Найти в Дзене
Юрий Пашолок

Израильские бронированные транспортёры на американских шасси

История импровизированных бронетранспортёров, созданных в Израиле на базе грузовиков GMC CCKW-353 и Chevrolet G-7117

В условиях острой необходимости в военной технике решения проблемы обычно очень похожие. Одним из наиболее распространенных является принцип "помоги себе сам", то есть создание самодельных образцов бронированной техники, как правило колесных. Концептуально они не особо отличаются от самых первых броневиков, которые порой выглядели крайне специфично. А вот дальше могут быть варианты. Обычно в данном вопросе царит анархия, то есть каждый делает так, как ему больше нравится. Но попадается и комплексный подход, при котором самоделки выглядят как вполне заводские изделия.

GMC CCKW в рядах ЦАХАЛ.
GMC CCKW в рядах ЦАХАЛ.

В этом смысле крайне интересно смотрятся то, как развивалось строительство импровизированных бронемашин в Израиле. В Палестине самодельные броневики появились еще во второй половине 30-х годов, на фоне обострения ситуации в регионе. Впрочем, расцвет таких конструкций пришелся на 1947-49 годы, в ходе Войны за Независимость. Наиболее массовыми в то время были бронемашины, известные как "Сэндвичи". Прозвали их так за двухслойную броню, которая позволяла экономить толстые броневые листы. Были, впрочем, и менее массовые, но более совершенные бронетранспортеры. Строили их на базе американских грузовиков GMC CCKW-353 и Chevrolet G-7117.

БТР с использованием шасси грузовика Chevrolet G-7117.
БТР с использованием шасси грузовика Chevrolet G-7117.

Как и в случае с "Сэндвичами", другие израильские броневики появились благодаря деятельности двух людей - Джо (Йосефа) Крейдена и Аркадия Сафрута. Каждый из них внес свою лепту в создание самодельных колесных образцов израильской военной техники. Что легко можно увидеть, так это стремление к оптимизации и унификации. Во-первых, брались более-менее единые шасси, благодаря чему у зампотехов, а также производителей меньше болела голова. Во-вторых, можно заметить весьма грамотные технические решения, которые являлись едиными для разных типов броневиков.

БТР отличался весьма проработанным бронекорпусом. Выглядит он как заводское изделие.
БТР отличался весьма проработанным бронекорпусом. Выглядит он как заводское изделие.

"Сэндвичи" стали самыми массовыми самодельными израильскими броневиками, но при этом у них имелось немало недостатков. Связаны они были и со спецификой ситуации вокруг возможностей строительства броневиков. Немалое число ограничений накладывали англичане, в марте 1948 года они уже вовсю эвакуировались из Палестины, что развязало руки. Кроме того, бронекорпуса "Сэндвичей" получались очень тяжелыми, их масса составляла до 3 тонн. Наконец, приоритетом стали "башенные" бронемашины", или "ширьёниёт цариах". Эти бронемашины строились либо с нуля, либо путем конверсии других бронемашин, либо бронетранспортёров. Главным отличием от "Сэндвичей" было то, что строились такие броневики из полноценной брони.

Внутри рельсы от Scout Car M3A1 для установки пулеметов.
Внутри рельсы от Scout Car M3A1 для установки пулеметов.

Весной 1948 года выпуск "Сэндвичей" прекратился, с мая упор сделали на "башенные" бронемашины", которые либо строились с нуля, либо переделывались из бронемашин/бронетранспортеров. Вместе с тем, сохранялась ниша "нормальных" бронетранспортёров, которые были нужны и для конвоев, и для боевых операций. Фактически был нужен "Сэндвич", но уже из нормальной брони и без крыши (исходные "Сэндвичи" также не имели бронированной крыши). Кроме того, на из постройку шли другие машины, прежде всего американского производства.

БТР из состава 6-го батальона бригады Арэль, операция Хорев, декабрь 1948 года.
БТР из состава 6-го батальона бригады Арэль, операция Хорев, декабрь 1948 года.

С 1946 года, стали закупаться GMC CCKW-353, стандартные армейские машины грузоподъемностью 2,5 тонны. Самый массовый грузовик Второй мировой войны активно распродавался со складов любым странам, находящимся хотя бы в нейтральных отношениях с США. Поступали они и в Палестину. Первые импровизированные броневики на этой базе строили еще силами кибуцев и локальных мастерских Хаганы. Какие-то машины имели только бронированные кабины с моторными отсеками. Существовали и приманки, у которых сохранялся обычный, с виду кузов, хотя под тентом в реальности скрывалась бронированная капсула.

БТР на шасси G-7017, более кустарный.
БТР на шасси G-7017, более кустарный.

Также стали поступать в Палестину и Chevrolet G-7117, стандартные американские армейские автомобили грузоподъемностью 1,5 тонны. Закупались эти машины, разумеется, как обычные грузовики. Вряд ли американцам могло прийти в голову, что они, на самом деле, закупаются как шасси для броневиков. Между тем, на них, как на GCM CCKW-353, имелись вполне определенные планы. А именно создание бронетранспортеров, чем-то напоминающих Scout Car M3A1. В облике израильских БТР-ов есть немало общего с "башенными броневиками" на шасси Dodge WC-51/WC-52. Учитывая тот факт, что за их строительством стояли те же люди, логично.

В общей сложности построили 13 таких БТР-ов.
В общей сложности построили 13 таких БТР-ов.

Приоритетом считались шасси Chevrolet G-7117, поэтому больше известны именно такие бронетранспортеры. Бронекорпуса у обоих типов шасси были очень похожими, как и бронировка капота. Разве что у GMC CCKW спереди имелся "скос", похожий на "Скаута". В общем-то, получился тот же "Скаут", только более крупный и с более развитой защитой с боков и кормы. По периметру были сделаны бойницы для стрельбы из личного оружия. Также изнутри поставили рельсы для монтажа пулеметов. Данное решение скопировали со Scout Car M3A1.

А это уже шасси GMC CCKW-353.
А это уже шасси GMC CCKW-353.

Общий объем выпуска импровизированных бронетранспортёров на шасси американских грузовиков оказался невелик. Согласно исследованиям историка Ури Лейзина, к 15 августа 1948 года было построено всего 13 таких бронемашин. Их выпуск шел очень недолго, и на это имелись веские причины. Прежде всего потому, что летом 1948 года в Израиле появилось немало Scout Car M3A1, которые изначально были более удачным решением, чем самоделки. Да, у тех имелись свои плюсы, но при наличии готовых "скаутов" более острой необходимости в "башенных бронемашинах" расстановка приоритетов логичная.

Установка спаренных зенитных пулеметов Hotchkiss калибра 13,2 мм.
Установка спаренных зенитных пулеметов Hotchkiss калибра 13,2 мм.

Вместе с тем, у бронетранспортеров на базе GMC CCKW-353 имелся плюс в виде большей грузоподъёмности, а также больших внутренних объемов. Поэтому вооружение туда могло ставиться более солидное. Несколько таких бронетранспортёров переделали под установку спаренных зенитных пулеметов Hotchkiss калибра 13,2 мм. Вели они огонь, как правило, не по воздушным целям. Более традиционным было вооружение других БТР-ов. Обычно они получали тумбовую установку пулеметов BESA, либо MG 34. Также их могли поставить и на рельсовую установку.

Большинство БТР на базе GMC CCKW-353 были с такими установками.
Большинство БТР на базе GMC CCKW-353 были с такими установками.

Как и в случае с "Сэндвичами", боевая карьера у бронетранспортёров на базе грузовиков GMC CCKW-353 и Chevrolet G-7117 оказалась недолгой. Более тяжелые, чем "Скауты", они им явно уступали, посему уже к началу 50-х годов исчезли из ЦАХАЛ. Вместе с тем, нельзя не отметить грамотный подход к их конструированию. Выглядели они как вполне заводские изделия, да и общая концепция получилась вполне удачной. Другой вопрос, что оказалось проще купить "Скауты".

Список источников:

Zoltan Kluger Government Press Office

Palmach photo gallery

Israeli Improvised Armoured Vehicles and Jeeps 1947-1949, John Myszka, Mouse House Enterprises, 2012

bukvoed.livejournal.com

oleggranovsky.livejournal.com

Другие материалы по израильской бронетехнике:

Рассказ об импровизированных израильских бронемашинах на шасси грузовиков Canadian Military Pattern

Импровизированные израильские бронированные автобусы в 1947-49 годах

Израильские броневики GMC на базе канадских грузовиков CMP 15/30 CWT и бронетранспортеров GM C15TA

Бронемашины White, или башенные варианты Scout Car M3A1 на вооружении Армии Обороны Израиля

Израильские импровизированные бронемашины на базе американской многоцелевой машины Dodge WC-51/WC-52