Найти в Дзене
True Islam

Как были записаны хадисы? Является ли метод «джарх ва та’диль» надежным?

Отвечает на вопрос профессор, доктор теологических наук Мехмет Хайри Кырбашоглу (Prof. Dr. Mehmet Hayri Kırbaşoğlu). Смотрите, во-первых, мы должны не забывать, что абсолютно все Исламские науки в том числе и метод «джарх ва та’диль» являются – продуктами человеческого умственного труда. Мы должны вбить себе в голову, что все эти науки являются результатом человеческого труда, результатом иджтихадов. Соответственно, как и все «человеческое» – все эти науки могут содержать в себе ошибки, верное и ошибочное. Все эти Исламские науки, в том числе и метод «джарх ва та’диль» – НЕ являются книгой Аллаха, также и НЕ являются – откровениями (вахй). Когда кто-либо передавал риваят (хадис) с самыми благими намерениями, люди ввели этот метод для оценки достоверности. Как вы знаете, говорить может каждый у кого есть рот, и чтобы предотвратить бардак, когда каждый встречный будет приписывать пророку что-либо, мусульмане ввели это. Подобное встречается и в других культурах: «риджаль» – изучение биог

Отвечает на вопрос профессор, доктор теологических наук Мехмет Хайри Кырбашоглу (Prof. Dr. Mehmet Hayri Kırbaşoğlu).

Смотрите, во-первых, мы должны не забывать, что абсолютно все Исламские науки в том числе и метод «джарх ва та’диль» являются – продуктами человеческого умственного труда.

Мы должны вбить себе в голову, что все эти науки являются результатом человеческого труда, результатом иджтихадов. Соответственно, как и все «человеческое» – все эти науки могут содержать в себе ошибки, верное и ошибочное.

Все эти Исламские науки, в том числе и метод «джарх ва та’диль» – НЕ являются книгой Аллаха, также и НЕ являются – откровениями (вахй).

Когда кто-либо передавал риваят (хадис) с самыми благими намерениями, люди ввели этот метод для оценки достоверности.

Как вы знаете, говорить может каждый у кого есть рот, и чтобы предотвратить бардак, когда каждый встречный будет приписывать пророку что-либо, мусульмане ввели это.

Подобное встречается и в других культурах: «риджаль» – изучение биографий передатчиков, «иснад» – совокупность ссылок передатчиков.

Обычно нам разъясняли, что якобы «иснад» есть только у мусульман. Однако, это не так, согласно исследованиям, даже у Римлян были системы оценки подобные – иснаду. Довольно развитая система иснада была у Иудеев.

Однако, мы можем утверждать следующее, что такой развитой системы иснада и метода «джарх ва та’диль» и литературы на эту тему, как у мусульман – у никого не было. Тем не менее, все эти системы являются продуктами человеческого ума.

Справка от автора блога:
Ильм ар-риджаль («наука о мужах») — одна из шариатских дисциплин в хадисоведении, изучающая передатчиков хадисов, их биографии, происхождение, религиозные и политические убеждения, личные качества (включая степень честности и правдивости) с тем, чтобы в итоге выявить достоверные и не заслуживающие доверия хадисы.
Иснад, в хадисоведении — совокупность ссылок на рассказчиков в сборниках хадисов пророка Мухаммада. Иснад является важной особенностью мусульманской системы обучения. На протяжении веков принципом иснада мусульмане пользовались припередачи знаний от учителя к ученику.

Большинство из сведений «джарх ва та’диль» были применяемы в отношении уже давно умерших людей.

Обычно это было так: мухаддисы, проживающие в каком-либо веке, прежде всего обращались к мухаддисам и их трудам, которые проживали при их жизни, то есть, мухаддисы при составлении своих сборников обращались к уже написанным сборникам своего периода. Конечно, при этом они обращались к самым авторитетным на их взгляд ученым по хадисам.

Приведем пример, например, когда Ахмад ибн Ханбаль решил составить свой Муснад, он сперва обращается к самым авторитетным трудам (сборникам) по хадисам уже существовавшим в то время. Он обращается к авторам этих сборников и пытается получить у них разрешение на копирование. Например, он едет в Йемен, где проживал Абдурраззак ас-Санани, у которого был свой сборник хадисов – Мусаннаф Абдурразака ас-Санани.

Справка: Абдурраззак ас-Санани, умер в 826-27 году. Полное имя: Абу Бакр Абдурраззак бин Хаммам бин Нафи ас-Санани аль-Химъяри. Известный мухаддис Йемена.

Данный его труд «аль-Мусаннаф филь-хадис» в наши дни напечатан и доступен для нас. Однако, я подчеркиваю, что ни один сборник хадисовне имеется в оригинале, в рукописном виде от самого автора. Мы просто имеем копию «аль-Мусаннафа филь-хадис», которая написана с копии, а та с другой копии…

В Стамбуле имеется копия «аль-Мусаннафа филь-хадис», если не ошибаюсь она хранится в библиотеке «Копрюлю» (Köprülü Kütüphanesi).

Ахмад ибн Ханбаль получает разрешение на использование риваятов из «аль-Мусаннафа филь-хадис» Абдурразака ас-Санани, затем он выбирает риваяты на свое усмотрение из этого труда и пишет свой «Муснад».

Например, давайте возьмем «Сахих» Муслима, если я не ошибаюсь, очень большая часть «Сахиха» Муслима, кажется одна четвертая (¼) часть – взята из «аль-Мусаннафа» Ибн Абу Шейбы!

Справка: Ибн Абу Шейба, умер в 849 году. Полное имя: Абу Бакр Абдуллах бин Мухаммад бин Абу Шейба Ибрахим аль-Абси аль-Куфи. Муфассир, историк и хафиз хадисов известный своим сборником «аль-Мусаннаф филь-эхадис валь-асар».

Труд Ибн Абу Шейбы «аль-Мусаннаф» также доступен нам в наши дни. Так вот, Муслим просто берет «аль-Мусаннаф» Ибн Абу Шейбы и выбирает оттуда риваяты, которые ему показались более достоверными.

Соответственно, вся литература риваятов, взаимосвязанная, накопленная. Все тоже самое действительно и в отношении – «джарх ва та’диль».

Конечно, в самом начале не было никакой литературы по «джарх ва та’диль». Вся работа по написанию биографий сахабов начинается в период табаинов, даже можно сказать после эпохи табаинов.

В особенности, по причине политических разногласий, междоусобиц, появления различных мазхабов и мазхабного фанатизма, разные группы для утверждения своей базы начинают фальсифицировать (выдумывать) риваяты (хадисы).

Для противодействия фальсификации риваятов (хадисов), люди начинают вопрошать источники риваятов, кем и когда они были переданы, таким образом зарождается науки риджаля и иснада.

Например, возьмем «Муснад» Ахмада ибн Ханбаля, между Ахмадом ибн Ханбалем и пророком прошло 4-5 поколений людей.

У Ахмада ибн Ханбаля – не было шансов лично видеть пророка и лично записать риваяты пророка с его слов.

Что же тогда делать?!

Он вынужден подробно изучать всех передатчиков риваятов, то есть всех в цепочке передачи в течение 4-5 поколений.

Хорошо, а как он будет их проверять?!

У него не остается другого пути, как обращаться к книгам по биографиям сахабов, табиинах и таби ат-табиинов, которые были написаны и составлены до него.

Как все мухаддисы писали свои сборники хадисов – на основе сборников хадисов, написанных до них, также было и по науке риджаль.

Записывание риваятов (хадисов) НЕ происходило, как это нам рассказывали, что якобы мухаддисы ездили по всем городам и селам и выслушивали каждого. Такого не было, все это сказки.

По этой теме, есть очень важная опубликованная книга профессора Фуада Сезгина – «Источники Бухари» (Buhari’nin kaynakları, M.Fuad Sezgin). Уважаемый Фуад Сезгин утверждает в своей книге, что все сборники хадисов были написаны (составлены) на основе уже написанных (существующих) сборниках риваятов.

По теме «джарх ва та’диль» то же самое, в ранний период, постепенно накапливались сведения о личностях. Например, самой ранней и системной книгой по данной теме можно привести в пример – «Табакат» ибн Са’да.

В этой книге он приводит различные сведения о сахабах, табиинах, таби ат-табиинах вплоть до своего времени.

Справка от автора блога:
Ибн Са’д, умер в 845 году. Полное имя: Абу Абдиллах Мухаммад бин Са’д бин Мани аль-Катиб аль-Хашими аль-Басри аль-Багдади. Алим по сире, истории, хадисам и биографиям – известный своей книгой «Китаб-ут-Табакат-иль-Кабир».

После него, другие авторы также пишут другие труды по Табакатам, соответственно, постепенно накапливается огромная литература по «джарх ва та’диль», также, как и по риваятам.

У Бухари тоже есть свои труды по истории, например, «ат-Тарих-уль-Кабир» в которой около тридцати или сорока тысяч вводных данных. Однако, Бухари пишет эту книгу на основе других книг, которые уже были до его труда. Написавшие аналогичные труды после Бухари, уже обращались к книге Бухари.

Все труды по «джарх ва та’диль» были написаны на основе уже существующих трудов на данную тему. В общем плане, у этих сведений по «джарх ва та’диль» нет какой-то разницы от риваятов.

Более того если оценивать достоверность иснадов, то в целом у риваятов (хадисов) иснады более надежды, чем иснады сведений по «джарх ва та’диль». Соответственно, многие сведения из науки риджаль могут быть противоречивыми.

Часто бывает так, что один мухаддис – восхваляет до небес одного человека (рави), а другой мухаддис – наоборот, порочит этого же человека. Или один мухаддис обозначает некоего рави – как надежного, а другой мухаддис – обозначает этого же человека – кафиром. Настолько разные суждения могут быть об одном и том же человеке.

Соответственно, область «джарх ва та’диль» – одна из самых сложных в Исламских науках, личные предпочтения тех или иных ученых, здесь играют большую роль.

В наше время, при обращении к сведениям из Табакатов и «джарх ва та’диль» следует быть особенно внимательным, все сведения нужно прогонять через перекрестную проверку, нужно нисходить до первоисточника.

Давайте, приведем один показательный пример: речь идет об ученике Имама Азама Абу Ханифы – Нухе ибн Марьяме.

В источниках утверждается, что Нух ибн Марьям – выдумал (сфальсифицировал) хадисы о якобы достоинствах каждой суры Корана.

Однако, когда Бабанзаде Ахмет Наим (умер в 1934 году) готовил к печати перевод и шарх на Мухтасар Сахих-и Бухари, шейх Саддеттин Эфенди сказал им, что нужно проверить данные утверждения о Нухе ибн Марьяме.

Они проводят детальное исследование и действительно, оказывается, что эти утверждения о Нухе ибн Марьяме – никто не писал и не утверждал ранее учителя Хакима ан-Нисабури. Получается, эти утверждения появились только после учителя Хакима ан-Нисабури и являются спорными.

После Бабанзаде Ахмеда Наима, другой ученый Камиль Мирас (умер в 1957) также делал шарх на эту книгу, и он тоже проверял эти утверждения о Нухе ибн Марьяме, и он также пришел к аналогичным выводам.

После этого, теперь уже у себя на факультете мы решили вновь проверить это и за это взялся Реджеп Гюркан Гокташ, который теперь работает преподавателем у нас, мы попросили его заново проверить эти утверждения, и в ходе докторских работ он проверил и пришел к аналогичным выводам.

В итоге, мы пришли к выводу, что подобные утверждения о Нухе ибн Марьяме могут вовсе не иметь основ.

Соответственно, нельзя верить каждому слову сказанному или написанному в книгах по табакату или по «джарх ва та’диль».

Например, о ком-то говорят: «Такой-то – каззаб (лжец)»!

Однако, мы должны задать вопрос: «На основании чего он – лжец? Какие у тебя доказательства к этому?!»

Или, например, о ком-то пишут: «Такой-то заблудший», однако, опять почему ты так считаешь и какие у тебя доказательства к этому?

В добавок, в сфере «джарх ва та’диль» есть еще одна проблема, например, если у автора есть свой мазхаб, то он запросто может навешивать ярлыки на других, не относящихся к его мазхабу.

Например, он может сказать: «Такой-то Кадарит».

Разве быть «Кадаритом» это преступление?!

Или, например, разве быть «Мутазилитом» это преступление?!

Разве быть «Шиитом» это преступление?!

Они говорят в свою защиту: «Мы так говорим, потому что, они могут выдумывать риваяты (хадисы) в пользу своего мазхаба».

Хорошо, а разве Сунниты не выдумывали хадисы?!

Смотрите, как специалист по хадисам, я утверждаю, что ни один мазхаб не может переплюнуть Суннитов в выдумывании ложных хадисов!

Подчеркиваю, что ни один мазхаб не может переплюнуть Суннитов в выдумывании ложных хадисов!

Почему?!

Потому что, другие мазхабы обычно выдумывали хадисы в рамках своего мазхаба в защиту своих убеждений.

Однако, я спрашиваю у вас, разве выдумавшие хадисы о достоинствах сур Корана – все поголовно были Шиитами?!

Больше всех выдумывали хадисы, так называемые «народные ваизы (проповедники)» которых называли «куссас». Они говорили, что только им взбредет в голову, чтобы раззадорить народ.

Эта группа выдумала тысячи и тысячи ложных хадисов: о якобы достоинствах сур Корана; о якобы достоинствах городов; о якобы достоинствах отдельных наций; о якобы достоинствах молитв и поклонений …, как вы видите, все эти хадисы не связаны с какими-либо мазхабами. Все подобные риваяты, являются популистскими и популярны в народе.

Если, вы изучите специальную литературу по сфальсифицированным хадисам, то вы увидите, что все остальные мазхабы вне Ахлю-Сунны, словно безвинные овечки.

Наоборот, самую большую активность в фальсификации хадисов проявили Сунниты, то есть основная часть, которую мы обозначаем как Ахлю-Сунна, причем фальсификация была по многим темам, в том числе и по мазхабам.

Например, такой ложный хадис: «Из моей уммы выйдет человек по имени Мухаммад ибн Идрис, и он причинит моей умме больше вреда чем Шайтан»

Разве, Шииты выдумали данный хадис?!

Конечно же, нет!

Ясно, что данный хадис выдумали люди не любящие – Шафиитов. Возможно, это Ханафиты или любые другие соперники Шафиитов.

Хорошо, а разве Маликиты остались в стороне?!

Есть, такой ложный хадис: «Алимы Медины, наполнят всю землю своим знанием». Здесь, ясно видна отсылка к Имаму Малику.

Хорошо, а Ханафиты тоже не стоят на месте.

Есть, такой ложный хадис: «Если знания будут у созвездия Плеяд, то за этими знаниями отправится вышедший из числа Фарис (Персии)». Здесь, идет отсылка на НЕ арабов, происходящих от других национальностей (Имам Азам – не был Арабом).

Фактически, каждый мазхаб выдумывал с свою пользу сотни хадисов!

Ханафиты – выдумывали.

Шафииты – выдумывали.

Ханбалиты – выдумывали.

Маликиты – выдумывали.

Суфии – выдумывали.

Более того, никто не может переплюнуть Суфиев в выдумывании ложных хадисов!

Касательно данной темы, я не могу не посоветовать вам следующей книги, которая также была напечатана под эгидой вакфа при Диянет Ишлери (ДУМ Турции), это книга Ахмета Иылдырыма «Основы учений (идей) Суфизма в хадисах» (Tasavvufun temel öğretilerinin hadisteki dayanakları, Ahmet Yıldırım).

Данная книга была написана теперь уже профессором, доктором теологических наук Ахметом Иыдырымом, сейчас он преподает в Университете имени Иылдырыма Баязида.

В данной книге подробно разобраны около 500 риваятов, на которых основывается Тасаввуф (Суфизм), то есть, это такие риваяты благодаря которым существует Суфизм. Ахмет Иылдырым, детально разбирает каждый хадис, достоверный он или нет, и откуда он происходит.

Книга, очень и очень содержательная. Если, у вас под рукой будет эта книга, то какую бы вы не читали книгу Суфизма (Тасаввуфа), то сможете сразу вычислить степень достоверности указанного хадиса, найдя ее в книге. Настолько важная это работа.

У Имама Газали, то есть, в его трудах проходят около тысячи (1000) риваятов, которые не проходят в каких-либо других источниках, более того есть риваяты, у которых даже нет иснада. Например, это Табакат Субки и так далее…

Комментарий от автора блога:
Имам Газали – в самом начале был хорошим Шафиитским-Ашаритским факихом и ученым. Однако, он не справился с жестким схоластическим пониманием Шафиитского мазхаба, ведь там запрещено думать. Поэтому он пережил душевный кризис и ударился в Суфизм.

Пусть зрители меня извинят, что я постоянно ссылаюсь на книги словно умничаю, тем не менее, все, что я сказал, подтверждается ссылками на источники, все это указано с отсылками на источники в моих книгах:

  • Альтернативная методология хадисов (Alternatif hadis metodolojisi)
  • Методология хадисов в Исламской мысли (İslam düşüncesinde hadis metodolojisi)

Все, что я рассказал, все это есть в нашей традиции. Соответственно, будь это метод «джарх ва та’диль» или другие Исламские науки, в любом случае, мы должны заново критически осмыслить нашу традицию.

Hadisler nasıl yazılmıştır? Cerh-Tâdil metodu güvenilir bir yöntem midir? | Prof. Hayri Kırbaşoğlu

Дополнительно от автора блога:

Самое важное, чтобы вы поняли, что ни Бухари ни Муслим – не ездили по городам и селам, и не записывали хадисы (риваяты) у народа. Обычно, нам так рассказывали, что якобы Бухари сел на верблюда и объездил тысячи сел и городов, везде спрашивал риваяты и записывал их....

Все это, сказочки.

Никуда они не ездили, если ездили, то максимум в несколько самых больших городов, где уже жили мухаддисы и у которых были готовые записи.

Бухари и Муслим – просто взяли чужие готовые записи хадисов, выписали оттуда, что им понравилось и составили свой сборник. Вот и все.

Причем методы оценки достоверности у них были разные, хадис, который брал Бухари, не признавал Муслим, и наоборот. Об этом, можете прочесть здесь.

По теме хадисов, вам могут быть интересны следующие статьи:

Три самые важные статьи, которые иншаллах спасут ваш Ахират:

Важные статьи, на тему верного понимания Корана:

Статьи, касающиеся женщин и мужчин:

Не забывайте подписываться на канал!

Ваша подписка, будет вкладом на распространение настоящего Ислама, и вкладом на очищение Ислама от искажений и фальсификаций!

Благодаря вашим подпискам, Дзен будет рекомендовать статьи большему числу людей, соответственно, это будет и вашим вкладом в общее дело.

Напоминаю всем, канал НЕ преследует цели монетизации или извлечения какой-либо выгоды. Монетизация никогда НЕ будет подключена.

Если, вы видите какую-либо рекламу, то она НЕ имеет отношения к каналу, это вставки самого Дзена. Платформа Дзен – бесплатно позволяет вести блог, однако, они вставляют свою рекламу. К блогу, такая реклама НЕ имеет никакого отношения, я НЕ получаю ничего.

Прося подписаться на канал, я лишь хочу, чтобы Дзен рекомендовал канал как можно больше, чтобы еще больше людей могли познакомиться с настоящим Исламом!

Понравилась статья?

Сделайте репост в Твиттере, поделитесь с друзьями и родственниками в Whatsapp, Телеграмм и Инстаграм.

Не забывайте!

Запрет плохого и побуждение к хорошему, является фарзом для каждого мусульманина!