Найти тему
Морская коллекция

Канонерские лодки. Последний прыжок. «Пантера»

Оглавление

После того как в 1871 году прусский король Вильгельм I в Версальском дворце провозгласил создание Германской империи и стал первым императором Второго рейха, у немцев оставался еще один незакрытый гештальт- получить достойную германского рейха долю колониального пирога. Увы, к этому времени самые лакомые куски были уже приватизированы более ранними империалистическими хищниками. Немцам пришлось занимать остатки свободных земель в Африке, хватать "плохо лежащие" острова в Тихом океане, столбить свои права в ослабленном Китае.

Флот Германии рос вместе с ее аппетитами, пополняясь новыми крейсерами и канонерскими лодками для заморской службы. Немцы достаточно быстро освоили нехитрую колониальную науку и перед Первой мировой войной построили шесть канонерских лодок типа «Ильтис», ставших вершиной германского колониального судостроения.

Формально канонерки были однотипными, но их постройка на трех разных верфях привела к значительным отличиям друг от друга. Отличия одной подгруппы от другой касались конструкции корпуса, силовой установки, состава вооружения и, в конечном итоге, внешнего вида. Первая пара лодок, «Ильтис» и «Ягуар», построенные F. Schichau-Werke в Данциге, уже рассматривались ранее.

Все канонерки этого типа обладали хорошей маневренностью и мореходностью, неплохо ходили под парусами. Первые два корабля имели таранную носовую часть, остальные — прямой форштевень. Последняя пара канонерок этого типа, «Пантера» и «Эбер», строилась на Kaiserliche Werft Danzig и A.G. Vulkan, Штеттин. К этому времени немецкий инженер Шульц доработал котлы Торникрофт и котлы Шульца-Торникрофта были приняты в качестве стандартных для германского флота и получили название котлов "военно-морского типа". Канонерки получили по четыре таких котла.

Последние две единицы серии предназначались для службы на африканских и американских станциях. Для улучшения мореходности размеры кораблей были немного увеличены. Размеры кораблей выросли, что позволило вдвое увеличить запас топлива и примерно на 10% увеличить дальность плавания (на 400 миль). На ходовых испытаниях «Пантера» смогла развить лишь 13,7 узлов, но «Эбер» показал скорость в 14,3 узлов.

Канонерки второй и третьей серии с переходом на вертикальные машины получили гораздо более высокий гласис над машинным отделением. Также на кораблях стало по 10 водонепроницаемых отсеков вместо 11 за счет одного из машинных отделений.

Осадка в целом сохранялась на уровне головного корабля с небольшими изменениями, что позволяло использовать канонерки на мелководном побережье и на больших реках.

Вооружение на второй и третьей сериях стало мощнее-две 102 мм вместо четырех 88 мм. Кроме того третья серия имела четыре пулемета вместо шести, только те, что стояли под крыльями мостика.

На двух последних кораблях было усилено электрооборудование, установили по три генератора вместо двух- на «Пантере» по 17,8 кВт, а на«Эбер» - по 20 кВт, напряжение бортовой сети на «Эбер» было увеличено до 110 Вольт (предыдущие - 67 Вольт) постоянного тока.

Рулевую машину на последних четырех кораблях перенесли в машинное отделение.

На Восточно-Азиатской станции канонеркам придавали дополнительно по два сампана. «Пантера» и «Эбер» имели на левом борту дополнительный легкий катер, использовавшийся в качестве спасательной лодки. «Пантера», как минимум во время Первой мировой войны оснащался паровым катером 3 класса вместо одной из шлюпок.

Канонерские лодки типа «Ильтис» являлись очень хорошими мореходными кораблями с плавным ходом, но страдали серьезной бортовой качкой при плавании лагом к волне. При ветре с кормовых курсовых углов отмечалось рыскание по курсу и крен на подветренную сторону. В то же время, канонерки отличались превосходной маневренностью и управляемостью, за исключением плавания по мелководью и на полном ходу, хорошо поднимались на волну, оставаясь при этом довольно сухими.

«Пантера» обошлась казне в 1 млн. 675 тыс. марок, «Эбер» 1 млн. 632 тыс. марок.

Строить канонерскую лодку А (будущую «Пантеру») начали на казенной верфи в Данциге в июле 1900 года, спустили на воду ее 1 апреля 1901 года. Крестной матерью канонерки стала жена командующего 17-го армейского корпуса генерала фон Ленце, а официальную речь произнес контр-адмирал фон Приттвиц унд Гаффрон.

В начале мая 1902 года лодка начала ходовые испытания, после чего на казенной верфи в Киле на нее было установлено вооружение.

Первым заданием стало присутствие лодки на промышленной выставке в Дюссельдорфе вместе с императорской яхтой-авизо Sleipner. Корабли прошли по Рейну и почти месяц провели в городе. 13 июля канонерка прибыла в Вильгельмсхафен и начала подготовку к переходу на Восточно-Американскую станцию.

Последняя, шестая лодка серии, канонерская лодка В, позднее Eber (Кабан), строилась фирмой "Vulcan" в Штеттине. Заложили ее осенью 1902 года, 6 июня 1903 года спустили на воду. Торжественность церемонии обеспечил инспектор торпедного вооружения контр-адмирал Фрице, который командовал канонерской лодкой Adler, погибшей во время тайфуна на Самоа в 1889 году вместе с первым Eber.

Ходовые испытания лодка прошла с 15 сентября до ноября 1903 года. А дальше произошло необъяснимое с точки зрения немецкого орднунга.

О корабле просто забыли. Лишь в мае 1907 года бдительные депутаты рейхстага официально запросили управление флота о судьбе «Эбера». В ответе сообщалось, что корабль в "Material-reserve". Но дело сдвинулось и весной 1910 года «Эбер» поднят флаг Кайзерлихмарине.

-2
-3
-4

-5
-6
-7
-8

«Пантера» SMS Panther Kaiserl. Werft, Данциг, Kanonenboot A. Заложена в 1900. Спущена на воду 1.04.1901. Вступила в строй 15.03.1902.

Служила за границей, с 08.1914 в береговой обороне, с 1920 разоружена. с 1921 ГИСУ, с 1926 в резерве, 31.03.1931 исключена, продана за 37000 марок франкфуртской фирме, слом в Вильгельмсхафене

«Эбер» SMS Eber A.G. Vulkan, Штеттин, строительный № 257, Kanonenboot B. Заложена в 1902. Спущена на воду 6.06.1903. Вступила в строй 15.09.1903.

Служила за границей, 3.08.1914 использована для вооружения вспомогательного крейсера "Cap Trafalgar" в Тринидаде (20°32s/29°34w), 14.09.1914 интернирована в Байе (12°50s/38°30w) под торговым флагом, 26.10.1917 сожжена во избежание захвата

Водоизмещение 977 тонн/1193 тонны, регистровое 783 брт, 525 нрт. Размерения- длина по ВЛ 64,1 м, полная 66,9 м, ширина 9,70 м, осадка носом 3,54 м, кормой 3,62 м
Двигатели- две 3-цилиндровые вертикальные паровые машины тройного расширения, 4 военно-морских котла; паруса типа шхуна. Скорость на испытаниях «Пантера» 13,7 узлов при 1344 л.с., «Эбер» 14,3 узла при 1314 л.с. Запас угля 240/283 тонн. Дальность 3400 миль. Экипаж 130 чел. (9 офицеров, 121 матрос)
Спасательные средства- 1 паровой катер, 1 гребной катер, 1 ял, 1 шлюпка,
на «Пантера» и «Эбер» 5-я лодка по левому борту; на стационерах в Китае дополнительно 2 сампана
Вооружение- 2 - 105 мм/40 (482 снаряда, дальность 10200 м), 6 - 37 мм револьверных [900 снарядов], 4 - 7,92 мм пулемёта

-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18
-19

-20
-21
-22
-23
-24
-25
-26

«Пантера»

31 июля 1902 года «Пантера» отправилась к первому месту службы, на Восточно-Американскую станцию. 30 августа она прибыла на о. Сент-Томас (Виргинские о-ва), под командование командующего станцией коммодора Шедера, державшего флаг на бронепалубном крейсере Vineta.

С корабля и на бал, лодка сразу попала в эпицентр местных проблем и страстей и приняла участие в боевых действиях. Горячей точкой стала Гаити. Захватывающие события, которые происходили на многострадальном острове, уже были описаны на канале в статье про гаитянский крейсер.

После свержения президента Гаити Симона Сэма в стране началась очередная гражданская война. За право стать гаитянским президентом сражались пять претендентов. Основными были Антенор Фирмэн, бывший министр финансов и посол во Франции, и генерал Пьер Норд Алексис, военный министр временного правительства.

На сторону Фирмэна перешел морской министр Гаити адмирал Аммертон Киллик вместе с флагманом крейсером Crete-a-Pierrot (1895 г., 950 т, 16 уз, 1 160-мм, 1 120-мм, 4 100-мм) и всем остальным флотом.

Во время выборов 28-29 июня между партиями обоих лидеров началась масштабная война. В итоге временное правительство объявило Фирмэна преступником, а Фирмэн себя президентом. На крейсере он покинул столицу и обосновался в порту Гонаив. Наличие флота позволяло ему устроить Гаити морскую блокаду.

Генерал Норд, в свою очередь, укрепился на севере страны.

2 сентября из Порт-о-Пренса в Гамбург вышел пароход немецкой компании НАРАG "Marcomannia". На борту кроме стандартных коммерческих грузов находилось оружие, которое пароход должен был выгрузить в Кап-Аитьене, на базе генерала Норда.

Сторонники Фирмэна узнали об этом и возле гавани пункта назначения пароход был перехвачен крейсером Crete-a-Pierrot. Мятежники отвели пароход в Гонаив, выгрузили оружие и 4 сентября отпустили судно восвояси. Протесты капитана парохода и германского консула были проигнорированы. Хотя убытки немцев заключались лишь в двухдневном простое, но реакция германских официальных лиц оказалась непропорционально жесткой.

Германский посол Франсен сообщил в Германию о происшествии и запросил военный корабль. Германское правительство объявило гаитянский крейсер пиратским кораблем. «Пантера» прибыла 5 сентября в Порт-о-Пренс и получила от Франсена приказ захватить или потопить гаитянский крейсер. Командиром канонерки тогда был корветтен-капитан Рихард Экерман.

Ночью канонерка покинула столицу и в районе полудня на следующий день обнаружила гаитянский крейсер, мирно стоящий на якоре в гавани Гонаива под ласковым гаитянским солнцем. Почти все офицеры крейсера, в том числе и адмирал Киллик, находились на берегу.

Хотя крейсер по своим возможностям превосходил канонерку, немцы дали предупредительный выстрел и направили к кораблю шлюпку с офицером и ультиматумом- спустить флаг и покинуть крейсер за 15 минут.

Вскоре на борт вернулись Киллик и офицеры. Но приказ Киллика открыть огонь матросы не выполнили, они спустили флаг и на шлюпках ушли к берегу.

Столкнувшись с явным саботажем, Киллик взял все на себя. Он заперся в кормовом погребе и взорвал его вместе с собой. Высланная призовая команда обнаружила почти целый корабль, взрыв повредил только корму. Тем не менее, Экерман приказал добить крейсер

После нескольких выстрелов на корабле раздались два сильных взрыва и флагман гаитянского флота затонул.

Panther топит Crete-a-Pierrot
Panther топит Crete-a-Pierrot

Корветтен-капитану Экерману временное правительство Гаити официально выразило благодарность, ибо гибель крейсера и адмирала Киллика означали конец морской блокаде. Оружие и подкрепления генералу Норду стали поступать беспрепятственно.

Но у «Пантеры» проявились свои проблемы: носовое 105-мм орудие отказало уже после первых 5 выстрелов, а стрельбу из кормового пришлось остановить после 24-х, так как доски палубного настила оказались проломлены, а палубные стрингеры прогнулись до 14 мм.

Свежепостроенному кораблю требовался капремонт и усиление конструкции под орудиями.

Но работы для дипломатов с германской канонерки было еще много. 25 сентября «Пантера» вышла к берегам Венесуэлы. Там тоже шла гражданская война и германские коммерсанты жаловались на убытки от действий армии президента Кастро. Надо было посетить немецкую колонию в городе Сьюдад-Боливар на реке Ориноко, заблокированном правительственными войсками.

9 октября «Пантера» прибыла в Сьюдад-Боливар, где оказалось, что город находится в руках оппозиции Кастро и в городе все спокойно. Канонерка, пользуясь случаем, отконвоировала несколько германских пароходов и еще раз побывала на Ориноко, после чего ушла на ремонт в Гавану, где были устранены последствия стрельбы на Гаити.

В декабре «Пантере» пришлось вернуться в Венесуэлу. Президент Кастро не смог договориться с кредиторами и против Венесуэлы была организована германо-английская морская блокада. От Германии был созданный 16 декабря Восточно-Американский крейсерский отряд коммодора Шедер в составе крейсеров Vineta, Gazelle, Falke, учебных корветов Stosch, Charlotte и канонерки Panther, которая использовалась как войсковой транспорт.

10 декабря союзники захватили в порту Ла-Гуайра большую часть венесуэльского флота. Десантный отряд с канонерки на паровом катере и яле захватил вооруженный пароход "Zamora". «Пантера» встала в гавани и прикрывала высадку в порту отрядов с немецкого крейсера Vineta и британского крейсера "Retribution".

Захваченные у венесуэльцев канонерские лодки "General Crespo" и "Totumo" «Пантера» начала буксировать в Кюрасао на ремонт, их состояние было весьма плачевным. Но на следующее утро канонерку призвал на помощь германский консул в Ла-Гуайре и, потопив подрывами венесуэльские корабли, канонерка вновь вернулась в порт для прикрытия действий десанта.

-28

После завершения операции в Ла-Гуайре «Пантера» перешла в Венесуэльский залив для блокады Маракайбо, где укрылся последний корабль кастровского флота- канонерская лодка "Miranda". Это задание оказалось гораздо труджнее из-за тяжелого климата и сложнейшей навигации в прибрежных водах.

Венесуэльская канонерка укрылась на озере Маракайбо, путь к которому преграждал расположенный на одноименном острове форт Сан-Карлос, вооруженный шестью современными скорострельными орудиями.

"Предприятие абсолютно безнадежное"(с) корветтен-капитан Экерман.

Но утомившись стоянием в блокаде, Экерман решил действовать. Артиллерийский офицер лодки Петер Штрассер переоделся шпионом и отправился в Маракайбо. Оказалось, что пушки форта переставили на городскую пристань. И Экерман решился на прорыв.

HMSIndefatigable и Panther в  Ла-Гуайре, 13 декабря 1902
HMSIndefatigable и Panther в Ла-Гуайре, 13 декабря 1902

17 января 1903 года в 12-45 «Пантера» направилась к входу в лагуну. Но в 13-35 с дистанции 3500 метров форт начал по канонерке довольно бойкую стрельбу. Второй залп лег ста метрах от корабля. Форт был построен из коралловых блоков толщиной более метра, но ради чести флага Экерман приказал ответить огнем. «Пантера» как раз проходила узким фарватером и особого маневра не имела. Карты прохода не было, только лоцман. К тому же носовое орудие после 48 выстрелов приказало долго жить. Сменив курс, канонерка открыла огонь с кормового орудия, но после 15 выстрелов чуть не села на мель. После этого Экерман увел лодку на прежнюю стоянку. Ни канонерка, ни форт повреждений не получили. Ну кроме носовой 105 мм, разумеется.

Дело решила дипломатия, Кастро 13 февраля согласился на условия европейцев и блокаду сняли. «Пантера» в середине марта сменила крейсер Vineta в Сан-Хуане (о. Пуэрто-Рико), там тоже было неспокойно. Потом отряд немецких кораблей овершил небольшой круиз- Галифакс, Ньюпорт-Ньюс, Бермудские о-ва и канадское побережье. В октябре отряд вернулся на Сент-Томас.

Вскоре в Сан-Доминго началась очередная революция и канонерка некоторое время дежурила на на рейде Пуэрто-Плата для защиты германских подданных.

С декабря 1903 года по май 1904 года Vineta, Gazelle и Panther под флагом нового командующего капитана-цур-зее Шрёдера находились в длительном плавании по Мексиканскому заливу и странам Карибского бассейна, посетив Нью-Орлеан, Веракрус, Тампико, и еще 52 порта в Гватемале, Гондурасе, Никарагуа, Коста-Рике, Панаме, Колумбии, Венесуэле, а также на Гаити и Антильских островах.

После ремонта в Ньюпорт-Ньюс лодка вновь направилась на Гаити, там местные военные арестовали германского посланника и французского посла. Совместными усилиями Panther и французскому бронепалубному крейсеру "Jurien de la Gravière" удалось "убедить" вояк освободить дипломатов.

19-22 октября канонерка возле Виллемштада (о. Кюрасао) оказывала помощь пароходу "Greece" компании НАРАG.

15 марта 1905 года Крейсерский отряд официально расформировали, на станции остались только канонерская лодка Panther и малый крейсер Bremen. Летом 1905 года канонерская лодка отправилась с визитом вежливости в Бразилию. Здесь она оказалась в центре скандала, получившего название "инцидент в Итанжаи" 27 ноября.

Один из матросов во время увольнения на берег познакомился с путешествующим соотечественником. Бары, шнапс, блек-джек....было весело, только матрос проспал возвращение на корабль и решил вопрос кардинально, выбрал свободу.

Видимо ради сохранения чести мундира, не доверив поиски дезертира местной полиции, командир корабля, корветтен-капитан граф Вальтер фон Заурма-Йелч, отправил на берег переодетую в штатское группу захвата. Офицеры сперва нашли собутыльника-соотечественника и качественно сняли с него всю нужную информацию.

Только немецкоподданный немедленно обратился в местную прессу, красочно описав свое похищение из гостиницы, пытки при допросе и полученную в итоге инвалидность. Инвалидности и следов пыток не нашли, но осадок остался.

Дальнейшее плавание канлодки в бразильских водах происходило под надзором бронепалубного крейсера "Barroso", а 12 декабря бразильский посланник в Берлине подал жалобу в Министерство иностранных дел на действия командира германского корабля.

Panther на о. Сент-Томас
Panther на о. Сент-Томас
Panther на о. Сент-Томас
Panther на о. Сент-Томас
Panther in Surinam
Panther in Surinam

В середине февраля 1906 года канонерская лодка совершила путешествие вверх по реке Парана до Асунсьона, где её командир удостоился аудиенции у президента Парагвая.

После возвращения в Вест-Индию лодка посетила Канаду, где поднялась по реке Св. Лаврентия до Монреаля.

21 декабря 1906 года «Пантера» вместе с легким крейсером Bremen безуспешно пыталась снять севший на мель у мыса Плам-Пойнт возле Кингстона пароход НАРАG "Prinzessin Viktoria Luise".

-33

В начале июля 1907 года «Пантера» получила приказ перейти на Западно-Африканскую станцию. 3 сентября она встала на якорь в гавани Лас-Пальмаса (Канарские о-ва), затем прошла вдоль африканского побережья до Дуалы, тогдашней столицы германской колонии Камерун.

 в Бома, Бельгийское Конго, июнь 1909 г.
в Бома, Бельгийское Конго, июнь 1909 г.

В ноябре на корабль прибыла специальная гидрографическая партия и канонерка продолжила съемку побережья германских владений в Западной Африке, начатую канонерской лодкой Wolf.

Весной 1911 года «Пантера» вернулась в Дуалу. По приказу штаба капитальный ремонт лодки решено было провести в Германии, а не в Кейптауне. 1 июля 1911 года лодка прибыла в марокканский порт Агадир. Командиру предписывалось защитить германских подданных, которые могли “оказаться в опасности” и стараться избегать столкновений с местным населением. В одном приказе. Корветтен-капитан Бениш принял соломоново решение-встал на якорь в полумиле от берега и внимательно огтслеживал ситуацию.

Пикантность ситуации заключалась в том, что Агадир был закрытым портом, иностранцев, тем более немцев, там вообще не было. Но германский генштаб изящно вышел из ситуации. Один из "обязанных" кайзеру германских торговцев получил распоряжение прибыть в Агадир и лефилировать по берегу, изображая объект защиты.

Этот, по словам кайзера Вильгельма II, "пантершпрунг" (прыжок пантеры), явился поводом для сильнейшего политического кризиса, "Второго марокканского" или "Агадирского". Мир оказался на грани мировой войны.

Марокко, одно из последних неколонизованных государств Африки, находилось в сфере интересов ведущих империалистических держав. С 1880 года действовало соглашение султана Марокко с Германией, Австро-Венгрией, Великобританией, Францией, Италией, Испанией, Нидерландами и США о сохранении своеобразного равновесия интересов.

Но по договору Антанты 8 апреля 1904 года Великобритания и Франция отнесли Марокко в зону французских интересов. Кайзер Вильгельм II во время визита в Танжер 31 марта 1905 года разъяснил марокканцам германскую критику этого договора. "Первый марокканский кризис" разрешился принятием 7 апреля 1906 года международной конференцией принципа "полного равенства" в Марокко для всех наций в "экономическом отношении".

“Марокко всегда было одним из больных мест мирового империализма, — писал в 1925 году М. В. Фрунзе. — На протяжении двух последних десятилетий события, вспыхнувшие в этом небольшом уголке северо-западной Африки, не раз уже грозили зажечь пламя мирового пожара”.

Но французы по-прежнему считали Марокко своим, в мае 1911 года их войска оккупировали столицу султаната-Фес под предлогом защиты от нападения берберов

канонерка во время Агадирского кризиса 1911 года
канонерка во время Агадирского кризиса 1911 года
Агадир
Агадир

Германия согласилась повысить ставки. Через три дня после канонерки в Агадир пришел легкий крейсер Berlin.

Крейсер Berlin и канонерка Panther в Агадире.
Крейсер Berlin и канонерка Panther в Агадире.

И в этот раз дипломаты смогли найти мирный путь. По парижскому соглашению 4 ноября 1911 года Франция получала протекторат над Марокко, а Германия в качестве компенсации часть территорий Французского Конго общей площадью 275 тысяч кв. км (более 100 тысяч квадратных миль).

«Пантера» спокойно стояла в Агадире до конца июля, отлучившись лишь в Санта-Крус за углем. 19 июля ее сменил «Эбер». 25 июля прославленная на весь мир канонерка, едва не запустившая мировую войну, направилась на родину.

Возвращение Panther в Германию, август 1911
Возвращение Panther в Германию, август 1911

После капитального ремонта в Данциге с 19 августа по 20 декабря, лодка ушла в Киль. 5 января 1912 года «Пантера» вновь направилась к месту службы.

А слава бежала впереди нее....Бельгийское правительство выразило сомнение в "целесообразности" захода канонерки в Антверпен для загрузки углем, а посещение Брюсселя немецкими моряками назвало "нежелательным", стоянка в Лиссабоне сопровождалась травлей германских моряков в местной прессе за покушение на дело мира.

Службу стационера в этот раз лодка несла в Лас-Пальмас, до весны 1914 года занимаясь съемками побережья.

В апреле 1912 года «Пантера» еще раз посетила Гросс-Фридрихсбург, где немецкие моряки обнаружили несколько старинных пушек, которые с разрешения британских властей на грузовом судне отправили в Германию. В ноябре 1912 года в столице Либерии Монровии начались очередные сильные беспорядки, и канонерка на время приютила местных немецких плантаторов и коммерсантов. Вскоре пришло подкрепление- «Эбер» и легкий крейсер Bremen. Это было очень кстати, ибо аборигены пытались напасть на «Пантеру» во время стоянки на реке Сесс.

В начале апреля 1913 года канонерская лодка смогла, наконец, покинуть побережье Либерии и вернуться к обычной службе. 21 апреля 1914 года лодка ушла в Европу и 13 мая прибыла в Данциг на капитальный ремонт.

Киль 5.5.14
Киль 5.5.14

К 9 июля «Пантера» вновь была готова к морским подвигам. Планировалось отправить ее в Мексику, в район Тампико и реки Санта-Мария, где вовсю шла Мексиканская революция. Но обострение ситуации в Европе заставило отложить поход. С 27 июля канонерку использовали для несения сторожевой службы в Кильской бухте (вместе с броненосцем Wittelsbach, крейсерами Magdeburg и Danzig).

После начала войны «Пантера» вошла в состав сил береговой обороны Балтийского моря, вместе с четырьмя миноносцами (S.91, S.93, S.94 и S.127) и стационерами Sleipner и Carmen. В течение всей Первой мировой лодка несла дозорную и сторожевую службу на Балтике.

С начала августа 1914 канонерка находилась в проливе Орёзунд. Она также использовалась в качестве ретранслятора для не имеющих радиостанций патрульных миноносцев и гидросамолётов, которые передавали сообщения на лодку через подводный телеграф, а она передавала сообщения радиостанции Бюльк возле Киля, с которой сообщения по телефону поступали главнокомандующему.

С 5 августа Panther вместе с Carmen была в дозоре у нового минного заграждения в Большом Бельте, а с конца сентября - в Малом Бельте.

После падения империи Гогенцоллернов и установления Веймарской республики немецкий флот был резко сокращен. Корабль разоружили, для учебных целей на нем периодически устанавливалось одно 88-мм орудие. С июля 1921 года «Пантеру» включили в состав Рейхсмарине в качестве гидрографического судна.Также ее использовали для научной подготовки офицеров и персонала исследовательского судна "Meteor". 15 декабря 1926 года бывшую канонерскую лодку (командир корветтен-капитан Вильгельм Маршалль), вывели в резерв. 31 марта 1931 года корабль исключили из списка флота и в том же году в Киле продали на слом за 37 000 марок одной из франкфуртских компаний, а затем разобрали в Вильгельмсхафене.

в качестве ГИСУ, 1920-е гг.
в качестве ГИСУ, 1920-е гг.
 в качестве ГИСУ, 1920-е гг.
в качестве ГИСУ, 1920-е гг.
Panther на разборке в Киле, 1931 г.
Panther на разборке в Киле, 1931 г.

Канонерская лодка стала настоящим питомником адмиралов германского флота. Девять ее командиров дослужились до адмиральских чинов. Вице-адмирал Рихард Экерман во время Первой мировой был начальником штаба флота и командующим 1-й эскадрой линейных кораблей. Последний, Вильгельм Маршалль, при Гитлере стал генерал-адмиралом и командующим флотом. До контр-адмиралов дослужились Теодор Фухс, Фриц Конрад, Вальдемар Бендер и Отто Файн. Вице-адмиралами стали Фридрих Вильгельм Курце, Вернер Лёвиш и Рудольф Штанге.

-43
-44
-45
-46
-47
-48
-49
-50
-51
-52

«Эбер»

«Эбер» получил первое назначение на Западно-Африканскую станцию, на помощь «Пантере». Командовал канонеркой корветтен-капитан Франц Люстиг. 14 апреля лодка вышла из Вильгельмсхафена и 14 июля встала на якорь в Дуале.

Канонерка несла стандартную службу стационера, демонстрируя флаг в портах побережья. Ввиду особо тяжелого климата срок командировки в африканскую глухомань был сокращен вдвое-год вместо двух. несколько недель в году стационеры отдыхали и ремонтировались в Кейптауне или на Канарах.

«Эбер» в виде исключения ремонтировался в Кадисе, с 7 января по 6 марта 1911 года.

В июле 1911 года «Эбер» заменил в Агадире «Пантеру», ушедшую ремонтироваться на родину. После окончания кризиса Eber и легкий крейсер Berlin 28 ноября покинули Агадир и направились в Касабланку

В конце января 1912 года «Эбер» вернулся в Дуалу. В марте начался поход на юг, с посещением колониальных германских портов. 29 марта канонерка прибыла в Кейптаун. По болезни из-за тяжелого климата здесь были списаны на берег командир корветтен-капитан фон Хиппель и первый офицер капитан-лейтенант фон Бруди. Выздоровел только фон Хиппель.

Новый командир, корветтен-капитан фон Вайзе, прибыл лишь в мае, обязанности в этот период временно исполнял старший из вахтенных офицеров - капитан-лейтенант Шрёдер. Остаток года канонерка провела в походах в низовья реки Конго, посетив бельгийский Бома и португальскую Кабинду.

Panther и Eber, предположительно в Луанде, июль 1910 - май 1911.
Panther и Eber, предположительно в Луанде, июль 1910 - май 1911.

В ноябре 1912 года в Либерии начались очередные волнения и для "защиты германских интересов" там к концу ноября собрались все корабли станции - Panther, Eber и Bremen. В начале февраля 1913 года лодка вернулась в Дуалу и начала готовиться к отдыху и ремонту в Кейптауне. Но опыт «Пантеры» показал, что в Германии ремонтироваться выгоднее.

В итоге с мая по июнь 1913 года канонерка прошла текущий ремонт в Вильгельмсхафене. 25 июня «Эбер» вновь отправился в Африку, ему была поставлена задача по гидрографической съемке Гвинейского залива.

На рождество «Эбер» выходил в море для встречи с отрядом контр-адмирала фон Ребер-Пашвица в составе линейных кораблей Kaiser, König Albert и легкого крейсера Straßburg, которые совершали поход по Атлантике.

В первой половине 1914 года «Эбер» оставался единственным германским военным кораблем на западном побережье африканского континента. В этот раз лодка проводила ремонт и отдых снова в Кейптауне. Работы начались в начале июля.

Командир лодки корветтен-капитан Юлиус Вирт 30 июля получил приказ в связи с обострением обстановки вернуться в немецкие территориальные воды как можно скорее. В тот же день канонерка покинула Кейптаун, хотя командир станции мыса Доброй Надежды адмирал Кинг-Хэлл приказал задержать германский корабль.

2 августа канонерская лодка зашла в бухту Людериц (Намибия). На корабль не успел прибыть новый командир корветтен-капитан Леонарди. По мобилизационному плану Вирту предстояло немедленно отправиться к маленькому бразильскому островку Тринидад и ожидать там быстроходный грузопассажирский лайнер "Cap Trafalgar" (18710 брт) для переоборудования его во вспомогательный крейсер.

«Эбер» был загружен углем и продовольствием, вместе с пароходом "Steiermark" направилась к месту рандеву. В ночь с пятого на шестое августа пришло сообщение о начале войны.

15-го августа к месту встречи подошли пароходы "Eleonora Woermann", "Santa Isabel", "Santa Lucia", и "Pontos", был согласован план действий.

Через пять дней около острова Тринидад «Эбер» встретил легкий крейсер Dresden с несколькими угольщиками. 28 августа у Тринидада появился лайнер "Cap Trafalgar". Утром 29-го на него передали кормовое 105-мм орудие, которое недалеко от острова испытали. 31 августа «Эбер» передал на пароход остальную свою артиллерию, прожектор и необходимое снаряжение. Тут же поменяли экипажи, в состав КайзерлихМарине вошел вспомогательный крейсер "Cap Trafalgar", а на полностью разоруженной канонерской лодке спустили военно-морской флаг и подняли коммерческий. Корветтен-капитан Вирт стал командиром нового крейсера.

4 сентября их пути окончательно разошлись. «Эбер» с минимумом команды во главе с младшим вахтенным офицером лейтенантом цур зее Бюнте, вместе с пароходом "Santa Lucia" 14 сентября прибыл в бразильский порт Байя.

После интернирования на экс-канонерке, уже в статусе торгового судна, осталось всего 15 человек под командой обер-машиниста Шаумбурга. Корабль находился в Байе до осени 1917 года. Когда 26 октября Бразилия объявила войну Германии, во избежание захвата команда подожгла и затопила «Эбер» в гавани (12°50' S и 38°30’ W).

Eber и Cap Trafalgar у Тринидада, рисунок.
Eber и Cap Trafalgar у Тринидада, рисунок.
Eber и Cap Trafalgar у Тринидада, август 1914 г
Eber и Cap Trafalgar у Тринидада, август 1914 г

Служба «Кабана» оказалась весьма недолгой, адмиралом смог стать только его первый командир Альбертус Петрушки, вышедший в отставку контр-адмиралом еще до начала Первой мировой войны.

14 сентября 1914 года "Cap Trafalgar" погиб в бою с британским вспомогательным крейсером "Carmania" у острова Тринидад.

Германский Камерун
Германский Камерун
-57
-58
-59

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам