Найти в Дзене
Юрий Пашолок

Бронированный "Додж 3/4" в израильском исполнении

Израильские импровизированные бронемашины на базе американской многоцелевой машины Dodge WC-51/WC-52

Импровизированная бронетехника впервые появилась еще в годы Первой мировой войны. Различные самоделки появлялись то тут, то там, причем у самых разных армий мира. Причины были примерно одинаковые - острая необходимость в бронемашине при отсутствии возможностей ее получить иным путем. При этом самоделки появлялись у самых богатых армий мира. В этом плане от необходимости создавать подобные самопалы не застрахован был никто. Особенно когда речь шла о затяжных локальных конфликтах.

 Давид Бен-Гурион в ходе визита в Эйлат, 1949 год, В качестве транспорта используется Dodge WC-52.
Давид Бен-Гурион в ходе визита в Эйлат, 1949 год, В качестве транспорта используется Dodge WC-52.

Так получилось, что одним из мест, где самодельные бронемашины используются весьма интенсивно, стал Ближний Восток. Здесь они присутствуют, с перерывами, где-то уже лет 90. Применяли их самые разные формирования. Во второй половине 40-х годов наиболее интенсивно самодельные бронемашины делали в Израиле. Самодельные броневики и бронетранспортеры строились на базе самых разных шасси. В их числе оказалась и многоцелевая американская машина Dodge WC-51/WC-52.

Dodge WC-51/WC-52 исполльзовались ЦАХАЛ и как артиллерийскеие тягачи.
Dodge WC-51/WC-52 исполльзовались ЦАХАЛ и как артиллерийскеие тягачи.

Первые самодельные бронемашины были построены во второй половине 30-х годов для нужд Еврейской поселенческой полиции (JSP). В то время они являлись вспомогательной службой при английской администрации. Спустя 10 лет ситуация изменилась. Англичане постепенно уходили из Палестины, а вооруженный конфликт становился всё более реальным. Особенно это стало очевидно ближе к концу 1947 года, когда участились случаи вооруженных нападений на конвои еврейских поселенцев. В декабре 1947 года Давид Бен-Гурион распорядился выделить бюджет на постройку 25 броневиков. Это стало только началом массового строительства самодельных бронемашин.

Имелось и некоторое количество командирских Dodge WC-56. Данный снимок датирован 1967 годом.
Имелось и некоторое количество командирских Dodge WC-56. Данный снимок датирован 1967 годом.

По состоянию на конец 1947 года еврейское население Палестины имело ряд ограничений на строительство подобных самоделок. В частности, англичане запрещали создавать "боевые" бронемашины, то есть имеющие вооружение во вращающихся башнях. Также для строительства подобных броневиков не хватало броневой стали необходимой толщины. Это породило "сэндвичи", данную концепцию брони придумал Джо (Йосеф) Крейден, который в конце 1947 года возглавил отдел бронирования транспортной службы. Между двумя листами листовой стали толщиной 3 и 5 мм находился слой фанеры толщиной 38 мм. Получившаяся броня была тяжелее обычной, зато экономился металл.

Изначально на базе Dodge WC-51/WC-52 строились "Сэндвичи".
Изначально на базе Dodge WC-51/WC-52 строились "Сэндвичи".

Классическим "сэндвичем" (Ширъонийот Сэндвич) считается броневик, выполненный на шасси CMP (канадские Chevrolet и Ford). Они стали самыми масовыми, изготовили их 127 штук. Впрочем, недостаток шасси, а также поступление новой матчасти привело к тому, что "сэндвичи" стали расширяться с точки зрения выбора базы. К концу 1947 года среди новых шасси оказались Dodge WC-51/WC-52, которые приводились из США и других стран. В то время их довольно массово применяли для гражданских нужд, но это скорее из анекдота в про мирный советский трактор. Вскоре "Доджи" массово стали поступать в ЦАХАЛ, хотя было и немало машин с гражданскими регистрационными номерами.

Для вооружения предусматривались не только бойницы, но и клюк в крыше. В данном случае пулеметная установка BREN.
Для вооружения предусматривались не только бойницы, но и клюк в крыше. В данном случае пулеметная установка BREN.

С такими же номерами были и первые бронемашины на базе Dodge WC-51/WC-52. Их сделали очень немного, в тот период, когда "нормальные" броневики строить было еще нельзя. Впрочем, уже тогда под руководством Крейдена и Аркадия Сафрута (с февраля 1948 года начальник Технического отдела бронеслужбы) был разработан типовой проект броневика. Он имел закрытый кузов фургон, с бортами и кормой из брони "сэндвич", в крыше имелся люк, куда выносили пулеметную установку. Капот и лобовая часть корпуса закрывались "полноценной" броней, причем смотровые лючки оказались унифицированы с классическими "сэндвичами".

"Башенный броневик" на шасси Dodge WC-52.
"Башенный броневик" на шасси Dodge WC-52.

Строились такие броневики как бронетранспортеры и машины сопровождения колонн. Часть из них имела белые полосы на бортах, что также намекало на характер использования. Впрочем, небольшие габариты Dodge WC-51/WC-52 явно говорили о том, что его правильнее использовать для других задач. В мае 1948 года ограничения по выпуску броневиков исчезли, после чего началось массовое строительство "башенных бронеавтомобилей" ("ширьёниёт цариах"). Базой для них служили разные шасси, в основном грузовые, но не остался в стороне и "Додж 3/4".

По ряду элементов он был унифицирован с другими бронемашинами.
По ряду элементов он был унифицирован с другими бронемашинами.

Концепция импровизированного броневика оказалась очень похожей на аналогичные конструкции по программе "башенных бронеавтомобилей". Машина получила бронекорпус со скошенной кормовой частью. Как и в случае с аналогичными броневиками, "Додж" получил башню с пулеметным вооружением. Конструктивно она была очень похожа на башни, которые получили другие "башенные бронеавтомобили". В ней, как правило, размещался немецкий пулемет MG 34. Их поставляла Чехословакия, которая, с согласия Советского Союза, занималась реализацией "немецкого наследства".

Dodge и White стали самыми массовыми "башенными" броневиками ЦАХАЛ.
Dodge и White стали самыми массовыми "башенными" броневиками ЦАХАЛ.

Создатели бронемашины на базе Dodge WC-51/WC-52 были отлично осведомлены насчет необходимости размещения боевого отделения в пределах колесной базы. Чрезмерная нагрузка на заднюю ось была совсем ни к чему, особенно на бездорожье. Поэтому было решено пойти на хитрость. Башню разместили справа от места водителя, это несколько ухудшило условия его работы, но зато оказалась башня чутко по центру базы. Таким образом еще и улучшилась ситуация с точностью стрельбы, особенно во время движения.

Покатая корма была нужна для экономии по массе.
Покатая корма была нужна для экономии по массе.

Конечно, оптимальным вариантом было использование базы Scout Car M3A1 (в Израиле такие бронемашины именовали White, по шасси). С другой стороны, броневик Dodge получался меньше и проще в изготовлении. Также у него неплохо обстояли дела с удельной мощностью. Не говоря о том, что Dodge WC-51/WC-52 привезли немалое количество. В результате построили бронемашин Dodge весьма приличное количество. Согласно исследованиям Ури Лейзина, первые 2 броневика сдали в мае 1948 года, еще 4 в июне, а к середине августа их было уже 13 штук. В общей сложности было построено 36 бронемашин Dodge в варианте "ширьёниёт цариах". Тем самым он оказался на втором месте среди таких броневиков.

Наиболее интенсивно Dodge применялись в 1948-49 годах.
Наиболее интенсивно Dodge применялись в 1948-49 годах.

Наиболее интенсивно эти бронемашины использовали в боевых действиях 1948-49 годов. Впрочем, как уже говорилось выше, оптимальным вариантом было использование базы Scout Car M3A1, либо GMC (под этим обозначением подразумевались канадские Chevrolet по программе CMP). Что же касается Dodge, то он оказался маловат и тесноват, да и грузовая база была более "крепкой". По этой причине к середине 50-х годов броневиков данного типа в ЦАХАЛ уже не осталось. Возможно, их перевели во вспомогательные подразделения.

Сохранившийся до наших дней броневик данного типа.
Сохранившийся до наших дней броневик данного типа.

Ныне известен как минимум один броневик Dodge, доживший до наших дней. Вероятнее всего, это та же машина, которая участвовала в праздничных мероприятиях в мае 1978 года. До недавнего времени она находилась в военном музее Тель Авива, что с ней сейчас, не совсем понятно. Так или иначе, но получилась вполне неплохая бронемашина, которая, несмотря на "самопальную" составляющую, создавалась по типовому проекту. С претензией на серию.

Список источников:

Zoltan Kluger Government Press Office

Palmach photo gallery

Israeli Improvised Armoured Vehicles and Jeeps 1947-1949, John Myszka, Mouse House Enterprises, 2012

bukvoed.livejournal.com

oleggranovsky.livejournal.com

Другие материалы по израильской бронетехнике:

Рассказ об импровизированных израильских бронемашинах на шасси грузовиков Canadian Military Pattern

Импровизированные израильские бронированные автобусы в 1947-49 годах

Израильские броневики GMC на базе канадских грузовиков CMP 15/30 CWT и бронетранспортеров GM C15TA

Бронемашины White, или башенные варианты Scout Car M3A1 на вооружении Армии Обороны Израиля