Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. Т-70: лёгкий броневой ответ тяжёлым временам, 1941

Начальный период Великой Отечественной войны характеризовался острой потребностью Красной Армии в бронетанковой технике, способной бороться с силами Вермахта - легкие танки, за счёт дешевизны производства и по своим боевым способностям играли ключевую роль в сиюсекундном обеспечении мобильности и огневой поддержки пехоты. Однако уже к осени 1941 года стало очевидно, что имевшиеся на вооружении легкие танки, в частности Т-60, не отвечали требованиям современного поля боя. Лёгкий танк Т-60, принятый на вооружение в сентябре 1941 года, как оказалось, был практически бесполезным в боевых условиях. Его броня легко пробивалась всеми противотанковыми средствами противника, а собственное вооружение - 20-мм автоматическая пушка ТНШ, спаренная с пулеметом ДТ было слишком слабым для эффективной борьбы с танками противника. Нет, с лёгкими танками типа Pz.Kpfw I или Pz.Kpfw II, она ещё справлялась. Но в борьбе с более мощным Pz.Kpfw III, даже в начальных его модификациях, шансы на выживание у Т-60
Оглавление

Начальный период Великой Отечественной войны характеризовался острой потребностью Красной Армии в бронетанковой технике, способной бороться с силами Вермахта - легкие танки, за счёт дешевизны производства и по своим боевым способностям играли ключевую роль в сиюсекундном обеспечении мобильности и огневой поддержки пехоты. Однако уже к осени 1941 года стало очевидно, что имевшиеся на вооружении легкие танки, в частности Т-60, не отвечали требованиям современного поля боя.

Лёгкий танк Т-70 в модификации "Б" собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
Лёгкий танк Т-70 в модификации "Б" собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

История создания

Лёгкий танк Т-60, принятый на вооружение в сентябре 1941 года, как оказалось, был практически бесполезным в боевых условиях. Его броня легко пробивалась всеми противотанковыми средствами противника, а собственное вооружение - 20-мм автоматическая пушка ТНШ, спаренная с пулеметом ДТ было слишком слабым для эффективной борьбы с танками противника. Нет, с лёгкими танками типа Pz.Kpfw I или Pz.Kpfw II, она ещё справлялась. Но в борьбе с более мощным Pz.Kpfw III, даже в начальных его модификациях, шансы на выживание у Т-60 стремились к нулю. В данной ситуации было решено попытаться усилить вооружение и броню Т-60, но все попытки повысить боевую эффективность танка, неизбежно приводили к увеличению его массы, что оказало бы неблагоприятное влияние на двигатель и ходовую часть, изначально не рассчитанных на такие нагрузки. Именно по этим причинам был инициирован проект по созданию нового легкого танка - разработать новую модель, как оказалось, было куда выгоднее чем дорабатывать Т-60. Разработка Т-70 была не просто улучшением существующей модели, а создание совершенно новой боевой машины, что определённо положительно говорит о способностях советского военно-промышленного комплекса быстро перестраиваться и реагировать на вызовы фронта, даже если это означало параллельную разработку и производство.

Чертёж-схема лёгкого танка Т-70. Фотография в свободном доступе.
Чертёж-схема лёгкого танка Т-70. Фотография в свободном доступе.

Разработка нового легкого танка началась осенью 1941 года в конструкторском бюро Горьковского автомобильного завода (ГАЗ). Руководство проектом осуществляли Николай Александрович Астров и Андрей Александрович Липгарт - симбиоз более чем странный, однако вполне прагматичный. Астров к тому моменту уже отличился разработкой нескольких моделей лёгких танков, а Липгарт был отличным конструктором по ходовой части и силовой установке. Проект нового танка, получивший заводское обозначение «ГАЗ-70», предполагал значительные отличия от Т-60: увеличенные размеры, более мощное вооружение и усиленную броневую защиту. В качестве силовой установки, для удешевления конструкции, было решено использовать спарку из автомобильных двигателей ГАЗ-203. Это решение было вынужденным, однако весьма эффективным в условиях разразившейся войны - производить двигатели для автомобилей куда проще, чем разрабатывать новый малогабаритный двигатель для танка. Работы по созданию нового танка в КБ ГАЗа велись в ускоренном темпе - сборка прототипа танка была завершена 14 февраля 1942 года, и уже 20 февраля прототип был обстрелян на подмосковном полигоне. Первые же результаты военных, мягко говоря, расстроили - в ходе испытаний броня танка показала плохую стойкость даже к бронебойным снарядам немецкой 20-мм зенитной пушки. Помимо того, военные не особо одобрили идею оставить одноместную башню, а также выявили с полтора-два десятка разных недостатков конструкции. Судьба Т-70 оказалась на волоске, но всё спас авторитет Астрова, клятвенно пообещавшего в кратчайшие сроки устранить все выявленные недостатки конструкции и дать Родине новую машину в боевом виде. Новый легкий танк непосредственной поддержки пехоты был принят на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) постановлением Государственного Комитета Обороны СССР от 6 марта 1942 года под индексом «Т-70» (Постановление ГКО за № 1394-СС) Серийное производство Т-70 начали осваивать уже в апреле 1942 года сразу на трёх предприятиях - Горьковский автомобильный завод (ГАЗ), завод № 37 в Свердловске и завод № 38 в Кирове. За всё время производства (почти полтора года) заводы выпустили более восьми тысяч лёгких танков Т-70, остановившись лишь после Курской битвы - тогда руководство РККА осознало, что время лёгких танков уже ушло и дальнейшее их производство в условиях военного времени нецелесообразно.

Описание конструкции

Танк Т-70 имел характерную для советских лёгких танков начала 1940-х годов компоновку, включающую три основных отделения, размещённых в последовательности от лобовой части корпуса к корме: трансмиссионное, совмещённое с отделением управления, боевое, включавшее в себя некий объём корпуса и вращающуюся башню, а также моторное, расположенное в корме. При этом топливные баки были вынесены в кормовое отделение и отделены от боевого пространства броневой переборкой, что снижало вероятность повреждения экипажа при возгораниях, повышая тем самым общую живучесть экипажа.

Бронированный корпус и башня

Бронирование Т-70 уже могло защитить от снарядов противотанковой артиллерии противника (малых калибров) и изготавливалось из катаных броневых листов толщиной от 6 до 45 мм. У машин ранних серий бронеплиты были гомогенными, поздние танки получили гетерогенную броню с поверхностной закалкой. Самые толстые бронелисты (ВЛД - 45 мм, НЛД - 35 мм) получил, естественно, лоб машины - при этом бронелисты располагались под углами рационального наклона, что повышало стойкость к попаданиям вражеских снарядов. Борта для увеличения заброневого объёма, сделали вертикальными и собирали их из бронелистов толщиной в 15 мм. Корма, также, как и лоб танка, собиралась из двух листов брони, расположенных под рациональными углами наклона, однако в ней применялись листы стали толщиной в 15 и 25 мм. Днище танка собиралось из двух листов, толщиной в шесть мм под МТО и десять мм под боевым отделением и отделением управления. Крыша была представлена листами брони толщиной в 10 мм - крышка МТО поднималась для удобства обслуживания узлов силовой установки.

Танк Т-70 собственной персоной. На крыше башни можно увидеть перископический прибор наблюдения для командира. Фотография в свободном доступе.
Танк Т-70 собственной персоной. На крыше башни можно увидеть перископический прибор наблюдения для командира. Фотография в свободном доступе.

Башня танка изначально была литой, однако в силу того, что литая броня существенно уступала в стойкости к попаданиям снарядов, от неё отказались ещё на этапе испытания прототипа. Взамен Астрову предложили использовать наработки СТЗ по созданию “гайки” - шестигранной башни для среднего танка Т-34. Решение оказалось куда лучшим - шестигранная башня, собиравшаяся из листов брони в 50 мм в районе орудийной маски, а также 35-мм листов в бортах и корме (наклонённых под углом в 23° к вертикали, показала куда лучшие результаты обстрела. Крышу башни прикрывали листы брони толщиной в 10 и 15 мм. Сама башня так и осталась одноместной - в силу конструктивных особенностей, а также требований ГАБТУ РККА, вводить более крупную башню в конструкцию не стали. Также не стали менять и расположение башни - как и в случае с лёгким танком Т-60, башню новой машины устанавливали со смещением влево, по правому борту располагая двигательную сборку.

Экипаж танка состоял из двух человек: механика-водителя и командира. При этом механик-водитель отвечал лишь за движение машины, остальную работу проводил командир танка - в его задачи входило наблюдение за полем боя, наведение орудия и стрельба из него, а также обслуживание всего комплекса вооружений танка. На свои рабочие места экипаж попадал через отдельные люки - мехвод имел свой люк в верхней лобовой детали корпуса, командир попадал на рабочее место через люк в крыше башни.

Вооружение

Основным вооружением Т-70 являлась 45-мм нарезная полуавтоматическая танковая пушка 20-К образца 1938 года, устанавливаемой в лобовой части башни. На момент выпуска боевой машины, пушка ещё могла бороться с бронетехникой противника, но уже с массой “если”, то есть, при хорошем стечении обстоятельств. Боекомплект пушки изначально составлял 90 выстрелов, однако из-за введения в конструкцию сварной башни, боекомплект пришлось урезать до 70 выстрелов. Плотная компоновка башни одновременно помогала скорострельности танка (командир не так быстро выдыхался), но одновременно мешала своей стеснённостью. Благодаря компоновке, скорострельность орудия (при хорошо обученном экипаже) достигала двенадцати выстрелов в минуту на полный цикл выстрела (заряжание, наведение и выстрел с извлечением гильзы). Орудие комплектовалось двумя прицелами - стандартным телескопическим ТОП-1 и улучшенным ТМФП-1. Благодаря первому прицелу, опытный командир мог поражать цели на дистанции до 3600 метров, а по второму - 4800 метров. Но, разумеется, это всё паспортные показатели, в действительности таких возможностей у пушки не было. Вспомогательное вооружение состояло из 7,62-мм пулемета Дегтярёва, спаренного с пушкой и оснащённого педальным спуском (равно как и пушка). Обслуживать пулемёт, что естественно, поручали командиру танка - вести огонь полагалось короткими очередями по конкретным целям. Боекомплект к пулемету составлял 945 патронов или же пятнадцать полностью снаряжённых дисков.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Силовая установка Т-70 представляла собой спаренный автомобильный двигатель ГАЗ-203. Он состоял из двух четырехтактных, шестицилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 (передний 70-6004 и задний 70-6005) с жидкостным охлаждением и суммарной мощностью в 140 “лошадок”.Чуть позже, в модификации Т-70Б двигатель дополнительно форсируют, и суммарная мощность «спарки» ГАЗ-203Ф достигнет 170 л.с. (125 кВт) при 3600 об/мин. На оба двигателя ставились карбюраторы типа «М». Коленчатые валы двигателей соединялись муфтой с упругими втулками; во избежание продольных колебаний всего агрегата картер маховика переднего ГАЗ-202 соединялся тягой с правым бортом танка. Системы зажигания, смазки и подачи топлива были свои у каждой «половинки» ГАЗ-203. В системе охлаждения силового агрегата водяной насос был общим, но водомасляный радиатор был двухсекционным, каждая секция отвечала за обслуживание своего ГАЗ-202. Установка ГАЗ-203 снабжалась воздухоочистителем масляно-инерционного типа.

Спарка двигателей ГАЗ-203, силовая установка Т-70. Фотография в свободном доступе.
Спарка двигателей ГАЗ-203, силовая установка Т-70. Фотография в свободном доступе.

Как и его предшественник Т-60, Т-70 оснащался предпусковым подогревателем двигателя для его эксплуатации в зимних условиях. Между бортом танка и двигателем устанавливался цилиндрический котёл, в котором за счёт термосифонной циркуляции антифриза осуществлялся подогрев. Котёл разогревался наружной бензиновой паяльной лампой. Котёл подогревателя и водомасляный радиатор являлись составными частями системы охлаждения всего силового агрегата танка. Пуск двигателя осуществлялся двумя параллельно соединёнными стартерами СТ-40 (мощность 1,3 л. с. или 0,96 кВт). У командирских танков с радиостанцией стартеры были более мощными - на них устанавливали модель СТ-06 мощностью 2 л. с. (1,5 кВт). Также танк можно было завести ручной рукояткой или буксировкой другим танком. ”Питать” Т-70 могли благодаря двум топливным бакам общим объемом 440 литров, расположенными в левой части кормового отделения корпуса. Радиус действия машины по шоссе варьировался от 250 до 360 км, в зависимости от того, каким ходом идёт машина, по проселку радиус действия сокращался до 180-220 км при экономном ходе. У модификации Т-70Б (с увеличенной бронёй) запас хода по шоссе составлял не более 250 км. В качестве топлива использовался бензин марок КБ-70 или Б-70.17 Максимальная скорость по шоссе достигала 45 км/ч.

Компоновка танка была очень тесной. На фотографии можно увидеть спинку сиденья мехвода, слева на фото - двигатель. Фотография в свободном доступе.
Компоновка танка была очень тесной. На фотографии можно увидеть спинку сиденья мехвода, слева на фото - двигатель. Фотография в свободном доступе.

Механическая трансмиссия Т-70 состояла из двухдискового полуцентробежного главного фрикциона сухого трения, четырехступенчатой механической коробки передач автомобильного типа (4 передачи вперед и 1 назад), главной передачи с коническим редуктором, двух многодисковых сухих бортовых фрикционов с ленточными тормозами и двух простых однорядных бортовых редукторов. Главный фрикцион и КПП собирались из деталей, заимствованных у грузовика ЗИС-5 - это, хоть и упрощало производство, на практике приводило к работе узлов трансмиссии в "перенапряженном режиме" и поломкам. Отмечались поломки зубьев КПП и бортовых редукторов при движении в гору под углом более 20 градусов. Приводные колёса были в передней части танка, что вдвойне повышало риски быть обездвиженным при удачном попадании - лобовая часть танка в большей степени подвержена обстрелу, следовательно, размещение в лобовой части узлов трансмиссии и приводных колёс была неоправданно рискованной. Однако всё решала плотная компоновка…

Подвеска Т-70 - индивидуальная, торсионная, без дополнительных амортизаторов. Применительно к одному борту, ходовая часть была представлена пятью односкатными обрезиненными опорными катками, “усаженными” на торсионы, передним ведущим и задним направляющим колесом, а также тремя цельнометаллическими поддерживающими роликами. Заднее колесо оснащалось кривошипным механизмом для натяжения гусениц. Гусеничный движитель - мелкозвенчатый, состоял из 91 литого трака шириной в 260 мм. Всё это выглядит неплохо, однако перегруженная ходовая (особенно после дополнительного экранирования танка, когда масса возросла до 10-11 тонн), приводила к обрывам гусеничного движителя, поломкам торсионов подвески и быстрому износу резиновых бандажей опорных катков.

Электрооборудование и средства связи

Электрооборудование танка было однопроводным, с напряжением 12 В (на ранних моделях - 6 В), а источниками питания служили генератор ГАЗ-27А и две аккумуляторные батареи 3-СТЭ-112. Для связи на командирских танках устанавливались “истребительные” радиостанции 9Р или 12РТ, коих было немало, но их качество оставалось невысоким. Тем не менее, установить в танк удалось только эту станцию - 71-ТК были куда габаритнее и тяжелее. Для внутренних переговоров, на все командирские Т-70 устанавливались танковые переговорные устройства ТПУ-2Ф на два абонента. Линейные танки, не имевшие радиостанции, оснащались светосигнальным устройством для внутренней связи между командиром и механиком-водителем, а также переговорным устройством ТПУ-2.

Модификации Т-70

Модернизация легкого танка Т-70 до версии Т-70Б была вызвана необходимостью устранения выявленных недостатков базовой модели, в первую очередь, недостаточной прочности ходовой части и трансмиссии, которые проявлялись при интенсивной эксплуатации и боевых нагрузках, а также повышение общей надежности и живучести танка. Ключевые отличия от базовой модели включали в себя:

  • Установку форсированного двигателя ГАЗ-203Ф (М-80) суммарной мощностью 170 л.с. (125 кВт) при 3600 об/мин, что повысило удельную мощность танка;
  • Боевая масса танка увеличилась до 10,1 тонны 1 (по другим данным, до 9,8 тонны 1);
  • Ходовая часть в части подвески была значительно усилена;
  • Ширина трака увеличена с 260 мм до 300 мм, а шаг трака увеличен с 98 мм до 111 мм;
  • Ширина опорных катков увеличена с 104 мм до 130 мм;
  • Количество траков в гусеничной цепи уменьшено с 91 до 80;
  • Усилены поддерживающие ролики, стояночные тормоза и бортовые редукторы;
  • Боекомплект сокращён до 70 выстрелов для 45-мм пушки;
  • Другие изменения: смотровая щель на люке механика-водителя заменена на перископический прибор наблюдения;
  • На всех танках добавлено место для радиостанции.

Помимо этого, было создано несколько опытных модификаций, направленных на упрощение конструкции, и как следствие, увеличение объёмов производства. Опытные модификации строились на заводе ГАЗ под чутким руководством Николая Астрова и были представлены следующими моделями:

  • Т-70 с 37-мм автоматической зенитной пушкой Ш-37. Эта опытная машина была построена летом 1942 года и отличалась от серийного танка только устройством башни и основным вооружением. В качестве последнего предусматривалась 37-мм автоматическая пушка конструкции Б. Г. Шпитального с углами возвышения от −4 до +77°, оснащённая телескопическим прицелом для стрельбы по наземным целям и коллиматорным прицелом К-8Т для стрельбы по воздушным целям. Боекомплект орудия составлял 200 выстрелов в 10 магазинах, на походе оно стопорилось двумя стойками на лобовой бронеплите танка. Пулемёт не предусматривался, башня по сравнению со штатной была существенно расширена. Тем не менее, проведённые в декабре 1942 года испытания показали, что эргономика боевого отделения оказалась неудовлетворительной, а потому на вооружение РККА и в серийное производство данная машина не принималась.
  • Т-70 с 45-мм пушкой ВТ-42 - проект КБ ГАЗ и ОКБ № 172 1942-1943 гг. От базового варианта этот танк отличался только установкой новой более мощной 45-мм пушки ВТ-42 в штатной башне. Орудие ВТ-42 было разработано в ОКБ № 172 под руководством И. И. Иванова и по своей сути являлось танковым вариантом 45-мм противотанковой пушки обр. 1942 г. (М-42). От стандартной пушки 20-К ВТ-42 отличалась более длинным стволом (длина 68,6 калибра), конструкцией противооткатных устройств и горизонтальным расположением клинового затвора. В 1943 году было изготовлено два опытных образца Т-70 с пушкой ВТ-42, которые успешно выдержали испытания, но к моменту их завершения сам Т-70 был снят с производства. Поэтому было решено продолжить работы по установке пушки ВТ-42 в лёгкий танк Т-80.
  • Т-70 с двухместной башней - проект КБ ГАЗ под руководством Н. А. Астрова, вторая половина 1942 года. С целью улучшения эргономики и уменьшения функциональной нагрузки на командира «семидесятки» конструкция башни была переработана, чтобы разместить в ней заряжающего. Чтобы сохранить характеристики подвижности при возросшей массе, двигательная установка была форсирована. Суммарную мощность «спарки» ГАЗ-203Ф довели до 170 л. с. (125 кВт) при 3600 об/мин за счёт повышения степени сжатия и коэффициента наполнения цилиндров. Усовершенствованная «спарка» могла также устанавливаться на серийные Т-70. Опытный образец изготовили к 27 сентября 1942 года и завершили его испытания 2 октября. По их результатам конструкция была пересмотрена в сторону усиления узлов ходовой части, утолщения бортовой брони и увеличения максимального угла возвышения пушки до +65°, для чего пришлось заново изготовить башню. Получившийся прототип получил обозначение 0-80, был успешно испытан в декабре 1942 года и принят на вооружение РККА под названием Т-80. Двухместную башню рекомендовали и для оснащения Т-70, но этого так и не было сделано.
  • Т-70-З - проект зенитного танка КБ завода № 37 под руководством Н. А. Попова. От серийного Т-70 эта машина оснащалась переделанной башней, куда устанавливались два крупнокалиберных 12,7-мм пулемёта ДШК с углом возвышения до +85°. Вместе с аналогичным по назначению зенитным танком Т-90 Т-70-З участвовал в сравнительных испытаниях в декабре 1942 года, которые не выдержал из-за неуравновешенности качающейся части оружейной установки. Этот недостаток исключал ведение прицельного огня как по наземным, так и по воздушным целям.
  • Т-90 - проект зенитного танка КБ ГАЗ под руководством Н. А. Астрова, большую роль в создании машины сыграли инженеры Василевский и Маклаков. От серийного Т-70Б эта машина оснащалась переделанной башней, куда устанавливались два крупнокалиберных 12,7-мм пулемёта ДШК с углом возвышения до +85°. Предварительные испытания Т-90 прошёл с 12 по 18 ноября 1942 года, а с 5 по 12 декабря выдержал сравнительные испытания с танком Т-70-З. По сравнению с ним лучшая конструкция установки пулемётов позволила вести прицельный огонь по воздушным и наземным целям. Однако был отмечен и ряд недостатков - функциональная перегруженность командира машины, низкая скорость горизонтальной наводки и задержки пулемётов при стрельбе. При их устранении Т-90 рекомендовался к принятию на вооружение РККА, но впоследствии к этому классу машин сменились тактико-технические требования, и все работы по доводке Т-90 были прекращены.

Помимо совершенствования конструкции танка в целом, велись опытные работы по улучшению его отдельных узлов и агрегатов. Интересным техническим решением, позволяющим несколько снизить функциональную перегруженность командира, было опробование кассетного заряжания 45-мм пушки. В одной кассете к орудию размещалось три бронебойных унитарных патрона, которые автоматически перезаряжались после выстрела, а время смены кассеты не превышало времени перезарядки штатного орудия. Испытания устройства кассетного заряжания прошли успешно, но его внедрение требовало переделки конструкции пушки - это сочли неприемлемым для серийного производства. Также можно отметить, что лёгкий танк Т-70 послужил базой для создания самоходной артиллерийской установки СУ-76.

Боевое применение

Впервые в бой Т-70 пошли летом 1942 года, на Юго-Западном направлении. 4-й танковый корпус 21-й армии Юго-Западного фронта по состоянию на 26 июня имел 30 Т-70 из 145 танков в своём составе, но после начала немецкого наступления 28 июня они были все быстро потеряны - к 7 июля их уже не осталось. Сразу же танкистам Красной армии пришлось убедиться в невысокой боевой эффективности машины как против вражеской бронетехники, так и при поддержке своей пехоты. «Семидесятка» не могла бороться с наиболее распространёнными немецкими танками PzKpfw III и PzKpfw IV, а также САУ StuG III во встречном бою, а в качестве танка непосредственной поддержки пехоты у неё была недостаточной броневая защита. На поле боя всё чаще встречались 75-мм противотанковые пушки Pak 40, которые могли успешно поразить Т-70 первым снарядом с любых дистанций и ракурсов боя. Некоторой защитой служили только небольшие размеры и неплохая подвижность Т-70. По этой причине Т-70, как правило, использовались в разведывательных ротах танковых бригад.

"Семидесятка" уходит в бой. Фотография в свободном доступе.
"Семидесятка" уходит в бой. Фотография в свободном доступе.

Тем не менее, безответной мишенью он не был, советские документы военного времени содержат немало примеров успешных действий «семидесяток». Показателен боевой лист лейтенанта Пегова, сумевшего при помощи единственного своего танка, из засады, подбить две немецких “Пантеры” (которые в открытом бою для маленького лёгкого танка попросту смертельны), а также развернуть и отогнать колонну немецких танков от позиций советских войск.

Апогеем боевого применения «семидесятки» стала Курская битва. Т-70 составляли значительную часть советского танкового парка - из 1487 (вечер 4 июля 1943 года) танков Центрального фронта 369 (около 22 %) были именно «семидесятками». В ходе начавшегося рано утром 5 июля 1943 года сражения Т-70, как и все остальные типы советских и поставленных по ленд-лизу танков, понесли тяжёлые потери. Во встречном танковом бою Т-70 поражался без проблем, но интересным является тот факт, что процент безвозвратных потерь у бензиновых «семидесяток» оказался ниже, чем у дизельных и лучше бронированных «тридцатьчетвёрок». В частности, в знаменитом бою у Прохоровки 12 июля среди других машин, участвовали 70 танков Т-70. После боя командование провело подсчёт потерь - он показал, что противник вывел из строя 35 танков Т-70, причём безвозвратными из них оказались лишь 28 танков. Со ссылкой на Свирина можно сказать, что больше половины “семидесяток” уцелели или отремонтированы после боёв под Курском (к слову, средний танк Т-34 понёс безвозвратные потери в количестве 47 единиц).

По заверениям в сети - на фото те самые "Пантеры", подбитые лейтенантом Пеговым зимой 1943 из засады. Фотография в свободном доступе.
По заверениям в сети - на фото те самые "Пантеры", подбитые лейтенантом Пеговым зимой 1943 из засады. Фотография в свободном доступе.

После прекращения выпуска в октябре 1943 года Т-70 начали стремительно исчезать из советских частей, а уже в 1944 году их осталось совсем немного. Чаще всего они использовались как учебные или как командирские машины в подразделениях самоходной артиллерии, вооружённых СУ-76М. Например, по состоянию на 10 мая 1945 года в танковых частях 2-го Украинского фронта насчитывалось девять Т-70 из общего числа в 381 танк и САУ. Интересным фактом уже «после жизни» Т-70 являлось констатация ОГК НКТП РККА их эффективности при ведении боя в городах. При проработке технического задания на лёгкий танк, соответствующий требованиям 1944 года, отмечалось, что опыт боевых действий в городах показал хорошую выживаемость «семидесятки». Хорошая манёвренность и небольшие размеры затрудняли ведение огня из фаустпатронов и метание гранат противником по ним, лёгкий танк выглядел лучше при проникновении в узкие места, его было легче эвакуировать при повреждении.

Несмотря на вывод лёгких танков из боевых частей, по состоянию на 1 января 1946 года на вооружении РККА всё ещё числились 1502 танка Т-70. Однако эксплуатация Т-70 завершилась уже в первые послевоенные годы, когда в середине 1946 года было принято решение выводимые в капитальный ремонт танки отправлять на слом, со снятием с них работоспособных двигателей и других агрегатов и использованием их для поддержания парка САУ СУ-76М.

Заключение

Танк Т-70 стал логическим развитием линии советских лёгких боевых машин, созданных в ответ на реалии первых лет Великой Отечественной войны. Его конструкция, основанная на опыте предыдущих образцов, сочетала в себе производственную простоту, доступность компонентов и достаточный уровень защиты и подвижности для машины своего класса. При всех недостатках - в первую очередь слабом вооружении, малом составе экипажа и ограниченной бронезащите - Т-70 внёс значительный вклад в борьбу на фронтах 1942–1943 годов, заменив собой устаревшие модели и частично компенсируя нехватку средних танков.

Сегодня интерес к Т-70 сохраняется как среди специалистов, так и среди энтузиастов бронетанковой истории. Изучение его конструкции позволяет лучше понять этапы становления советской танковой школы, решения и компромиссы, с которыми сталкивались разработчики в условиях тотальной войны. Несмотря на скромные размеры и ограниченные боевые возможности, Т-70 по праву занимает своё место в ряду машин, сыгравших заметную роль в достижении Победы.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.