Проект лёгкого танка МТ-25 был разработан в 1943 году, когда стало предельно ясно — этим танкам на полях сражений делать нечего. Однако в Ставке ВГК этого не понимали, требуя создать лёгкую по массе боевую машину, адекватно отвечающую задачам разведки — высокая скорость движения, адекватное бронирование, а также орудие с хорошими боевыми характеристиками. Что из этого получилось — далее в публикации.
История создания
На начало разработок по созданию нового танка косвенно повлияла растущая “несостоятельность” уже стоящих на вооружении лёгких танков Т-70, а также их более совершенной версии Т-80. Возможности этих боевых машин на полях сражений стремительно катились к нулю, а пределы модернизации танков были ограничены как габаритами, так и грузоподъёмностью шасси. Именно поэтому, в Ставке ВГК было проведено совещание, на котором ГАБТУ РККА было поручено отобрать из всех проектов лёгких танков, поступающих в адрес организации, самые перспективные и объявить между авторами проектов конкурс на создание новой модели. В сети гуляет байка, согласно которой, ход работ по новой машине то ли был под контролем товарища Сталина, то ли сами работы были инициированы его приказом (устным, разумеется), а самой фантастической была байка о том, что товарищ Сталин лично составил техническое задание по новому танку.
Но отбросим домыслы и вернёмся к танку. К тому моменту в распоряжении ГАБТУ РККА уже был проект под обозначением МТ-25 — его авторами выступали инженеры Ф. Ф. Городков и А. И. Стародубцев из Челябинска, работавшие в составе КБ завода № 200. Они к тому моменту уже не были новичками в своём деле, но и особо выдающихся разработок, насколько мне известно, не выдали. Тем не менее, объединив в своём проекте немало решений, уже зарекомендовавших себя в танках других моделей, они сумели создать, в общем-то, неплохую боевую машину. По словам конструкторов, при создании новой машины, они руководствовались конструкторскими решениями, позаимствованными от среднего танка Т-34 и тяжёлого танка КВ. В целом, кое-что, если представить внешний вид танка по чертежам, от указанных образцов было позаимстовано целиком. Но проектировали Городков и Стародубцев машину, способную передвигаться как на колёсах, так и на гусеницах — эдакая попытка возродить танки БТ или доработать прототип А-20, исходя из новых реалий.
Проект МТ-25 был рассмотрен, но никаких заключений по нему так и не было сделано. С одной стороны, колёсно-гусеничная схема выглядела слишком смелой, да и выпускать подобный танк было попросту негде. С другой стороны, проработка проекта оказалась на довольно высоком уровне и явно выбивалась из ряда прочих присылавшихся изобретений, как правило, носивших концептуальный характер. По этой причине МТ-25 и «завис» в основной описи ГАБТУ КА, являясь одновременно и малореальной, и любопытной с технической точки зрения разработкой. К тому же ситуация в советском танкостроении в 1943–45 годах оставляла такой машине очень мало шансов. 25 тонн массы означали, что для производства такого лёгкого танка потребуется сборочное предприятие с производственными мощностями, аналогичными тем, которые были необходимы для выпуска Т-34. В условиях, когда заказ на Т-34 был наиболее приоритетным, новый танк с сомнительными перспективами оказывался без производственной базы.
По итогу, танк МТ-25, несмотря на все свои преимущества, даже не вышел со стадии эскизов, во многом благодаря своей конструкции — вся эта инновационность решений в танковой промышленности военного времени была сочтена лишней. Фронту требовались танки, которые уже зарекомендовали себя в боях, были отлажены в производстве, а главное — не сильно нагружающие государственный бюджет при серийном производстве. Таким образом, проект МТ-25 не сдвинулся с момента разработки эскизной документации — причинами тому были как излишняя сложность производства танка (при рассмотрении проекта, этот аспект рассматривается одним из первых), а также свою роль сыграл и лёгкий танк Т-50, работы по которому зачем-то возобновили.
Описание конструкции
При внимательном взгляде на конструкцию МТ-25, можно найти отсылки не только к опытному А-20, но и к экспериментальному танку БТ-СВ. С одной стороны, конструкторы пытались создать максимально защищённый лёгкий танк, но получился довольно сложный в реализации, хоть и не лишённый своего шарма, проект.
Бронированный корпус и башня
По описанию конструкции, танк больше всего похож на некий симбиоз деталей среднего танка Т-34 и тяжёлого КВ, с вмешательством наклонной брони от БТ-СВ — характерная ступенька в носовой части, рациональные скосы на бортах и корме, а башня и вовсе была уменьшенной копией КВ. Корпус МТ-25 имел довольно объёмные пустоты в корпусе, судя по чертежам, незанятые ничем — скорее всего, в них предполагалось размещать топливные баки, либо дополнительные снаряды в боеукладку. Компоновка корпуса была нестандартной для советских танков — в носовой части располагалась трансмиссия, за ней находилось отделение управления, за ним боевое с довольно крупным объёмом и в корме танка располагалось моторное отделение. Такая компоновка позволила сохранить размеры танка, близкие к размерам лёгкого танка Т-50 (МТ-25 был длиннее на десять сантиметров).
В отделении управления, как и в более крупных машинах, располагались два члена экипажа — механик-водитель и стрелок-радист. Соответственно, мехводу в обязанности вменялось управление танком, а стрелок-радист работал с радиостанцией и вёл огонь по противнику из курсового пулемёта. Предполагалось, что попадать на свои рабочие места мехвод и радист будут через люк на крыше башни, что при эвакуации заметно снижало их шансы на выживание. Однако при попаданиях в нос машины, экипаж был защищён чуть лучше за счёт трансмиссии — скорее всего, эту интересную часть конструкции Городков и Стародубцев подсмотрели в немецких танках, отчётов по которым к 1943 году было предостаточно.
Сразу за отделением управления располагалось отделение боевое — оно по имеющейся в архивах документации, проработано менее детально. Скорее всего, “позаимствовав” башню от снятого с производства КВ, несколько переработав её размеры для адаптации к более компактной машине, инженеры “не стали заморачиваться”, хотя учитывая, что они занимались разработкой корпусов (по имеющимся данным), такое решение вполне оправдано — в КБ существовало жёсткое разделение специалистов по направлениям. Итак, боевое отделение было достаточно крупным, что в теории позволяло установить довольно серьёзное для габаритов машины вооружение, а также солидный к нему боекомплект. Но без деталей — додумывать мы не будем, а достоверных сведений о его устройстве у нас нет.
Сразу за ним, отделённое тонкой броневой перегородкой, располагалось моторное отделение. Двигатель в нём располагался продольно, по бортам от него размещались два объёмных радиатора, и уже за ними располагались топливные баки. Органы управления трансмиссией были вынесены вперёд, как я уже говорил, а по бортам корпуса шли два механизма, идущие от двигателя к носу — об их предназначении мы поговорим позже.
Башня танка МТ-25 была литой и устроена в точности, как и башня тяжёлого танка КВ, но с заметными изменениями. Чертёжный вариант погона башни имел диаметр 1570 мм, а внутренний объём башни позволял разместить трёх членов экипажа в башне: командир, наводчик и заряжающий. Также, в башне были небольшие ниши для снарядов. По периметру башни располагались смотровые щели, забранные триплексами. Помимо этого, по периметру башни разместили смотровые приборы для наблюдения за обстановкой на поле боя. В носовой части башни, традиционно располагалась спаренная пулемётно-пушечная установка, а также прицельные приспособления для них. На крыше башни располагался единственный люк входа-выхода экипажа. Кроме того, на крыше башни над казёнником располагался вентилятор для отвода газов, который защищался бронеколпаком.
Вооружение
Орудием главного калибра для МТ-25 должна была стать либо 45-мм пушка 20-К (или её аналоги, разработанные уже в ходе войны), либо 57-мм ЗИС-4. Да, внутренний объём башни позволял монтаж и более тяжёлого орудия, например, 76,2-мм пушки Ф-34, но мы ведь помним, что разговор шёл о лёгком танке? Тем более, что советское военное руководство было не менее закостенелым, чем скажем, британское — если островитяне всё-таки додумались о создании низкоимпульсной 76-мм пушки для лёгкой бронетехники ещё в годы Второй Мировой Войны, то в СССР до этого дело дойдёт лишь в 50-х годах ХХ века.
А пока на советских легких танках было принято устанавливать малокалиберные (45-мм пушки), мягко говоря, устаревшие к 1943 году. Нет, имея какое-то везение, можно было подбить в мягкие места танки Германии, даже средние или тяжелые. Но это нужно было иметь такой запас нерастраченной удачи, что даже страшно представить - у экипажа легкого танка или артиллерийского расчета подобных орудий был ровно один выстрел, после чего немцы быстро засекали позицию и били со своих, куда более мощных орудий. И если выстрел из условной “тройки” с его 50-мм пушкой был еще более-менее терпимым, то попадание из более тяжелых орудий фактически уничтожало легкий танк вместе с его экипажем.
Исключением МТ-25 так и не стал — ни одного проектного документа, который подтверждал расчеты по установке 76-мм пушки мне найти не удалось. ЗИС-4, несмотря на все свои достоинства, была слишком редким гостем на танках, а ее наземный собрат, ЗИС-2 был “раскрыт” довольно поздно. Тем не менее, в проектной документации всерьез рассматривалась возможность установки именно ЗИС-4, благо ее боевых возможностей с лихвой хватало на борьбу с любыми танками противника (разумеется, при должном уровне мастерства экипажа).
В дополнение к пушке планировалась установка сразу трех пулеметов Дегтярева - один из них должен был устанавливаться в верхней лобовой детали танка, второй - спаривали с орудием и третий располагался в корме башни. Боекомплект к пулеметам составлял 120 дисков (по проекту, естественно, и это не окончательная цифра), боекомплект к пушкам несколько различался — 300 снарядов для 45-мм и около 100 для 57-мм пушки.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
Здесь конструкторы действительно размахнулись — в 26-тонный (по проектным расчетам) танк решили ставить 600-сильный дизельный V12 под обозначением В-2К, который ставили на тяжелые (свыше 40 тонн) танки РККА, по расчетам конструкторов, мог выдать до 100 км/ч по шоссе на колесах или около 70 км/ч на гусеничном ходу. По пересеченной местности конструкторы обещали до 30 км/ч на гусеницах или до 40 км/ч на колесном ходу. Конечно, показатели немного утопичны и в действительности танк не смог бы развить подобной скорости (хотя теоретически близкую к этому скорость развил бы). Но история, как мы знаем, сослагательного наклонения не любит.
Трансмиссия танка — механического типа, объединенная с пятискоростной коробкой передач, а также с приводом на все двенадцать (!) опорных катков. Такая конструкция приводной системы обещала высокие динамические характеристики, а также добавить головной боли механику-водителю, равно как и полевым ремонтным мастерским. Причиной этого была сама конструкция приводного механизма, что в сочетании с шахматным расположением катков (по принципу ходовой Книпкампа) резко снижало надежность трансмиссионного узла.
Ходовая часть танка была основана на торсионных узлах подвески. Согласно замыслу конструкторов, основное время танк должен был передвигаться на колесном ходу, что сохраняло бы ресурс гусениц. Однако в то же время, бандажированные колеса не могли обеспечить долгого хода в полевых условиях, что привело бы к остановке танка в самый неподходящий момент. Все это, а также некоторые решения (навроде той же подвески Книпкампа) в конструкции МТ-25 сделали постройку проекта невозможным — свою роль сыграла как техническая сложность проекта, так и дороговизна конструкции.
Заключение
Легкий танк МТ-25 был несколько несвоевременным решением — подобного уровня технику в СССР начали производить уже после Великой Отечественной Войны, когда гонка вооружений вышла на свою полную скорость. Однако, будучи разработанным в суровые годы войны, он продемонстрировал то, что заложило основы в танковые войска будущего — перспективность конструкции и высокий задел на инновации.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!
Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.