Найти тему
Интересная История

Пивная революция в СССР при Хрущеве: взгляд любителя пива.*

Оглавление

*Чрезмерное употребление пива вредит вашему здоровью!

Целина, сокращение армии, десталинизация, космос, жилье, и прочее- это всем известно про деятельность Хрущева. Но мало кто знает, что Никита Сергеевич автор ещё одной реформы в СССР: пивной. Масштаб изменений таков, что можно говорить о настоящей пивной революции в СССР. И при этом, в отличие от многих других начинаний Хрущева- успешной.

Пивная промышленность и пивная культура при Сталине

В сталинскую эпоху пивная индустрия СССР находилась на периферии внимания властей. В 1950 году 150 пивоваренных заводов производили около 350 миллионов декалитров пива. В арсенале советских пивоваров были такие сорта, как «Московское», «Ленинградское», темное пиво "Портер". Но самым популярным было «Жигулевское» — простое светлое пиво с 3-3,5% алкоголя. Пивные заведения, точное их количество неизвестно, а оценочно 4-6 тыс., не отличались разнообразием или комфортом — это были скорее рабочие закусочные, пункты отдыха, где трудящиеся могли выпить кружку пива после смены, без возможности выбора, - в наличии была одна из марок пива. Лучшие пивные вроде московского бара «Лужники» или ленинградского «Петровского» предлагали на выбор до 2-3 наименований пива, в граненых стаканах, в обстановке, лишённой каких-либо изысков.

В пивной
В пивной

Стоимость пол-литра пива в то время составляла около 2 рублей, а темные сорта, такие как «Портер», могли стоить до 3 рублей за бутылку. При средней зарплате 700-800 рублей в месяц одна бутылка пива обходилась примерно в 0,25-0,3% от дохода, что делало его вполне доступным напитком, что однако, не принесло пиву популярности.

Несмотря на попытки стандартизации (ГОСТ 3473-46 и ГОСТ 3473-53), качество пива было нестабильным, зависело от партии сырья и места производства. Да и пить пиво было скорее ритуалом для особых случаев, а не ежедневной привычкой, пиво не было важной частью алкогольной культуры. В основном пиво покупали для домашнего употребления, хотя и это было не слишком распространено. Доминирующим алкогольным напитком оставалась водка с долей потребления 70-75%, а пиво занимало лишь 5–7% от общего потребления алкоголя.

В общем, в сталинские годы, пиво не играло заметной роли в общественной жизни. Пивные были редкостью, и культура его потребления была неразвита, во многом, из-за недостаточного производства и низкого качества продукции.

Пивная революция при Хрущеве: массовое производство и рост популярности пива в СССР

Настоящая революция в пивном деле произошла при Никите Хрущеве. В период его правления пивоваренная промышленность получила новый импульс к развитию. К 1960 году работало уже около 200 пивоваренных заводов, а к 1964 году их количество превысило 300, то есть за десять послесталинских лет, число заводов удвоилось. Государство не жалело денег на пиво. Новые и реконструируемые заводы укомплектовывались оборудованием из Чехословакии. А новый Московский пивоваренный (Моспиво) и модернизированный Ленинградский им. Степана Разина- чехословацкие заводы "под ключ". Объем производства пива увеличился с 350 до 600 миллионов декалитров в 1960 году, а к 1964 году достиг 750 миллионов декалитров. Доля пива в алкогольных напитках выросла за эти десять лет с 5-7% до 12-15%. А доля водки упала до 60-65%.

Ленинград, 1957
Ленинград, 1957

Причины роста производства пива в этот период очевидны. Хрущевское правительство стремилось снизить потребление населением крепких спиртных напитков и видело в пиве одно из решений этой проблемы. Постановление Совета Министров СССР № 392 от 19 марта 1958 года рекомендовало увеличить производство пива, чтобы предложить народу более здоровую альтернативу водке. Последовавшие за ним постановления от 14 апреля 1960 года и от 28 июля 1961 года требовали повышения качества пива, модернизации пивоваренных заводов и расширения сети торговых и разливочных пунктов.

Расширения числа заведений предназначенных для культурного употребления требовал и сам процесс урбанизации. Именно при Хрущёве, в 1959 году городское население в Советском Союзе впервые превысило сельское. Стала формироваться и укрепляется культура городской жизни с ее атрибутами- регламентированный рабочий день, вечерний досуг, фиксированные выходные, театр, кино, стадион, пиво.

Пейте! Но пиво!
Пейте! Но пиво!

Расширение ассортимента и улучшение качества пива в СССР при Хрущеве

С увеличением производства появилось множество новых сортов: «Рижское» с насыщенным ароматом и горчинкой, «Московское бархатное» с карамельными нотками, «Ленинградское крепкое» с содержанием алкоголя 5,5%. Росло число локальных марок - "Тульское", "Волгоградское" и множество других. Новые требования - ГОСТ 3473-57 и ГОСТ 3473-61, ужесточили требования к составу и процессу производства. Эти стандарты обеспечили более стабильное качество напитка и сделали пиво доступным для широких слоев населения. Стоимость бутылки «Жигулевского» составляла 37-50 копеек, а более престижные сорта стоили 45-60 копеек.

О качестве советского пива говорит и такой факт как его экспорт, хоть и небольшой, но тем не менее имеющий место быть. В конце 1950-х годов СССР начал поставки пива в страны социалистического лагеря, в том числе в "пивные" ЧССР и ГДР, а также в Финляндию, КНДР и Вьетнам. Объемы экспорта составляли до 200 тысяч гектолитров в год, и основные сорта, такие как «Жигулевское» и «Рижское», стали визитной карточкой советского пивоварения за рубежом.

Импорт пива при Хрущеве был незначительным, но оставался символом престижности. Среди импортных сортов особенно ценились чешское пиво «Пльзень» (Pilsner Urquell), и немецкое «Будвайзер» (Budweiser Budvar), которые считались эталонами качества. Эти импортные сорта пива продавались в специализированных магазинах для номенклатуры, ресторанах и гостиницах, куда чаще всего заглядывали иностранные туристы, партийная элита и высокооплачиваемая часть богемы. Стоимость одной бутылки импортного пива могла достигать 1-1,5 рублей, что делало его доступным лишь для ограниченного круга потребителей.

Развитие пивных заведений и новые закуски

Но не бутылка пива из продуктового магазина формирует пивную культуру, а пивные заведения. И здесь, заботами советского правительства, процесс шел полным ходом. В начале 1950-х годов в СССР оценочно насчитывалось около 4 тысяч пивных баров и киосков, а к середине 1960-х годов их число достигло более 20 тысяч по всей стране. Это расширение стало возможным благодаря государственному регулированию, а также спросу населения, прежде всего городского, жаждущего новых мест для отдыха и общения.

Пивные заведения появлялись повсеместно: у стадионов, в парках, на центральных улицах и в жилых кварталах, что сделало их доступными для широких слоев населения. Это были как небольшие бары, так и крупные павильоны с десятками столиков, которые могли принимать большое количество посетителей. В барах количество предлагаемых марок пива было увеличено с 1-3 до 5-6. Кружка «Жигулевского» стоила там 40-50 копеек, а за более деликатные сорта нужно было заплатить 50-60 копеек. При средней зарплате 80-100 рублей в месяц, пол-литра пива обходилось в 0,4-0,6% месячного дохода, что делало его вполне доступным для регулярного потребления. Пивные разного формата становились местами для встреч и общения. В отличие от сталинской эпохи, эти заведения стали более демократичными, и более качественными во всех отношениях. Их стали посещать люди самых разных профессий и возрастов. Популярными пивными барами в Москве были «Салют», «Спартак» и «Динамо», в Ленинграде — «Балтика» и «Рига».

Требуйте отстоя пены
Требуйте отстоя пены

Отвлекая народ от водки к пиву, правительство позаботилось об улучшении качества закусок к пиву. Постановление Совета Министров СССР от 12 октября 1962 года регулировало ассортимент и цены на закуски. Министры постановили предлагать посетителям пивных следующие кушанья: тараньку и воблу, целиком, весом 50-70 граммов по цене 10-15 копеек, ломтики соленой сельди с нарезанным луком, порциями по 100 граммов за 20-25 копеек, гренки с чесноком: 5-10 копеек за порцию 50-70 граммов, копченую колбасу и ветчину, нарезанную ломтиками и порциями по 50-100 граммов за 20-30 копеек, соленья: соленые огурцы, маринованные помидоры и квашеная капуста, весом 100-150 граммов и ценой 10-15 копеек за порцию, плавленые сыр «Дружба» и подобные ему, предлагались порциями по 50-75 граммов за 10-12 копеек. Теперь, советский любитель пива, идя в любое заведение, примерно представлял выбор сортов, меню закусок и требуемый бюджет.

Пивная революция в СССР как символ эпохи

Пивная революция при Хрущёве стала не просто увеличением производства пива — она преобразовала саму культуру потребления этого напитка в СССР. Внимание государства к отрасли, инвестиции в модернизацию производства и импорт передовых технологий помогли создать индустрию, которая постепенно начала вытеснять водку и стиль ее потребления из жизни советского человека. Пиво при Хрущеве поистине стало больше, чем еще один напиток. Оно стало частью новой городской культуры, символом дружеских встреч и простой радости жизни. Пивные заведения, их атмосфера и культура быстро становились частью советской жизни, особенно городской и нашли отражение в искусстве. Сцены из таких фильмов, как «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Берегись автомобиля» передавали дух народного общения и простоты, присущей пивным барам.

Душевный разговор в баре
Душевный разговор в баре

Пивная революция при Хрущёве подарила людям не только гораздо более качественный напиток, но и новый способ проводить время. Пиво стало доступным и любимым миллионами, а пивные разного формата превратились в центры притяжения, где каждый мог найти себе компанию по душе и кружку по вкусу.

Почитайте еще:

Поставьте пожалуйста лайк чтобы материал показываться в ленте в дальнейшем. Так же, воздав скромному труду авторов, не забывайте нажать кнопку Подписаться.

#ПивнаяРеволюцияСССР #ПивоПриХрущёве #СоветскоеПиво #ЖигулевскоеПиво #ПивныеЗакускиСССР #ПивныеБарыСССР #ЭкспортПиваСССР #ИмпортПиваСССР #ИсторияПива #ГОСТПивоСССР #ХрущевскиеРеформы #СоветскаяКультура #СоветскаяИстория

Еда
6,93 млн интересуются