Найти в Дзене
Юрий Пашолок

Американский "Скаут" с израильским тюнингом

Бронемашины White, или башенные варианты Scout Car M3A1 на вооружении Армии Обороны Израиля

Восток, особенно Ближний - дело тонкое. Данный регион, как и Северная Африка, отличается специфичностью с точки зрения ТВД, а также военной техники, которая здесь применяется (и применялась). Первые бронемашины появились тут еще до Первой мировой войны. Никуда они не девались и далее. Более того, в годы Второй мировой войны наблюдалась тенденция к строительству тяжелых бронемашин специально для использования в данных регионах. Именовали их как колёсные танки, что вполне соответствовало их применению. Что интересно, на европейском ТВД эти броневики не особо прижились, а вот на Ближнем Востоке и Северной Африке их применяли весьма активно.

"Сэндвич" и Scout Car M3A1, на гражданских номерах.
"Сэндвич" и Scout Car M3A1, на гражданских номерах.

Окончание Второй мировой войны стало финалом самого масштабного конфликта в истории человечества. Другое дело, что один конфликт сменился другими, поменьше, но не затухающих и находившихся в разных точках планеты. Одним из таких мест стал Ближний Восток. Уход оттуда англичан сопровождался рядом конфликтов, самым громким из которых стала война за независимость Израиля 1947-49 гг. В ее ходе использовались как самодельные броневики, так и доработанные. В том числе американские Scout Car M3A1, которые переделывались в Израиле. Именовались они как White, став самыми массовыми "башенными бронеавтомобилями".

В ходе эвакуации рабочих под обстрелом, 1957 год.
В ходе эвакуации рабочих под обстрелом, 1957 год.

Scout Car M3A1 стал не только самым массовым броневиком в истории, но и едва ли не самым долгоиграющим. В общей сложности его карьера продолжалась более полувека. Есть, конечно, и более "живучие" броневики (кстати, тоже американские), которые имеют еще больший срок службы. Но именно такого распространения, как у "Скаута", более не было ни у кого. Это несколько иронично, учитывая тот факт, что к 1944 году американская армия активно избавлялась от них, переходя на более традиционный по концепции Armored Car M8. Хотя кое-где у американцев Scout Car M3A1 прослужил до конца Второй мировой войны.

В 1963 году White, как их именовали, всё еще были в строю.
В 1963 году White, как их именовали, всё еще были в строю.

Секрет долголетия броневика заключался в том, что он отличался универсальностью, а также простотой конструкции. Шасси грузовика White, которое лежало в основе броневика, позволяло его нагружать сверх обычной нагрузки. Кроме того, бронемашина была довольно большой, что также ей оказалось в плюс. Неспроста "Скаут" частенько записывают в бронетранспортеры, хотя на самом деле это броневик-универсал. Он нередко использовался как штабная машина, на его базе пытались строить истребители танков и много чего еще.

Бронемашина White по первому варианту бронировки. Это шасси от родного бронекорпуса M3A1 сохранило только капот.
Бронемашина White по первому варианту бронировки. Это шасси от родного бронекорпуса M3A1 сохранило только капот.

Еще одним залогом долголетия данных броневиков стало то, что большое их количество было поставлено США разным странам. Больше всего их оказалось у англичан (им отправили 6997 броневиков, то есть треть от всего выпуска), 3340 штук уехало в СССР. Что-то ушло французам, в Латинскую Америку, Кубу, а также в Швецию. От англичан и французов дальше "скауты" стали расползаться по другим странам. Естественно, оказались эти броневики и на Ближнем Востоке. А там они, разными путями, стали оказываться у израильских формирований. Интересно, что английские "Скауты" имели одно важное отличие. От барабана-перекатыша англичане отказались, вместо него впереди был обычный бампер.

Такая защита имела два варинта исполнения.
Такая защита имела два варинта исполнения.

Со "Скаутами" ситуация была, пожалуй, самой интересной среди всех броневиков "нормальной" конструкции, которые позже оказались на вооружении ЦАХАЛ. Первые броневики данного стали появляться еще в конце 1947-начале 1948 годов, с гражданскими регистрационными номерами. Они использовались, в том числе, и в ходе сопровождения колонн с импровизированными бронеавтобусами. Далее начались интересные процессы. Понимая, что тащить технику в метрополию накладно, их стали продавать, срезая часть брони, тем самым проводя демилитаризацию. Тем не менее, часть "Скаутов" попало в ЦАХАЛ как есть, причем служили они довольно долго.

В них переделывали те "Скауты", которые прошли предварительную демилитаризацию.
В них переделывали те "Скауты", которые прошли предварительную демилитаризацию.

Между тем, в марте 1948 года ситуация на территории Палестины стала меняться. В том числе и с точки зрения возможностей оснащения техникой Хаганы, а также других военизированных формирований. Ряд ограничений, которые имелись со стороны англичан, сняли. Тогда же на заводе Magen-Chatwood, Тель-Авив, где до того занимались "сэндвичами", попытались построить первый полноценный башенный броневик. Тогда это имело крайне ограниченный успех.

MG 34 были типовым вооружением.
MG 34 были типовым вооружением.

С мертвой точки ситуация сдвинулась в мае 1948 года. Согласно имеющимся сведениям, к данным работам подключили Феликса Биатуса, командира 82-го батальона. Начались эти работы в рамках разработки "стальных броневиков с башнями", или "ширьёниёт цариах". Данная программа подразумевала создание целого семейства броневиков, с использованием разных шасси. Общим у них было то, что бронировались они по похожей схеме, а также получали башню с круговым вращением. Поскольку Scout Car M3A1 оказалось больше всех, то наиболее массово переделывали именно их.

Вариант №3, с орудийной башней.
Вариант №3, с орудийной башней.

Если смотреть с компоновочной точки зрения, то "Скаут" (точнее, White, броневики данного типа в ЦАХАЛ именовали именно так) не являлся идеальным шасси. Длинный капот и довольно длинное отделение управления привели к тому, что башню пришлось несколько смещать назад. Она оказалась над задней осью, что не очень хорошо для развесовки. В этом смысле бронемашины GMC, которые строились на шасси GM C15TA и Chevrolet C15/C30, оказались более удачным решением. В связи с тем, что башня была смещена назад, отличался и наклон броневых листов кормы.

Их переделывали из "нормальных" M3A1.
Их переделывали из "нормальных" M3A1.

Демилитаризация части "Скаутов" привела к тому, что внешний облик White отличался разнообразием. Историк Джон Мышка в своей монографии выделает минимум четыре варианта исполнения данных бронемашин. Из них два варианта - это "блиндирование" демилитаризованных броневиков. В одном случае броню срезали по моторный щит, по втором по двери (впрочем, и их также заменяли на новые). Часть броневиков при этом получали дополнительные воздуховоды на бортах капота, дабы улучшить ситуацию с охлаждением (оно и немудрено, нагрузка на шасси выросла).

Один из таких броневиков ныне находится в Латруне.
Один из таких броневиков ныне находится в Латруне.

Еще два типа броневиков строились из обычных, не проходивших демилитаризацию "Скаутов". Их определить не представляет большого труда. Двери (по крайней мере нижняя секция) и борта оставались штатными. Разница была только в том, что у четвертого варианта сохранялись еще и верхние части бортов, поэтому рациональных углов наклона не делали. В остальном же все броневики White строились по типовому проекту. Помимо сварной башни, вооружение размещалось в курсовой установке справа от водителя. Откидной щиток на лобовом стекле заменяли на более надежную конструкцию, еще и со стеклоблоком.

Операция Хорев, 15 декабря 1948 года.
Операция Хорев, 15 декабря 1948 года.

Как и в случае с другими "стальными броневиками с башнями", типовым вооружений броневиков White стало два пулемета. И если в случае с броневиками GMC был некоторый паритет у американских и немецких пулеметов, то White больше встречаются с немецкими пулеметами MG 34. Шли они через Чехословакию, которая весьма активно торговала наследством Третьего Рейха (с согласия советской стороны). Минимум 3 броневика получили 37-мм танковые пушки SA 38, снятые с подбитых Hotchkiss H 39. Для их установки башню несколько доработали.

Четвертый вариант бронировки, с максимальным сохранением исходной брони.
Четвертый вариант бронировки, с максимальным сохранением исходной брони.

В общей сложности за период с мая 1948 по февраль 1949 года было построено (переделано) 74 бронемашины White. Тем самым одни стали самыми массовыми среди "стальных броневиков с башнями", а также вторыми по массовости броневиками местного изготовления (на первом месте оказались "Сэндвичи"). Они весьма активно использовались, причем скорее как средство поддержки. С учетом весьма специфичного ТВД и характера боевых действий вполне нормальная ситуация. По состоянию на весну 1949 года числилось 70 броневиков White, из них 39 исправных.

Это заметно по линии наращивнаия новой брони.
Это заметно по линии наращивнаия новой брони.

Служили White довольно долго. К концу 1953 года их всё еще числилось 55 штук, далее их либо списали, либо передали из армии в другие силовые структуры. Обычные Scout Car M3A1 прослужили минимум до 1967 года. Минимум пара таких броневиков дожила до наших дней в музеях. В целом можно считать данные бронемашины примером правильной, централизованной конверсии. Они оказались очень кстати в самый сложный момент, далее начался переход на полноценные броневики.

Список источников:

Zoltan Kluger Government Press Office

Palmach photo gallery

Israeli Improvised Armoured Vehicles and Jeeps 1947-1949, John Myszka, Mouse House Enterprises, 2012

bukvoed.livejournal.com

oleggranovsky.livejournal.com

Другие материалы по израильской бронетехнике:

Израильские броневики GMC на базе канадских грузовиков CMP 15/30 CWT и бронетранспортеров GM C15TA