Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. Колёсно-гусеничный А-20, или ещё один шаг к Т-34, 1937

Оглавление

Колёсно-гусеничный танк А-20 был разработан в КБ-24 от Харьковского паровозостроительного завода в рамках программы по перевооружению танковых частей РККА. Однако танк не стал самостоятельной разработкой, но был ещё одной ступенькой в создании более совершенных отечественных разработок. Что же это был за проект?

Прототип А-20 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
Прототип А-20 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

История создания

В середине 1937 года военным был представлен проект танка БТ-СВ-2, ставший первым танком, при создании которого широко использовались углы рационального наклона. Однако из-за несовершенства конструкции танк не был допущен для полноценных испытаний, а также не был рекомендован к доработкам. Но идея военным понравилась - использовать более лёгкие по массе машины, которые могли выдержать попадание вражеского снаряда (из распространённых противотанковых орудий) по всем показателям должны были сыграть немаловажную роль в будущих военных конфликтах. Во-первых, такие танки легче транспортировать из-за меньшей массы. Во-вторых, их производство будет обходиться несколько дешевле (чем толще лист брони, тем он дороже стоит), в-третьих и сборка их будет быстрее, и дешевле за счёт применения меньшего количества различной техники.

Поэтому военным потребовалась новая техника, разработанная в подобном ключе, но проработанная более качественно. С целью создания такой машины, военные обратились в АБТУ РККА, “предложив” поискать подобные проекты, вдруг где чего “завалялось”? Но и в АБТУ РККА думали примерно схожим образом - они прорабатывали вопрос создания такой машины, и даже консультировались с различными конструкторами на тему возможности создания опытных образцов, не уступающих по характеристикам серийным танкам БТ-7.

Линейка развития Т-34, слева направо - БТ-7М, А-20, А-32 и собственно, серийный Т-34. Фотография в свободном доступе.
Линейка развития Т-34, слева направо - БТ-7М, А-20, А-32 и собственно, серийный Т-34. Фотография в свободном доступе.

К сентябрю 1937 года техническое задание на разработку нового танка было готово и передано в КБ-24 Харьковского паровозостроительного завода. Руководство и контроль за проведением конструкторских работ изначально хотели поручить Михаилу Ильичу Кошкину - фактически, А-20 мог бы стать его первым крупным проектом, но в АБТУ распорядились иначе и работами по созданию нового танка руководил Адольф Яковлевич Дик. Согласно технического задания, от КБ-24 требовалось создать танк под следующие требования:

Тип: колёсно-гусеничный быстроходный лёгкий, с приводом на 6 колёс.
Боевой вес: 13-14 тонн.
Вооружение: 1 — 45-мм пушка со стабилизатором, 3 пулемёта ДТ, огнемёт для самозащиты или 1 — 76-мм пушка, 3 пулемёта ДТ, огнемёт для самозащиты. Каждый 5-й танк должен иметь зенитную установку.
Боекомплект: 130—150 снарядов 45-мм или 50 снарядов — 76-мм. 2500—3000 пулемётных патронов.
Бронирование: Лобовая броня — 25 мм, коническая башня — 35 мм, бортовая броня и корма — 13 мм 16 мм, крыша и дно — 10 мм.
Скорость движения: на гусеницах и колёсах скорости одинаковые. Максимальная скорость — 70 км/ч, минимальная — 7 км/ч.
Двигатель: дизель ХПЗ — мощность 400 л. с.
Экипаж: 3 человека.
Запас хода: 300—400 км на гусеницах.
Габариты танка: дорожный просвет 0,4 м на гусеницах; высота танка 2,3 м.
Удельное давление: 0,5 на гусеницах.

Работы шли довольно медленно - техническая документация была предоставлена с опозданием на полтора месяца, что было недопустимо. И всё могло бы обойтись выговором, но свою роль сыграли “тёмные времена” - анонимный донос, направленный в Харьковское НКВД, повлёк за собой арест Дика по обвинению в срыве правительственного задания. Но работы нужно было продолжать, и вынужденно руководителем КБ всё-таки назначили Кошкина. Проект тем временем рассматривали в АБТУ, но параллельно Михаил Ильич аккуратно продвигал идею сугубо гусеничной машины - благо к концу 30-х советская металлургия сделала несколько серьёзных шагов вперёд и разработала-таки оптимальный сплав для гусениц (который позволял обходиться одним лишь гусеничным движителем на марше). В окончании рассмотрения с Кошкиным согласились, однако сделали это по-своему хитро - предложили ему разработать танк на гусеничном ходу, чтобы сравнить ходовые характеристики двух танков. Таким образом, Кошкин сам себе придумал головную боль, ведя одновременно два проекта. Но о гусеничной машине мы поговорим в другой публикации, а сейчас вернёмся к А-20.

Адольф Яковлевич Дик, отец проекта А-20. Фотография в свободном доступе.
Адольф Яковлевич Дик, отец проекта А-20. Фотография в свободном доступе.

К А-20 приказали разработать полную техническую документацию, причём об ответственности за срыв государственного заказа напомнить не забыли. Проект был сдан в срок, к февралю 1938 и уже в марте, оценив все расчёты, АБТУ передало документы в Народный Комиссариат Обороны СССР для изучения. Там новую машину нашли интересной и уже в августе-сентябре, после нескольких этапов рассмотрения конструкции, постановили - танк нужно строить. И хотя, вновь забегая вперёд, приказали строить машины как с колёсно-гусеничным, так и с гусеничным движителем, в НКО предпочтение отдавали именно А-20. Завод справился в срок - 15 июня 1939 года опытный колёсно-гусеничный танк А-20 был передан АБТУ, и уже 18 июля, после некоторых проверок, начались его испытания. Они шли больше месяца - 23 августа машина была испытана.

Испытания А-20. Фотография в свободном доступе.
Испытания А-20. Фотография в свободном доступе.

По результатам испытаний комиссия вынесла следующее решение - технические характеристики танка оправданы более чем полностью. Скоростные характеристики были выше, чем у лёгких танков БТ-7 и БТ-7М - новая машина показала скорость в 75 км/ч на колёсном ходу (по шоссе), а на гусеничном ходу по грунтовым дорогам - 57 км/ч. При этом запас хода составлял до 400 километров при движении по шоссе экономичным ходом. Также отмечалось, что машина смогла вскарабкаться на склон под углом в 39°, а также преодолевать броды глубиной до полутора метров. Всего за время испытаний А-20 “накатал” более четырёх с половиной тысяч километров.

Также в отчётах сообщалось, что А-20 существенно превосходил лёгкие танки БТ-7 по проходимости, а также по защите боевой машины - рациональные углы наклона брони, вкупе с другими особенностями конструкции, обеспечивали большую стойкость к средствам поражения танков - противотанковым пушкам калибра 37 и 45 мм, а также противотанковым гранатам и бутылкам с зажигательной смесью. Помимо этого, в отчётах выявили целый ряд мелких недостатков конструкции, которые предписали устранить. И опять-таки, забегая вперёд - А-20 соревновался не только с БТ-7, но и со своим “коллегой” - средним гусеничным танком А-32. При этом А-20, за счёт своей массы и конструкции ходовой части, показывал сравнительно лучшие результаты в маневренности, а также мог сохранять подвижность при срыве гусениц - однако одновременно уступал другому прототипу в бронировании и вооружении, а также в проходимости. Самое главное - А-32 имел запас на будущие модернизации, а вот А-20 уже нет, его ходовая часть была сильно перегружена.

Ещё одна фотография А-20, находится в свободном доступе.
Ещё одна фотография А-20, находится в свободном доступе.

19 сентября 1939 года НКО СССР средний колёсно-гусеничный танк А-20 рекомендовали к принятию на вооружение, однако с некоторыми изменениями - лобовую броню потребовали довести до 25 мм толщины, а также усилить до 15 мм переднюю часть днища. Установочную серию требовалось собрать не позднее 10 января 1940 года, а к полноценному серийному производству завод должен был перейти не позднее 1 марта. Планы производства были поистине наполеоновскими - за 1940 год завод №183 должен был собрать 2,5 тысячи танков. Причём завод №183 должен был осуществлять окончательную сборку - производить броневые листы поручили Мариупольскому металлургическому заводу, двигатели и трансмиссию, а также элементы ходовой намеревались производить на том же, 183 заводе в Харькове.

Однако в конце 1939 года Харьковский паровозостроительный завод обратился к НКО СССР с просьбой о переносе производства А-20 или А-32 на другой завод - производственных мощностей предприятия не хватало на одновременный выпуск сразу двух танков. В руководстве страны над этим вопросом размышляли до 19 декабря 1939 года, когда к серийному производству было рекомендовано принять только Т-34. По некоторым данным, работы над улучшением А-20 проходили до марта 1940 года, пока не было получено распоряжение о полном прекращении работ над танком. Единственный собранный прототип был направлен в распоряжение Научно-исследовательского автобронетанкового полигона в подмосковной Кубинке (ныне 38-й НИИ Минобороны), а вскоре после начала Великой Отечественной Войны был направлен на вооружение 22-й танковой бригады, где прослужил до декабря 1941 года - из-за серьёзных повреждений был отведён в тыл на ремонт, после чего следы машины теряются.

Описание конструкции

Если рассматривать конструкцию без отрыва от предыдущего проекта БТ-СВ-2, то инновационного в нём особо ничего не было - корпус с листами брони под рациональными углами наклона уже не был новинкой, равно как и колёсно-гусеничная ходовая часть. Но если рассмотреть детально, то в конструкции танка можно найти кое-что новое и интересное.

Бронированный корпус и башня

А-20 строился по классической схеме - в носовой части размещалось отделение управления, в середине - боевое отделение, в корме - моторно-трансмиссионное. Корпус имел самонесущую сварную конструкцию - бронеплиты сваривались “в стык”, образовывая коробку. Толщина брони варьировалась - верхний лобовой лист, расположенный под углом 56° от вертикали, имел толщину в 25 мм, борта, имевшие наклон в 35° - 17 мм, кормовой лист, расположенный под углом в 45°, образовывался тремя деталями толщиной в восемь, девять и одиннадцать миллиметров. В отделении управления располагалось два человека - механик-водитель и стрелок из курсового пулемёта, также выполнявший обязанности радиста.

Изображение в свободном доступе.
Изображение в свободном доступе.

Боевое отделение отделялось от МТО при помощи тонкой бронеперегородки. Нижняя его часть была отдана под хранение основного боекомплекта, верхняя (образованная башней) - под непосредственно боевую часть танка - орудие и пулемёт, оперативный боекомплект, а также для двух членов экипажа - наводчика и командира (который выполнял обязанности заряжающего). Башня танка была построена по образу и подобию аналогичного агрегата от танка БТ-7, но собиралась сварным методом из бронеплит толщиной от 16 до 25 мм. Лобовая броня была дополнительно усилена при помощи маски орудия толщиной в девять миллиметров. Сама башня имела коническую форму для усиления защиты, оснащалась приборами наблюдения - панорамный для командира машины и наводчика, а вращение башни едва ли не впервые на машинах подобного класса выполнялось при помощи электродвигателя. Также А-20 оснащался радиостанцией 71-ТК, а для внутренней связи предлагалось использовать двухточечное танковое переговорное устройство ТПУ-2.

Вооружение

В качестве “орудия главного калибра” на А-20 использовалась 45-мм танковая нарезная пушка 20-К образца 1938 года с длиной ствола в 46 калибров. Эту модификацию отличали электрические приводы наводки, а также управление выстрелом при помощи педали - наводчик уже имел свободные руки, что помогало точнее наводиться на цель. Прицеливание осуществлялось при помощи стандартной оптики - телескопический прицел для ведения огня прямой наводкой, а также панорамный для стрельбы с закрытых позиций. Боекомплект к орудию был внушительным - в боевом отделении удалось разместить 152 снаряда.

Чертёж-схема спаренной 45-мм артиллерийской установки 20-К для лёгких танков. Фотография в свободном доступе.
Чертёж-схема спаренной 45-мм артиллерийской установки 20-К для лёгких танков. Фотография в свободном доступе.

Для борьбы с пехотой в спарке с орудием устанавливался танковый пулемёт Дегтярёва с управлением при помощи педали. Его полагалось обслуживать командиру машины - в целом, нагрузка на членов экипажа была разной и ненормированной. К примеру, командир машины должен был своевременно оценивать оперативную обстановку, заряжать орудие, выбирать цели для наводчика, а также при необходимости, вести огонь из пулемёта по открыто расположенной пехоте противника. При этом наводчик орудия был практически свободным - в его обязанности входило наведение орудия на цель, а также ведение огня по приказу командира. Механик-водитель был нагружен своими обязанностями (управлять танком того времени было достаточно сложно), стрелок из курсового пулемёта дополнительно нёс обязанности радиста. Кстати, про курсовой пулемёт - он устанавливался в верхнем лобовом листе корпуса, в собственной шаровой установке. Это был стандартный танковый пулемёт Дегтярёва с диоптрическим (другого на эту установку не полагалось) прицелом. Общий боекомплект на оба пулемёт составлял сорок три диска по шестьдесят три патрона каждый (2709 выстрелов).

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Сердцем А-20 был дизельный V12 от Харьковского паровозостроительного завода - В-2, ставший не менее легендарным двигатель, модификации которого используются и в наши дни. Это был довольно простой и в то же время надёжный алюминиевый “четырёхтактник” объёмом в 39 литров, выдававший 500 “лошадок” при 1800 оборотах в минуту. Питался двигатель дизельным топливом ДТ или газойлем марки «Э» по ОСТ 8842, а всего в топливные баки помещалось около 400 литров топлива. Подача топлива - принудительная, при помощи топливного насоса. Охлаждение двигателя - жидкостное.

Танковый дизельный двигатель В-2, ставший легендой советского моторостроения. Фотография в свободном доступе.
Танковый дизельный двигатель В-2, ставший легендой советского моторостроения. Фотография в свободном доступе.

Трансмиссия включала в себя четырёхступенчатую коробку передач, два бортовых фрикциона, а также два однорядных бортовых редуктора. За смену хода с гусеничного на колёсный отвечала именно трансмиссия - она устроена была так, что на гусеничном ходу ведущим колесом становилась кормовая звёздочка с гребневым зацеплением, а при переводе танка на колёсный ход - ведущими становились три задних опорных катка диаметром в 400 миллиметров. Для дополнительной амортизации катки “обувались” в резиновые бандажи. Поворот машины на гусеничном ходу осуществлялся блокировкой той или иной гусеницы, а на колёсном - по автомобильной схеме, поворотом передней пары опорных колёс. И самое главное - трансмиссия была разработана на базе аналогичного агрегата от БТ-7, с полным или частичным копированием отдельных узлов.

А-20 сумел быть простым и сложным одновременно, послужив базой для отработки многих решений в конструкции. Фотография в свободном доступе.
А-20 сумел быть простым и сложным одновременно, послужив базой для отработки многих решений в конструкции. Фотография в свободном доступе.

Подвеска танка была построена на базе подвески Кристи, то есть банальная “свечная” пружинная система, отдельная на каждую пару катков. Попытки сделать подвеску по индивидуальной торсионной схеме были признаны слишком дорогими, а главное - бесполезными для танка общей массой в 18 тонн. Чуть позже будут предприняты попытки поставить на торсионы А-32, но и там конструкторы выберут “свечки”, так как они проще и надёжнее. Широкое же применение торсионов начнётся с совсем других машин. Ходовая часть, применительно к одному борту, состояла из четырёх опорных катков с резиновыми бандажами, ведущего заднего колеса и переднего ленивца, а также трёх поддерживающих катков для гусеницы. Гусеничный движитель на А-20 - стальной, гребневого зацепления, шириной в 550 мм и состоявший (применительно к одному борту) из 74 траков. Решение проблемы закалки шарниров, а также создание новых сплавов позволили увеличить ресурс гусениц примерно до двух тысяч километров. Удельное давление на грунт составляло 0,65 килограмм на квадратный сантиметр (на гусеничном ходу, естественно), при этом длины опорной поверхности хватало для преодоления рвов и траншей до 2,5 метров шириной, а также для вскарабкивания на вертикальную стенку высотой в 75 см.

Боевое применение

Боевое крещение А-20 носило, по правде сказать, вынужденный характер - в то время, как немецкие войска приближались к Москве, в ход шло всё, что было под рукой. Это были и образцы техники, которые не пошли в серию, и эрзац-техника… Одним из них и стал герой данной публикации - танк был включен в состав отдельной бригады, собранной как из машин, бывших в распоряжении НИИБТ в Кубинке, так и из серийных танков. Также в составе бригады были танки Т-34 и БТ, так что А-20 могли сравнить как с “предками”, так и с “потомками” в боевых условиях. Бригада участвовала в наступлении на московском направлении, действуя в районе Павловской Слободы.

Однако подробную информацию о действиях бригады мне не удалось, а о боевой эффективности А-20 и подавно. Последнее упоминание о прототипе датировано 4 декабря 1941 года, когда А-20 был отправлен в тыл на ремонт. Дальше пути машины теряются - возможно, его “модернизировали” до Т-34, возможно, он был потерян под авианалётами во время перемещения по железной дороге, а возможно, что на заводе оценили его состояние и решили его отправить в переплавку по причине бесполезности ремонтных работ.

Заключение

Средний колёсно-гусеничный танк А-20 был по-своему инновационным танком, который определил будущее советского танкостроения на пару десятилетий вперёд. Он не был идеальным, но стал в своём роде переходным звеном от лёгких колёсно-гусеничных машин к толстокожим универсальным машинам, способным решать на полях сражений целый спектр задач. С большой натяжкой можно сказать, что А-20 сыграл роль не только очередной ступени на пути к Т-34, но и в целом к серии ОБТ, до которых ещё оставалось немало времени. Но единственное можно сказать с полной уверенностью - это была последняя попытка советских конструкторов создать колёсно-гусеничный танк.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.