Сейшельские острова.

Вновь корвет вернулся в воды Восточной Африки 11 июня 1889 года, он нашел и привел на Занзибар три парохода с подкреплением для отряда Виссмана.

8 июля 1889 года десантниками "Leipzig", "Carola", "Schwalbe", "Möwe" и "Pfeil" был захвачен Пангани, а через два дня Танга.

В июле 1889 года в Адене часть экипажа корабля была заменена и затем корвет заменил ушедший в Кейптаун на отдых и ремонт "Leipzig", обязанности командира эскадры временно исполнял командир "Carola" корветтен-капитан Валетте. 8 ноября при участии десантников "Carola", "Schwalbe" и "Sperber" был захвачен Саадани.

Затем корвет сам ушел в Бомбей на капремонт.17 февраля 1890 года корабль вернулся на Занзибар и и.о. начальника эскадры снова Валетте. 28 марта 1890 года был обстрелян Килву Кисивани, с 1 по 4 мая был высажен десант для его захвата. 10 мая был захвачен Линди.

К середине июля 1890 года восстание было подавлено и эскадра значительно сократилась. Также 10 июня 1890 года для кораблей в заграничном плавании германского флота была ведена белая окраска как у англичан. 29 сентября 1890 произошло формальное окончание боевых действий. Германская империя напрямую получила контроль над Танганьикой, Занзибар присоединялся к британской колониальной империи.

9 октября экипаж корвета присутствовал при установке памятника солдатам, погибшим в боях у Танги. В конце года «Карола» была отозвана в Германию. 13 января 1891 года эскадра крейсеров была расформирована, 20 января 1891 «Карола» покинула Занзибар. В Германии ее встречал кайзер Вильгельм II на борту авизо "Greif".

-17

В связи с полным устареванием корабля адмиралтейство приняло решение переоборудовать его в учебно-артиллерийский корабль, так как учебный корабль "Mars" уже не справлялся, растущему флоту империи надо было осваивать бездымный порох и скорострельные орудия.

Корвет переоборудовали на Императорской верфи в Данциге. Рангоут и такелаж были заменены на две тяжелые мачты с боевыми марсами и прожекторными площадками, 15-см орудия были защищены щитами для , добавлены новые 10,5-см, 8,8-см и 5-см орудия, всего было 4 типа пушек. Торпедный аппарат был демонтирован.

В 1893 году корабль был готов и начал службу на Балтике, где использовался либо одиночно либо с "Mars" или тендером "Hay". Корабль регулярно привлекали для участия в маневрах. Зимой корабль с сокращенным экипажем выводили в резерв, иногда совмещая с ремонтом.

На осенних манёврах флота 1896 года корабль входил в группу разведывательных кораблей. В 1897 году "Carola" и "Mars" служили кораблями-мишенями для флота в Северном море, но главным для них в 1897-1899 годах была подготовка артиллеристов.

В сентябре 1899 года корабль повредил руль и встал на ремонт в Киле. В 1900 году "Mars" после аварии был списан и вся нагрузка легла на "Carola", пока 31 октября не вернулась на службу в качестве учебного артиллерийского корабля "Olga". В 1902 году "Carola" прошла капитальный ремонт на Kaiserliche Werft в Вильгельмсхафене . В следующем году в Зондербурге было создано военно-морское артиллерийское училище, и "Carola" на два года перебазировалась туда.

Последний выход с флотом состоялся во время осенних маневров 1904 года, а 10 января 1905 года (по другим данным 4 октября 1905 года) корабль был списан и исключен из военно-морского реестра. В феврале 1906 он был продан на слом за 136 000 марок и в том-же году разобран в Гамбурге.

В 1906 году малый крейсер «Ундина» взял на себя обязанности учебного артиллерийского корабля кайзеровского флота.

-18
они же там же
они же там же
SMS-Carola1890-1891
SMS-Carola1890-1891
-21
-22
учения артиллеристов
учения артиллеристов
Карола
Карола

«Ольга», второй корвет серии, по бюджету проходил как как замена устаревшего деревянного корвета «Аугуста». Верфь «Вулкан» получила заказ на его постройку в конце 1878 года. Киль заложили через год. Крестил корвет при спуске на воду 11 декабря 1880 года вице-адмирал на тот момент Карл Фердинанд Бач. В сентябре 1881 года на Балтийском море начались испытания, а 9 января 1882 года корабль вступил в строй.

1 октября 1882 года корвет был готов к отправке на восточно-американскую базу Имперского флота, 14 октября он покинул Киль с будущим гросс-адмиралом и генеральным инспектором имперского флота принцем Генрихом Прусским на борту. Тогда он, конечно, был вахтенным офицером, простым лейтенантом флота (лейтенантом-цур-зее).

Не совсем простым, в Плимуте у него была встреча с бабушкой. А кто у нас бабушка, спросите вы. И я вам отвечу-королева Виктория.

3 декабря «Ольга» достигла Бриджтауна на Барбадосе, потом был Порт-оф-Спейне ( Тринидад и Тобаго). Пока корвет нес стационерскую службу, принц Генрих нанял пароход "Arthur" для исследования реки Ориноко в Венесуэле. Потом «Ольга» посетила Венесуэлу и Бразилию, где корабль удостоил визитом император Педро II.

На обратном пути корвет снова посетил Плимут, пока корабль ремонтировали, принц снова посетил бабушку. Но уже с приключениями. Под сиденье принца Генриха на вокзалах Паддингтон и Виктория были заложены бомбы. Но обе не сработали.

 Генрих (1862-1929)
Генрих (1862-1929)

В 1884 году корвет включили ​​во вновь сформированную «Западноафриканскую крейсерскую эскадру» контр-адмирала Эдуарда Кнорра («Бисмарк» , «Мёве », «Гнейзенау» , «Ариадна» и «Ольга»), которую обязали обеспечить безопасность проживающих в Западной Африке немцев «…под немецкой защитой…» с помощью дипломатии канонерок. Четыре корвета и транспорт покинули Германию 30 октября. «Ольга» отвечала за Камерун, территорию между дельтой Нигера и Габоном.

Обеспечение безопасности осуществлялось с помощью захвата колоний.18 декабря 1884 года камерунские племена банту-дуала восстали против прогерманского короля Белла и сожгли лояльную немцам деревню. На берег 20 декабря были высажены отряды десантников (около 300 человек) с «Бисмарка» и «Ольги». С «Бисмарка» сняли пару полевых орудий, калибра 8,8 см и 3,7 см, с «Ольги» -одно 88 мм. 22 декабря они штурмом взяли базу повстанцев Иосплатте, вынудив их отступить в мангровые заросли.

Затем вверх по реке десант на «Ольге» совершил карательную экспедицию против туземцев, которые напали на торговый пост Jantzen & Thormählen в Джосс-Тауне (Йоссплатте) и убили немецкого менеджера. Лишь в марте немцам удалось заставить местных правителей выдать убийцу немецкого менеджера, которого тут же казнили.

Уже 22 декабря 1884 десантные группы вернулись на свои корабли, на «Ольге» был один убитый и восемь раненых на оба корабля.

В начале февраля 1885 года «Ольгу» отправили для подавления беспорядков в Того.

Olga высаживает десант в Дуале, 1884 г
Olga высаживает десант в Дуале, 1884 г
Памятник морякам с  СМС Ольги, погибшим в 1884 году в Белльштадте, сегодня Дуала.
Памятник морякам с СМС Ольги, погибшим в 1884 году в Белльштадте, сегодня Дуала.

После 1885 года европейские колонизаторы окончательно поделили Африку, Камерун стал немецким. «Ольга» охраняла новое владение, пока ее не сменила канонерская лодка «Хабихт». 2 апреля 1885 года корвет ушел в Германию.

После капремонта корабль 14 сентября перевели на Западноафриканскую станцию. Однако Германию уже интересовали колонии на восточном побережье и вскоре она оказалась 29 декабря на Занзибаре в «Восточноафриканской крейсерской эскадре» снова под командованием адмирала Кнорра.

9 февраля 1886 года эскадру направили на Тихий океан, где «Ольга» полмесяца исследовала побережье Нового Мекленбурга на острове Новая Ирландия в архипелаге Бисмарка. Из Гонконга эскадру вновь отозвали в восточную Африку. «Ольге» вместе с однотипным «Карола» предстояло патрулировать побережье Витуленда и поднять германский флаг в заливе Манда (на территории современной Кении ) в январе 1887 года. Кроме того надо было добиться экстрадиции убийц немецкого исследователя Карла Людвига Юльке и перевезти их из Кисмайо на Занзибар.

Период обострения франко-германских отношений эскадра переждала в Кейптауне. После разрешения конфликта корабли вернулись в Тихий океан, но корвет в день прибытия в Сидней 9 июня пережил трагедию, внезапно скончался капитан корабля лейтенант-коммандер фон Райхенбах. Командование кораблем принял старший (первый) офицер. Корвет поставили в сухой док для ремонта.

Следующим назначением стали острова Самоа. Здесь шла гражданская война между двумя претендентами на местный престол, началось восстание против немцев, причем американцы тайно поставили оружие восставшим. На Самоа на корвете в августе 1887 года появился новый командир, корветтен-капитан Франц Штраух.

Набег сторонников короля Лаупепа на немецких граждан привел к боевым действиям.25 августа 1887 года Хойснер отправил на берег десантный отряд из 500 человек, чтобы занять правительственные здания на острове. Короля Лаупепу свергли и увезли в ссылку в Африку, а на трон посадили лояльного Тамасесе.

Осенью "Bismarck", "Carola" и "Sophie" ушли в Кайзер-Вильгельмсланд и далее в Китай, а "Olga" и "Adler" были оставлены в Апиа, чтобы предотвратить дальнейшие беспорядки. "Olga" оставалась в Апиа до 27 ноября, пока не ушла патрулировать Германскую Новую Гвинею. В апреле 1888 года её сменила канонерская лодка "Eber", а корвет вернулся к эскадре в Сингапуре 10 июня 1888 года.

Эскадра отправилась в Восточную Африку подавлять арабское восстание. 8 сентября 1888 высаженный с "Leipzig", "Olga" и "Möwe" десант в Танге освободил захваченных повстанцами немецких колонистов, но 19 сентября Адмиралтейство приказало "Olga" вернуться на Самоа.

Самоа
Самоа

Противоречия между Британией, США и Германией по поводу судьбы архипелага и отношения самоанцев к самозваным пришельцам это не изменило. Вождь Матаафа объединил недовольных и сверг Тамасесе. Началась восьмилетняя трехсторонняя гражданская война, где каждую сторону поддерживала великая держава.

Немецкие корабли со своей стороны обстреляли верные Матаафе деревни. Десант с «Ольги» и «Эбер» 18 декабря 1888 года вступил в ожесточённый бой с повстанцами Матаафе у порта Апиа (Первая битва при Вайлеле) и потерпел страшное поражение. Два офицера и 14 солдат были убиты, а один офицер и 38 солдат — ранены.

Все три державы активно поставляли оружие и советников, концентрировали военные корабли. К немцам присоединилась канонерка «Адлер», от англичан прибыл крейсер HMS Calliope, от заинтересованных американцев USS Trenton, USS Vandalia и USS Nipsic. Итого, в гавани Апиа 13 марта 1889 года собралось семь боевых кораблей. Запахло войной.

-29

Однако природа сама все порешала. 13 марта 1889 года на остров обрушился циклон. Корабли работали машинами против ветра, чтобы снизить нагрузку на якорные цепи, но уже утром 14-го шторм унес в дрейф «Адлер», «Эбер» и «Нипсик».

«Эбер» оторвался от якорной цепи и столкнулся сначала с «Ольгой», затем с «Нипсиком», потом шторм отбросил его на коралловый риф, где он и лег вверх килем. Выжили только четверо членов экипажа. «Нипсик» также оторвался и столкнулся с «Ольгой», прежде чем также сесть на риф. «Адлер» был выброшен на берег, погибло 20 моряков. Затем на рифе потерпела крушение «Вандалия». Немецкий барк «Петер Годфруа» и датская шхуна «Азур» тоже погибли. Когда «Каллиопа» начала дрейфовать, ее командир решился на смелый маневр. Он пошел против волн, чтобы вывести корабль из бухты. План удался, мощные машины «Каллиопы» спасли корабль.

Последними в гавани Апиа остались «Трентон» и «Ольга». Германский корвет попытался уйти, пользуясь изменением ветра, но сорванный с якоря «Трентон» понесло к «Ольге». Лейтенант-коммандер фон Эрхардт попытался выброситься на берег, он даже на полной скорости проскочил перед «Трентоном», но бушприт американца задел его. «Ольга» смог выброситься на пляж недалеко от Матауту, что спасло корабль и команду. «Трентон» вынесло на рифы и он погиб. Шторм, погубивший семь кораблей, бушевал до 17 марта.

Зато судьба Самоа решилась без войны, Самоа получило трехстороннее управление, а затем и было физически разделено. По соглашению.

Схема гавани и кораблей в ней во время урагана
Схема гавани и кораблей в ней во время урагана

Германская эскадра, состоящая из корвета «Ольга» (слева), канонерских лодок «Эбер» и «Адлер», в бухте Апиа (гравюра)
Германская эскадра, состоящая из корвета «Ольга» (слева), канонерских лодок «Эбер» и «Адлер», в бухте Апиа (гравюра)

Корабли в гавани Апиа накануне урагана. Рисунок из отчета контр-адмирала Кимберли
Корабли в гавани Апиа накануне урагана. Рисунок из отчета контр-адмирала Кимберли
Olga во время тайфуна на Самоа, рисунок
Olga во время тайфуна на Самоа, рисунок
Olga выброшенная штормом на пляж в Самоа, 14 марта 1889
Olga выброшенная штормом на пляж в Самоа, 14 марта 1889
Olga выброшенная штормом на пляж в Самоа, 14 марта 1889
Olga выброшенная штормом на пляж в Самоа, 14 марта 1889

Самоа, памятник погибшим на Ольге  в 1888 году.
Самоа, памятник погибшим на Ольге в 1888 году.

Samoa_Apia_Hurricane_1889 олга
Samoa_Apia_Hurricane_1889 олга

-38

29 марта пароход Norddeutscher Lloyd «Любек» с помощью самоанцев стащил «Ольгу» на глубокую воду и она смогла своим ходом перейти в Сидней, где ее отремонтировали и отправили домой. «Любек» вместе с выжившими моряками с канонерок сопровождал корвет, который потерял все якоря. Ремонтные работы в Сиднее длились два месяца, и 20 июня «Ольга» ушла в Германию. Однако она вновь столкнулась в Суэцком канале с британским торговым судном и была легко повреждена. Корвет прибыл в Киль 9 сентября и проследовал на Императорскую верфь в Данциге для дальнейшего ремонта.

В Германии «Ольгу» отремонтировали и переоборудовали в учебный артиллерийский корабль для юнг. 150 мм пушки были демонтированы, такелаж сокращен.

25 июля 1893 года «Ольга» начала обучение во время ежегодных учений флота 1893 года. Но после маневров корабль остался ржаветь в Вильгельмсхафене.

31 марта 1897 года «Ольга» была переклассифицирована в крейсер третьего класса, а в ноябре 1897 переведена в Школу при службе охраны рыболовства, чтобы заменить отправленное в ремонт авизо «Zieten». После возвращения в строй «Zieten» 29 марта 1898 года оба корабля некоторое время использовались вместе.

В июле 1898 года «Ольга» была направлена на север, в экспедицию на остров Медвежий и Западный Шпицберген. Официально экспедиция проводилась в океанографических целях и для исследования рыбных запасов по поручению Немецкой рыболовной ассоциации. Лейтенант-коммандер Рихард Диттмер получил задачу по созданию станции для немецких траулеров на острове Медвежий. Но сопровождающие экспедицию ученые ничего не знали об этом задании. Станция укрепила бы германские позиции при разделе арктических пространств.

Экспедиция провела зондирование побережья, опробовала донные тралы и взяла пробу угля. В 1899 году ассоциация морского рыболовства построила приют в Хервиг-Хафене. Однако попытки немцев закрепиться на острове были сорваны частными торговыми интересами Теодора Лернера, который также предпринял в 1899 году экспедицию на Медвежий остров. Активность немцев привлекла повышенное внимание со стороны российского военно-морского флота. В июле 1898 года на острова прибыл российский крейсер и подтвердил права России.

SMS_Olga_1880 Киль
SMS_Olga_1880 Киль

1889 Самоа
1889 Самоа
-41
S.M.S. Olga в доке
S.M.S. Olga в доке

В октябре 1898 года «Ольга» совершила учебный поход до Виго, а после возвращения была выведена в резерв.

В 1900 году корабль передали в артиллерийскую школу и в 1900-1901 годах перестроили в учебное судно на Kaiserliche Werft в Вильгельмсхафене. Тяжёлое оружие было демонтировано, вооружение состояло из двух 8,8-см пушек и десяти 3,7-см орудий. Корабль служил до февраля 1905 года, пока его не сменил легкий крейсер "Nymphe".

«Ольгу» исключили из военно-морского реестра 29 марта (по другим данным 22 июня) 1905 года, продали на слом в марте 1906 года за 136 тысяч марок и разобрали в Гамбурге в 1908 году.

-43
Olga в качестве учебного корабля, 1890-е
Olga в качестве учебного корабля, 1890-е

-45
-46
Учебный корабль Olga
Учебный корабль Olga
-48
-49
-50
Учебный корабль Olga
Учебный корабль Olga

«Софи» была заказана императорской верфи в Данциге в 1879 году под индексом "Korvette F" (т.е. для увеличения флота). Киль был заложен в январе 1880 года, торжественную речь при спуске на воду произнес контр-адмирал Отто Ливониус. 10 августа 1882 года "Sophie" приступила к ходовым испытаниям.

После небольших учений в составе учебного отряда ее 18 декабря 1882 года вывели в резерв в Вильгельмсхафене. Только 2 октября 1883 года корвет расконсервировали для заграничного похода.

На тот момент адмиралтейство германского флота во главе с генералом Лео фон Каприви использовало схему, согласно которой оборону колоний несли канонерские лодки, для быстрого реагирования имелся небольшой летучий отряд, а основная часть кораблей экономно находилась в резерве.

«Софи» покинула Вильгельмсхафен 14 октября вместе с корветом «Принц Адальберт». 27 октября в Генуе к ним присоединилось авизо «Лорели». Приняв на борт кронпринца Фридриха Вильгельма небольшая эскадра ушла в Испанию. После того как кронпринц завершил визит в Испанию, его вернули в Геную, а кораблям выдали новые задания.

«Софи» сперва получила назначение в Восточную Азию, но практически сразу ее заменили на Западную Африку, где шло освоение будущих немецких колоний. Там село на мель немецкое торговое судно, оно было разграблено аборигенами, а вся команда убита. Одновременно нападениям подверглись немецкие торговые станции.

По пути корвет остановился у руин Гросс-Фридрихсбурга, столицы старого Бранденбургского Золотого Берега, основанного в 1680-х годах(1693). Немцы зарисовали развалины и откопали шесть старинных пушек, одну из которых взяли с собой (сейчас в берлинском зале славы).

Командир корабля корветтенкапитан Вильгельм Штойбенраух получил инструкции избегать агрессии и действовать внешним видом и переговорами.

На территории Того сложился союз племен, стремившийся к изгнанию немцев. В феврале 1884 года корвет прибыл на место и Штойбенраух приступил к переговорам. Не все вожди согласились на урегулирование и антигерманские инциденты продолжались.

Пришлось нарушать инструкцию. 5 февраля 1884 года на берег высадился десант из 150 человек для защиты немецкого торгового поста в Малом Попо. Враждебно настроенные вожди в количестве 15 человек были арестованы и доставлены на борт «Софи». Здесь они быстро поменяли свои убеждения, поклялись в любви к кайзеру, но троих немцы себе на память все-таки оставили. Трое вождей были доставлены в Германию, показаны в Берлине, Гамбурге и Киле, а затем вернулись в Того.

Затем, в районе Большого Попо Штойбенраух обсудил проблемы с губернатором британского Золотого берега на борту британского корвета и достиг договоренности с вождём Большого Попо. Попытки британского чиновника оспорить правомерность германских действий встретили решительный отпор и британцы уступили. Так начиналась германская колония в Того.

Togo_land_1885
Togo_land_1885

Каприви похвалил Штойбенрауха за решительные действия и приказал корвету вернуться в Германию для ремонта. 30 марта 1884 года корабль встал на якорь в Вильгельмсхафене.

В связи с появлением в Кайзерлихмарине новых кораблей «Софи» к маю 1884 года подготовили для обучения кадетов и назначили флагманом учебной эскадры контр-адмирала Викеде (Wilhelm von Wickede). В состав эскадры вошли корвет "Nymphe", старый парусный фрегат "Niobe" и бриги "Undine и Rover".

Во время больших учений 1884 года между устьем Везера и Вильгельмсхафеном между корветом и передним мателотом 3 сентября попытался проскользнуть пароход Norddeutscher Lloyd «Гогенштауфен» и ...в 13-40 протаранил левый борт «Софи». Корвет был сильно повреждён, в корпусе образовалась большая пробоина от верхней палубы до уровня угольного бункера. Команда быстро остановила затопление, а броненосец "Württemberg" на буксире привел его обратно в Вильгельмсхафен.

16 сентября корвет встал на ремонт, продлившийся до апреля 1885 года. С 9 мая корвет вместе с корветом "Stein" возобновил учебные походы, на этот раз в Скандинавию.

После маневров 1885 года корвет в составе эскадры коммодора Стензеля (Stein, Moltke и Ariadne) 13 октября 1885 года отправился в учебный поход в Вест-Индию. После учений 1886 года временная учебная эскадра посетила Лиссабон.

В Лиссабоне «Софи» получила приказ присоединиться к постоянной заграничной эскадре крейсеров коммодора Карла Эдуарда Хойснера, которая тогда находилась в Германской Восточной Африке. Кадетов перевели на "Stein" в обмен на обученных матросов и 14 декабря 1886 года корвет в Занзибаре настиг эскадру.

Эскадра должна была гарантировать переход отдельных занзибарских "окон побережья" под немецкое управление и вступление в силу заключенного в прошлом году торгового договора, урегулировать разногласия с султаном бин Саидом. После выполнения задачи корабли занялись гидрографическими исследованиями.

После мартовского 1887 года кризиса в отношениях с Францией, когда эскадра дежурила в Кейптауне, готовая выступить на защиту западноафриканских колоний, «Софи» откомандировали на Тихоокеанскую станцию. В Сиднее моряки отметили 40 летие королевы Виктории на британском престоле и направились на Самоа, где шла гражданская война и переплетались интересы Англии, США и Германии.

В декабре 1887 года «Софи» посетила архипелаг Бисмарка, затем Гонконг, где прошла капитальный ремонт. Там же 16 марта 1888 года командир корвета капитан-лейтенант Виктор Кохиус умер от тифа. В Гонконге произошло соединение эскадры, которая совместно посетила несколько портов Восточной Азии.

9 июня 1888 года эскадру срочно вызвали в Германскую Восточную Африку, где произошло "арабское восстание" населения побережья, «Софи» стала флагманом.В Сингапуре 10 июня 1888 года к эскадре присоединилась также прибывшая с островов Самоа «Ольга».

Эскадра из однотипных корветов "Sophie", "Carola" и "Olga" прибыла на Занзибар 29 июня 1888 года.

19 августа в Аден к ожидающей эскадре прибыл новый командующий адмирал Карл Август Дейнхард. Позже прибыл новый корвет «Лейпциг». «Лейпциг» стал флагманом. а эскадра занялась повстанцами.

22 сентября 1888 года «Софи» обстреляла Микиндани (Кения) и Линди в Германской Восточной Африке. Там были спасены служащие немецкой компании DOAG (Deutsch-Ostafrikanische Gesellschaft), ускользнвшие от восставших на лодках. 27 октября корвет высадил десант на берег в устье реки Кингани. Через три дня в Винди состоялась очередная десантная операция. С 28 ноября по 1 декабря Дайнхард с борта «Софи» руководил блокадой побережья.

Командование планировало отправить корвет на Тихий океан, но он повредил машину на переходе из Адена. В середине января 1889 года «Софи» отправилась в Дар-эс-Салам, где 25 января 1889 года при попытке высадить солдат морской пехоты для охраны городка встретила серьезное сопротивление. 3 марта произошёл бой с участием десантных групп с крейсеров «Лейпциг» и «Софи» в Багамойо. Лейтенант-цур-зее фон Бредову с «Софи» удалось арестовать "вали" (губернатора) в Линди.

Страшнее пуль повстанцев оказался климат. Старший офицер и командир десантной группы капитан-лейтенант Ландферманн умер от теплового удара, а командир корабля заболел. Командование корветом временно принял старший офицер с «Лейпциг».

Еще одна беда пришла с Тихого океана. Циклоном в марте 1889 года была уничтожена база на Самоа, две канонерские лодки были потоплены, корвет «Ольга» тяжело поврежден. «Софи» срочно отправили на замену.

Корвет прибыл в Апиа 25 июня 1889 года, его встретил единственный оставшийся немецкий военный корабль в Тихом океане, канонерская лодка "Wolf", которая привезла короля Лаупепа из ссылки. Он оказался меньшим из зол. «Софи» отсалютовала возвращению короля Самоа к власти.

14 декабря 1889 года в Апиа прибыл корвет «Александрин» и «Софи» смогла уйти в Сидней для накопившегося ремонта.

Завершив ремонт 25 января 1890 года корвет направился на архипелаг Бисмарка, где посетил остров сэра Чарльза Харди, чтобы наказать местных жителей, ограбивших и убивших немецкого торговца.

22 марта в Гонконге «Софи» с «Лейпциг» заново создали восточно-азиатскую крейсерскую эскадру. В этот раз удалось посетить Сингапур и Сидней, порты Южного Китая и Новую Зеландию. Завершила поход эскадра в Апиа на Самоа.

10 июня 1890 флотом была принята белая окраска для кораблей в заграничном плавании.

«Софи» посетила Маршалловы острова, Гонконг, несколько китайских и японских портов.

В это время в Чили началась гражданская война 1891 года и с Китайской станции в Чили для наблюдения германское командование отправило три корабля, в том числе и наш корвет. Флагманский «Лейпциг», известный как "пожиратель угля" 97 часов пришлось вести на буксире. Корабли прибыли в Вальпараисо 9 июля. 28 августа на берег для защиты местных немцев был высажен десант в 300 человек, который вместе с британцами с с корвета «Чемпион» взяли под охрану кварталы с иностранцами. Захват повстанцами Вальпараисо сопровождался кровавыми инцидентами. Повстанцы обстреляли правительственный минный крейсер «Альмиранте Линч» и спасавшихся с него людей. Его командир Хуан Фуэнтес и большая часть экипажа бежали на рядом стоявший «Лейпциг».

В общей сложности 82 лояльных правительству чилийца укрылось на немецких кораблях. Немцы договорились с повстанцами о свободном выводе чилийских унтер-офицеров и солдат с кораблей эскадры. Офицеры, в том числе последний командующий проправительственными чилийским флотом вице-адмирал Оскар Вье-и-Торо, спаслись на «Софи», которая доставила их в ссылку в Моллендо ( Перу ).

По окончании войны корабли прошли ремонт в Кейптауне, затем в Восточную Африку и потом в Восточную Азию, кроме «Софи», которую в июне вернули из Африки в Германию.

Она прибыла в Вильгельмсхафен 24 июля 1892 и 6 августа была переведена в Данциг, где 13 августа 1892 была списана в резерв.

В июле 1895 года корвет решили перевести в учебные корабли. В Вильгельмсхафене началось переоборудование, а 9 апреля 1897 года корабль официально переклассифицировали в учебный. 1 января 1898 года он вошел в строй в новом качестве. Его вооружение с 1898 года 2 скорострельных пушки 8,8 см L/30 и 12 скорострельных орудий 3,7 см Гочкис.

Корабль возил курсантов по Балтике, Южной Атлантике в 1898-1899 годах. Но далее он уже не использовался, его сменил большой корвет «Гнейзенау».

«Софи» стоял в резерве до 21 мая 1908 года, когда ее вычеркнули из списка военных кораблей и впоследствии использовали как жилой блокшив (плавказарма) в Вильгельмсхафене.

1 августа 1914 года, после начала Первой мировой войны, он был переведён на остров Гельголанд и оставался там до 1916 года, после чего его отбуксировали в Эмден, где он использовался как плавказарма при 2-й флотилии подводных лодок. После войны, 7 июля 1920 года корпус был продан и в следующем году разобран в Гамбурге.

Sophie в Киле в домашней окраске. Предположительно 1892
Sophie в Киле в домашней окраске. Предположительно 1892
Sophie в Веллингтоне, Нов. Зеландия
Sophie в Веллингтоне, Нов. Зеландия
Sophie в Пуэрто Мадера
Sophie в Пуэрто Мадера
-56
-57
-58
-59
Sophie у Фридрихсбурга
Sophie у Фридрихсбурга
-61

«Мари» (S.M.S. MARIE) была запланирована в бюджете как замена корвета «Винета». Впервые частная верфь из Гамбурга ("Reiherstieg") получила контракт на постройку военного корабля для Кайзерлихмарине. Закладка произошла в 1880 году, при спуске на воду торжественную речь произнес мэр Гамбурга Густав Генрих Кирхенпауэр. 20 августа 1882 года корабль был передан флоту, а 12 сентября 1882 года он был переведён в Вильгельмсхафен, где на него установили артиллерию. Официально его ввели в строй 1 мая 1883 года.

17 мая 1883 года корвет вышел из Вильгельмсхафена и направился в Южную Америку на замену корвета «Мольтке». 2 июня он застал предшественника в Пунта-Аренас в Чили. Затем корвет забрал членов немецкой экспедиции первого Международного полярного года с острова Южная Джорджия и доставил ученых в Монтевидео. Оттуда они добрались до Германии на пароходе HSDG "Persepolis".

10 октября корвет покинул Монтевидео и через Магелланов пролив ушел в Тихий океан. 20 ноября «Мари» прибыла в Вальпараисо. В регионе только закончилась Вторая Тихоокеанская война. В Южной Америке корвет находился до сентября 1884 года.

17 сентября находившийся в Кальяо корабль получил приказ перейти на Самоа, где его прибытие помогло уговорить короля Самоа передать гамбургской торгово-промышленной компании (DHPG) контроль над самоанским казначейством и полицией. 14 ноября корвет перешел в другой регион германских колониальных интересов, в Микронезию. Здесь он сменил в Матупи в Ной-Поммерне корвет «Элизабет», который ушел в воды Восточной Азии.

26 ноября 1884 года при переходе к Новому Мекленбургу «Мари» налетела на риф. Три дня экипажу пришлось разгружать корабль, чтобы он смог сойти на воду. Повреждений корвет получил много- был сломан руль, вышли из строя винт и вал, были затоплены кормовые отсеки.

4 января 1885 года смогли перевести в гавань на ближайшем острове Нуса для срочного ремонта. Одновременно шлюпку с 12 моряками отправили на остров Миоко в 200 милях с сообщением об аварии. Через два дня шлюпку встретила канонерская лодка «Хиене», которая направилась к месту катастрофы на помощь. 1 февраля к ним присоединился пароход «Самоа» с грузом продовольствия.

К 7 марта корвет был готов к выходу в море и на буксире «Хиене» начал переход в Австралию. 16 апреля корабли добрались до залива Кеппел, где корвет «Штош» взял аварийный корабль на буксир и довел его до Сиднея. Ремонт в сухом доке шел с 6 мая по 29 сентября, по завершении корвет ушел в Вильгельмсхафен, где после прибытия 9 февраля приступил к капитальному ремонту.

После ремонта корабль находился в резерве, пока в конце 1892 года не был возвращен в строй чтобы сменить «Софи» в составе постоянной крейсерской эскадры.

Но пока «Мари» вышел из Вильгельмсхафена 17 декабря 1892 года, пока он посетил Южную Америку, прибыв в Вальпараисо 26 марта 1893 года, крейсерская эскадра уже была расформирована.

«Мари» остался в Южной Америке, до января 1894 года посетив порты западного побережья. Потом в Бразилии началось Восстание флота («Револта да Армада») и корвет отправили туда. С февраля по апрель у бразильских берегов несли службу три корвета германского флота-«Александрин», «Мари» и «Аркона». Затем корабли направили в Восточную Азию, где начинался конфликт Китая и Японии из-за Кореи. «Мари» задержалась из-за проблем с машиной.

В итоге Станция Восточной Азии была воссоздана лишь 25 ноября, уже в разгар китайско-японской войны. Флагманом стала «Аркона». В середине февраля 1895 года станция была усилена новым крейсером «Ирен».

В ходе наступления японских войск с европейских кораблей были высажены десанты для защиты иностранных граждан. С «Мари» также выделялась десантная партия, которая до 12 февраля несла службу на берегу.

В июне на станцию прибыл новый крейсер "Prinzess Wilhelm", после чего «Мари» направилась в Германию.

Однако в пути, в Порт-Саиде, корабль получил распоряжение присоединиться к посланной в Танжер (Марокко) корабельной группе. Группа обеспечивала поддержку германских требований после убийства берберами двух немецких торговых агентов. 20 августа власти Марокко согласились на немецкие требования, три корабля отряда (броненосец «Хаген», крейсера «Кайзерин Августа» и «Штош») ушли в Германию, «Мари» осталась контролировать исполнение соглашения.

В начале сентября 1895 года немецкие требования были исполнены, корвет ушел в Германию и 16 сентября прибыл в Киль. Здесь корвет вывели из эксплуатации, а 9 апреля 1897 года он был зачислен в учебное подразделение резерва. Планировалось стандартное переоборудование, но его стоимость посчитали слишком высокой.

На вооружении корабля были в 1904 году четыре скорострельных пушки калибром 15 см, восемь скорострельных пушек калибром 8,8 см, две скорострельных пушки калибра 10,5 см и две скорострельных пушки калибра 5 см.

В результате 29 октября 1904 года крейсер исключили из военно-морского регистра, и в 1909 продали на слом в Штеттине за 116 000 марок.

-62
-63
-64

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам