- Люба. Ты одна люба мне. – Андрей снова обнял Наташу: – Глазам твоим… голосу… тому, как сердце твоё бьётся, – верю. И своему сердцу верю: я тоже тебе люб. Завтра к тётке твоей приду. И своим скажу, – что обвенчаемся мы с тобою. Благословят – Спаси Христос… Нет – что ж… И такое случается: не мы с тобою первые. Азовский берег большой – для рыбака работа найдётся. А без тебя, Наташа… Без тебя мне – ровно воздуха не хватает.
Устало и ласково вздохнула азовская волна…
Андрей расслышал счастливый и горестный шёпот:
- И мне тоже… И я тоже дышать без тебя не могу…
А утром – чуть свет – Тимофей Анисимович велел сыну распорядиться погрузкой бочек с рыбой и отправиться с обозом в Мариуполь...
И – ни минуты свободной не оказалось, чтоб до отъезда увидеться с Натальей.
А Варвара нынче отстояла вечернюю службу – в поселковом Свято-Никольском храме: заметила, что купчиха Терёхина к вечерней направилась… ну, и сама в церковь засобиралась.
После службы поспешила, – чтоб с купчихою вместе выйти.
Расцвела улыбкою:
- А приходи, Катя, завтра ко мне. Посидим вечерком. Я Наташке, племяннице, велю вареников с вишнею налепить: Натаха – мастерица, вся в меня. Уж такая рукастая девка... такая смекалистая, – за что ни возьмётся, любое дело так и горит в руках. Оно и понятно, – есть в кого: в тётку родную удалась. Приходи, Катя. К вареникам у меня мёд есть – свежий, липовый: Фёдор, муж сестры двоюродной, заезжал проведать на днях. А у Фёдора пасека… Приходи, – посидим… поговорим. – Многозначительно коснулась Катерининой руки: – Есть о чём поговорить-то.
Катерина Никитична, признаться, опешила…
Она никогда не была любительницею посиделок: дома всегда дела найдутся. Разве что – в большой праздник на полчаса к куме, к Василисе Матвеевне, зайдёт… или сама Василиса Матвеевна в гости пожалует - тоже ненадолго.
А уж чтоб с Варварою они подружками были, – такого Катерина Никитична точно не припоминала.
Суховато и сдержанно поблагодарила:
- Спаси Христос, Варвара Ильинична, – за приглашение. Только… с какой это радости – посиделки? В будний-то день… ещё и в пост. И о чём нам с тобою говорить?
-Не о чём разве, Катя… Бог даст, – породнимся скоро.
Катерина Никитична остановилась:
- Породнимся?.. Ты – про что, Варвара Ильинична?
- Про Андрея Тимофеевича, сына твоего, Катя. И про Наталью, рОдную мою племянницу. Дело-то – к свадьбе. Что ж нам, Катя, – не об чём поговорить?
Купчиха Терёхина сдвинула тёмные, до сих пор красивые – любая девка позавидует… – брови:
- Катею я, Варвара Ильинична, лет двадцать назад была. Нынче зовут меня Катериною Никитичною. А про какую свадьбу изволишь говорить?
- Про какую свадьбу? Так у Андрея Тимофеевича и Наташки… Натальи, племянницы моей, всё уж сговорено… всё решено. Потому и приглашаю тебя, Катя… Катерина Никитична, – по-родственному, как сватьюшку дорогую.
- А от нас что, – к племяннице твоей сваты были? С каких пор я тебе сватьюшка?
-Так будешь! В Прибрежном уж все про то знают.
- Про что в Прибрежном все знают?
-Про то, что Наталья по сердцу пришлась Андрею Тимофеевичу… – Варвара медленно и выразительно опустила глаза: – Да что там… Наташка… Наталья, может, уже… и женою стала Андрею Тимофеевичу. Неужто не знаешь, Катя: дело молодое… всякое случается. Перед любовью устоишь разве… Думаешь, когда Наташка по ночам бегает на берег к твоему сыну… – то они лишь морем да звёздами любуются?
Катерина Никитична молча окинула взглядом болтливую собеседницу.
- Ступай-ка ты прочь, Варвара Ильинична. Недосуг мне – вздор твой слушать. Заодно – запомни: не годится о родной племяннице такие слова говорить. Злые языки и без тебя найдутся. А ты ж Наталье – тётка родная. Что ж позоришь девчонку.
Купчиха Терёхина не спеша, с достоинством отправилась к своему дому.
Варвара с усмешкою смотрела ей вслед.
Ничего, Катя… Катерина Никитична. Ещё увидим, кто вздор-то говорит. Наташка тихая, тихая… А – неизвестно разве: тыха вода грэблю рвэ?.. (Диалектная, южнорусская пословица. Для ясности – есть аналогичная: тихая вода берега подмывает и плотину рвёт). Не упустит Натаха своего счастья. Да и тётка родная – для чего? Не научу разве, – как жениха-то удержать!
Тимофею Анисимовичу про разговор с Варварою Катерина Никитична не рассказала: ни к чему беспокоить мужа пустыми и глупыми Варвариными выдумками. У купца Терёхина забот – каждый день. Ещё недоставало, – чтоб он бабскими сплетнями занимался.
Но у самой сердце сжалось – в тревожном предчувствии…
Про болото… и про ту, что царевною оказалась, – сказка.
Варварина племянница вряд ли царевною окажется.
Да это б ещё не беда: мы и сами не царского рода.
Только женитьба – дело серьёзное: не до сказок.
Андрей – упрямый…
Надо признать: в неё, в мать…
Вспомнилось Катерине Никитичне, как батюшка, Никита Пантелеевич, собирался отдать её замуж за Егора, сына городского купца Пяташова… А Терёхины в то время не больно богатыми были. Хотелось батюшке породниться с Пяташовым. К той осени Кате едва шестнадцать исполнилось, но глаз перед батей она не опустила:
- Не отдадите за Тимофея – так и знайте: в монахини уйду.
Чертыхнулся батя втихомолку… А дочушка – единственная да любимая.
Смирился Никита Пантелеевич: Тимофей – парень грамотный, работящий. Тем, что нажито дедом-прадедом, и распорядиться сумеет, и трудом своим умножить нажитое. Что Пяташов побогаче Терёхина, - кто ж спорит. Только Егор – того и гляди: промотает пяташовские капиталы…
Катерина Никитична вздохнула: Наталья, племянница Варварина, может, и хорошая девка.
Но – Андрею неровня.
Не нужна царевна.
Достойною женою Андрею будет Евдокия Стадникова.
А доля правды в Варвариных бестолково-вздорных словах всё же есть.
Разве ж скроется от матери…
В последнее время в глазах Андрея вдруг всколыхнётся нежность…
Спать на сеновал уходит. Намедни Катерине Никитичне показалось, что с моря ветер свежий… и ночь оттого прохладная: надобно одеяло отнести Андрюше.
Отнесла.
Постояла у сеновала, головою покачала: и след Андрюшин простыл…
Мелькнула надежда… Да тут же и растаяла: не та девка Евдокия… не тех отца с матерью дочь, чтоб с парнями – по ночам.
А разгадка – вот где.
Наталья.
Андрей вернулся к вечеру.
Долго и обстоятельно, со знанием дела, рассказывал бате про мариупольские лавки. Видела Катерина Никитична, как радуется отцовское сердце.
После ужина – Андрей почти ни к чему не притронулся, хотя очень любил маманин пирог с осетриной… – Тимофей Анисимович отправился спать: завтра вставать рано.
Андрей перебросил через плечо рушник:
- Жарко в дороге было, мамань. Я на полчаса к морю.
Мать скрыла усмешку:
- Ты ж только из бани.
- Я, мамань… на полчаса.
-Прежде послушай, что скажу тебе, Андрей Тимофеевич. Пока ты в Мариуполь-то ездил… Тут сваты к тебе были.
Андрей растерянно улыбнулся:
- Ко мне были… кто, мамань?..
- Варвара Ильинична сочла тебя подходящим женихом для своей племянницы.
Андрей устало провёл рукой по лбу:
- Мамань! Я сказать хотел…
- Знаю я, что ты сказать хотел.
- Не люба мне Евдокия. Не хочу обманывать её.
- А отцовские надежды обманывать – достойно ли?
- Мамань!..
- Нет, – ты послушай. Ты – единственный сын у отца. До тебя у Терёхиных, у братьев батиных, лишь девчонки рождались. Вот и выходило: дедовым-прадедовым тяжким трудом нажитое на приданое транжирилось-разбазаривалось… А продолжать начатое некому было: у зятьёв – ни сноровки, ни интереса к рыболовецкому делу. Только тратить мастера.
- От дела я, мамань, не отказываюсь.
-Не отказываешься. Лишь послушай: Евдокия – с её приданым – помощницею в деле станет. А Наталья – сирота…
Андрей потемнел лицом:
- Это… что же мамань?.. На приданом… на деньгах Стадникова жениться? Так вы с батей решили? Кроме денег, нет иного счастья?
Катерина Никитична согнутым пальцем стукнула Андрея в лоб:
- Не смей дерзить матери! Не смей – про отца такие слова говорить! Не знаешь?! Про то не знаешь, что добрую половину… – когда как, часто и большую часть денег, что приносят лавки, – отец перечисляет гимназиям… детскому приюту да земской больнице?!.. А дорогу – от Верхнетроицкого до Новониколаевской за чей счёт сделали? А тебе – с женитьбой на Наталье! – доведётся не мирскому делу служить, как отец… да дед Анисим с прадедом Петром, не нажитое прадедом-дедом и отцом умножать, а содержать Натальину тётку Варвару и её зятя-лодыря. Как же: родня, – не откажешь в помощи.
Продолжение следует…
Начало Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5
Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11
Часть 12 Часть 13 Часть 14 Часть 15 Часть 16
Часть 17 Часть 18 Часть 19 Окончание
Навигация по каналу «Полевые цветы»