Все мы знаем о том, что на нашей планете существует такой остров, как Тайвань. Этот остров довольно часто фигурирует в новостях и в аналитических статьях политологов как точка напряжённости в отношениях
между Китаем и США и территория возможного военного конфликта с их участием. Также Тайвань известен как крупнейший разработчик и производитель полупроводниковых микросхем, имеющий долю более 52% на мировом рынке этих изделий. Наряду с Японией, Южной Кореей, Сингапуром и Китаем Тайвань на сегодняшний день является одной из наиболее высокотехнологичных стран мира.
Однако всё вышеописанное никак не связано с тематикой нашего канала, тогда как сам остров Тайвань имеет к ней самое непосредственное и прямое отношение. Вы спросите - какое? И я вам отвечу: остров Тайвань - это именно то место, откуда есть пошла земля русская австронезийская. И именно с привязкой к этому факту я и собираюсь рассказать читателям нашего канала об этом замечательном острове, и не только и даже не столько о нём.
На просторах интернета достаточно часто можно встретить статьи, в которых авторы выносят на суд читателей разнообразные (зачастую весьма альтернативные общепринятым, а иногда - совсем уж причудливые) гипотезы и версии о происхождении таких этно-языковых общностей, как славяне, тюрки, ирано- и индоарийцы, армяне, семиты, берберы и др., вызывая этим нешуточные баталии в комментариях под такими статьями. Однако в нашем случае такой исход абсолютно исключён, т.к. в настоящей статье мы будем говорить об австронезийской этно-языковой общности, место
и обстоятельства происхождения которой не являются предметом споров в среде этнографов и лингвистов, т.к. имеют надёжную опору в виде фактологических материалов, полученных археологами, антропологами, историками и лингвистами в ходе проводившихся ими в течение
длительного периода времени разнообразных исследований. Итак, что же нам известно о предках австронезийцев?
Большинство современных учёных сходятся во мнении, что предками австронезийцев - т.н. преавстронезийцами, или протоавстронезийцами - можно с полным основанием считать живших на прибрежных территориях
нынешнего Южного Китая, расположенных между дельтой реки Янцзы на севере и дельтой реки Миньцзян на юге (это нынешние провинции Китая - южная часть Цзянсу, вся провинция Чжэцзян, и север провинции Фуцзянь) людей, которые примерно 10 500 лет назад уже обладали основными особенностями, характерными для австронезийской материально-бытовой и нематериальной культуры, такими, как земледелие на заболоченных
территориях (возделывание заливного риса, таро, сахарного тростника), "австронезийская триада" домашних животных (собаки, свиньи и куры), строительство домов на сваях, судостроение, резьба по нефриту, чернение зубов, татуировки, протоавстронезийский язык, и т.д.. Примерно 8 000 лет назад эти люди, предположительно под воздействием продвигавшихся в южном направлении предков нынешних сино-тибето-бирманских (нынешних ханьцев, тибетцев, бирманцев и др.) народов начали покидать материк и переселяться на острова - о. Тайвань и о-ва Пэнху/Пескадорские, расположенные юго-западнее о. Тайвань в Тайваньском проливе. Там уже жили люди - принадлежавшие к веддо-австралоидной большой расе охотники, собиратели и рыболовы, предки которых переселились на территорию будущего острова Тайвань ещё тогда, когда уровень моря был значительно ниже, чем сейчас, и он составлял одно целое с древним континентом Сундаленд вплоть до подъёма уровня моря до современной отметки и образования Тайваньского пролива. Количество живших на Тайване аборигенов было невелико, и они были достаточно быстро ассимилированы австронезийскими переселенцами. Именно здесь, на о-вах Пэнху и о. Тайвань в последующие 1 500 лет и сформировались праавстронезийский язык и базовая австронезийская материальная и нематериальная культуры - т.е. то, что начиная с середины V в. до н.э. австронезийские переселенцы с о. Тайвань, преодолевая сотни и тысячи километров по морю, понесут в разные концы земли.
А размах пространственной экспансии австронезийцев действительно поражает воображение: например, самые западные острова, которые заселили австронезийцы - Коморские о-ва - отделяет от самого восточного заселённого ими острова - о. Пасхи/Рапануи - 14 339 км!, а самый северный остров, до которого добрались и где долгое время жили австронезийцы - о. Кюсю в архипелаге Японских о-вов - от самой южной точки их проживания - о-вов Окленд - отделяет расстояние в 9 243 км. При этом австронезийские мореплаватели не заселяли континентов, а осваивали привычные для себя острова, от огромных - таких, как о. Калимантан, о. Суматра, о. Мадагаскар, арх. Новая Зеландия, до самых мелких - таких, как коралловые атоллы Каролинских о-вов, Маршалловых о-вов, о-вов Гилберта и о-вов Туамоту. Исключением из этого правила являются такие австронезийские народы, как чамы, горные чамы и малайцы, этнические территории которых находятся на п-ве Индокитай: чамы населяют низменные и прибрежные территории в центре и на юге Вьетнама и в центральной части Камбоджи, тогда как горные чамы (под этим общим наименованием объединены несколько говорящих на австронезийских языках этнических общностей - зярай, раглай, тьру, эде, хрой) населяют плато Тэйнгуен на юге Вьетнама и на востоке Камбоджи, а малайцы (большая их часть) живут в южной, широкой части полуострова Малакка/Малайского п-ова. Все остальные народы, говорящие на языках австронезийской языковой семьи (а это более 1 250 этнических общностей, имеющих разную расовую, национальную и конфессиональную принадлежность) являются жителями островов. И в этой связи известную поговорку народа баджао - морских кочевников островной Юго-Восточной Азии: "Тана ками адала лаут"/"Наша земля - это море" (больше узнать о морских кочевниках можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
- вполне правомерно применить ко всем австронезийским
народам мира, которые заселили практически все пригодные для жизни человека острова Тихого и Индийского океанов, а именно: начиная с середины V в. до н.э. говорившие на праавстронезийском языке люди стали расселяться с о. Тайвань в разных направлениях: на север - по цепи о-вов Рюкю, которые они также заселили в процессе своего продвижения в северном направлении - они добрались до Японских о-вов, где заселили весь о. Кюсю (народы кумасо, хаято, кумабито, адзуми), а также крайнюю южную часть о. Хонсю, о-ва Гото и о. Ики (народ адзуми).
Везде на этих островах уже жили люди - носители археологической культуры дзёмон и непосредственные предки айнов, с которыми австронезийские переселенцы вступали в разнообразные контакты, в конечном итоге приведшие к ассимиляции людей этой культуры австронезийцами. Примерно в III в. до н.э. началась миграция с Корейского п-ва носителей археологической культуры яёй, которые говорили на протояпонском языке, принадлежавшем к алтайской языковой семье; активное взаимодействие австронезийцев и носителей культуры яёй на протяжении как минимум шестисот лет привело к их физическому смешению и сильнейшей интерференции их языков на всех уровнях - лексическом, типологическом, морфологическом, синтаксическом и фонетическом, итогом чего явилось возникновение праяпонского языка, который в последующие несколько столетий - в т.н. период Кофун (III в. н.э. - VI в. н.э.), когда возникло государство Ямато и началась его активная экспансия на север, вошёл в тесное соприкосновение с языком эмиси - предков айнов, территории которых активно завоёвывались, а сами эмиси - вливались в состав формирующегося японского этноса (физическое смешение этих трёх расово-этно-языковых компонентов, из которых и сложился японский этнос (~ эмиси принадлежали к курильской малой расе в составе веддо-австралоидной большой расы, говорили на изолированном языке и вели присваивающее хозяйство охотников, рыболовов и собирателей; ~ народы кумасо, хаято, кумабито и адзуми принадлежали к южноазиатской переходной (между монголоидной и веддо-австралоидной расами) малой расе в составе монголоидной большой расы, говорили на языке австронезийской языковой семьи и были ручными/мотыжными земледельцами, морскими собирателями и рыболовами; ~ носители культуры яёй были представителями тихоокеанской/восточноазиатской малой расы в составе монголоидной большой расы, говорили на языке алтайской языковой семьи и были пашенными земледельцами-рисоводами) - в конечном итоге и обусловило расовую принадлежность японцев, которые относятся к японской переходной (между монголоидной и веддо-австралоидной расами) малой расе в составе монголоидной большой расы). Как и в случае с языком австронезийцев и людей культуры яёй, между языками народов ямато и эмиси происходили процессы диффузии и интерференции, в конечном итоге приведшие к возникновению старояпонского языка - смешанного языка, который уже не имел преобладающих признаков какой-либо из тех языковых семей, к которым относились языки, в результате смешения которых он и сформировался (больше узнать о смешанных языках можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
В традиционной материальной культуре японцев также сохранилось достаточно много компонентов, характерных для австронезийской материальной культуры - например, таких, как набедренные повязки, дома на сваях, чернение зубов, и многое другое.
В южном направлении австронезийцы с о. Тайвань начали переселяться примерно в то же время, что и на север. Их путь лежал через о. Ланьюй, о-ва Батан и о-ва Бабуян далее - на о-ва Филиппинского архипелага, с которого переселение продолжилось: примерно около 4 500 лет назад группа австронезийских мореплавателей отправилась с о. Лусон на восток, где ими были открыты острова Марианского архипелага, на которых они и поселились. Другая группа австронезийцев начала переселяться с Филиппинских о-вов на юго-запад и достигла о. Калимантан, ставшего отправной точкой для последующих переселений в западном направлении - на о. Суматра, на о. Мадагаскар, и на юг - на о. Ява, с которой в дальнейшем заселялись Малые Зондские о-ва. Ещё позднее часть австронезийцев с о. Суматра переселилась на материк, а именно - на отделённый от этого острова достаточно узким Малаккским проливом полуостров Малакка, а уже с него затем и далее на северо-восток - на юго-восточную оконечность п-ова Индокитай, где австронезийские поселенцы заняли территорию юга и центра нынешнего Вьетнама и территорию восточной части нынешней Камбоджи; значительно позднее - уже в Х в. н.э. - с п-ва Индокитай произошло переселение части австронезийцев на о. Хайнань. Тем временем ещё одна группа австронезийцев выдвинулась с самого южного острова Филиппинского архипелага - Минданао - на расположенный к югу от него большой остров Сулавеси. Именно о. Сулавеси и стал тем местом, с которого началось дальнейшее заселение островов, расположенных к северо-востоку, востоку и юго-востоку от него - начиная с Молуккских о-вов и далее на северо-восток - о-вов Палау, о. Яп - в Западной Микронезии, а через северное побережье о. Новая Гвинея - о-вов Ближней Океании: архипелага Бисмарка и Соломоновых о-вов в северо-западной части Меланезии (обо всём этом можно узнать более подробно из тематических статей, ранее размещённых на нашем канале):
Австронезийские миграции не были единовременными, а носили волнообразный характер - одна волна переселенцев через некоторый промежуток времени сменялась следующей, и таких переселенческих волн было много. Временные интервалы между ними могли составлять от нескольких сотен лет до тысячи лет и более. В большинстве мест, в которые мигрировали австронезийцы, уже давно жили люди. Это были потомки первых людей современного вида, которые около 50 000 лет назад заселили древние континенты Сахул и Сундаленд и большую часть островов, располагавшихся между ними. В расовом отношении эти люди не были однородны - часть их принадлежала к негритосской малой расе в составе веддо-австралоидной большой расы, а другая часть относилась к веддоидной малой расе в составе веддо-австралоидной большой расы. Предположительно они говорили на языках, родственных нынешним андаманским, папуасским и австралийским языкам, и вели присваивающее хозяйство охотников, рыболовов и собирателей. Австронезийские переселенцы активно смешивались с этим коренным населением, о чём явственно свидетельствует принадлежность нынешнего австронезийского населения Юго-Восточной Азии к той или иной переходной малой расе (например, население Малайского п-ова, Больших Зондских о-вов, Филиппинских о-вов и Малых Зондских о-вов к западу от о. Флорес относится к южноазиатской переходной (между монголоидной и веддо-австралоидной расами) малой расе в составе монголоидной большой расы,
а население восточной части Малых Зондских о-вов (начиная с о. Флорес и восточнее) и Молуккских о-вов относится к восточноиндонезийской переходной (между монголоидной и веддо-австралоидной расами) малой расе в составе веддо-австралоидной большой расы);
При этом практически до настоящего времени на некоторых островах сохранялись ведшие традиционный образ жизни охотников, рыболовов и собирателей небольшие этнические общности, в расовом отношении почти не смешанные с окружающим австронезийским населением - такие, как аэта на о. Лусон, батек на о. Палаван, ати на о. Панай, маманва на о. Минданао (Филиппины), семанги на п-ове Малакка (север Малайзии, юг Таиланда) - которые относятся к негритосской малой расе в составе веддо-австралоидной большой расы; тоала на о. Сулавеси, кубу на о. Суматра (Индонезия), сенои на п-ове Малакка (Малайзия) - относятся к веддоидной малой расе в составе веддо-австралоидной большой расы; при этом все эти этнические общности (кроме сеноев и семангов Малаккского п-ва, говорящих на языках австроазиатской языковой семьи) давно утратили свои собственные языки и перешли на австронезийские языки окружающего большинства. Этого нельзя сказать о многих других этнических общностях, которые, в расовом плане ничем не отличаясь от окружающего австронезийского населения, сохраняют свои исконные папуасские языки (этносы, говорящие на папуасских языках, живут в северной части Молуккских о-вов и на ряде Малых Зондских островов). В процессе тысячелетнего тесного взаимодействия между носителями папуасских и австронезийских языков первые подверглись сильному суперстратному воздействию со стороны вторых, которые, в свою очередь, развивались на субстрате местных папуасских языков; в конечном итоге это привело к формированию ~ восточноиндонезийского языкового/ареального союза (ЯС). В других местах длительного совместного проживания и тесного взаимодействия носителей австронезийских языков с носителями языков, относящихся к другим языковым семьям также сформировались языковые/ареальные союзы - ~ никобарско-суматранский ЯС (в его состав входят австронезийские языки северной части о. Суматра и близлежащих островов - о. Симелуэ и о-вов Баньяк - аче, сикуле, симелуэ, и австроазиатские языки жителей Никобарских о-вов, насчитывающие 7 (семь) языков); ~ индокитайский ЯС, в состав которого вместе с рядом языков австроазиатской, тай-кадайской, хмонг-мьенской и сино-тибето-бирманской языковых семей входят такие языки австронезийской языковой семьи, как уцульский (распространён на о. Хайнань), чамский, раглайский, тьру, хрой, зярай, эде; ~ майоттский малый ЯС, в который входят австронезийские языки кианталаотси и кибуши вместе с нигеро-конголезским языком из группы языков банту - шимаоре (больше узнать о языковом субстрате, адстрате, суперстрате и о языковых союзах можно из тематических статей, ранее размещённых на нашем канале):
У проживавших на рассматриваемых территориях австронезийских народов были представлены следующие хозяйственно-культурные типы: А) пашенное (плужное) земледелие влажных тропиков и субтропиков - являлось основой жизнеобеспечения крупных австронезийских народов материкового Индокитая, о. Хайнань, Больших Зондских о-вов и Филиппинских о-вов - уцулов, чамов, малайцев, аче, минангкабау, реджангов, лампунгов, сундов, яванцев, мадурцев, банджаров, тагалов, илоков, пампанганов, пангасинанов, биколов, хилигайнонов, боланонов, висайя и др. - а главной выращиваемой культурой был заливной рис; культивировали также таро, батат, ямс, сахарный тростник, бананы, кокосовую и саговую пальмы, и т.д.; разводили собак, свиней, буйволов, коз, овец, ослов, кур, уток, пчёл, тутового шелкопряда, на заливных рисовых полях выращивали рыбу; вспомогательную роль в жизнеобеспечении играли морское и речное рыболовство и собирательство морепродуктов; из домашних ремёсел повсеместно были развиты кустарная металлургия, кузнечество, гончарство, деревообработка, изготовление плавсредств, плетение корзин и циновок, прядение и ткачество, окраска тканей, и др..
Б) ручное (мотыжное) земледелие равнинной и горной зон жаркого пояса - было характерно для таких народов, как горные чамы, тенггеры, бадуи, ниасцы, ментавайцы, батаки, гайо, даяки, тагбанва, мангиан, манобо, букиднон, калинга, бонток, ифугао и др., которые выращивали как заливной, так и суходольный рис, а также просо, сахарный тростник, таро, ямс, и др..; разводили собак, свиней, коз и кур, занимались лесным собирательством, рыболовством и охотой; домашние ремёсла - такие же, как и у вышеописанных народов предыдущей группы;
В) охотники-собиратели лесов жаркого пояса - придерживались бродячего уклада жизни и составляли наименьшую по численности группу населения рассматриваемых территорий; в их составе имелись как потомки автохтонного доавстронезийского населения - такие, как аэта, батек, ати, маманва - на Филиппинских о-вах, тоала - на о. Сулавеси, кубу - на о. Суматра, семанги и сенои - на Малаккском п-ове, так и некоторые австронезийские по происхождению, культуре и языку этносы - такие, как пунаны - на о. Калимантан, сакаи - на о. Суматра, и джакуны - на Малаккском п-ове;
(больше узнать о хозяйственно-культурных типах и об укладах жизни можно из тематических статей, ранее размещённых на нашем канале):
Что касается конфессиональной принадлежности австронезийских этносов п-ва Индокитай, Больших Зондских и Филиппинских о-вов - то это отдельная увлекательная история, которую я и постараюсь изложить очень кратко. А было всё примерно так: предки нынешних австронезийских этносов, населяющих п-ов Индокитай, Большие Зондские о-ва и Филиппинские о-ва до начала н.э. не имели собственной государственности, а находились только в процессе её формирования (на тот момент у них имелись лишь догосударственные образования - т.н. вождества), а религией, которой они придерживались, были местные
традиционные народные верования, в которых обожествлялись различные природные явления, а всё окружающее пространство считалось населённым разнообразными духами; развит также был и культ предков. Однако уже в то время различные государства Индийского субконтинента вели оживлённую морскую торговлю с Китаем, в которую постепенно вовлекались и проживавшие на транзитных путях между Индией и Китаем австронезийские (и не только, но наш рассказ сейчас именно об австронезийцах) народы. Население транзитных территорий - Малаккского п-ова и западных островов Малайского архипелага - о. Суматра и о. Ява - всё больше вовлекалось в международную торговлю, в связи с чем контакты с государствами Индийского субконтинента становились всё более частыми и тесными: множество индийцев приезжало и поселялось в портовых городах среди местного австронезийского населения; в основном это были торговцы и ремесленники, однако были среди них и священнослужители-брахманы, которые совершали богослужения и исполняли требы для верующих индуистов. Постепенно новая индийская религия завоёвывала умы и сердца местных жителей, и всё большее количество вождей и старейшин становились последователями индуизма. В начале I в. н.э. на севере п-ва Малакка возникло самое первое государственное образование, созданное австронезийцами - княжество Лангкасуки, а в конце II в. н.э. на юго-востоке п-ва Индокитай появилось и второе австронезийское государство - княжество Линьи, которое в V в. н.э. преобразовалось в королевство Чампа; государственной религией Лангкасуки, Линьи и впоследствии - Чампы было шиваитское направление индуизма. В возникших позднее - в IV - VII вв. на Малаккском п-ве, о. Суматра, о. Ява и о. Калимантан государствах - таких, как Тарума, Кутай, Кедах, Шривиджая - индуизм также являлся государственной религией. Начиная примерно с VI в. на этих территориях начинает распространяться буддизм, который также был завезён из Индии. В некоторых государствах описываемого региона - например, в возникшем в VIII в. на востоке о. Ява княжестве Матарам, и позднее - в княжестве Кедири - он становится государственной религией. Вместе с индуизмом и буддизмом к народам описываемых территорий проникли и основные индийские мифологемы и идеологемы, которые глубоко впитались в культуру всех этих народов на всех социальных уровнях (например, сюжеты "Махабхараты" и "Рамаяны" приобрели в среде таких этносов, как балийцы, мадурцы, яванцы, сунды, лампунги, реджанги, аче, малайцы, чамы - характер народного эпоса; классические языки религиозного культа и учёности - санскрит и пали - оказали огромное влияние на языки вышеперечисленных австронезийских народов, которые заимствовали из этих языков целые пласты новой лексики (в том числе и антропонимы); все варианты письменности этих этносов являются производными от индийской системы письма - деванагари; храмовая и гражданская городская архитектура описываемых австронезийских народов развивалась под непосредственным влиянием южноиндийской и цейлонской классической архитектуры; и т.д., и т.п.). Примерно с начала XIII в. на этих территориях начинает распространяться ислам, который принесли с собой многочисленные арабские, персидские и индийские торговцы; в отличие от многих других территорий, в Юго-Восточной Азии ислам распространялся исключительно мирным путём через проповедь, и примерно к середине XV в. ему удалось стать господствующей религией среди чамов, малайцев, аче, минангкабау, реджангов, сундов, яванцев, мадурцев и многих других австронезийских
этносов Индокитая и Больших Зондских островов. Однако в то же самое время во внутренних горных районах Индокитая и крупных островов Зондского архипелага продолжали жить этнические общности, которые придерживались своих исконных традиционных языческих верований - такие, как горные чамы, батаки, даяки, джакуны, сакаи, пунаны, и др.. При этом в период с конца XIII в. и до начала XVI в. большая часть описываемых территорий, а также Малые Зондские о-ва и значительная часть Молуккских о-вов, филиппинский архипелаг Сулу и крайний запад о. Новая Гвинея (весь п-ов Чендравасих и крайний запад п-ова Бомберай) - входили в состав империи Маджапахит - последнего в истории этих островов государства, в котором правила индуистская династия, а индуизм являлся государственной религией (хотя уже с начала XV в. мусульмане по численности превосходили индуистское и буддийское население империи).
Несколько иначе шло развитие австронезийских этносов на Филиппинах: из-за более удалённого от транзитных торговых путей расположения народы Филиппин в своём социально-экономическом развитии отставали от австронезийцев Индокитая, Малаккского п-ва и Больших Зондских о-вов на несколько столетий. Так, первые государственные образования на Филиппинах появились в Х - XIV вв. н.э. (это были такие княжества, как Каболан, Ма-и; Тондо, Намаян, Себу, Бутуан; Санмалан, Майнила, Магинданао, Ланао, Сулу; и др.). Религиозная ситуация в них была следующей: княжества Каболан и Ма-и находились под культурно-конфессиональным влиянием Китая - платили ему дань и торговали с ним; правящая верхушка восприняла от китайцев их традиционный комплекс религиозных верований (конфуцианство+даосизм+буддизм), однако большинство населения этих государств продолжали придерживаться своих традиционных языческих верований; похожая ситуация сложилась и в тех филиппинских княжествах, которые попали под влияние индианизированных государств, расположенных на Больших Зондских о-вах - Яве и Калимантане, а именно: правящая верхушка этих филиппинских княжеств - таких, как Тондо, Намаян, Себу, Бутуан, и др. - приняла буддизм и породнилась с правящими династиями яванских княжеств Матарам и/или Кедири, заимствовав оттуда письменность и многие элементы материальной и нематериальной культуры, тогда как большая часть населения продолжала оставаться язычниками;
ислам начал проникать на острова Филиппинского архипелага с малайскими и индийскими торговцами-мусульманами с середины XV в., тогда же были образованы и мусульманские княжества - Майнила, Санмалан, Ланао, Магинданао, Сулу, и др., которые позднее попали в вассальную зависимость от Брунейского султаната; а с середины XVI в. Филиппины стали колонией Испании, и тогда же началось распространение католического христианства среди местного населения.
Таким образом, конфессиональная ситуация среди австронезийских этносов Индокитая, Малаккского п-ва, Больших Зондских и Филиппинских о-вов к концу XIX в. была следующей: ~ уцулы о. Хайнань, большая часть чамов Индокитая (т.н. чам-сунни и чам-бани), малайцы Малаккского п-ва, о. Суматра и о. Калимантан, аче, гайо, сималурцы, минангкабау, реджанги, бенкулу, лампунги, сунды, яванцы, мадурцы, часть осингов, банджары, половина энгганцев, меньшая часть батаков; ирануны, бангингуи, калаганы, субаноны, молбоги, таусоги, яканы, самаль, маранао, магинданао - исповедовали суннитский ислам; ~ меньшая часть чамов (т.н. чам-баламон), тенггеры, часть осингов - придерживались шиваитского индуизма; ~ бадуи - исповедовали буддизм тхеравады/хинаяны; ~ большая часть батаков, ниасцы, ментавайцы - исповедовали протестантизм в его лютеранском изводе, ~ а половина энгганцев, часть осингов, часть малайцев (т.н. кристанги), часть яванцев (т.н. мардийкеры); тагалы, илоки, пангасинаны, пампанганы, самбалы, биколы, ибанаги, иватаны, большая часть висайя - были последователями католического христианства; ~ что же касается таких этнических общностей, как горные чамы, джакуны, сакаи, пунаны, даяки, часть батаков, часть висайя, сулудноны, тагбанва, мангианы, лумады, игороты - то до самого недавнего времени они продолжали придерживаться своих местных традиционных верований, и только совсем недавно - в конце ХХ в. - начали частично переходить в христианство или в ислам.
Ну а теперь пришло время вернуться к нашим баранам началу - т.е. к о. Тайвань. Что же происходило там, пока потомки переселенцев с него вершили историю, открывая и заселяя новые земли в Тихом и Индийском океанах и создавая или не создавая на этих землях свои государства? Если отвечать коротко - там мало что происходило. Тайваньские австронезийцы жили замкнутой жизнью на своём острове, практически не вступая ни в какие отношения с внешним миром. Первые контакты с китайцами начались с конца XII в., когда китайские поселенцы обосновались на о-вах Пэнху. После ряда стычек с местным австронезийским населением китайцы переправили на о-ва Пэнху гарнизон солдат для защиты поселенцев от нападений местных жителей, которые через некоторое время были вынуждены покинуть о-ва Пэнху и уплыть на о. Тайвань. После этих событий до начала XVII в. контакты между китайцами и австронезийскими жителями Тайваня ограничивались эпизодической меновой торговлей, при которой жители Тайваня выменивали у китайцев на золото, уголь, серу, мёд и воск, оленьи и леопардовые шкуры, оленьи рога - китайские ткани, железо, драгоценные камни, украшения, керамическую посуду, соль и продукцию сельского хозяйства. Европейцы (португальцы) открыли для себя о. Тайвань в 1590 г., назвав его Формоза/Прекрасный (и он действительно был тогда прекрасен - покрытый густым тропическим лесом остров, по которому бродили стада оленей, серау и диких свиней, на которых охотились хищники - дымчатый леопард и гималайский медведь; в лесах жили обезьяны, местный вид барсука, а также множество видов летучих мышей, птиц, пресмыкающихся и земноводных; климат острова был муссонный тропический на равнинах, и субтропический - в горах; земля была плодородной, а осадки - обильными; коренные местные жители были единственными хозяевами этого прекрасного уголка земли).
Когда в 1623 г. голландцы высадились на юго-западной оконечности о. Тайвань с целью установить своё колониальное правление на этой территории - на о. Тайвань проживало всего около 1 500 китайцев, живших в двух деревнях на юго-западном побережье острова, тогда как общая численность коренного австронезийского населения Тайваня оценивалась примерно в 160 000 человек. Голландское колониальное правление на Тайване продлилось до 1668 г., т.е. 45 лет, в течение которых голландцы довольно много сделали для развития коренного населения - адаптировали латинский алфавит к фонетической системе языка народа сирайя и перевели на этот язык книги Нового Завета; открыли на контролировавшейся ими территории школы для детей коренного населения, где они обучались голландскому языку, письму, счёту и изучали христианское Священное Писание. Голландцы пытались бороться с неприемлемыми с христианской точки зрения практиками, распространёнными среди местного населения, такими как ритуальный каннибализм, охота за головами, аборты, свободные добрачные межполовые отношения, и т.д.. Также они ввели для коренного населения систему налогообложения, при которой подушной налог взимался с каждого человека, достигшего возраста 7 лет, а также установили платное лицензирование охоты на оленей, серау и дымчатых леопардов, а для китайцев они ввели налог на проживание на Тайване. Это очень не нравилось местному населению и вызвало несколько вооружённых восстаний против голландцев. В 50-е годы XVII в. ряд событий, происходивших в материковом Китае, очень сильно изменил ситуацию на Тайване, что сделало экономически нецелесообразным дальнейшее пребывание там голландской колониальной администрации, что и обусловило окончание голландского присутствия на острове в 1668 г., после чего начался следующий этап в истории австронезийского населения Тайваня - период колонизации острова китайцами и ассимиляции ими коренного населения западной равнинной части острова. Уже через 15 лет после ухода голландцев с Тайваня - в 1683 г. - его китайское население достигло численности в 120 000 человек, а ещё менее чем через 100 лет численность китайцев на острове уже в несколько раз превышала численность коренного населения и составляла в 1756 г. - 661 000 человек. Результатом этого стала ассимиляция коренных жителей равнинной части Тайваня, которая осуществлялась как посредством смешанных браков (китайские мужчины женились на местных женщинах, что, благодаря особенностям общественного устройства аборигенов Тайваня (оно было матриархальным: была характерна матрилинейность (родство считалось по женской линии), брак был матрилокальным, во главе большой семьи стояла старейшая женщина-матриарх, управление поселениями осуществлялось
советом старейшин, среди которых было сопоставимое количество женщин и мужчин, наследование имущества (в т.ч. земли) осуществлялось по женской линии, и т.д.) давало их детям от местных женщин право на получение по наследству пахотных земель, которыми владели тайваньские аборигены), так и насильственной китаизации (дети аборигенов должны были посещать специальные курсы, где их учили китайскому языку и основам китайской культуры и конфуцианской морали; те, кто уклонялись от посещения таких курсов, подвергались различным видам наказаний). Все аборигены Тайваня были разделены на 3 (три) категории - ~ шуфань (покорённые и ассимилируемые; эта категория аборигенов проживала на равнине, расположенной на западе острова, платила налоги, охотно вступала в смешанные браки и активно усваивала китайский язык и китайскую культуру), ~ гуйхуа шэнфань (покорённые и неассимилируемые; эта категория коренного населения проживала в основном на восточных равнинах, исправно платила налоги, но сохраняла свой язык и не следовала требованиям конфуцианской китайской культуры и морали), и ~ шэнфань (непокорённые и неассимилируемые; эти аборигены жили в горной местности на востоке Тайваня и сохраняли свой язык и свой образ жизни). Вот о горных аборигенах о. Тайвань я и хочу немного рассказать ниже.
По своей расовой принадлежности все австронезийские этносы о. Тайвань были представителями южноазиатской переходной (между монголоидной и веддо-австралоидной расами) малой расы в составе монголоидной большой расы. Что касается лингвистической ситуации, то тайваньские аборигены говорили на языках австронезийской языковой семьи, образуя внутри неё 9 (девять) ветвей (ещё одну, десятую - малайско-полинезийскую ветвь внутри австронезийской семьи языков образуют все остальные языки этой семьи, носители которых живут за пределами о. Тайвань, и в т.ч. народ ями на о. Ланьюй), языки каждой из которых демонстрируют значимые различия друг с другом. Аборигены Тайваня не являются единой этнической общностью, а
представляют собой совокупность более чем 20 этносов, образующих 2 (два) кластера, принадлежность к каждому из которых определяется на основании учёта такого критерия, как место проживания того или иного этноса - это пинпу (жители равнин) и гаошань (жители гор); к первому из них относятся такие этносы, как сирайя, кавалан, кетангалан, пазех, папора, бабуза, сакидзая, хоанья, таокас, и др., а ко второму - ами, атаял, рукаи, пайвань, цоу, тхао, бунун, пуюма, сайсият, канаканаву, седек, хлаалуа, и др..
Этносы, входящие в кластер пинпу, как правило, сильно китаизированы - большая их часть полностью утратила свои собственные австронезийские
языки и свою оригинальную культуру, перейдя на китайский язык и
на китайский образ жизни, тогда как этносы второго кластера - гаошань - в большинстве своём всё это сохранили. Основой традиционного жизнеобеспечения аборигенных народов Тайваня было ручное (мотыжное) поливное земледелие подсечно-огневого типа, которым занимались женщины (мужчины только готовили участок под обработку - удаляли с него деревья и крупные камни); основными выращиваемыми культурами были заливной и суходольный рис, просо, таро, батат, сахарный тростник, хлопчатник, и др.; держали собак (для охоты), кур и свиней. Основными занятиями мужчин были охота на оленей, диких свиней и серау, а также рыболовство. Из домашних ремёсел были распространены кузнечество, плетение сетей, циновок и корзин, деревообработка, изготовление сельхозинвентаря, оружия (мужские), и прядение, ткачество, гончарство, обработка шкур, пошив одежды (женские).
Были распространены такие практики, как подпиливание и чернение зубов, нанесение татуировок на лицо и тело. Также австронезийцы Тайваня практиковали ритуальный каннибализм, охоту за головами, кровную месть. Для семейно-брачных отношений аборигенов Тайваня было характерно позднее вступление в брак (для мужчин - не ранее 40 лет, для женщин - 30 лет), что было обусловлено действием системы возрастных классов, характерной для социальной структуры тайваньских аборигенов. Следствием этого были такие явления, как свобода добрачных отношений между полами и распространённость различных контрацептивных практик, а также абортов среди незамужних женщин (дети, рождённые до вступления матери в брак, не обладали полнотой прав в традиционном обществе аборигенов Тайваня; поэтому большинство женщин рожали своего первого ребёнка уже
после 30 лет); мужчины после совершеннолетия и до вступления в брак жили отдельно от родительской семьи в специальных мужских домах.
Горные этносы тайваньских аборигенов всегда отличались воинственностью и склонностью к вооружённому насилию во взаимоотношениях с соседними этносами. Вплоть до конца XIX в. они периодически совершали экспедиции в равнинную часть острова с целью охоты за головами; жертвами таких рейдов были как представители равнинных аборигенных этносов Тайваня, так и составлявшие этническое большинство на равнине ханьцы. С большим трудом горных аборигенов Тайваня удалось взять под контроль только японцам после того, как о. Тайвань после заключения Симоносекского мирного договора между Японией и Китаем в 1895 г. вошёл в состав Японии; аборигены неоднократно восставали против японских властей, и Японии каждый раз стоило очень больших усилий подавлять эти восстания, задействуя при этом тысячи солдат и разнообразное вооружение (в т.ч. скорострельные пулемёты, самолёты-бомбардировщики и отравляющие газы); последнее такое восстание, известное как "инцидент в Уше", произошло в 1930 г. и было жестоко подавлено японцами. Тайвань находился под властью Японии до 1945 года.
В настоящее время на о. Тайвань проживает около 600 000 человек коренных тайваньцев-австронезийцев, что составляет 2,5% от общего количества населения острова. В это число входят только официально признанные государством в качестве коренных этнических групп жители равнин и гор, расположенных в восточной части Тайваня, которые сохранили свои австронезийские языки и свою собственную оригинальную культуру, тогда как аборигенные жители западных равнин Тайваня, утратившие свои австронезийские языки, воспринявшие китайскую материально-бытовую и духовную культуру и в значительной степени физически смешавшиеся с ханьцами - официально не признаны правительством в качестве аборигенных этносов. Некоторые из равнинных коренных народов в последние 40-50 лет предпринимают определённые действия в направлении достижения своего официального признания (которое даёт некоторые дополнительные права и льготы имеющим такое признание этносам) в качестве аборигенов Тайваня (например, народ сирайя, утративший собственный австронезийский язык и с конца XIX в. говорящий только на китайском, пытается возродить свой язык, опираясь на перевод Нового Завета на язык сирайя, сделанный голландскими миссионерами в середине XVII в.; и т.д.). В настоящее время более 70% коренных жителей Тайваня являются христианами, примерно поровну разделяясь на адептов двух христианских деноминаций - католической Церкви и протестантской кальвинистской пресвитерианской Церкви на Тайване; в число оставшихся 30% включаются последователи традиционного китайского комплекса верований (конфуцианство+даосизм+буддизм), буддисты-махаянисты, а также атеисты. Большая часть коренного населения продолжает вести сельский образ жизни в местах своего традиционного проживания, и примерно около 35% тайваньских аборигенов живут в городах, где они заняты в таких сферах деятельности, как строительство, услуги, а также организация туризма в традиционные поселения коренных жителей Тайваня. Среди коренных тайваньцев достаточно много музыкантов, артистов и людей других творческих профессий. Также аборигены острова составляют около 9% личного состава военнослужащих вооружённых сил Тайваня и более 50% личного состава элитных подразделений сухопутного и морского спецназа. В общем и целом можно констатировать тот факт, что коренное австронезийское население о. Тайвань вполне вписалось в динамичную жизнь этого быстроразвивающегося островного государства.
Чем же о. Тайвань и его коренные жители так интересны для учёных? Прежде всего тем, что Тайвань имеет примерно такое же значение для антропологов, этнографов и лингвистов, как и битумные озёра Ла-Бреа - для палеонтологов. То есть о. Тайвань - это место первоначального формирования праавстронезийского языка и базовой австронезийской материально-бытовой и духовной культуры, из которых в последующие периоды времени под воздействием языков других языковых семей и в процессе взаимодействия с носителями иных культур и сформировалось то великое многообразие народов, говорящих на множестве языков австронезийской языковой семьи, которые населяют большую часть островов, расположенных в Тихом и Индийском океанах. И говоря о многообразии австронезийских народов, я нисколько не преувеличиваю: даже если сравнивать, например, расовую принадлежность австронезийских этносов с таковой этносов индоевропейских (без учёта смешанных популяций, возникших в Северной и Южной Америке, на юге Африки, в Сибири и т.д. уже в эпоху Нового Времени, т.е. после 1500 г.), то мы увидим, что все индоевропейские по языку народы Европы и Азии, начиная от исландцев, ирландцев и португальцев на западе населённой индоевропейцами территории, и заканчивая народами Индии, говорящими на языках индоевропейской языковой семьи - принадлежат к одной большой европеоидной расе. Если же мы посмотрим на австронезийцев, то там картина будет совершенно иной, а именно: народы, говорящие на языках австронезийской языковой семьи, принадлежат к трём разным большим расам: ~ монголоидной (австронезийцы о. Тайвань, о. Хайнань, п-ова Индокитай, Малаккского п-ва, Больших Зондских о-вов, западной части Малых Зондских о-вов, Филиппинских о-вов - относятся к южноазиатской переходной (между монголоидной и веддо-австралоидной расами) малой расе в составе монголоидной большой расы); ~ веддо-австралоидной (население Меланезии (кроме населения о. Новая Каледония и о-вов Луайоте, которое относится к тасманийско-новокаледонской малой расе) принадлежит к папуасско-меланезийской малой расе; население Микронезии и Полинезии относится к океанийской переходной (между веддо-австралоидной и монголоидной расами) малой расе в составе веддо-австралоидной большой расы; а население Молуккских о-вов и восточной части Малых Зондских о-вов относится к восточноиндонезийской переходной (между веддо-австралоидной и монголоидной расами) малой расе в составе веддо-австралоидной большой расы), ~ негроидной (население о. Мадагаскар и двух восточных о-вов Коморского архипелага - о. Майотта и о. Паманзи - относится к мадагаскарской переходной (между монголоидной и негроидной расами) малой расе в составе негроидной большой расы) - больше узнать о человеческих расах можно из тематических статей, ранее размещённых на нашем канале:
Что же касается австронезийских языков и традиционной материальной и духовной культуры австронезийских народов - то тут, напротив, мы можем констатировать удивительную близость австронезийских языков друг к другу по сравнению с языками внутри индоевропейской языковой семьи; то же самое относится и к традиционной культуре австронезийских этносов - если она не подвергалась многосотлетнему воздействию со стороны носителей иных культур, которое испытали такие народы, как, например, уцулы, чамы, малайцы, аче, реджанги, сунды, яванцы, мадурцы, балийцы, бугисы, макассары, тагалы, илоки, биколы, пампанганы, пангасинаны, маранао, яканы, таусоги и др. - то она демонстрирует высокую степень схожести многих материальных и нематериальных её составляющих, имеющих место у разных, зачастую
очень далеко проживающих друг от друга народов, например: дома на сваях; лодки с аутригером и/или катамараны; паруса в форме "крабовой клешни"; нетканая материя из луба деревьев семейства тутовых (местные названия - тапа; фанто; и др.); татуировки; чернение и/или подпиливание зубов; высокий уровень развития навигации по Солнцу, звёздам, ветрам и морским течениям; почитание предков; обычаи перезахоронения умерших (местные названия - манене; фамадихана; и др.); понятие о безличной сверхъестественной силе, которая может быть присуща тем или иным предметам, действиям, духам, людям (у народов Океании - мана); ритуальные
запреты, связанные с теми или иными действиями - взаимодействием
людей из разных социальных групп, пищевыми предпочтениями или объектами охоты/рыбной ловли, определёнными видами работ в
определённые периоды времени, посещением тех или иных мест, и
т.д. (местные названия - табу; фади; и др.); принесение людей в жертву; ритуальный каннибализм; охота за головами; и многое другое. Также о. Тайвань - это место наибольшего разнообразия языков внутри австронезийской языковой семьи, которая подразделяется на 2 (две) подсемьи - тайваньскую/формозанскую и малайско-полинезийскую, и именно в тайваньскую/формозанскую подсемью входят 9 (девять) языковых ветвей из 10 (десяти), совокупность которых и слагает австронезийскую языковую семью. Языки тайваньских аборигенов отличает высокая степень архаизма.
Поэтому для учёных изучение языков и культуры аборигенов Тайваня - это в некотором роде путешествие на машине времени, позволяющее заглянуть в "детство" одной из крупнейших этно-культурно-языковых общностей мира - совокупности народов, говорящих на языках австронезийской языковой семьи, далёкие предки которых начали свой бросок через океанские просторы к неизведанным островам именно из этого места - с небольшого острова Тайвань, давшего старт их расселению по огромной акватории двух океанов.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк, делитесь своим мнением в комментариях и подписывайтесь на канал - будет интересно!
Читайте также:
и другие статьи на нашем канале.
Желаем вам приятного и познавательного чтения!
Если вы хотите поддержать автора, вы можете это сделать, нажав на ладонь с сердечком внизу справа. Спасибо!