Опытный танк БТ-СВ - это попытка “вдохнуть новую жизнь” в лёгкие быстроходные танки БТ-5 и БТ-7. Конструкторы Жиров, Кревневич и Вернер искали способы, как усилить бронирование лёгких танков, не прибегая к полной переделке корпусов. Решение задачи было на поверхности - использование рациональных углов наклона бронелистов.
История создания
В 1937 году процесс перевооружения армии встал особенно остро - практически каждый понимал, не за горами большая война, а значит новая техника и вооружение нужны, как воздух. Причина такого развития была в откровенной отсталости советских танков перед боевыми машинами армий других стран - все советские танки образца 30-х годов были копией с зарубежных образцов, причём не самого лучшего качества. Новых идей к тому моменту практически не было, а то, что придумывали - было нереализуемо и более того, моментами преступно растрачивало и так скудный оборонный бюджет страны. Примерно в таких условиях приходилось работать конструкторам - изобретать рациональные предложения становилось всё сложнее.
Но в 1937 году изобретатель-конструктор Николай Фёдорович Цыганов задумал нечто действительно полезное - решить проблему бронирования боевой техники при помощи брони средней толщины, расположенной под рациональными углами. Среди серийных моделей танков того времени, броня которых обеспечивала лишь защиту от пуль, такое решение было словно манна небесная. Оставался только вопрос в реализации - новая машина должна строиться по-новому. А с этим были определённые проблемы - как создавать подобные машины, не знал никто, какую броню и под каким наклоном должно использовать, да и вообще, есть ли смысл строить танки с наклонными бортами?
Но идея была, и реализовать её оказалось возможным - в соавторстве с Жировым, Кревневичем и Вернером, Цыганов в инициативном порядке разработали проект танка БТ-СВ, используя для этого агрегаты лёгкого танка БТ-5. Но так как завод №48, на котором работал весь конструкторский коллектив, всё-таки принадлежал к оборонной промышленности, о новом проекте “наверху” узнали довольно быстро, и попросили чертёжную документацию “на посмотреть”. Подробно изучив документы, “сверху” приказали построить опытную машину и хорошенько продумать чертежи для того, чтобы не тратить финансовые ресурсы зазря.
По итогу рекомендаций были внесены кое-какие коррективы, и машину под названием БТ-СВ-2 (помимо ряда улучшений, танк решили строить на базе лёгкого БТ-7) решили собрать - все работы прошли очень быстро, уже к концу 1937 года опытный танк был построен и направлен на испытания. Строили танк из конструкционной стали “третьей” марки - это сделали по двум причинам: во-первых, чтобы не отвлекать Ижорский завод (а основным поставщиком брони в то время был он) от основных заказов, а во-вторых, чтобы цена опытного образца не была завышенной (время было такое, что лишние траты могли привести к нехорошим последствиям). Но в проектной документации предлагалось два типа брони - противоснарядная и противопульная (защищала танк от попаданий из крупнокалиберного пулемёта).
Испытания боевой машины были достаточно суровыми, но короткими - конструкция корпуса ограничивала возможности колёсно-гусеничного привода, проходимость вследствие выросшей массы была отвратительной… В целом интересная конструкция боевой машины была загублена неверным подходом к ходовой части (которая осталась без изменений) - хотя наработки сохранили и даже использовали при постройке других, более грамотных танков. К слову, проекты, предшествовавшие созданию легендарного Т-34, “выросли” именно из-за решений, задуманных в танках БТ-СВ. В общем, получив результаты испытаний, в АБТУ РККА решили тему с “Черепахой” (именно такое “прозвище” получила опытная машина) не развивать.
Описание конструкции
Использование “наклонной брони” по всему корпусу было инновационным решением для своего времени - ранее в силу углов рационального наклона особо не верили, полагаясь на толщину брони. Однако уже первые испытания бронированных прототипов (не БТ-СВ) продемонстрировали - УРН “реально решают” вопросы защиты боевых машин.
Бронированный корпус и башня
Корпус БТ-СВ-2 изготавливался по архаичной каркасной схеме - листы стали при помощи болтов крепились к пространственной раме. Толщина брони, задуманной конструкторами варьировалась от 25 до 35 мм (по ряду интернет-источников), но реальный прототип, как я уже говорил, собирали из листов конструкционной стали “третьей” марки толщиной от шести до тринадцати миллиметров, которые располагали под большими углами наклона. Верхний лобовой лист располагался под углом в 53°, нижний - 58°, верхний кормовой лист - 58°, нижний - 48°. Одной из инноваций корпуса стали углы наклона бортовых листов (до этого военные полагались на скорость танков и не придавали значения попаданиям в борт) - верхний бортовой лист располагался под углом в 55, нижний - под углом в 15 градусов относительно вертикали. Нижний бортовой лист располагался по типу экранов, частично прикрывая ходовую часть. Однако, по моему мнению, слишком сильный уклон бортового листа создавал угрозу ходовой части при попадании снарядов - рикошет направлялся прямо в гусеницу.
Башня имела относительно небольшие габариты и выполнялась в форме усечённого конуса. Она не имела кормовой ниши и чем-то напоминала башню будущего танка Т-50. Согласно чертежам, толщина бронелистов башни составляла 35 мм, расположенных под углом в 35° к вертикали. Для 1937 года, особенно учитывая, что БТ-СВ-2 задумывался как “лёгкий колёсно-гусеничный танк”, такая толщина была даже излишней для подобных машин. Всё основное вооружение размещалось в башне, там же планировалось разместить двух членов экипажа.
Посадка и высадка экипажа была не очень продуманной - стремясь сократить количество выпирающих деталей, конструкторы решили ограничиться всего двумя люками - один из них располагался на крыше корпуса в носовой его части (через него на рабочие места должны были попадать механик-водитель и радист-моторист), второй - на крыше башни, через него на рабочие места должны были попадать командир машины и заряжающий-пулемётчик. Также в башне была размещена часть боекомплекта к пушке и основной боекомплект к пулемёту - сказать, что в башне было тесно, значит не сказать ничего.
Вооружение
В качестве “орудия главного калибра” на БТ-СВ-2 использовалась хорошо знакомая читателю 45-мм танковая пушка 20-К с длиной ствола в 46 калибров. На конец 30-х годов ХХ года лучшего орудия для борьбы с танками противника в советских машинах не устанавливалось - мощности снарядов 20-К было достаточно для поражения любой бронированной цели на дистанциях реального танкового боя. Боекомплект к орудию составлял, по разным оценкам, от 111 до 175 снарядов (хотя мне больше верится в цифры до сотни - тесновато было в танке по любым описаниям) различного действия. Из прицельных приспособлений, скорее всего, был стандартный ТОП. На маске пушки монтировались два прожектора, обеспечивающих возможность вести огонь ночью.
Для борьбы с пехотой на танк устанавливался спаренный с пушкой пулемёт Дегтярёва. Его полагалось обслуживать заряжающему (в перерывах между заряжанием орудия, разумеется). Боекомплект к нему составлял двадцать два диска (1386 патронов), размещённых на стенках башни. Наведение пулемёта - ручное, при помощи стандартного диоптрического прицела.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
Силовая установка “перекочевала” на БТ-СВ-2 практически без изменений - сердцем МТО танка был бензиновый V12 карбюраторного типа М-17Т с увеличенной до 500 лошадиных сил мощностью. Была переработана система его охлаждения (вернее сказать - система подачи воздуха на радиатор), а также уменьшили ёмкость топливных баков. Система охлаждения двигателя БТ-СВ-2 работала в двух режимах - походном и боевом. В боевом положении жалюзи находились в закрытом состоянии, минимизируя возможность поражения системы охлаждения осколками снарядов или бутылками со смесью “КС” (она же “коктейль Молотова”), а забор воздуха для охлаждения двигателя осуществлялся через бортовые жалюзи, а выгонялся через прорези в корме. В походном положении основные жалюзи (в крыше боевой машины) открывались полностью, обеспечивая максимально возможный доступ воздуха и охлаждение двигателя.
Ёмкость топливных баков теперь составляла 380 литров, чего хватало на 120 километров езды на колёсах, да ещё и экономным ходом. Разумеется, на гусеничном ходу, да ещё и по бездорожью, расход топлива существенно вырастал, и радиус действия танка снижался. Были планы устанавливать при необходимости дополнительный топливный бак на корму (как это делали в случае с другими танками СССР), но в связи с закрытием танка этот вопрос не был решён.
Трансмиссия тоже не претерпела особенных изменений - она была позаимствована от БТ-7 и включала в себя следующие компоненты - насаженный на носок коленчатого вала двигателя маховик с главным фрикционом и центробежным вентилятором, коробка передач, бортовые фрикционы, электростартер, шестерни бортовых редукторов, масляные и топливные баки в межбортовом пространстве. КПП танка - механическая, четырёхступенчатая. Слабо адаптированная под увеличившуюся мощность двигателя, она имела проблемы с перегревом во время движения, особенно по пересечённой местности. Но на фоне остальных недостатков машины, эту проблему даже не обсуждали.
Ходовая часть сохранила колёсно-гусеничную модель движителя, однако вследствие конструктивных изменений, несколько потеряла в маневренности. В силу того, что характерный “острый нос” танков БТ на “Черепахе” не использовали, а с внешней стороны устанавливался ограничитель в виде наклонного экрана, угол поворота передних колёс составлял всего 12 градусов, чего действительно не хватало для скорости поворотов. И если на гусеничном ходу танк ещё мог демонстрировать былую маневренность, то на колёсном его можно было только гнать по прямой.
Завершение испытаний и закрытие проекта (вместо заключения)
Команде инженеров, создавших БТ-СВ-2, можно сказать немало слов благодарности - по моему мнению, работы над проектом будущей “тридцатьчетвёрки” начались именно с этой машины. Однако несколько банальных просчётов, в которых и крылись все причины закрытия проекта по новому танку, сделали всю конструкцию неинтересной для дальнейшего рассмотрения. Однако частично проект “Черепаха” остался жить, хоть и не в первозданном обличии.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!
Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.