Найти в Дзене
Морская коллекция

Линейные корабли.Германские аристократы."Кёниг".

По плану гросс-адмирала А. Тирпица для борьбы с британским флотом за морское господство Германия должна была иметь две боевые эскадры по 8 линкоров,флагманский линкор и такой же состав резервного флота,еще 7 линкоров должны были находится в резерве.К
1917 г. в составе флота планировалось иметь 41 линкор.Но планы очень часто остаются недостижимыми...

Последние немецкие линкоры с 305 мм артиллерией главного калибра стали также и последней серией германских линкоров,успевшей полностью вступить в строй. Проект был доработанным проектом дредноутов типа "Кайзер" с многочисленными улучшениями. Дополнительное водоизмещение-в тысячу тонн ушло на усиление бронирования-в т.ч. первых 6 м кожухов дымовых труб и пяти постов управления огнем(4 артиллерийских и 1 торпедный).Силовая установка "кенигов" имела значительные резервы-если на испытательном пробеге корабли показали обычную эскадренную скорость в 21-21,3 узла,то в Ютландском бою машинисты "Гроссер Курфюрст" форсировали до 24 узлов.Башни главного калибра впервые на германских дредноутах стали линейно-возвышенными в диаметральной плоскости.Это увеличило огневую мощь германских линкоров при том же количестве орудий.Но ряд новшеств,запланированных для новых линкоров внедрен не был-по технологическим и финансовым соображениям- по дизельной силовой установке на средний вал,переходу на 320 мм главный калибр,трехорудийным башням,успокоителям качки.

Три первых корабля серии строились по программе 1911-1912,а четвертый- 1912-1913. Если " König " строился как дополнительная единица флота,то "Großer Kurfürst" и "Markgraf" -как замена проданных Турции в 1910 г. устаревших броненосцев "Kurfürst Friedrich Wilhelm" и "Weissenurg" ,"Kronprinz" -как замена устаревшего " Brandenburg" .

Наименования корабли получили в честь древних высших имперских титулов в Священной Римской империи германской нации- король(кёниг), великий курфюрст,маркграф и кронпринц( наследный принц).

-2

-3

-5
-6

-7
"Гроссер Курфюрст"
"Гроссер Курфюрст"

«Кёниг»SMS König Заложен октябрь 1911,спущен на воду 1 марта 1913,вступил в строй 10 августа 1914

«Гроссер Курфюрст» SMS Grosser Kurfürst Заложен октябрь 1911 ,спущен на воду 5 мая 1913 вступил в строй 30 июля 1914

«Маркграф» SMS Markgraf Заложен ноябрь 1911 ,спущен на воду 4 июня 1913 вступил в строй 1 октября 1914

«Кронпринц» SMS Kronprinz (с 27.01.2018 "Kronprinz Wilhelm") Заложен май 1912 ,спущен на воду 21 февраля 1914 вступил в строй 8 ноября 1914

Все линкоры типа "Кёниг" затоплены в Скапа-Флоу 21 июня 1919

Водоизмещение-25 390 т нормальное,29 200 т полное.Длина 175,4 м. Ширина 29,5 м. Осадка 8,3 м.

Бронирование- главный пояс: 80—350 мм
траверсы: 130—300 мм
палуба: 20—30+60—100
башни ГК: 80—300 мм
барбеты ГК: 80—300 мм
каземат ПМК: 170 мм
командирская рубка: 170—350

Двигатели-15 котлов типа Шульц-Торникрофта;3 турбины типа Парсонса,31 000 л.с..Скорость хода 21 узел максимальная,
12 узлов экономическая.Дальность плавания 6800 миль (на 12 узлах),
4600 миль (на 19 узлах).Экипаж 1136 человек.

Вооружение- 5×2 — 305-мм/50 ,14×1 — 150-мм/45
6×1 — 88-мм/45, Зенитная артиллерия- 4×1 — 88-мм/45. 5 × 500-мм подводных ТА

В годы войны на линкорах типа «Кёниг» был увеличен угол возвышения орудий- с 13,5° до 16° ,два зенитных орудия и все 88 мм противоминные были демонтированы.

"König" проектировали и строили как флагманский корабль командующего эскадрой с учётом размещения личного состава штаба эскадры, для чего на нём оборудовали верхний (адмиральский) мостик, в 1917 г. аналогичный мостик получил и "Markgraf". "Markgraf" отличался двумя паровыми трубками, смонтированными снаружи на корпусе кормовой дымовой трубы. "Kronprinz" с самого начала был оборудован тяжёлой трубчатой фок-мачтой с постом управления артиллерией на топе. После Ютландской битвы подобные мачты были установлены и на остальных трёх, также на всех кораблях демонтировали противоторпедные сети. "Großer Kurfürst" получил такую же мачту, как и "Kronprinz", а "Markgraf" и  "König" - с несколько меньшими размерами артиллерийского поста. В конце апреля 1918 г.  мелкая артиллерия была демонтирована, а порты заварены.

"Кениг" - высокобортный корабль с удлиненным баком,пятью башнями ГК в диаметральной плоскости -в т.ч.по две линейно-возвышенных в носовой и кормовой части, двумя бронированными боевыми рубками, непрерывным нижним броневым поясом от кормовой поперечной броневой переборки до форштевня, верхним броневым поясом от кормового барбета до носового, бронированным казематом и бронированной палубой, расположенной выше и ниже ватерлинии. 14 орудий средней артиллерии размещались в середине корабля,а легкие пушки-в передней надстройке.

Корабль благодаря рациональному размещению башен мог вести бортовой огонь всеми орудиями ГК. Центральная башня имела сектор обстрела 130° .

Артиллерийское вооружение главного калибра дредноутов состояло из десяти 305-мм скорострельных морских орудий с длиной канала ствола 50 калибров SK L/50 C/08 в пяти двухорудийных башенных установках. Орудия оснащались клиновым затвором системы Круппа. Башни имели одинаковую конструкцию, включая расположение погребов боеприпасов, носили литерное обозначение Drh.L. С/11 - вращающийся лафет образца 1911 г., почти не отличались от Drh.L. С/09, применённых на предыдущем типе и имели большое сходство с лафетом образца 1908 г. дредноутов типа "Helgoland", первоначально имея угол снижения стволов орудий -8° и угол возвышения +13,5° с дальностью стрельбы 16200 м (87 кбт.), по другим данным - 18700 м, после cражения у Доггер-банки, ещё в 1915 году увеличенный до -5,5° и +16° с дальностью стрельбы 20400 м (110 кбт.). Во всех башенных установках погреба с зарядами расположили под снарядными погребами.

Противоминная артиллерия линкоров была двухкалиберной -150-мм среднего и 88-мм лёгкого.Средний-четырнадцать 150-мм скорострельных орудий SK L/45 MPL C/1906.11, с длиной канала ствола 45 калибров с дальностью стрельбы 13500 м (73 кбт.) с сектором обстрела 120°, полностью аналогичные установленным на предыдущем типе. В 1915 г. дальность стрельбы увеличили до 16800 м (91 кбт.). Снаряды весом в 45,3 кг выстреливались с начальной скоростью 835 м/с и частотой 3-4 выстрела в минуту. Живучесть ствола составляла 1400 выстрелов.Орудия располагались в середине корабля в каземате и были прикрыты 80-мм щитами. Легкая артиллерия первоначально состояла из шести 88-мм скорострельных орудий MPL C/02 с длиной канала ствола 45 калибров на отдельных лафетах, прикрытых противоосколочными щитами. Они стреляли 9-кг снарядами на расстояние 11790 м. Все шесть 88-мм орудий установили в передней надстройке. Позже все эти орудия демонтировали и установили на вновь строящихся кораблях малого водоизмещения.

  ПВО обеспечивали четыре зенитных 88-мм орудий SK L/45 C/13 Flak. Впоследствии число зенитных уменьшили до двух, установленных на задней надстройке.

На кораблях были установлены бронеплиты и бронелисты ,изготовленные по технологии Круппа из никелевой стали (никель 3,5-4%, хром 1-2%) с закалённым (цементированным) наружным слоем, и из броневой стали с низким содержанием никеля (никель 1-1,5%, хром 0,5-1 %).

Система бронирования- броневой пояс почти по всей ватерлинии . бронирование цитадели и каземата с расположенными в нём 150-мм орудиями противоминного калибра, горизонтальное бронирование палуб, бронированные барбеты и 305-мм орудийные башенные установки, боевые рубки для управления кораблём в бою, поперечные броневые переборки для защиты от продольных попаданий снарядов в середину корабля со стороны носа и кормы и входящие в конструктивную подводную защиту противоторпедные переборки.

У дредноутов типа "König" вес бронирования составлял, согласно Эверсу, 10450 т (40,5% нормального водоизмещения), по Брайеру, 10283 т (40,5%) и Грёнеру, 10370 т (40,2%), против, согласно Брайеру, 9855 т (40,5%) и Грёнеру, 9940 т (40,2%) у типа "Kaiser". Вес броневой защиты превышал вес типа "Kaiser", по разным данным, всего на 428-510 т.

В целях усиления броневой защиты корпуса кораблей разделили на три части: среднюю часть, расположенную между концевыми барбетами, носовую и кормовую оконечности.

Среднюю часть прикрывал бортовой броневой пояс переменной толщины, проходящий до верхней палубы и оканчивающийся броневыми поперечными переборками, соединёнными с этими барбетами, и бронированная палуба, проходящая здесь на уровне средней палубы.

В носовой оконечности защиту ограничили броневым поясом от передней броневой поперечной переборки до форштевня и бронированной палубой, проходящей здесь до форштевня значительно ниже ватерлинии на уровне нижней палубы. В кормовой оконечности то же,только до кормовой поперечной броневой переборки.

Бортовое бронирование несколько усилили. Бортовой броневой пояс в средней части борта достигал толщины 350 мм, против 300 мм у типа "Helgoland" и 270-290 мм у типа "Nassau", и состоял из двух полос переменной толщины: главного (нижнего) броневого пояса по КВЛ и верхнего, расположенного выше главного между главной и верхней палубами и обеспечивающего бронирование цитадели. Все вертикальные и горизонтальные броневые плиты, за исключением относительно тонкого нижнего пояса из броневой стали с низким содержанием никеля у форштевня и в корме, изготовили по технологии Круппа из никелевой стали с закалённым (цементированным) наружным слоем. По длине корабля толщина плит броневого пояса была различной.

Толщина плит главного (нижнего) броневого пояса по КВЛ от кормы к носу у дредноутов типа "König" составляла, согласно Брайеру, соответственно, 0-180-350-150-120 мм; Конвэю, 350-80 мм, причём в носовой оконечности 180-80 мм, в кормовой 180-125 мм; Грёнеру, 0-180-350-120 мм.

При общей ширине главного броневого пояса или высоте его плит, равной 3,50 м, на длине между концевыми барбетами толщина пояса составляла 350 мм на площади от главной палубы (на 1,80 м выше КВЛ) и до 0,36 м ниже КВЛ (по высоте 2,16 м от верхней кромки плиты) с постепенным уменьшением книзу её толщины до 180 мм у нижней кромки на расстояние 1,7 м ниже КВЛ. В носовой оконечности главный броневой пояс не доходил до верхней палубы, но в районе форштевня он доходил и до неё, одновременно опускаясь значительно ниже КВЛ. У типа "König" толщина плит составляла 200 мм приблизительно на 1/3 длины, а далее 150 мм, а у нижней кромки, соответственно, до 150 мм и 120 мм.

В корме на кораблях обеих серий пояс доходил до главной палубы и в районе кормы уменьшался до 120-80 мм, не доходя до ахтерштевня, оканчивался броневой поперечной переборкой приблизительно одинаковой толщины с кормовой частью пояса. У типа "König" пояс имел 200 мм толщину (150 мм у нижней кромки) и далее 180 мм (150 мм у нижней кромки).Длина главного броневого пояса определялась расстоянием между осями концевых башенных установок "А" и "Е"- 96 м.

Толщина плит верхнего броневого пояса, расположенного выше главного между главной и верхней палубами и прикрывавшего цитадель, составляла, согласно Эверсу и Конвэю, 200 мм; Брайеру и Грёнеру, от кормы к носу 130-180-120 мм . По другим данным, главный броневой пояс толщиной 200 мм продолжался от главной до верхней палуб и состоял из вертикальных плит высотой 5,7 м.

Бронирование каземата с установленными в нём на верхней палубе 150-мм орудиями проходило от барбета башенной установки "А" до "D". Толщина броневых плит каземата составляла 170 мм, с установкой 80-мм щитов на орудия и 15-20 мм экранов и внутренних противоосколочных переборок между ними.

Палубу полубака забронировали частично, она была 30-мм над казематом 150-мм орудий.Верхнюю палубу забронировали на всей площади - 30-мм толщину в средней части корабля вне каземата и 20-мм, как настил его пола.В корме и средней части бронированную палубу установили на уровне средней, в носовой оконечности на уровне нижней, соединив поперечной броневой переборкой.

Согласно Брайеру и Грёнеру, 305-мм башенные установки имели 300-мм толщину лицевых плит. 250-мм боковые стенки, 290-мм заднюю стенку, 110-мм наклонную часть крыши и 80-мм плоскую её часть: Конвэю. толщина стенок/крыши башен 300, 250, 170-100 мм. Барбеты с внутренним диаметром 8,5 м имели сплошное круговое бронирование переменной толщины, величина которого изменялась в пределах 300-80 мм. уменьшаясь с 300 мм до 220 мм там, где они перекрывали один другого. Не защищённые ничем наружные части концевых барбетов имели 300-мм толщину до бронированной палубы, но позади верхнего броневого пояса её уменьшили до 140 мм, а главного 80 мм. С учётом 300-мм толщины стенки максимальный наружный диаметр барбета составлял 9,1 м.

Стенки передней боевой рубки имели 350-мм толщину с обычным увеличением до 400-мм в районе смотровых щелей, 180-мм крышей, в то время как задние боевые рубки имели 200-мм толщину стенок и 50-мм крышу .

Толщина листов противоторпедных переборок у дредноутов типа "König", согласно Брайеру и Грёнеру, составляла 40 мм; по Конвэю - 50 мм. На всех линкорах противоторпедные переборки продолжались 30-мм противоосколочной переборкой до верхней палубы.

Противоторпедная переборка имела такую же длину, что и 350-мм главный броневой пояс, и в районе миделя проходила на расстоянии около 4 м от бортовой обшивки. Ещё одну (более тонкую) 20-мм переборку установили на половине расстояния от наружной обшивки корпуса. Угольные ямы расположили на бронированной палубе по обе стороны от противоосколочной переборки. На крупных германских кораблях доставка угля из кочегарок была очень трудоемка. Зато эта система обеспечивала хорошую противоторпедную защиту, но вызывала дополнительные трудности для работы систем осушения и кренования в средней части корабля.

Главная поперечная броневая переборка имела толщину 300 мм от бронированной палубы до главной между противоторпедными и противоосколочными переборками, 200 мм вне их и 170 мм между главной и верхней.У типа "König", согласно Брайеру, толщина плит поперечных броневых переборок в кормовой и носовой оконечностях составляла 170-200 мм; по Конвэю - 300-130 мм.

-13

-14

-15

-16

-17

Традиционно хорошо защищенные по германской традиции дредноуты типа "Кёниг"( как толстой крупповской броней,так и умело размещенными конструктивными элементами,угольными ямами,продуманной системой живучести ,качеством исполнения) вместе со своими предшественниками типа "Кайзер" и линейными крейсерами вынесли на себе самое масштабное морское столкновение противоборствующих сторон в Ютландском сражении 1916г. Так как Тирпиц не успел довести состав Флота Открытого моря до необходимых размеров,немцам пришлось играть "от обороны" Получив преимущество по очкам в ожесточенных перестрелках,германский флот вышел из-под удара превосходящих сил Гранд Флита,сохранив корабли. Но больше шансов на генеральное сражение у кайзеровского флота не появилось. Английская стратегия "два киля против одного" одолела "непотопляемость" германских кораблей и более высокое качество немецких орудий и взрывчатки.

Боевой путь и судьба линкоров типа "Кёниг"-в отдельной статье.

Ничто так не помогает развитию канала и улучшению Вашей ленты Дзена -как Ваши лайки (военная тайна)) !

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Тяжелые крейсеры.

Броненосцы береговой обороны.

Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам