Из 12 больших эсминцев со 150 мм пушками по германской программе 1916 года заказ на три корабля достался верфи "Вулкан" в Штеттине. Так же как "Шихау", ей удалось полностью достроить один эсминец,два других,спущенных на воду в 60 и 75% готовности,разобрали на металл после поражения Германии.V116 стал вторым построенным суперэсминцем после S 113 "Шихау" и последним эсминцем,введенным в состав кайзеровского флота. Конструкторам была поставлена задача создать суперэсминец,способный выдержать бой с любым эсминцем противника ,включая новейшие британские лидеры,а при необходимости и с легкими крейсерами. Для этого корабли получили небывалое для эсминцев вооружение- 4 150 мм орудия,4 новых 600 мм торпедных аппарата и проектную скорость в 34 узла.
Только послужить фатерлянду новому суперэсминцу не удалось.При разделе флота побежденной Германии новейший корабль достался Италии и до конца 30-х годов служил королю и Муссолини. Опыт эксплуатации трофейного эсминца помог итальянцам спроектировать собственных лидеров.
SMS V-116 заложен 1916,спущен на воду 3 марта 1918,вступил в строй 31 июля 1918
V-117 заложен 1916 ,спущен на воду 4 мая 1918 .не достроен (разобран в 75 % готовности)
V-118 заложен 1916 ,спущен на воду 6 июля 1918 .не достроен (разобран в 60 % готовности)
Водоизмещение 2060 т (проектное) 2360 т (в полном грузу) .Длина 107,5 м (наибольшая) .Ширина10,46 м (наибольшая) .Осадка 4,52 м (в службе).Двигатели-2 паровых турбины АЭГ Вулкан, 4 котла,55 300 л. с. (максимальная) .Скорость хода 35,2 узлов (максимальная при пробеге 4—6 миль) .Дальность плавания 2500 миль на 20 узлах .Экипаж 176 -189 человек. (в том числе 8 офицеров) .Вооружение- 4x1 150-мм АУ . Минно-торпедное вооружение -4 600-мм ТА, 40 мин заграждения
с 1920 года:
- 2 - 40 мм L / 39 Vickers Terni guns M.1917
- 2 - 6,5 мм пулеметы L / 80
1932: немецкие торпедные аппараты демонтированы ,вместо них установлены:
- 1 - 120 мм L / 15 OTO орудие
- 1 × 2 450 мм торпедных аппаратов
Стальной корпус был разделен на 13 водонепроницаемых отсеков. Четыре паровых котла, работающих на мазуте, две турбины AEG, мощностью 45 000 лошадиных сил на двух винтах при максимальной скорости 34,5 узла. Вооружение состояло из четырех скорострельных 15-см- L / 45-UToF C 16 пушек в одинарных установках. Увеличение калибра с 10,5 см до 15 см фактически привело новый тип к линейке британских легких крейсеров, основная артиллерия которых состояла из 15,2 см орудий. Напротив, у сопоставимых британских эсминцев были пушки 12 см в стандартной комплектации. Кроме того, V 116 был оснащен двумя поворотными 60-сантиметровыми двойными торпедными комплектами, причем передний часть располагалась между двумя дымоходами, а задний - между двумя рубками. На борту были четыре запасных торпеды.
До конца войны 1918 года эсминец входил во вновь созданную XII. Минную флотилию, затем в« Железную флотилию » - добровольное объединение бывших членов Имперского флота под надзором Адмиралтейства Временного имперского флота . V-116 после заключения перемирия долгое время отстаивался в бездействии. Так как разделу подлежали только корабли, числящиеся в списках флота, немецкое командование надеялось, что он не будет включен в список кораблей, подлежащих разделу, поэтому долго не зачисляло его в боевой состав. Хитрость не удалась. После затопления германского флота 21 июня 1919 года в Скапа-Флоу союзники потребовали от Германии сдать дополнительные корабли взамен затопленных. В это число помимо гражданских кораблей вошли и оставшиеся современные крейсеры и эсминцы. 1 августа 1920 года V 116 пришлось официально зачислить в списки Reichsmarine. А уже 16 августа 1920 года он был передан итальянскому экипажу. V 116 был одним из трех эсминцев Имперского флота, которые поступил на вооружение Королевского итальянского флота ( Regia Marina ). Другие корабли - SMS B 97 (1915, 1374/1843 т) и SMS S 63(1916, 919/1170 т), под именами Cesare Rossarol и Ardimentoso до середины 20-х служили Италии.
V 116 оставался на вооружении итальянского флота до 1937 года под названием Premuda . Он получил название в честь югославского острова Премуда под Задаром . Около него торпедным катером MAS командира Луиджи Риццо 10 июня 1918 года был потоплен австро-венгерский дредноут Сент-Иштван . Риццо был возведен в графы Градо и Премуды, в Италии многочисленные улицы были названы в честь Премуды, а 10 июня стал «Днем военно-морского флота Италии».
Сперва Premuda был классифицирован как эскадренный миноносец (Cacciatorpedeniere), однако 1 июня 1921 года корабль был переведен в класс легких разведчиков (Esploratori leggeri) и только в 1938 году его вновь вернули в эскадренные миноносцы. "Premuda" был достаточно новым кораблём, поэтому первоначальные изменения, сделанные на нем в итальянском флоте, носили незначительный объем. В основном целью этих изменений было приспособление немецкой техники под итальянские стандарты. Оно коснулось навигационного оборудования (включая компасы), прожекторов, компрессоров и насосов, различного электрооборудования и систем управления огнем.Артиллерийское вооружение было сохранено, однако для отражения авиационных атак были добавлены два одноствольных 40-мм/39-калиберных автомата "Breda" Vickers Terni . Их установили на специально оборудованных площадках на кормовой надстройке на траверзах грот-мачты. Также к вооружению корабля добавили два переносных пулемета "Colt" калибром 6,5 мм. По штатному положению они размещались на кормовой надстройке позади орудия №.3. Были также смонтированы специальные устройства для использования параванов типа "Ginocchio" (корабль был снабжен двумя комплектами), на корме разместили аппаратуру для постановки дымовых завес.
Корабль отправили служить в Константинополь в «Дивизион дель Леванте».
Во время инцидента на Корфу , после убийства итальянской пограничной комиссии на греко-албанской границе, Премуда был в составе итальянской эскадры,которая 30 августа 1923 года расстреляла «крепость» острова, фактически только лагерь беженцев. Итальянцы оккупировали Корфу до конца сентября.
В дальнейшем « Премуда» служил в итальянском флоте в Тирренском и Адриатическом морях , но в основном в Эгейском море . Во время текущего ремонта в Поле в апреле-октябре 1932 года на корабле был произведен тщательный осмотр по поводу его состояния и возможности дальнейшей эксплуатации. Было решено, что "Premuda" еще достаточно крепкий и боеспособный корабль, но требует некоторой модернизации. Поэтому помимо ремонтных работ на нем были произведены и перестройки. Прежде всего, были демонтированы оба торпедных аппарата немецкого производства, так как пополнять запас немецких торпед калибром 600 мм было неоткуда. На месте носового был смонтирован 2-трубный аппарат итальянского производства для торпед калибра 450 мм. На месте кормового аппарата было сооружено жилое помещение для размещения офицеров штаба при выполнении функций флагманского корабля. На крыше этого помещения была установлена 120-мм/15-калиберная гаубица для стрельбы осветительными снарядами.
В апреле 1938 года эсминец был выведен из активной службы в резерв. 5 сентября того же года корабль был переклассифицирован в эсминец (cacciatorpediniere) , но после нового освидетельствования признан неподходящим для дальнейшей службы и 1 (по другим данным 16) января 1939 года исключен из списков флота. В том же году он был разобран на металл
ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИЗВЕДЕННЫЕ НА ЭСМИНЦЕ В ПЕРИОД ЕГО СЛУЖБЫ В ИТАЛЬЯНСКОМ ФЛОТЕ. 1. Позиции 40-мм зенитных автоматов "Breda" (1921). 2. Аппаратура постановки дымовых завес (1921). 3. Новый торпедный аппарат итальянского производства калибра 450 мм (1932). 4. Жилое помещение с установленной на крыше 120-мм гаубицей (1932). 5. Штатная позиция переносных 6,5-мм пулеметов "Colt"
Эффективность более тяжелых пушек на эсминцах не была подтверждена боевым опытом.Более того,на германских эсминцах типа "Нарвик" третьего рейха пушки 150 мм калибра оказались слишком тяжелыми и неудобными,а их скорострельность слишком низкой для задач,решаемых эсминцами.Опыт скорее негативный.
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам