Найти в Дзене
Историк-любитель

Бронетехника Великобритании. Бронеавтомобиль FV 603 (A) Saladin, 1949

В 1945-1947 годах высшее военное руководство Великобритании озаботилось заменой устаревающего к тому времени тяжёлого бронеавтомобиля АЕС. С одной стороны, бронеавтомобили с пушечным вооружением уже были в некотором роде моветоном, а с другой – на вооружении британской армии не было другой техники, идеально подходящей для совершения разведывательных и диверсионных операций. Что из этого вышло? Отправной точкой для создания бронеавтомобиля «Saladin» можно считать январь 1946 года, когда военные, наконец, смогли оформить требования к новому бронеавтомобилю. Собирать проектную документацию по требованиям военных начали практически сразу – машина получила индекс FV601 (A). Разработкой занимался Департамент по разработке боевых машин, ныне несуществующая организация из Чертси. Согласно проекта, в машине располагалось четыре человека экипажа, а в качестве её вооружения было решено использовать старую знакомую – Ordnance QF 2-pounder. Она уже была устаревшей к тому времени, но оснащалась ада
Оглавление

В 1945-1947 годах высшее военное руководство Великобритании озаботилось заменой устаревающего к тому времени тяжёлого бронеавтомобиля АЕС. С одной стороны, бронеавтомобили с пушечным вооружением уже были в некотором роде моветоном, а с другой – на вооружении британской армии не было другой техники, идеально подходящей для совершения разведывательных и диверсионных операций. Что из этого вышло?

Бронеавтомобиль Alvis FV 603 (A) Saladin собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
Бронеавтомобиль Alvis FV 603 (A) Saladin собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

История создания

Отправной точкой для создания бронеавтомобиля «Saladin» можно считать январь 1946 года, когда военные, наконец, смогли оформить требования к новому бронеавтомобилю. Собирать проектную документацию по требованиям военных начали практически сразу – машина получила индекс FV601 (A). Разработкой занимался Департамент по разработке боевых машин, ныне несуществующая организация из Чертси. Согласно проекта, в машине располагалось четыре человека экипажа, а в качестве её вооружения было решено использовать старую знакомую – Ordnance QF 2-pounder. Она уже была устаревшей к тому времени, но оснащалась адаптером Littlejohn, который увеличивает начальную скорость полёта снаряда. Однако в 1948 году военные осознали, что как ни «наворачивай» пушку, лучше она уже не станет. Но и вопрос с вооружением остался в воздухе – конструкторы на свой страх и риск решили установить в неё 76-мм низкоимпульсную нарезную пушку L5A1.

В 1947 году был заключен контракт с Alvis Limited из Ковентри на строительство двух прототипов бронемашин, которые построили к 1953 году. Для демонстрации, в 1948 году военным показали полноразмерный макет, построенный из дерева, и он был «вооружён» 2-фунтовой пушкой. В том же году военные решили поменять вооружение, после чего работы по созданию «Saladin» начали затягиваться. Вернее, шасси и корпуса были готовы уже к 1950 году и даже прошли серию заводских испытаний. Оставалось лишь дождаться новую 76-мм пушку, которую требовалось установить и передать броневик военным для испытаний.

Фотография с испытаний Saladin. Фотография в свободном доступе.
Фотография с испытаний Saladin. Фотография в свободном доступе.

Свою роль в затягивании производства сыграл и другой бронеавтомобиль – FV603 «Saracen», который уже выпускался на заводах Alvis Limited. Военные требовали увеличить производство «Сарацина», им он нужен был для проведения операций в Юго-Восточной Азии, в таких условиях выделение линий для производства «Saladin» поставило бы компанию в неудобное положение. Поэтому производство было решено налаживать на заводе Crossley Motors (у них уже был опыт постройки бронеавтомобилей и лёгких танков) в городе Стокпорт. Начинать производство разрешили в 1956 году, и финальная модификация бронеавтомобиля (которую и запустили в производство) достаточно сильно отличался от прототипов – изменили форму башни, другое оборудование для наблюдения, а также другие люки для посадки-высадки командира и стрелка. Наладить оборудование и начать выпуск бронеавтомобилей удалось лишь в 1958 году – производство шло четырнадцать лет, и за это время удалось выпустить около 1200 бронеавтомобилей.

На вооружении британской армии Saladin оставался до 1994 года, будучи постепенно заменяемым лёгким танком Scorpion. Помимо Великобритании, броневик был на вооружении полутора десятков стран Азии, Африки и Ближнего Востока – среди них Алжир, Бахрейн, Гана, Гондурас, Индонезия, Иордания, Кения, ОАЭ, Мавритания, Нигерия, Судан, Тунис, Шри-Ланка, Йемен и другие. По некоторым данным, в некоторых странах эти броневики и по сей день находятся на вооружении. Конечно, они уже устарели, но при этом всё ещё остаются оптимальными для выполнения определённых задач.

Описание конструкции

FV601 (A) «Saladin и FV603 «Saracen» имели много общего – одинаковое шасси, компоновка и задачи. Однако кое-какие конструктивные изменения у них всё же были. Рассмотрим, какие?

Корпус

Хоть и будучи построенным по одной схеме с «Сарацином», новый бронеавтомобиль имел существенные отличия в строении корпуса. При строительстве «Саладина» конструкторы внимательнее отнеслись к бронированию – корпус собирался из бронеплит толщиной от восьми до шестнадцати миллиметров, а сам корпус немного занизили, чтобы его было удобно прятать за препятствиями на местности. Если детально, то лоб корпуса был собран из плит гомогенной катаной брони толщиной в 16 мм, борта – 13 мм, корма 10, днище – 8 мм и крыша накрывалась 10 мм плитой. Все детали корпуса сваривались между собой в шип, что повышало прочность соединения. Также, лобовой лист, верхняя часть борта и корма получили рациональные углы наклона, что повышало бронирование в точке касания снарядов противника и во время войсковых испытаний выдержали попадания из крупнокалиберных пулемётов на дистанции контактного боя. Между массивными колёсами по бортам располагались четыре ёмкости для хранения необходимых вещей, которые перед боем можно было заполнить чем-то, дающим дополнительную защиту при обстрелах (шанс, можно сказать, призрачный – но лучше иметь его, чем никакого).

Saladin в маскировочной сети с открытыми люками командира, наводчика и механика-водителя. Фотография в свободном доступе.
Saladin в маскировочной сети с открытыми люками командира, наводчика и механика-водителя. Фотография в свободном доступе.

Общая компоновка была сродни классическим бронеавтомобилям – моторно-трансмиссионное отделение располагалось в задней части машины, перед ним, отделённое бронированной перегородкой, располагалось боевое отделение. Экипаж бронеавтомобиля составлял всего три человека – механик-водитель, командир машины (он же радист и заряжающий) и наводчик, он же пулемётчик. Механик-водитель располагался в передней части корпуса и сидел в довольно комфортных условиях – его место располагалось по центру машины, и было довольно просторным (чего не скажешь об остальных членах экипажа). Вместо смотровых приборов у него были сразу три смотровых люка, забранных толстым стеклом. В боевой обстановке они прикрывались бронезаслонками, оснащёнными перископическими приборами наблюдения. Командир машины и наводчик обозревали обстановку на местности либо через открытые люки в башне, либо через перископические приборы наблюдения.

Башня была сравнительно небольшой, собиралась также в шип из бронеплит различной толщины – в лобовой части толщина плиты составляла 30 мм, борта и корма – 16 мм, крыша – 10. Башня получилась довольно оснащённой – помимо перископических приборов наблюдения, в ней помещался электропривод вращения, радиостанции (в зависимости от назначения - №19 и №12), а также продуманная система вентиляции – она была необходима для вывода пороховых газов при стрельбе. Самое главное – казённая часть пушки, которая занимало примерно треть от внутреннего объема башни, поэтому внутри было немного тесновато.

Вооружение

Основным вооружением бронеавтомобиля в финальном его варианте была определена низкоимпульсная 76 мм пушка L5A1. Она не предназначалась для борьбы с танками или серьёзными укреплениями противника (хотя в определённых условиях, из неё танк подбить можно) – её главной целью была легкобронированная техника и полевые укрепления. Объясняется это не калибром, а низким уровнем мощности снаряда – колёсное шасси не выдержало бы отдачи полноценного 76-мм противотанкового или «антиматериального» орудия. Таким образом, британские конструкторы создали нечто вроде колёсной пехотной САУ, в своём роде «наследника» Birch Gun.

На фотографии можно рассмотреть 76-мм низкоимпульсную пушку Royal Ordnance L5A1. Фотография в свободном доступе.
На фотографии можно рассмотреть 76-мм низкоимпульсную пушку Royal Ordnance L5A1. Фотография в свободном доступе.

Боекомплект к ней составлял 42 выстрела – в него могли входить картечные, бронебойно-подкалиберные, бронебойные, осколочные, осколочно-фугасные дымовые и осветительные снаряды. Такой ассортимент сделали «на всякий случай» - неизвестно, какая цель попадётся на поле битвы. Распределялась боеукладка следующим образом – 11 снарядов размещались между командиром и наводчиком (точно под орудием), 12 снарядов слева, 11 справа за водителем и ещё 8 снарядов размещались в левой задней части корпуса.

Также на вооружении бронеавтомобиля находились два пулемёта Browning M1919A4 – один из них был спарен с пушкой и управлялся наводчиком, второй устанавливался на кольцевом лафете на крыше башни и служил для поражения воздушных целей. К обоим пулемётам по штату полагалось иметь 2750 патронов (одиннадцать снаряжённых лент в коробках располагались по бортам в боевом отделении «Саладина»). По инструкции, пулемётные ленты снаряжались по схеме «трассирующий через пять», то есть на каждые пять боевых патрон Mk.VIII в ленте полагалось заряжать один патрон B Mark VII для целеуказания.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Моторный отсек, находящийся в задней части корпуса, отделен от боевого отсека огнеупорной пуленепробиваемой переборкой и оборудован системой оповещения о пожаре и системой пожаротушения, управляемой механиком-водителем. Воздух для моторного отсека всасывается двумя вентиляторами через шесть жалюзийных крышек двигателя, а затем проходит через радиатор и вытесняется через решетки в самой задней части корпуса.

Открытый моторный отсек "Саладина". Фотография в свободном доступе.
Открытый моторный отсек "Саладина". Фотография в свободном доступе.

Рядный восьмицилиндровый бензиновый двигатель Rolls-Royce B80 No.1 Mark 6D карбюраторного типа с жидкостным охлаждением, выдавал 170 «лошадок» при 3750 оборотах. Он соединялся с гидравлической муфтой Daimler, которая, в свою очередь, соединена с эпициклической преселективной коробкой передач Daimler, передававшей мощность на раздаточную коробку, состоящую из конической и косозубой шестерни. Раздаточная коробка включала в себя реверс и дифференциал и позволяла использовать по пять передач в обоих направлениях. При этом привод передается непосредственно на каждую центральную коническую коробку, а затем через трансмиссионные валы на переднюю и заднюю оси. Каждое колесо содержит планетарные редукторы и соединено с конической коробкой трансмиссионным валом и двумя универсальными шарнирами.

Подвеска на каждой колесной паре состоит из верхнего и нижнего звеньев, причем верхнее звено прикреплено к продольному торсиону, прикрепленному к направляющим и, в свою очередь, закреплен на корпусе. Рулевое управление осуществляется с гидравлическим усилителем на передних и центральных опорных катках. Поворот при этом осуществляется передними и средними колёсами, по той же схеме, что и в «Сарацин». Приводная формула строилась по принципу «6х6» и обеспечивала довольно высокую проходимость – бронеавтомобиль мог преодолевать вертикальные препятствия высотой до полуметра, перемахивать через ямы длиной до 1,52 м, карабкаться на подъём в 46° и при этом имел радиус разворота, как у легковой машины – 7,3 метра. Согласитесь, для автомобиля длиной в пять с лишним метров и массой в 11 тонн – неплохие показатели?

Служба и боевое применение

Первое боевое применение «Саладина» произошло в Ирландии, и это была операция против ИРА. Подробностей этой операции я не нашёл, но британские военные нашли бронеавтомобиль вполне годным для городских боёв. Следом республиканское правительство Омана приобрело 36 машин, которые активно участвовали в боевых действиях с вооруженными силами султана Омана на протяжении всего конфликта в Дофаре (1972-76 гг.), часто в составе британских военнослужащих, прикрывая патрули и оказывая непосредственную огневую поддержку британским SAS, а также войскам Омана и сопредельных республик. Совсем недавно, в 2009 году, он все еще использовался Гондурасом и Шри-Ланкой для выполнения полицейских обязанностей (гражданская война в Шри-Ланке). В 2014 году он все еще состоял на вооружении индонезийского кавалерийского батальона KOSTRAD и разведывательной роты KOSTRAD. В настоящее время большинство из них выведены из эксплуатации и находятся на хранении, но многие могут быть приобретены частными коллекционерами по относительно низкой цене.

Модернизация

За всю свою службу (почти 70 лет), бронеавтомобиль «Саладин» претерпел одну крупную модернизацию – в 1991 году было объявлено, что компании A F Budge Ltd и Alvis Vehicles Ltd разработали модернизационный пакет для бронеавтомобиля Saladin. В нем были следующие изменения: штатный бензиновый двигатель Rolls-Royce заменили на дизельный Perkins 180 MTi мощностью 180 лошадиных сил. Помимо этого, конструкторы доработали ходовую часть, систему охлаждения двигателя, установили новые тормоза, доработали систему пожаротушения, а также установили автоматическую коробку передач.

Заключение

Alvis FV 603 (A) «Saladin» - редкий пример успешной конструкции бронеавтомобиля. В то время, как в большинстве стран от бронеавтомобилей отказались практически полностью ещё в 60-х годах ХХ века, британские конструкторы сделали на них ставку – и не прогадали. Но для того, чтобы эта ставка сыграла, одного бронеавтомобиля было мало – нужно было ещё придумать, где и как его использовать…

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!