В рамках дредноутной гонки английского и германского флотов вопрос об увеличении главного калибра встал у обоих сторон практически одновременно. Но англичанам удалось ввести в строй свои "Куин Элизабет" гораздо раньше.Немцы же,традиционно щепетильно и взвешенно относящиеся к увеличению калибра морской артиллерии,не успели доработать свои новые 380 мм орудия и башни под них.К Ютландскому сражению они не успели.Вообще проект "Байерн" стал компромиссным для германского флота,кайзер уже одобрил для программы 1913 линкор с 8 400 мм пушками. Но по ряду технических,политических и финансовых соображений, осторожные германцы так и не стали зачинателями нового витка гонки морских вооружений.Причем немцы настаивали на самостоятельности в принятии решения об увеличении калибра линкоров- тогдашний главный конструктор флота Бюркнер подчеркивал, что германский флот 6 января 1912 г. ещё "не имел никаких сведений о "Queen Elisabeth", которая была заложена только через девять месяцев" ,а А. Тирпиц писал- "Когда мы узнали, что англичане намеревались снова увеличить калибр своих орудий и стало вероятным, что они пойдут также на утолщение брони, которая до этого времени уступала нашей, мы решили в 1912-1913 гг. перескочить через промежуточный калибр и снабдить эскадру, намеченную к закладке в 1913 г., такой артиллерией, которая оказалась бы достаточно мощной при любых обстоятельствах: мы избрали 38-сантиметровый калибр. Фактически англичане перешли на этот калибр одновременно с нами".
Конструкция корпуса,двигательная установка и система бронирования в целом повторяли схему,воплощенную на "Кёнигах".К скоростным характеристикам особых требований не предьявлялось, 21 узла считалось вполне достаточно для тяжелых линейных сил. Гросс-адмирал считал ,что концепция быстроходного линкора нарушит стройную систему организации Кригсмарине. Также Тирпиц настоял на сохранении таранного форштевня-для поддержания морального духа экипажа.
Всего немцы заложили 4 линкора - двумя сериями-"Баден" и "Байерн" ,заложенные в предвоенном 1913 ,успели вступить в строй, а вот заложенные в 1914-1915 "Саксен" и "Вюртемберг"(линкоры и броненосцы в кайзеровском флоте традиционно носили названия германских земель- соответственно Баден,Бавария,Саксония и Вюртемберг) достроить не успели.
В первых и последних сверхдредноутах кайзеровского флота воплотились все достижения немецкой технической мысли,они были одними из сильнейших кораблей того времени- на уровне "Ройял Соверенов"(заключение британских экспертов после захвата "Бадена") и "Пенсильваний".
Если англичане шли к своему 381 мм калибру с 305 мм и через 343 мм,то у немцев переход происходил гораздо резче- с 280 мм орудий "Нассау"(1909) через 305 мм "Кайзеры"(1912) к 380 мм пушкам "Байерна"(1916). Всего за 7 лет калибр вырос на 4 дюйма.
В итоге у немцев получились гармоничные корабли-с огромной огневой мощью , солидным бронированием и традиционно высокой конструктивной защитой подводной части.
Байерн SMS Bayern Заложен 20 августа 1913,спущен на воду 18 февраля 1915,вступил в строй 18 марта 1916,затоплен экипажем в Скапа-Флоу 20 июня 1919, пущен на слом в 1934
Баден SMS Baden Заложен 20 декабря 1913(др. данные-29.09.1913) ,спущен на воду 30 октября 1915 ,вступил в строй 19 октября 1916,захвачен Великобританией 20 июня 1919, потоплен как мишень 16 августа 1921
Саксен SMS Sachsen Заложен 7 апреля 1914 ,спущен на воду 21 ноября 1916,не закончен, пущен на слом в 1921
Вюртемберг SMS Württemberg Заложен 4 января 1915 ,спущен на воду 20 июня 1917,не закончен, пущен на слом в 1921
Водоизмещение-28 074 т нормальное,31 690 т полное. Длина 179,8 м. Ширина 30,8 м. Осадка 9,4 м при полном водоизмещении.
Бронирование-главный пояс: 120—350 мм
верхний пояс: 170 мм
траверзы: 140—300 мм
башни ГК: 25—350 мм
барбеты башен ГК: 100—350 мм
боевая рубка: 170—350 мм.
Двигатели-14 водотрубных котлов Шульце—Торникрофт,
турбины Парсонса,35 000 л.с. ,Скорость хода 21 узел проектная ,
22 узла максимальная.Дальность плавания 5000 миль (на 12 узлах).Экипаж 1187 человек.
Вооружение-4 × 2 380-мм/45,16 × 1 150-мм/45,Зенитная артиллерия-2 × 1 88-мм/45,Минно-торпедное вооружение-5 × 600-мм подводных ТА
Два последних корабля — "Württemberg" и "Sachsen" — отличались от головных несколько удлиненным корпусом(183 м) и водоизмещением -31 990 т.. На "Sachsen" один из турбинных агрегатов планировалось заменить на двухтактный дизель, что позволило бы увеличить дальность плавания на 2000 миль 12-узловым ходом.
Сперва корабли отличались тем, что "Baden" был оборудован адмиральским мостиком позади боевой рубки и адмиральским наблюдательным пстом на мачте, а также имел больший пост управления торпедной стрельбой. "Bayern" при вступлении в строй был оснащён лишь двумя зенитными орудиями, установленными на штатных местах кормовой (третьей, считая от носа) пары. На "Baden" первоначально были установлены два орудия у передней трубы (на штатных основаниях второй пары). "Bayern" в конце 1917 г. получил два следующих орудия, все четыре 88-мм пушки сформировали на нём кормовую группу подле второй дымовой трубы. Также была установлена небольшая грот-мачта. На "Baden" зенитное вооружение дополнили двумя орудиями подле задней трубы (на штатных основаниях третьей пары). "Württemberg" должен был иметь более развитые прожекторные площадки и другую форму труб. "Sachsen" отличался прожекторными площадками.
При проектировании нового корабля перед конструкторами стояла сложная задача обеспечить прочность корпуса в условиях резко выросшей нагрузки.Башни нового образца весили вдвое больше 305 мм установок "Кенига",отдача новых орудий ,особенно при залпе ,давала на порядок большую нагрузку конструкции корабля.При этом тоннаж нового линкора находился в прежней весовой категории-и должен был допускать пользование Кильским каналом,расширение и углубление которого только недавно было закончено- и нового в ближайшее время не ожидалось. По сравнению с "Кениг" корпус нового линкора был лишь на 4,70 м длиннее и на 0,50 м шире, а по высоте борта превосходил его на 0,53 м. Прирост водоизмещения составлял 2750 т- 11% (за счет прежде всего более сильного артиллерийского вооружения главного калибра). При этом уровень броневой защиты "Кениг" был сохранен, а в некоторых её элементах даже превышен. Задача обеспечения должной жёсткости корпуса для восприятия значительного веса 15" башен и силы отдачи при действии тяжёлых орудий была решена в проекте путём установки двух проходящих вдоль всей цитадели корабля продольных переборок. В оконечностях цитадели они, вместе с поперечными переборками, являлись несущими подбашенными конструкциями, а в средней части корпуса служили продольными разделительными переборками в системе подразделения машинно-котельной установки линкора на отсеки. Эти две продольные переборки вместе с двумя бортовыми броневыми переборками образовывали основную группу продольных связей для восприятия изгибающего момента на волне, а совместно с поперечными переборками они формировали жёсткую конструкцию, воспринимающую крутящий момент, который возникал вследствие отдачи при чередующихся залпах носовой и кормовой групп башен. "Bayern" имел плотный, как у броненосцев, силуэт, и стал первым кайзеровским линкором, компоновка которого была осуществлена в соответствии с линейно-возвышенной, наиболее прогрессивной в то время системой — орудийные башни двумя группами в оконечностях, с полной возможностью действия как всех орудий на борт, так и каждой группы в нос или корму, машинно-котельная установка в середине. Английские инженеры, изучавшие "Baden" в доке Инвергордона, отмечали простоту, рациональность и лёгкость всех дельных вещей корабля, конструкция которых в целях экономии веса без ущерба для прочности была продумана с традиционной немецкой тщательностью. Все водонепроницаемые двери выполнялись предельно узкими. Те из них, которые располагались выше ватерлинии, снабжались шестью задрайками (по три с каждой стороны), соединённых таким образом, чтобы всеми тремя можно было управлять посредством одной рукоятки. Броневые крышки люков оснащались прочными пружинными устройствами, облегчающими открывание. Водонепроницаемые двери, леерные стойки, иллюминаторы, крышки люков и двери кают выполнялись более лёгкими, чем это было принято в британском флоте.
Слабым местом был носовой торпедный аппарат- чье наличие на 2 % увеличивало сопротивление корабля. Но в довоенный период торпедное вооружение считалось необходимым для линкоров.
Спроектированная департаментом вооружений Морского министерства новая 15" артиллерийская система С/13 (т.е. "образца 1913 г.") продолжала традицию германских морских тяжёлых калибров , заключавшуюся в следованию принципу "облегченный снаряд/повышенная начальная скорость". Орудие состояло из внутренней нарезной трубы, трёх рядов скрепляющих цилиндров поверх неё и кожуха, и имело горизонтально-призматический клиновой затвор. Благодаря превосходному качеству орудийной стали и традиционно передовым технологиям скрепления, новое германское тяжёлое орудие имело весьма лёгкую конструкцию (так, толщина стенок у дула составляла всего около 9 см). За счёт применения относительно лёгкого снаряда (750 кг против 871 кг у британцев) и сообщения ему высокой начальной скорости (800 м/с — давление в каморе 3150 кг/см2 — против 732 м/с у Мк-I) новая германская модель при чуть большей дульной энергии (24465 тм против 23787 тм — разница 2,8%) обладала гораздо лучшей настильностью, а более совершенная конструкция снарядов делала преимущество германской артиллерийской системы ещё более ощутимым. Корабли типа "Bayern" стали первыми кораблями германского флота, на которых орудийные установки были оснащены гидравликой.
Противоминная артиллерия состояла из 16 150-мм орудий SK L/45 С/06 длиной в 45 калибров на палубных установках Mpl. С/06 (с ручными приводами), располагавшихся в казематах по бортам.
Проектом предусматривались восемь 88-мм зенитных орудий в 45 калибров "образца 1913 г." (С/13) с установкой их на полубаке по два с обеих сторон от каждой дымовой трубы. Однако реально ни "Bayern", ни "Baden" так никогда не несли их полного штатного числа. Так, "Bayern" при вступлении в строй был оснащён лишь двумя зенитными орудиями, установленными на штатных местах кормовой (третьей, считая от носа) пары, и лишь в конце 1917 г. получил два следующих орудия во время ремонта после Моонзундской операции. Все четыре 88-мм пушки сформировали на нём кормовую группу подле второй дымовой трубы. Что же касается "Baden", то на нём первоначально были установлены два орудия у передней трубы, позднее дополненные двумя орудиями подле задней трубы (на штатных основаниях второй и третьей пар).
Система броневой защиты "Bayern" имела минимум отличий от предшествующего ему 12" дредноута "König". Более того, толщина элементов бронирования нового сверхдредноута на основных направлениях была воспроизведена практически такой же, реально опровергая выдвинутый тогдашними англо-американскими морскими теоретиками тезис о том, что толщина тяжёлых поясных плит линкора якобы должна равняться калибру его главных орудий.
Германские 15" сверхдредноуты получили толщину плит главного пояса равную 350 мм, т.е. точно такую же, как их 12" предшественники Kaiser и König. Этот главный пояс простирался по длине от носовой до кормовой траверзной переборки и защищал 58% длины корабля. По высоте он располагался от средней палубы до отметки 1,70 м ниже ватерлинии нормальной нагрузки (где утончался до 170 мм), и имел, таким образом, высоту 3720 мм. Выше него шёл верхний пояс из 250 мм плит, который простирался по длине в тех же пределах, а по высоте достигал верхней палубы. Бортовая броня, продолжавшаяся в нос за первой башней, имела толщину 200 мм (до 131 шп), затем 150 мм (до 137 шп) у её верхней кромки, отстоявшей на 330 мм выше уровня средней палубы, и утончалась до 130 мм у отметки 1,67 м ниже ватерлинии. Начиная со 137 шп (примерно за 14 м до носа) и вплоть до форштевня эта броня переходила в обшивку борта толщиной 30 мм. На 137 шп корпус перегораживался от борта до борта 140мм поперечной броневой переборкой. В корме ватерлиния линкора защищалась 200-мм (у нижней кромки 150-мм) броней, ограниченной вверху уровнем средней палубы, а у ахтерштевня — наклонным внутрь траверзом в 170мм, защищавшим с кормы румпельный отсек.Позади 250-мм и 350-мм бортовых броневых поясов от верхней до нижней палубы шла продольная 30мм переборка, представлявшая на протяжении всей длины цитадели внутренний барьер для защиты от осколков снарядов и брони при попаданиях в поясную броню. Она находилась в одной плоскости с 50-мм противоторпедной переборкой. Последняя перекрывала её над броневой палубой примерно на 0,80 м, так что в этом, хотя и небольшом, диапазоне эта переборка имела толщину 30+50 мм. 150-мм батарея на верхней палубе защищалась с борта 170-мм бронёй.
Вертикальные траверзы, перекрывающие в плоскости шпангоутов главное поясное бронирование и формирующие основную броневую цитадель судна, были 200-мм толщины. На небольших же участках, ограниченных по высоте средней и нижней палубами, а с боков продольными броневыми переборками, они бронировались 300мм плитами.
Горизонтальное бронирование "Bayern" располагалось в трёх уровнях. 40мм настилка полубака простиралась от первой до третьей башни, причем на участках у борта, прикрывавших сверху казематы 150-мм артиллерии, она утончалась до 30 мм. Верхняя палуба бронировалась в пределах от носового до кормового траверза и имела 30-мм настилку. Основное горизонтальное бронирование линкора почти на всей длине его корпуса простиралось в уровне нижней палубы, и лишь за пределами носового траверза опускалось ниже ватерлинии до отметки 1,47 м, продолжаясь затем до самого форштевня. Плоский участок в носу имел толщину 60 мм, участок в пределах цитадели — 30 мм (пологие скосы нижней палубы, шедшие к бортам под углом 20°, также 30 мм), и участок в корме, также со скосами, вновь 60 мм, затем 100 мм, а над румпельным отсеком толщина возрастала до 120 мм, где и сам уровень палубы несколько приподнимался. Барбеты установок главного калибра имели традиционно внушительную для германских дредноутов защиту, но, помимо этого, распределение броневых плит по толщине носило тщательно продуманный характер. Барбетные плиты I, II и III башен выше уровня полубака, а также IV башни над верхней палубой, имели толщину 350 мм. Такой же толщины были те участки носового и кормового барбетов, которые выступали за уровень траверзов и фактически являлись их частями. Внутренние (находящиеся в пределах ограниченного поясными и траверзными плитами пространства цитадели) части барбетов I, II и III башен между полубаком и верхней палубой имели единую 170-мм толщину. Однако ниже в типоразмерах барбетных броневых плит наблюдалось большое разнообразие. Барбеты I и II башен на протяжении от верхней до средней палубы защищались 80-мм плитами (имеется в виду, конечно же, защита внутри цитадели), а ниже, до уровня нижней палубы, были прикрыты 25-мм бронёй. Барбет III башни между верхней и средней палубами бронировался плитами трёх толщин: 170-25 мм (между верхней и средней палубами) и 115-25 мм (между средней и нижней палубами). И, наконец, барбет IV башни под верхней палубой прикрывался 200-мм бронёй, а ниже, между средней и нижней, плитами в 115 мм. Вся эта пёстрая картина была призвана минимизировать непроизводительный расход нагрузки на броню повсеместно , где можно было обойтись плитами меньшей толщины, и свидетельствовала о большой изобретательности германских инженеров, склонных доводить свои технические решения до совершенства.
Башни имели 350-мм лобовые плиты, 250-мм борта и 290-мм тыльную часть. Наклонная под углом 30° передняя часть крыши была 200-мм толщины, плоская — 100 мм, а наклонные под 25° бортовые участки — 120 мм.
Боевых рубок было две, из них носовая — главная — имела традиционную для германских дредноутов коническую форму, вторая, кормовая, меньших размеров, была цилиндрической. Верхний (главный) ярус носовой рубки бронировался 350-мм плитами по бортам и 150-мм на крыше.Средний ярус, где помещались запасные приборы, защищался 250-мм плитами, а самый нижний, цилиндрический, ярус, плитами в 240-мм. Наклон броневых плит двух верхних ярусов носовой боевой рубки "Bayern" был принят наружу в 10° по диаметральной плоскости и 6-8° по траверзу. Эта мера давала возможность на 15-20% улучшать сопротивляемость рубочной брони, поскольку уменьшала угол встречи с ней снарядов до значительно более невыгодных для пробития величин. Ширина носовой броневой рубки составляла 5 м, что давало возможность обозревать из неё горизонт по корме через визирные прорези в её тыльной части, т.к. дымовым трубам предусмотрительно придавалась меньшая ширина, чем рубке. Обзор из боевой рубки осуществлялся через щели, которые непосредственно перед соприкосновением с противником прикрывались броневыми ставнями, а наблюдение велось посредством перископов, выведенных на крышу рубки. Боевая рубка связывалась с центральным постом броневой шахтой квадратного сечения шириной 1 м, имевшей стенки толщиной 70 мм выше полубака и 100 мм ниже него. Кормовая рубка имела 170-мм борта и 80-мм крышу. Её броневой колодец связи состоял из 180-мм плит до уровня полубака и 80-мм — ниже него.
Броневые плиты, защищающие крупные поверхности, как правило, достигали весьма значительных размеров, что свидетельствовало о высоком уровне технологических возможностей заводов фирмы "Крупп". Так, 250-мм цементированные плиты верхнего броневого пояса имели высоту 2,1 м при ширине 7,2 м. Все плиты подвергались весьма тщательной механической обработке, в результате чего их стыки были пригнаны исключительно плотно. Интересным являлось решение о продлении 350-мм плит главного пояса ниже точки сопряжения скоса броневой палубы и наружного борта, т.е. отсутствие опоры поясных плит на этот узел, как это практиковалось в проектах британских линкоров. По мнению германских конструкторов, нарушение непрерывности наружного набора и обшивки являлось источником слабости в поперечном направлении, вследствие чего и было выбрано подобное расположение поясных плит. Общий вес брони достигал 11410 т, что составляло 40,4% нормального водоизмещения.
"Байерны" имели самую совершенную подводную защиту из установленных на кайзеровских дредноутах, сконструированную с таким расчётом, что при полных угольных ямах и неповрежденных водонепроницаемых переборках при попадании торпеды в среднюю часть корабля крен не превышал 1,5°. При повреждении противоторпедной переборки и затоплении бортового машинного отделения корабль мог принять около 1050 т воды при крене около 6,25° и дифференте на корму около 0,23 м. При затоплении всей носовой подводной оконечности корабля до броневой палубы корабль мог принять около 2000 т воды при дифференте на нос около 3 м. Ещё одной составляющей в системе защиты линкора как от орудийного огня, так и от подводных взрывов был уголь* в бортовых ямах, который предусматривался в качестве "защитного наполнения" и представлял собой второй (внутренний) контур этой защиты. Уголь вдоль бортов рассматривался в первую очередь в качестве барьера, способного эффективно поглощать и гасить освободившуюся при взрыве подводного заряда энергию, которая в этом случае расходовалась на дробление находящегося на пути подводного взрыва угля, а также в качестве преграды, способной ослаблять действие крупных обломков наружной обшивки на продольную переборку, за которой находились жизненные части корабля.
* По выкладкам тогдашних морских специалистов слой угля толщиной в три фута (0,9 м) обладал сопротивляемостью пробивающего его снаряда, эквивалентной листу из броневой стали толщиной один дюйм (25 мм) .
"Baden", изначально планировавшегося как флагманский корабль, включал обширные помещения для адмирала, его штаба и обеспечивающих штабные функции специалистов нижних чинов. Вследствие этого команда самого линкора размещалась значительно более стесненно, чем на "Bayern". британские морские специалисты, изучавшие "Baden", неодобрительно отзывались об уровне просторности жилых помещений линкора, причем критике подвергались как офицерские каюты, так и кубрики команды. Единственное одобрение привыкших к большему комфорту британцев вызвал лишь адмиральский салон площадью около 60 м², располагавшийся на "Baden" в надстройке на полубаке сразу за второй башней.
В боевых действиях довелось поучаствовать только "Байерну". С октября 1916 он стал флагманом Флота Открытого моря. В составе 3-й эскадры 11-12 октября 1917 во время Моонзундской операции обстреливал русскую батарею на мысе Тофри( 24-380 мм и 70-150 мм снарядов ),но подорвался на русской мине и ушел в Киль на ремонт. 30 октября 1918 выходил с флотом в последний боевой поход- но вернулся в Киль на следующий день.
"Баден" в боевых действиях вообще не участвовал.
21.06.1919 "Байерн" был затоплен экипажем в Скапа-Флоу. "Баден" тоже пытался затонуть, но у него это получалось очень медленно,британцы смогли отбуксировать его на мелководье и посадить на мель.Корабль был изучен английскими специалистами,давшими ему весьма высокую оценку ,начали даже ремонт линкора , но в июле 1919 ремонт был прекращен и "Баден" использовали в качестве мишени, потопили его 16.08.1921 г.
В 1933 г. начались работы по подъёму "Байерн" с 40-метровой глубины, 18.07.1934 он был поднят, но снова затонул. 1.08.1934 поднят вторично и отбуксирован в Линесс. В следующем году корпус разобрали в Розайте.
Судьба у германских сверхдредноутов получилась короткая и совсем не героическая. Как корабли это,безусловно,вершина кайзеровского линкоростроения,однозначно номинант на звание сильнейшего в мире боевого корабля на тот период и в любом случае одного из самых защищенных ( послевоенные испытания «Бадена», во время которых он выдержал попадания 31 381-мм снаряда и бомбы, подтвердили эту высокую оценку) . Четыре "Байерна" в Ютландском сражении не имели бы себе равных соперников,они могли тараном взломать британскую эскадру. По словам американского военно-морского теоретика Франклина Персиваля, они «просто смели бы эскадру Битти с лица земли».
Но...к Ютланду англичане ввели в строй 8 супердредноутов с 381 мм орудиями,а у немцев был только "Байерн"-и то в еще небоеготовом состоянии.
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам