Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. Опытный легкий танк МТ-25, 1943

Оглавление

Проект лёгкого танка МТ-25 был разработан в 1943 году, когда стало предельно ясно — этим танкам на полях сражений делать нечего. Однако в Ставке ВГК этого не понимали, требуя создать лёгкую по массе боевую машину, адекватно отвечающую задачам разведки — высокая скорость движения, адекватное бронирование, а также орудие с хорошими боевыми характеристиками. Что из этого получилось — далее в публикации.

Так МТ-25 представлен в весьма известных компьютерных играх. Реального образца построено не было, поэтому мы обойдемся компьютерной графикой. Изображение в свободном доступе.
Так МТ-25 представлен в весьма известных компьютерных играх. Реального образца построено не было, поэтому мы обойдемся компьютерной графикой. Изображение в свободном доступе.

История создания

На начало разработок по созданию нового танка косвенно повлияла растущая “несостоятельность” уже стоящих на вооружении лёгких танков Т-70, а также их более совершенной версии Т-80. Возможности этих боевых машин на полях сражений стремительно катились к нулю, а пределы модернизации танков были ограничены как габаритами, так и грузоподъёмностью шасси. Именно поэтому, в Ставке ВГК было проведено совещание, на котором ГАБТУ РККА было поручено отобрать из всех проектов лёгких танков, поступающих в адрес организации, самые перспективные и объявить между авторами проектов конкурс на создание новой модели. В сети гуляет байка, согласно которой, ход работ по новой машине то ли был под контролем товарища Сталина, то ли сами работы были инициированы его приказом (устным, разумеется), а самой фантастической была байка о том, что товарищ Сталин лично составил техническое задание по новому танку.

Но отбросим домыслы и вернёмся к танку. К тому моменту в распоряжении ГАБТУ РККА уже был проект под обозначением МТ-25 — его авторами выступали инженеры Ф. Ф. Городков и А. И. Стародубцев из Челябинска, работавшие в составе КБ завода № 200. Они к тому моменту уже не были новичками в своём деле, но и особо выдающихся разработок, насколько мне известно, не выдали. Тем не менее, объединив в своём проекте немало решений, уже зарекомендовавших себя в танках других моделей, они сумели создать, в общем-то, неплохую боевую машину. По словам конструкторов, при создании новой машины, они руководствовались конструкторскими решениями, позаимствованными от среднего танка Т-34 и тяжёлого танка КВ. В целом, кое-что, если представить внешний вид танка по чертежам, от указанных образцов было позаимстовано целиком. Но проектировали Городков и Стародубцев машину, способную передвигаться как на колёсах, так и на гусеницах — эдакая попытка возродить танки БТ или доработать прототип А-20, исходя из новых реалий.

Чертеж МТ-25 в проекции сверху. Изображение в свободном доступе.
Чертеж МТ-25 в проекции сверху. Изображение в свободном доступе.

Проект МТ-25 был рассмотрен, но никаких заключений по нему так и не было сделано. С одной стороны, колёсно-гусеничная схема выглядела слишком смелой, да и выпускать подобный танк было попросту негде. С другой стороны, проработка проекта оказалась на довольно высоком уровне и явно выбивалась из ряда прочих присылавшихся изобретений, как правило, носивших концептуальный характер. По этой причине МТ-25 и «завис» в основной описи ГАБТУ КА, являясь одновременно и малореальной, и любопытной с технической точки зрения разработкой. К тому же ситуация в советском танкостроении в 1943–45 годах оставляла такой машине очень мало шансов. 25 тонн массы означали, что для производства такого лёгкого танка потребуется сборочное предприятие с производственными мощностями, аналогичными тем, которые были необходимы для выпуска Т-34. В условиях, когда заказ на Т-34 был наиболее приоритетным, новый танк с сомнительными перспективами оказывался без производственной базы.

Фронтальная и задняя проекции МТ-25. Изображение в свободном доступе.
Фронтальная и задняя проекции МТ-25. Изображение в свободном доступе.

По итогу, танк МТ-25, несмотря на все свои преимущества, даже не вышел со стадии эскизов, во многом благодаря своей конструкции — вся эта инновационность решений в танковой промышленности военного времени была сочтена лишней. Фронту требовались танки, которые уже зарекомендовали себя в боях, были отлажены в производстве, а главное — не сильно нагружающие государственный бюджет при серийном производстве. Таким образом, проект МТ-25 не сдвинулся с момента разработки эскизной документации — причинами тому были как излишняя сложность производства танка (при рассмотрении проекта, этот аспект рассматривается одним из первых), а также свою роль сыграл и лёгкий танк Т-50, работы по которому зачем-то возобновили.

Описание конструкции

При внимательном взгляде на конструкцию МТ-25, можно найти отсылки не только к опытному А-20, но и к экспериментальному танку БТ-СВ. С одной стороны, конструкторы пытались создать максимально защищённый лёгкий танк, но получился довольно сложный в реализации, хоть и не лишённый своего шарма, проект.

Бронированный корпус и башня

По описанию конструкции, танк больше всего похож на некий симбиоз деталей среднего танка Т-34 и тяжёлого КВ, с вмешательством наклонной брони от БТ-СВ — характерная ступенька в носовой части, рациональные скосы на бортах и корме, а башня и вовсе была уменьшенной копией КВ. Корпус МТ-25 имел довольно объёмные пустоты в корпусе, судя по чертежам, незанятые ничем — скорее всего, в них предполагалось размещать топливные баки, либо дополнительные снаряды в боеукладку. Компоновка корпуса была нестандартной для советских танков — в носовой части располагалась трансмиссия, за ней находилось отделение управления, за ним боевое с довольно крупным объёмом и в корме танка располагалось моторное отделение. Такая компоновка позволила сохранить размеры танка, близкие к размерам лёгкого танка Т-50 (МТ-25 был длиннее на десять сантиметров).

Эскизный чертеж корпуса МТ-25. Изображение в свободном доступе.
Эскизный чертеж корпуса МТ-25. Изображение в свободном доступе.

В отделении управления, как и в более крупных машинах, располагались два члена экипажа — механик-водитель и стрелок-радист. Соответственно, мехводу в обязанности вменялось управление танком, а стрелок-радист работал с радиостанцией и вёл огонь по противнику из курсового пулемёта. Предполагалось, что попадать на свои рабочие места мехвод и радист будут через люк на крыше башни, что при эвакуации заметно снижало их шансы на выживание. Однако при попаданиях в нос машины, экипаж был защищён чуть лучше за счёт трансмиссии — скорее всего, эту интересную часть конструкции Городков и Стародубцев подсмотрели в немецких танках, отчётов по которым к 1943 году было предостаточно.

Сразу за отделением управления располагалось отделение боевое — оно по имеющейся в архивах документации, проработано менее детально. Скорее всего, “позаимствовав” башню от снятого с производства КВ, несколько переработав её размеры для адаптации к более компактной машине, инженеры “не стали заморачиваться”, хотя учитывая, что они занимались разработкой корпусов (по имеющимся данным), такое решение вполне оправдано — в КБ существовало жёсткое разделение специалистов по направлениям. Итак, боевое отделение было достаточно крупным, что в теории позволяло установить довольно серьёзное для габаритов машины вооружение, а также солидный к нему боекомплект. Но без деталей — додумывать мы не будем, а достоверных сведений о его устройстве у нас нет.

Сразу за ним, отделённое тонкой броневой перегородкой, располагалось моторное отделение. Двигатель в нём располагался продольно, по бортам от него размещались два объёмных радиатора, и уже за ними располагались топливные баки. Органы управления трансмиссией были вынесены вперёд, как я уже говорил, а по бортам корпуса шли два механизма, идущие от двигателя к носу — об их предназначении мы поговорим позже.

Башня танка МТ-25 была литой и устроена в точности, как и башня тяжёлого танка КВ, но с заметными изменениями. Чертёжный вариант погона башни имел диаметр 1570 мм, а внутренний объём башни позволял разместить трёх членов экипажа в башне: командир, наводчик и заряжающий. Также, в башне были небольшие ниши для снарядов. По периметру башни располагались смотровые щели, забранные триплексами. Помимо этого, по периметру башни разместили смотровые приборы для наблюдения за обстановкой на поле боя. В носовой части башни, традиционно располагалась спаренная пулемётно-пушечная установка, а также прицельные приспособления для них. На крыше башни располагался единственный люк входа-выхода экипажа. Кроме того, на крыше башни над казёнником располагался вентилятор для отвода газов, который защищался бронеколпаком.

Вооружение

Орудием главного калибра для МТ-25 должна была стать либо 45-мм пушка 20-К (или её аналоги, разработанные уже в ходе войны), либо 57-мм ЗИС-4. Да, внутренний объём башни позволял монтаж и более тяжёлого орудия, например, 76,2-мм пушки Ф-34, но мы ведь помним, что разговор шёл о лёгком танке? Тем более, что советское военное руководство было не менее закостенелым, чем скажем, британское — если островитяне всё-таки додумались о создании низкоимпульсной 76-мм пушки для лёгкой бронетехники ещё в годы Второй Мировой Войны, то в СССР до этого дело дойдёт лишь в 50-х годах ХХ века.

Схема установки и казенная часть пушки 20-К. Фотография в свободном доступе.
Схема установки и казенная часть пушки 20-К. Фотография в свободном доступе.

А пока на советских легких танках было принято устанавливать малокалиберные (45-мм пушки), мягко говоря, устаревшие к 1943 году. Нет, имея какое-то везение, можно было подбить в мягкие места танки Германии, даже средние или тяжелые. Но это нужно было иметь такой запас нерастраченной удачи, что даже страшно представить - у экипажа легкого танка или артиллерийского расчета подобных орудий был ровно один выстрел, после чего немцы быстро засекали позицию и били со своих, куда более мощных орудий. И если выстрел из условной “тройки” с его 50-мм пушкой был еще более-менее терпимым, то попадание из более тяжелых орудий фактически уничтожало легкий танк вместе с его экипажем.

57-мм танковая пушка ЗИС-4, на мой взгляд, была бы предпочтительным вариантом для установки на МТ-25. Фотография в свободном доступе
57-мм танковая пушка ЗИС-4, на мой взгляд, была бы предпочтительным вариантом для установки на МТ-25. Фотография в свободном доступе

Исключением МТ-25 так и не стал — ни одного проектного документа, который подтверждал расчеты по установке 76-мм пушки мне найти не удалось. ЗИС-4, несмотря на все свои достоинства, была слишком редким гостем на танках, а ее наземный собрат, ЗИС-2 был “раскрыт” довольно поздно. Тем не менее, в проектной документации всерьез рассматривалась возможность установки именно ЗИС-4, благо ее боевых возможностей с лихвой хватало на борьбу с любыми танками противника (разумеется, при должном уровне мастерства экипажа).

В дополнение к пушке планировалась установка сразу трех пулеметов Дегтярева - один из них должен был устанавливаться в верхней лобовой детали танка, второй - спаривали с орудием и третий располагался в корме башни. Боекомплект к пулеметам составлял 120 дисков (по проекту, естественно, и это не окончательная цифра), боекомплект к пушкам несколько различался — 300 снарядов для 45-мм и около 100 для 57-мм пушки.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Здесь конструкторы действительно размахнулись — в 26-тонный (по проектным расчетам) танк решили ставить 600-сильный дизельный V12 под обозначением В-2К, который ставили на тяжелые (свыше 40 тонн) танки РККА, по расчетам конструкторов, мог выдать до 100 км/ч по шоссе на колесах или около 70 км/ч на гусеничном ходу. По пересеченной местности конструкторы обещали до 30 км/ч на гусеницах или до 40 км/ч на колесном ходу. Конечно, показатели немного утопичны и в действительности танк не смог бы развить подобной скорости (хотя теоретически близкую к этому скорость развил бы). Но история, как мы знаем, сослагательного наклонения не любит.

Трансмиссия танка — механического типа, объединенная с пятискоростной коробкой передач, а также с приводом на все двенадцать (!) опорных катков. Такая конструкция приводной системы обещала высокие динамические характеристики, а также добавить головной боли механику-водителю, равно как и полевым ремонтным мастерским. Причиной этого была сама конструкция приводного механизма, что в сочетании с шахматным расположением катков (по принципу ходовой Книпкампа) резко снижало надежность трансмиссионного узла.

Схема устройства подвески и привода к каткам. Изображение в свободном доступе.
Схема устройства подвески и привода к каткам. Изображение в свободном доступе.

Ходовая часть танка была основана на торсионных узлах подвески. Согласно замыслу конструкторов, основное время танк должен был передвигаться на колесном ходу, что сохраняло бы ресурс гусениц. Однако в то же время, бандажированные колеса не могли обеспечить долгого хода в полевых условиях, что привело бы к остановке танка в самый неподходящий момент. Все это, а также некоторые решения (навроде той же подвески Книпкампа) в конструкции МТ-25 сделали постройку проекта невозможным — свою роль сыграла как техническая сложность проекта, так и дороговизна конструкции.

Заключение

Легкий танк МТ-25 был несколько несвоевременным решением — подобного уровня технику в СССР начали производить уже после Великой Отечественной Войны, когда гонка вооружений вышла на свою полную скорость. Однако, будучи разработанным в суровые годы войны, он продемонстрировал то, что заложило основы в танковые войска будущего — перспективность конструкции и высокий задел на инновации.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.

Приглашаю в мой новый канал, где я рассказываю о всякого рода интересностях про компьютеры и им сопутствующие дела. Канал новый, но будет расти, а интересного контента я вам обещаю.