Трудно найти корабль с более замысловатой судьбой,влиянием на мировую историю и насыщенной событиями биографией, чем второй крейсер типа "Мольтке".(Тыц!)
"Гебен"SMS "Goeben" Заложен 28.08.1909( Ваннер указывает дату закладки киля — март 1909 г.; Гильдебранд и Грёнер — 12 августа 1909 г.; Конвэй и Кэмпбелл — 28 августа 1909 г. ),спущен на воду 28.03.1911,вступил в строй 2.07.1912, с 1918 "Jawus Sultan Selim" Турция, с 1936 "Yavuz", в 1964 исключён, в 1973/76 слом.
* А́вгуст Карл Фридрих Христиан фон Гёбен (нем. August Karl Friedrich Christian von Goeben, 10 декабря 1816, Штаде — 13 ноября1880, Кобленц) — прусский генерал времен франко-прусской войны 1870—1871.
"Moltke" отличался дополнительными носовыми мостиками и формой задней трубы. Передняя труба сперва была без колпака, но он вскоре был добавлен, что бы уменьшить задымление мостика. "Goeben" сразу был с колпаком на передней трубе, а задняя была без кожуха и несколько выше.
С 1914 "Moltke", а с 1916 "Goeben", получили наблюдательные посты артиллеристов на обоих мачтах. На "Goeben" в 1915 сняли две 150 мм пушки из средних казематов для отправки на сухопутные позиции в Дарданеллах, как оказалось, навсегда. В 1915-1916 постепенно сняли все 8,8-см пушки, на задней надстройке вместо них на "Moltke" установили 4 зенитки, позже сократив их количество до 2, на "Goeben" наоборот, сперва было 2 зенитки, позже 4. В 1916 г. на обоих кораблях сняли противоторпедные сети, а на стенках башен разместили спасательные плоты.
К концу войны на "Goeben" угол возвышения 280-мм орудий был увеличен до 22,5°, что увеличило дальность ведения огня до 23000 м (124 каб.). Английские источники приводили цифру 21600 м (117 каб.), вероятно, имея в виду дальность стрельбы "Goeben" с изношенными стволами орудий. Увеличение угла возвышения орудий предназначалось для нейтрализации превосходства артиллерии русского линкора "Императрица Екатерина" в условиях хорошей видимости, типичной для Черного моря. Двенадцать 305 мм орудий линейного корабля "Императрица Екатерина" могли вести огонь до дистанции 25700м (139 каб.) при угле возвышения стволов в 25°
Вскоре после вступления в строй "Goeben" вместе с легким крейсером "Breslau" вошел в состав Средиземноморской эскадры. В 1912 началась первая Балканская война(Сербия,Болгария,Греция и Черногория против Турции) и германское правительство решило усилить свое присутствие в зоне боевых действий и морально поддержать дружественный Стамбул.Когда болгары подошли к Стамбулу западные державы высадили для поддержки турок около 2500 бойцов. В т.ч. с "Гебена" на берег сошло 450 человек при 6 пулеметах. После заключения перемирия иностранцы вернулись на свои корабли. 25-27 марта 1913 в сопровождении "Гебена" из Салоник в Пирей было доставлено тело убитого террористом греческого короля Георга 1-го.
В 1913 для контроля за "Гебеном" англичане создали Мальтийскую эскадру из трех линейных крейсеров "Indefatigable", "Indomitable" и "Inflexible" . Правда догнать "Гебен" со своими 24 узлами против его 28 они при всем своем желании не могли.
27 марта "Гебен" сопровождал императора с супругой из Венеции на Корфу,до 4 мая там и оставался,потом отконвоировал яхту монарха в Геную.
Убийство в Сараево застало "Гебен" в Хайфе.Контр-адмирал Сушон решил переждать кризис в австрийской Поле-заодно подремонтироваться-возникли проблемы с машиной. В июле 1914 г., по свидетельству Сушона, " Гебен" мог давать только 24 узла, да и то ненадолго. Прервав ремонт "Гебен" и "Бреслау" вышли в море для подготовки к военным действиям. Их целью было-помешать переброске 19 корпуса из Алжира во Францию. Но 4 августа в связи с нейтралитетом Италии и желанием Турции вступить в войну из Берлина приказали следовать в Константинополь.
На поиски же "Гебена" приказом от 2 августа с Мальты были отправлены два линейных крейсера британцев-чтоб с началом войны уничтожить немецкие корабли.
4 августа 1914 в 6-00 утра "Гебен" под русским (!!!!) флагом обстрелял алжирское побережье выпустив 43 снаряда (по другим данным - тридцать шесть 15-см снарядов) В результате этой операции на три дня была задержана отправка французских подкреплений в метрополию. .
Из Тулона на поиски немцев ушли три эскадры,но очень сильно разминулись.Англичане же разделили силы-два линейных крейсера ушли к Гибралтару,а "Inflexible" с легким крейсером "Weymouth" и тремя эскадренными миноносцами занял позицию в Мальтийском проливе.
На немцев напоролись спешащие к Гибралтару "Indefatigable" и "Indomitable" ,но безуспешно курсирующим поблизости французам об этом не сообщили. Немцы пошли на восток,параллельно шли британцы.Пушки были по-походному-но с максимальной готовностью открыть огонь.До истечения срока ультиматума до полуночи 4-5 августа Адмиралтейство стрелять запретило. Немцы тем временем вовсю кочегарили,пытаясь оторваться-от перегрузки из строя вышло три котла,а в угольной яме от переутомления скончался один из матросов.В итоге англичане шли на 22 узлах,"Гебен" выжимал 23. К вечеру англичане потеряли из виду германские корабли.
С почти пустыми угольными ямами немцы дошли до Мессины-где загрузились углем с немецкого парохода ,а кроме того, в порту стоял английский угольщик с углем, погруженным для германской фирмы Штиннеса, и английский капитан ничего еще не знал об объявлении войны Англии. Немцы напоили его, и, несмотря на бессильные протесты местного английского консула, стремительно перегрузили уголь и с него.Мнения о дальнейших действиях в Морском штабе разделились,но Сушон проявил инициативу-и рванул к Константинополю.Союзники же пытались перекрыть ему вход в Адриатику и выход через Гибралтар одновременно.
Сушон привел корабли в Дарданеллы 10 августа ,хотя турки еще тянули время,ожидая завершения мобилизации и не хотели принимать германские корабли. Щекотливая ситуация была улажена германским послом- 16 августа оба корабля были куплены турецким правительством и получили новые имена-"Гебен"- "Jawus Sultan Selim" ,"Бреслау"- "Midilli" . Иностранным посольствам турецкие власти объяснили: "Гебен" и " Бреслау" они купили у Германии взамен реквизированных Великобританией строившихся турецких дредноутов. В тот же день контр-адмирала Сушона назначили командующим турецким военно-морским флотом. Вторым флагманом был назначен турецкий контр-адмирал Ариф-Бей. Немецкие офицеры были командированы на турецкие корабли, турецкие на оба немецких. На кораблях сохранялся немецкий экипаж.
"Гебен" под турецким флагом- в следующей статье. Ибо это совсем другая история....
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам