По оценкам ВОЗ, проблему лишнего веса испытывает около 1,5 млрд. человек во всем мире. Если рост распространенности ожирения продолжится такими темпами, то уже к 2030 году примерно 51% населения планеты будет с таким диагнозом.
Метаболический синдром и заболевания
По мнению Роберта Ластига, профессора, известного специалиста в области ожирения, само по себе ожирение – это не проблема, а только маркер таковой, с которой потом может столкнуться каждый.
Подробнее о препаратах группы Ингибиторы липаз ЖКТ читайте на сайте AptekaMos.ru:
▶ Препараты орлистата в лечении ожирения
Главным предметом внимания, по мнению эксперта, является метаболический синдром и связанные с ним заболевания (диабет, гипертензия, нарушения липидного обмена, сердечно-сосудистые заболевания, неалкогольная жировая болезнь печени, поликистоз яичников, рак, деменция). Среди причин метаболического синдрома выделяется 8 субклеточных патологий, которые пока не входят в Международную классификацию болезней:
- гликирование;
- оксидативный стресс;
- митохондриальная дисфункция;
- инсулинорезистентность;
- мембранная нестабильность;
- воспаление;
- метилирование;
- аутофагия.
Специалисты хорошо знакомы с ними, но пациенты остаются все еще в неведении, ведь способов лечения этих патологий, увы, пока не придумали.
Но надежда победить их все-таки есть. Главным драйвером упомянутых метаболических нарушений является питание. Если употреблять в диету одинаковые необработанные и обработанные продукты, то последние дают дополнительно 500 калорий в день. То есть, с точки зрения маркеров заболевания, неважно, здоровая ли это диета с высоким содержанием жира или с высоким содержанием углеводов. Главное – подвергались ли продукты дополнительной обработке. У таких продуктов повышенное содержание жира, пониженное содержание клетчатки.
Фруктоза: польза или вред для печени?
Сегодня существуют две конкурирующие теории, объясняющие механизмы развития метаболического синдрома и ожирения, – модель энергетического баланса и становящаяся все более популярной в среде специалистов углеродно-инсулиновая модель, которая предусматривает уменьшение всасывания фруктозы.
Фруктоза – один из самых распространенных в природе сахаров, который встречается как в индивидуальном состоянии, так и в составе полисахаридов, широко используется она и в пищевой промышленности. Однако исследования последних лет показывают, что с фруктозой не все так просто, как кажется на первый взгляд.
Как заметил зав. кафедрой фармакологии и первый декан факультета фундаментальной медицины МГУ им. М.В. Ломоносова, научный руководитель АНО НИЦ «Здоровое питание», проф. Олег Медведев, можно сказать, что здесь «палка о двух концах». С одной стороны, фруктоза, всасываясь через белок-переносчик GLUT5 в тонкой кишке и поступая в печень, может оказывать отрицательное действие, повышая риск поражения печени (развитие неалкогольной жировой дистрофии печени) и развития метаболического синдрома. С другой стороны, достигшая микробиоты толстой кишки, фруктоза оказывает положительное действие, повышая уровень коротко-цепочных жирных кислот, антиоксиданта водорода, способствуя сохранению барьерной функции печени и усилению иммунитета.
Таким образом, чем больше фруктозы достигнет толстого кишечника и будет являться субстратом для ферментации микроорганизмами микробиоты, тем больше фруктоза будет напоминать эффект инулина, введение которого в организм человека оказывает положительное влияние на здоровье.
По словам профессора, помимо водорода в результате деятельности архей микробиоты образуется метан. Причем, метанообразование – это мощный фактор захвата водорода, то есть, чем больше метана, тем меньше водорода, поэтому важно определить не только количество последнего в выдыхаемом воздухе, но и метана.
Оценить индивидуальную способность GLUT5 тонкой кишки к всасыванию фруктозы можно при помощи водородно-метанового дыхательного теста с использованием фруктозы и инулина. Такой метод позволяет оценить риски развития заболеваний печени и метаболического синдрома.
При положительном результате теста, то есть при попадании части введенной фруктозы в толстую кишку, можно ожидать снижения риска развития метаболического синдрома и неалкогольной жировой дистрофии печени при условии отсутствия симптомов со стороны ЖКТ.
Стратегия питания согласно циркадному ритму
Фундаментальную роль в регуляции биологических функций играет циркадный ритм – циклические колебания интенсивности различных биопроцессов, связанные со сменой дня и ночи (от лат. circa «около, кругом» + dies «день»). Вне этой системы регуляции не может находиться ни одна система, включая потребление пищи. Влияние последнего сказывается в основном в действии периферических часовых механизмов, определяя хронологию метаболических процессов и управляя физиологическими ритмами органов и тканей, в частности – печени, сердца, почек, поджелудочной железы, кишечника и жировой ткани.
«Главные часы» организма находятся в супрахиазматическом ядре гипоталамуса головного мозга человека. Такие своеобразные часы имеются и в каждой клетке, которые также регулируют циркадный ритм, но уже на уровне каждого органа. За все эти процессы отвечают т.н. «часовые гены», действующие в головном мозге и во всех клетках, где есть ядро.
Время приема пищи влияет и на суточные ритмы микробиоты кишечника. Прежде всего надо помнить о соблюдении оптимального физиологического окна приема пищи, составляющем в среднем 12 часов. Прием пищи за пределами этого физиологического окна может привести к десинхронизации между периферическими часами и центральными часами в головном мозге. Организм подстраивает свою деятельность под время приема пищи, поэтому питаться лучше в одни и те же часы.
Поздний прием пищи увеличивает количество противовоспалительных таксонов, инвертирует суточный ритм микробиоты. Кроме того, поздний обед ведет к увеличению микробного разнообразия слюны в том же направлении, что и при ожирении и воспалении. Людям, поздно принимающим пищу, худеть труднее, чем тем, кто принимает пищу в более ранние часы. Худший результат по снижению веса в связи с поздним приемом пищи может быть связан и с секрецией мелатонина (пик секреции мелатонина связан с инсулинорезистентностью).
Как рассказала эксперт, идеальное распределение калорий в течение дня может выглядеть следующим образом: 50% – завтрак, 35% – обед, 15% – ужин. Половину всех калорий за день нужно съесть не позже, чем за 8 часов до сна. Для тех, кто нацелен на снижение массы тела и уменьшение окружности талии, калорийный завтрак предпочтительнее ужина с большим количеством калорий. Оптимальное же распределение макронутриентов в течение дня следующее:
- завтрак (углеводы, белки, жиры);
- обед (белки, жиры, углеводы);
- ужин (белки, минимум углеводов, сырые овощи).
Источники:
— Роберт Ластиг, специалист в области ожирения, проф.
— Олег Медведев, зав. кафедрой фармакологии и первый декан факультета фундаментальной медицины МГУ им. М.В. Ломоносова, научный руководитель АНО НИЦ «Здоровое питание», проф.
По материалам симпозиума в рамках III Конгресса, посвященного Всемирному дню борьбы с ожирением
Автор: Елена Пигарёва
Информация представлена в ознакомительных целях и не является медицинской консультацией. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.
Больше статей:
👉 Читайте нас в Телеграме: @AptekaMosRu. Там интересная инфографика