Адмирал Сушон привел немецкие корабли в Дарданеллы 10 августа1914 ,хотя турки еще тянули время,ожидая завершения мобилизации и не хотели принимать германские корабли. Щекотливая ситуация была улажена германским послом- 16 августа оба корабля были куплены турецким правительством и получили новые имена-"Гебен"- "Jawus Sultan Selim" ,"Бреслау"- "Midilli" . Иностранным посольствам турецкие власти объяснили: " Гебен" и " Бреслау" они купили у Германии взамен реквизированных Великобританией строившихся турецких дредноутов. В тот же день контр-адмирала Сушона назначили командующим турецким военно-морским флотом. Вторым флагманом был назначен турецкий контр-адмирал Ариф-Бей. Немецкие офицеры были командированы на турецкие корабли, турецкие на оба немецких. На кораблях сохранялся немецкий экипаж.
первая часть истории "Гебена"(тыц!)
Сели́м I Яву́з (Гро́зный)[1] (осман. سليم اول — Selîm-i evvel, тур. Birinci Selim, Yavuz Sultan Selim; 10 октября 1465 — 22 сентября 1520) — девятый султан Османской империи (1512—1520) и 88-й халиф c 1512 года. Под его началом велась активная захватническая политика.
Усиление турецкого флота "Гебеном" ускорило вступление Турции в войну,сильно ухудшило стратегическое положение России. По заявлению Людендорфа, вступление Турции в войну позволило Германии продержаться лишних два года. "Гебен" до конца октября 1914 приводил себя в порядок,чистил днище,ремонтировал котлы,грузил уголь.
Следует отметить, что усиление турецкого флота линейным крейсером "Goeben" значительно изменило соотношение сил сторон, так как этот корабль был сильнее любого из пяти русских линкоров додредноутного типа в артиллерии и намного превосходил их в скорости хода. Только действуя в составе эскадры, русские линейные корабли могли противопоставить 10 280-мм орудиям "Goeben" 16 орудий калибра 305 мм и 4 орудия калибра 254 мм пяти линкоров-додредноутов. Но и в этом случае русская эскадра не имела возможности принудить "Goeben" к бою, так как скорость её хода была на 8-10 узлов меньше, чем у линейного крейсера. Это позволяло "Goeben" выбирать место, время и дистанцию боя.
Военный министр Турции генерал Энвер-Паша ещё 22 октября 1914 г. приказал провести боевую операцию германо-турецкого флота против черноморских баз и портов России, хотя формально состояние войны между Россией и Турцией началось лишь с 1 ноября 1914 г. Линейный крейсер "Goeben", минный заградитель "Nilufer" и два миноносца должны были действовать в районе Севастополя . В ночь на 29 октября 1914 г. В Севастополе находились все 7 русских линейных кораблей, 3 крейсера, 4 подводные лодки, 5 эскадренных миноносцев, 4 минных заградителя, канонерская лодка, 2 посыльных судна и два транспорта . В 4:15 дежурный пароход торгового флота из Одесского порта передал в Севастополь следующее сообщение: "Турецкий миноносец взорвал "Донец"(канонерская лодка), ходит в Одесском порту и взрывает суда".Получив это донесение, командующий Черноморским флотом вице-адмирал Эбергард объявил по флоту о начале войны с Турцией.Тем не менее Севастопольский порт по тревоге поднят не был В это время "Goeben", с 10-узловым ходом приближался к Севастополю с задачей обстрелять порт, русские корабли и береговые объекты базы с дистанции 14000 м (75 каб.), то есть вне предполагаемой дальности стрельбы крепостной артиллерии. В 6:28 береговые батареи первыми открыли по нему беспорядочный огонь с дистанции 7800 м (42 каб.). В 6:33 "Goeben" открыл огонь из орудий главного и среднего калибра по арсеналу и военному городку, находясь всего в 7400 м (40 каб.) от входа в Северную бухту Севастополя, где стоял весь Черноморский флот, не готовый к выходу. Расположение кораблей на рейде (на бочках в две линии) не позволяло им открыть ответный огонь. "Goeben" стрелял в течение 17 минут с дистанции 7800-11800 м (42-64 каб.) и израсходовал 47 снарядов калибра 280 мм и 12 калибра 150 мм, не нанеся значительных повреждений ни кораблям, ни городу. Он начал обстрел с форта "Константин". Большая часть снарядов упала в районе госпиталя, где было убито и ранено несколько больных, а также в районе угольных складов, полотна железной дороги и Корабельной стороны. Два снаряда попали в береговые батареи, остальные упали на рейде. Попаданий с "Goeben" в корабли не было, хотя 280-мм снаряды ложились между ними и, в частности, между несколькими минными заградителями, стоявшими с полным запасом мин для предусмотренного на случай начала войны минирования подступов к Севастополю.С моря Севастополь прикрывали 23 батареи в составе 114 орудий калибра от 75 мм до 280 мм. Ответный огонь вели береговые батареи и брандвахтенный линейный корабль "Георгий Победоносец". В результате линейный крейсер получил три попадания в районе задней дымовой трубы, причем осколки снарядов повредили прожектор. Огонь заставил "Goeben" в 6:35 быстро отвернуть на курс 270°, приказать миноносцам убрать тралы, увеличить скорость до 22 узлов и на зигзаге выйти из-под обстрела. Уже в 6:45 он прекратил стрельбу. По "Goeben" стреляли в общей сложности 8 береговых батарей. Огонь был открыт с дистанции 8400-9300 м (45-50 каб.) и велся до предельной дальности стрельбы. Всего было выпущено 360 снарядов и достигнуто три попадания (0,83% попаданий). "Георгий Победоносец" из-за плохой видимости в тумане успел сделать всего три выстрела. При этом с 6:35 до 6:40 "Goeben" маневрировал на крепостном инженерном минном заграждении, но последнее, как отмечалось, не было включено. Когда в 6:23 линейный крейсер и сопровождавшие его миноносцы были опознаны, поступил приказ о замыкании электрической цепи заграждения, но на передачу этого приказа и его исполнение ушло 20 минут. В результате крепостное заграждение было приведено в боевое положение после того, как "Goeben" сошел с него. На обратном пути "Гебен" потопил минный заградитель "Прут" и повредил миноносец "Лейтенант Пущин".Также было захвачено несколько торговых пароходов.
12 ноября 1914 г. Турция заявила, что находится в состоянии войны со всеми странами Антанты. 18 ноября около полудня "Гебен" и "Бреслау" напоролись у мыса Сарыч на линейную эскадру Черноморского флота-5 русских броненосцев,3 крейсера и эсминцы. Сильный туман затруднял наведение и корректировку огня для обеих сторон. Ошибки в определении дистанции стрельбы достигали двух миль. 305-мм снаряд с "Евстафия" с головным взрывателем, начиненный черным порохом, пробил 150 мм броню порта каземата 150-мм орудия № 3, в котором сдетонировало три снаряда и загорелись 16 зарядов, подготовленных к стрельбе. Орудие вышло из строя. Газ, пламя и дым проникли в пороховой погреб, из которого подавался боезапас к орудиям № 3 и № 4, но взрыва не произошло. Потери экипажа "Goeben" составили 13 убитых и 3 раненых. Если б на месте "Гебена" был британский линейный крейсер- местные рыбы уже сто лет бы плавали в его каютах.Ответным огнем "Гебен" третьим и четвертым залпами накрыл "Евстафий". В скоротечном бою в течение 10 минут на дистанции 6400-7300 м (34-39 каб.) "Goeben" выпустил 19 280-мм бронебойных снарядов, хотя русские наблюдали падение не менее шести залпов (30 снарядов), и добился трех попаданий (16% попаданий) и одного близкого разрыва в воде, согласно Кэмпбеллу - четырех попаданий (21% попаданий) в "Евстафий", потери экипажа которого составляли 33 убитых и 35 раненых. Согласно Гильдебранду, "Goeben" добился одного попадания снарядом главного калибра в "Евстафий", однако и сам получил попадание тяжелым снарядом в каземат № 3 левого борта.Добившись накрытия, "Евстафий" перешел к стрельбе беглым огнём. Носовая башня видела цель хорошо и стреляла с равными промежутками времени, из кормовой же несколько раз докладывали, что не видят цели из-за дыма и мглы. Затем он открыл огонь из 152 и 203-мм орудий. Всего было сделано 16 выстрелов из орудий главного калибра (6,25% попаданий), из них 12 приходилось на носовую башню, а 4 на кормовую. Было выпущено 19 снарядов калибра 152 мм и 14 калибра 203 мм. Огонь велся около 10 минут, хотя "Goeben" был виден в течение 14 минут.Остальные русские корабли вели огонь только тогда, когда видели противника, но попаданий не достигли. "Иоанн Златоуст" выпустил 6 снарядов калибра 305 мм на прицеле 11100 м (60 каб.). "Пантелеймон" же не сделал ни одного выстрела из орудий главного калибра. "Три Святителя", отставший и повернувший позже, видел весь бой лучше "Пантелеймона" и сделал 12 выстрелов на прицеле 11100 м (60 каб.), потом перешёл на самостоятельный прицел. Таким образом, бой с "Goeben" фактически вёл один "Евстафий".
20 декабря русская эскадра выставила у Босфора 585 мин,при этом незаметно для турок,а уже 26 декабря-при возвращении в порт"Гебен" подорвался на двух русских минах. Всего внутрь корабля, согласно Кэмпбеллу, поступило около 2000 т, согласно Гильдебранду, 600 т воды. Корабль получил крен на правый борт, осадка увеличилась на 80 см. Затопило буфет корабля...Т.к. в Турции подходящих доков не было-ремонт производили присланные из Германии водолазы.Команда же пока отдыхала-даже кабаре себе организовали.
3 апреля 1915 при очередном выходе в Черное море "Гебен" опять встретился с русской эскадрой-но сразу отвернул и на полном ходу ушел к Босфору.10 мая "Гебену" пришлось выйти навстречу русской эскадре-обстреливающей укрепления Босфора. "Goeben" в течение 22 минут с дистанции 16000-14500 м (86-79 каб.) стрелял по "Евстафию" пятиорудийными залпами (по одному орудию из каждой башни), но стрельба немцев в этот раз оказалась неэффективной. Залпы "Goeben" ложились очень кучно — вначале недолётами, а потом прямо по носу "Евстафия", входящего в водяные столбы от падения немецких снарядов главного калибра. Однако попаданий не было: по приказанию адмирала Эбергарда флагманский корабль шёл зигзагом, изменяя также и скорость в пределах 10-12 узлов. В свою очередь старшие артиллерийские офицеры "Евстафия" и "Иоанна Златоуста" лейтенанты Невинский и Смирнов в первые минуты боя не смогли поразить "Goeben": снаряды из сосредоточенных четырехорудийных залпов разрывались о воду с недолётами. Зато они мешали немцам корректировать стрельбу. Русские утверждают, что в их корабли попаданий не было, хотя с "Goeben" видели три попадания."Три Святителя" и "Пантелеймон" присоединились к эскадре на дистанции 14800 м (80 каб.) от немецкого линейного крейсера. Ход боя переломил "Пантелеймон", который в 8:05 обогнал "Ростислав", стремясь занять третье место в строю русской эскадры. Старший артиллерийский офицер "Пантелеймона" лейтенант Мельчиковский в 8:08 вторым залпом с дистанции более 18500 м (100 каб.) накрыл "Goeben",добившись попадания в среднюю часть корабля. Снаряд разорвался у нижней кромки главного броневого пояса, вызвал затопление бортового коридора и, подняв столб воды, который ударил по стволу 150-мм орудия в каземате № 2 и временно вывел его из строя. Приведя "Goeben" на курсовой угол 75° правого борта, корабли русской эскадры открыли по нему сосредоточенный огонь. Вскоре в "Goeben" попало ещё один снаряд (русские считали, что два). Он прошел через бак в жилую палубу, пробил нижнюю палубу, но серьезных повреждений не нанес, только повредил укладку противоторпедной сети, так что она свесилась за борт. Экипаж потерь не понес.На сходящихся курсах дистанция боя быстро уменьшилась до 13500 м (73 каб.), и положение "Goeben" становилось опасным. Видя, что "русская тройка" снова в сборе, он увеличил скорость, отвернул в сторону и вышел из боя, продолжавшегося всего 23 минуты. В 8:12 на дистанции 20300 м (110 каб.) стрельба прекратилась. За время боя русские корабли израсходовали 169 305-мм (1,8% попаданий) и 36 203-мм снарядов. "Евстафий" выпустил 65, "Иоанн Златоуст" — 75, "Пантелеймон" — 16, "Три Святителя" — 13 305-мм снарядов. "Goeben" сделал около 124 безрезультатных выстрелов из орудий главного калибра. При его стрельбе наблюдалось превосходство в артиллерии — немцы добились большой кучности падения снарядов и высокой скорострельности. Однако ни одного попадания в "Евстафий" не достигли, хотя снаряды рвались очень близко от корабля. При этом, по сообщениям русских, корпус "Евстафия" испытывал очень сильные сотрясения. Во время боя 10 мая "Goeben" был поражен двумя крупнокалиберными снарядами. Первый ударил в переднюю часть по очень крутой траектории, пробил верхнюю и батарейную палубы и взорвался на средней палубе. Многие конструкций были согнуты и деформированы, был поврежден пушечный порт. Ремонт занял девять дней.Второй снаряд попал почти рядом, между 97 и 103 шпангоутами по левому борту, и взорвался в одном или двух метрах за обшивкой, осколки были выброшены вверх, повредили крепления противоторпедных сетей и ударили в нижнюю часть ствола 15-см пушки во II каземате. Прицельный перископ и механизм вертикальной наводки были повреждены, расчёт был выведен из строя. Наружная обшивка ниже бронированного пояса была помята на протяжении около 5-6 м. Заклепки выскочили и боковой проход между 100½ и 104 шпангоутами был временно залит водой.
Во время Дарданелльской операции союзников "Гебен" передал туркам на укрепление обороны два 150-мм орудия вместе с боеприпасами и 6 пулеметов с расчетами. Батарея № 4 в составе двух 150-мм орудий левого и правого борта была снята для установки в Ин Топе на азиатском берегу Дарданелл. Одно из них вышло из строя ещё при перевозке, другое уничтожили в января 1916 г. Последнее было заменено третьим орудием с "Goeben". Первые два орудия уже никогда не вернулись на корабль, а третье позднее заменили орудием, присланным из Германии. Таким образом, с мая 1915 г. "Goeben" имел на вооружении только 10 150-мм орудий.
8 января 1916 в 8:10 русские эскадренные миноносцы обнаружили "Goeben" и по радио навели на него маневренную группу Черноморского флота, в состав которой входили новейший линейный корабль "Императрица Екатерина II", крейсер "Память Меркурия" и эскадренные миноносцы. В 8:23 на "Goeben" также их заметили на северо-западе, и крейсер начал преследовать их на максимальной скорости. Так в 75 милях от Босфора "Goeben" вступил с русским дредноутом в бой, который для обеих сторон окончился безрезультатно. В первые четыре минуты боя "Goeben" выпустил 5 залпов по русскому линкору, но дистанция боя 19600-20000 м (106-108 каб.) была достаточно велика, и в 10:05 он был вынужден прекратить огонь, израсходовав 22 снаряда. "Екатерина" продолжала стрелять до 10:10, выпустив 97 (по другим данным - около 150 снарядов) главного калибра, последние - с расстояния 22800 м (123 каб.). , но прямых попаданий в "Goeben", за исключением осколков, не было. "Гебен" еле оторвался от русского дредноута-дно обросло и проблемы с винтами. По прибытии капитан Аккерман заявил, что "Императрица Мария" может быстро ходить и хорошо стрелять.
20 января 1918-во время рейда в Эгейском море "Гебен" подорвался на английской мине,но продолжил выполнение задание,обстрелял объекты на островах и потопил английские мониторы "Raglan" и "М-51" . На обратном пути по крейсерам отбомбились английские самолеты,"Бреслау" напоролся на мину и потерял ход-а при попытке взять его на буксир подорвался на второй мине. Море вокруг крейсеров было усеяно минами."Бреслау" пытался выйти с минного поля сам-но после пятого подрыва затонул."Гебен" при отходе подорвался еще на одной мине и выдержал несколько авианалетов .А в Дарданеллах еще и сел на мель. За 6 дней, в течение которых "Goeben" сидел на мели, на него было совершено 276 налетов и сброшено, по английским данным, 15,5 т взрывчатых веществ. По подсчетам немцев, было сброшено 180 бомб, но только две из них попали в корабль (1,1% попаданий). Только 26 января "Гебен" удалось стянуть с мели. В конце апреля крейсер решили отправить для показа флага в оккупированный немецкими войсками Севастополь, а заодно воспользоваться имеющимся там большим доком. 7 июня в 6:00 крейсер, наконец вошёл в док. Это было первое докование крейсера с довоенных лет. Несмотря на то, что в доке не было никакой возможности предварительной ликвидации минных повреждений, он подходил для очистки и покраски корпуса ниже ватерлинии, а также для ремонта гребных валов, которые были повреждены, когда корабль был на мели. Гебен оставался в доке до 12 июня, пока продолжалась окраска днища. 13 июня были закончены работы с паропроводом к кабестану, днище корабля было очищено и покрыто двумя слоями краски, нижние клапаны корабля были осмотрены. Техническое обследование повреждений ниже башни E показали, что стрельба из этой башни не представлялось возможной, однако ни на одном из минных повреждений не было проведено никаких работ. После этого "Гебен" показывал флаг в Новороссийске и Одессе. Военное и политическое положение, сложившееся во второй половине 1918 г., принудило Турцию 1 ноября 1918 г. заключить перемирие с Антантой, и на следующий день 2 ноября 1918 г. вице-адмирал Ребер-Пашвиц передал линейный крейсер "Goeben" Турции, теперь уже навсегда. Немецкая часть экипажа была отправлена на пароходе в Одессу.
Антанта потребовала передачи ей линейного крейсера для интернирования либо разборки на металл в случае его плохого технического состояния. Но из-за вмешательства Кемаль-Паши этого не произошло.
Корабль в 1919-26 гг. стоял в небоеспособном состоянии в Стении, не находя себе применения. В 1925 г. турецкое правительство заключило договор с фирмой Флендер-верке (Любек) о постройке плавучего дока грузоподъемностью 25000 т., а пока он строился, 20 декабря 1925 г. в Исмид прибыл арендованный док французской фирмы Penhoet (Сен-Назер), которая произвела ремонт и модернизацию "Jawus Sultan Selim".
На корабле была установлена новая французская система управления артиллерийским огнем и заменены котлы. Модернизация "Jawus Sultan Selim" подвинула греческое правительство в 1929 г. предложить 10-летний мораторий на постройку кораблей, но турецкое правительство его не приняло. На ходовых испытаниях 17 марта 1930 г. во время 4-часового пробега крейсер развил скорость 27,1 узла, и 28 марта 1930 года официально вступил в строй турецкого флота.
В 1933 и 1934 годах политики использовали корабль для представительских целей. Премьер-министр Инёню ходил на нём из Стамбула в Варну, а шах Ирана Реза Пехлеви, во время своего визита в Турцию, был доставлен на крейсере из Трабзона в Самсун.
В 1936 при Новой Республике название корабля изменили на TCG (Türkiye Cumhuriyeti Gemisi / Корабль Республики Турции) "Yavuz". Он стал флагманом нового турецкого флота, и в ноябре нанёс визит на британскую Мальту.
В ноябре 1938 крейсер доставил останки Мустафы Кемаля Ататюрка из Хайдар-паши в Измит. В том же году корабль прошёл капитальный ремонт.
С 1941 г. он имел следующее вооружение: 5x2 - 280-мм; 10 - 150-мм; 4 - 88-мм, 12 - 40-мм и 6 - 20-мм зенитных орудий; 4 - 500-мм торпедных аппарата. На нем демонтировали кормовую мачту, чтобы обеспечить достаточный сектор в горизонтальной плоскости для стрельбы зенитных орудий.
До 40-х годов линейный крейсер являлся флагманским кораблем турецкого военно-морского флота.
5 апреля 1946 г. в Стамбул с визитом прибыл линейный корабль ВМФ США "Missouri" (BB-63). Он был встречен 19 залпами салюта, данными с "Yavuz". Поводом для визита стала передача тела Мунира Эртегуна, в то время - турецкого посла в Соединенных Штатах.
С 1948 г. линейный крейсер стал стационером в Измите, использовался как учебная база, а 20 декабря 1950 г. был выведен в резерв. В 1952 году, когда Турция вступила в НАТО, стоящий на приколе корабль получил бортовой номер "B70".
14 ноября 1954 г. старый крейсер был вычеркнут из списка боевых кораблей, однако продолжал находиться в гавани Чальчук и использовался в качестве церемониального корабля для выполнения почетного ритуала.
Вычеркнутый из списков флота линейный крейсер "Yavuz" из Чальчука, где он находился с 1948 г., был отбуксирован в Саймен. Там с помощью простейших подъёмных устройств его постепенно начали разбирать. После демонтажа башен, котлов, турбин и брони корпус был разрезан на 5 секций. Затем с помощью снятого с корабля кабестана со шпилем их по одной вытащили на берег, и к 1976 году он был окончательно разобран.
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам