Российская история — яркий пример того, как вкусы вождей влияют на культурную жизнь страны. Танго, джаз, рок, рэп — каждая эпоха несла свои музыкальные революции, но любая из них натыкалась на стену непонимания властей и цензуры. И, что любопытно, со сменой первого лица, запретное вчерашнее новое становилось приемлемым, а новое сегодняшнее вновь попадало в опалу.
Почему так происходит? Причина проста: при авторитарном правлении вся страна вынуждена подстраиваться под личные вкусы и страхи вождя. И если в молодости хозяин Кремля плясал под твист, то рэп в его глазах становится "вредной культурой".
Сталин и джаз: Буржуазная музыка для избранных
Когда в 1920-е годы джаз начал проникать в Советский Союз, его сразу назвали «музыкой капитализма». В газетах писали, что это «чуждая, аморальная культура, разлагающая советскую молодёжь». Джаз ассоциировался с Америкой — главным идеологическим врагом. Сталин, помимо грузинских напевов, предпочитал классическую музыку - Чайковского, Бетховена, Прокофьева. Плюс романсы и бодрые музыкальные композиции в виде маршей. Поэтому идеологически правильно было всей стране наслаждаться музыкой любимой грузином Джугашвили. Поскольку он решает что лучше для всех.
Иосиф Виссарионович категорически не любил экспериментальную и авангардную музыку. Композиторов вроде Дмитрия Шостаковича он открыто критиковал. После премьеры оперы «Леди Макбет Мценского уезда» в 1936 году на страницах газеты «Правда» появилась статья «Сумбур вместо музыки», где Шостакович был обвинён в "формализме" и "буржуазной извращённости". Музыка должна была быть понятной народу, то есть Сталину — этот принцип стал основой музыкальной политики той эпохи.
Но победить джаз оказалось делом слишком сложным. В 1930-х годах джаз вошёл в моду среди советской интеллигенции. И чтобы не упустить контроль над культурной сферой, власть решила адаптировать джаз под свои нужды. Появились оркестры вроде «Теа-джаз» Леонида Утёсова, которые исполняли джазовые композиции в «обезвреженном» формате. Сам Утёсов говорил: «Джаз стал для нас способом выразить советский дух веселья и задора».
Известно, что Сталин не танцевал, но консервативно одобрял балет. А танго, сначала очень не одобрял. Этот жанр, популярный в 1920–30-е годы, считался буржуазным. Но, со временем, а наши вожди всегда правят долго и несменяемо, танго стало как бы привычным. Сначала танго начали исполнять на закрытых вечеринках и банкетах для партийной верхушки. К середине 1930-х годов танго все же стало легитимной частью советской культуры, особенно благодаря музыке Исаака Дунаевского, который интегрировал элементы этого жанра в фильмы и эстрадные выступления. Повлиял и широкий показ после войны немецких трофейных фильмов. Например, в ставшем очень популярном в СССР «Девушка моей мечты» с Марикой Рёкк. Танго, исполняемое в этом фильме, было изысканным и страстным, что привлекало советских зрителей, уставших от суровой повседневности послевоенной жизни.
Несмотря на разрешение исполнять джаз и танцевать танго, эти жанры продолжали рассматриваться как часть "буржуазной культуры". Хотя со временем они не подвергались жестким запретам, но считались несерьезной музыкой, которая отвлекала граждан от строительства социализма. Поэтому, джаз и танго, хоть и в причесанном виде, можно было услышать и увидеть на эстрадных площадках в парке, в ресторанах или в заводском клубе. Иногда, очень редко, услышать по радио. Но в колонном зале Дома Союзов, или на официальном концерте никогда.
Еще по советской истории
Хрущёв и музыка: Рок-н-ролл под запретом, а танго в почете
После смерти Сталина, Хрущёв решил провести серию реформ либерального свойства, в том числе, в сфере культуры, в частности музыки. Однако, любая новая тенденция, которая не укладывалась в рамки советских представлений о морали и культуре, вызывала у партийной верхушки раздражение. Хрущёв, хоть и смягчил некоторые запреты, сохранял свою неприязнь к новаторским жанрам, особенно если они ассоциировались с западным влиянием.
Что старого полюбил Хрущёв: танго и джаз
Интересно, что при Хрущёве были окончательно реабилитированы жанры, которые при Сталине подвергались критике. В первую очередь это касается джаза. Музыка, ранее считавшаяся "буржуазной" и "упадочной", вдруг доросла до официальных мероприятий. Джазовые оркестры по радио и на концертах исполняли адаптированные композиции, которые стали популярны среди всех слоёв общества.
Еще более примечательно дела обстояли с танго. Этот жанр, когда-то тоже подвергавшийся критике за "чуждость" и излишнюю чувственность, при Хрущёве приобрел статус респектабельного стиля. Танго исполняли на официальных банкетах, во время культурных вечеров и даже на телевидении. Оно стало символом "культурного отдыха", противопоставленного "варварским" ритмам рок-н-ролла.
Парадокс: Танго, ранее ассоциировавшееся с "буржуазной развлекательной культурой", стало считаться вполне приемлемым. Молодежь же, пытавшаяся танцевать твист, вызывала у власти раздражение и подозрения в лояльности к "идеалам социализма".
Что нового не любил Никита Сергеевич: рок-н-ролл и твист
В 1950–60-е годы рок-н-ролл ворвался на мировую сцену. Артисты, такие как Элвис Пресли, Билл Хейли и Чак Берри, стали кумирами молодежи по всему миру, в том числе в Советском Союзе. Песни и танцевальные ритмы передавались через контрабандные пластинки и зарубежные радиостанции. Молодежь копировала стиль западных звезд, училась танцевать твист и устраивала вечеринки под "Rock Around the Clock". Это вызывало бурю негодования у Хрущёва и его окружения. На одном из заседаний, где обсуждалось поведение молодежи, первый секретарь ЦК КПСС сказал:
"Эти твисты и рок-н-роллы разрушают сознание молодых людей! Это танцы дикарей, а не советских граждан!"
Партийная риторика обвиняла рок-н-ролл в "разложении морали" и "пропаганде капиталистических ценностей". На комсомольских собраниях рекомендовали бороться с "бездуховностью" и западным влиянием.
Почему Хрущёв любил старое, а не новое
Хрущёв, как представитель старшего поколения, не понимал и не принимал эстетики новой музыки. Его вкусы формировались в период расцвета танго и джаза, поэтому эти жанры казались ему "классическими" и достойными. А западное влияние, американскую культуру и молодежный протест теперь символизировал рок-н-ролл . В глазах Хрущёва это была угроза социалистической идеологии. Танго и джаз же не вызывали таких ассоциаций и могли быть "переварены" в рамках советской культуры.
Таким образом, при Хрущёве в СССР сложился очередной культурный парадокс: "новое" (рок-н-ролл, твист) отвергалось как "вредное", тогда как "старое" (джаз, танго), ранее подвергавшееся критике, становилось приемлемым и даже поощрялось. Эта тенденция повторяется в авторитарных режимах снова и снова, где музыка становится заложником идеологии и личных предпочтений вождя. Сегодня мы видим в танго и джазе классику, но в своё время и они проходили путь от запрета до признания.
Брежнев: Рок, хард-рок и поп-музыка в эпоху застоя
Эпоха Леонида Ильича, с её характерным культурным застоем, стала важным этапом в музыкальной истории Советского Союза. Это было время, когда молодёжь продолжала искать вдохновение в западной музыке, а власть пытаться найти способы ограничить её влияние. Но, как ни старались партийные функционеры, "чуждая" музыка всё равно проникала через железный занавес — от рока до хард-рока и поп-музыки. А советские композиторы, пытаясь создать "идеологически правильную" альтернативу, часто не могли конкурировать с чарующей энергией западных хитов. При этом, еще недавно идеологически вредный твист стал идеологически безвредным. И Наталья Варлей теперь станцевала его на весь СССР во всех кинотеатрах в культовом фильме 1960 - х "Кавказская пленница".
Рок под подозрением: От запретов к признанию
Но тут зазвучали из-за железного занавеса битлы и роллинги! И самое ужасное, что эта музыка не требовала роялей, арф и консерватории. Пара электрогитар и барабан - вот тебе и рок банда. В 1970-е рок музыка проникла в репертуар даже школьных и самодеятельных ансамблей. И никакие заслуженные и народные артисты со сцены Центрального Телевидения не могли их победить в борьбе за симпатии молодежи.
«Рок — это наркотик для слабых умов», — писали в газете Правда.
Газеты обвиняли рок-музыкантов в «антисоветчине», а их концерты часто отменялись.
Но подобно джазу и танго в 1930-х, рок в 1970-е было не остановить. Некоторые элементы рока стали проникать в официальную эстраду. Многие, вполне официальные певцы и музыканты, например, певец Юрий Антонов, желая быть модными, использовали роковые мотивы в своих песнях. Рок, как жанр, постепенно легализовался на эстраде. Сопротивление властей рок - музыке стало выглядеть совсем нелепо. В 1979 году в Ленинграде была разрешена "Рок-лаборатория", которая стала одной из первых официальных площадок для советских рок-музыкантов. Её задача заключалась в том, чтобы предоставить музыкантам легальную возможность выступать, но при этом, контролировать их творчество и содержание песен. Государство согласилось терпеть рок, но отказывалось его популяризировать, отводя этой музыке маргинальное положение. Подальше от ушей главных партийных товарищей. К концу 1980-х, с очередной сменой поколения вождей, рок перестал быть «угрозой» и стал частью массовой культуры в СССР.
Хард-рок: музыка для настоящих бунтарей
Но хуже того, в 1970-е годы в мире стал набирать популярность хард-рок. Такие группы, как Led Zeppelin, Black Sabbath, Deep Purple, покоряли миллионы слушателей своим мощным звучанием и бунтарской атмосферой. В Советском Союзе эти группы стали символом протеста и внутренней свободы. Их записи передавались на катушках магнитофонов, звучали на вечеринках, а названия групп писались на рюкзаках и джинсовых куртках.
Любопытный факт: Один из самых популярных треков в СССР был Smoke on the Water от Deep Purple. Даже те, кто не знал английского, могли напевать знаменитый рифф.
Хард-рок вызывал особое раздражение у властей. Его считали "агрессивным", "антисоветским" и "вредным для психики молодёжи". Официальные музыкальные критики называли хард-рок "шумом" и "музыкальным варварством". И если звуки рока, в исполнении советских музыкантов, были ещё как-то терпимы властями, то хеви-метал был просто исключен из всякого репертуара. Однако, запретить эту музыку полностью не удавалось: её популярность только росла. С приходом на сцену политическую новых советских руководителей, теперь уже свободно на сцену творческую, пришел и советский хард-рок. И зачем нужно было столько лет упираться?
Поп-музыка: Битва с западными кумирами
Параллельно с хард-роком в мире набирала обороты поп-музыка. Группы вроде ABBA, Boney M, Ottawan стали настоящими кумирами 1970-х. Их яркие мелодии, запоминающиеся ритмы и танцевальные хиты находили отклик и у советских слушателей. Пластинки этих артистов были в СССР редкостью. Те немногие копии, что попадали в СССР, мгновенно становились предметом восхищения и желанной находкой для любителей музыки.
Цитата из воспоминаний советского меломана:
"Когда я впервые услышал Boney M, то понял, что наши ВИА звучат, как скучные школьные концерты. Это был другой уровень — музыка, которая заставляла двигаться."
Советская музыкальная индустрия, осознавая популярность западной поп-музыки, пыталась создать альтернативу. Однако, качество и энергетика советской эстрады не могли конкурировать с блеском Boney M или мелодичностью ABBA.
Почему советские композиторы проигрывали, а власть шла на компромисс
Руководство по культуре, столкнувшись с популярностью западной музыки, оказалась в сложной ситуации. С одной стороны, согласуясь со вкусами членов Политбюро, оно стремилась противостоять "вредному" влиянию заграничных хитов. А с другой — осознавало, что полностью искоренить интерес к ним невозможно. Это привело к компромиссу: появилась советская поп-музыка, которая должна была удовлетворить потребности аудитории, но оставаться "правильной" с точки зрения идеологии.
Песни, которые создавались советскими композиторами, должны были воспевать труд, социалистические ценности и дружбу народов. Такие нетленки как "Увезу тебя я в тундру" или "Черный кот" получились вполне бодрыми. Но на дискотеках, даже для пионеров в летнем лагере, их не включали. Эта музыка не вызывала тех сильных эмоций, которые приносили ABBA или Boney M. Да и мог ли Союз Композиторов даже в полном составе родить что то подобное?
Наш ответ:
Советская поп-музыка была результатом компромисса: она использовала элементы западных жанров, чтобы привлечь молодежь, но не могла позволить себе полной свободы выражения. ВИА (вокально-инструментальные ансамбли), такие как "Самоцветы", "Песняры", "Весёлые ребята", действительно играли музыку, вдохновлённую западными мотивами, но с идеологически "правильными" текстами.
Главная проблема заключалась в том, что советским композиторам и исполнителям не хватало ресурсов и свободы. Западные артисты имели доступ к передовым студиям звукозаписи, использовали новейшие музыкальные инструменты и обладали полной свободой творчества. Их песни писались без оглядки на цензоров и могли быть просто весёлыми, танцевальными или романтичными. В СССР же даже поп-музыка была вынуждена нести "воспитательную" функцию.
Ирония: В попытке бороться с западной поп-музыкой власть сама популяризировала её элементы. Но, как это часто бывает, полутона не могут заменить оригинал. Советская эстрада, несмотря на свои успехи, не смогла предложить того уровня эмоций и зрелищности, который давали ABBA, Boney M или Оttawan.
В итоге советская поп-музыка не только не вытеснила западную, но часто лишь подогревала интерес к заграничным хитам. Это привело к замкнутому кругу: чем больше власть старалась контролировать музыку, тем сильнее был интерес к тому, что запрещалось.
Фирма «Мелодия» в 1970-е годы начала выпускать пластинки западных артистов. Это был своеобразный компромисс: такие издания выходили с большим запозданием и в урезанном виде. Например, пластинки The Beatles и Elvis Presley появились только в середине 1970-х, когда их популярность уже начала спадать. Тем не менее, подобные релизы помогали властям снизить интерес к подпольным копиям и создать впечатление, что СССР тоже открыт для мировой музыкальной культуры.
Музыкальный парадокс эпохи Брежнева
В эпоху Брежнева борьба с западной музыкой привела к неожиданному результату: чем больше запрещали, тем сильнее рос интерес к запрещённому. Хард-рок, поп-музыка и другие жанры стали символами свободы для советской молодёжи, в то время как официальная эстрада, хоть и старалась быть модной, не могла предложить того же уровня энергии и эмоций. В итоге именно западная музыка стала саундтреком эпохи застоя, несмотря на все усилия властей её искоренить.
Наши дни: Рэп и поп-музыка под давлением
В последние десятилетия популярная музыка снова оказалась в центре внимания властей. Как и в прошлые эпохи, новые музыкальные жанры воспринимаются с подозрением, а их представители часто становятся объектом критики и цензуры. Одной из главных тем в современной музыкальной политике стала борьба с рэпом, который превратился в символ самовыражения молодёжи, и с поп-музыкой, не вписывающейся в консервативные представления пожилых правителей (обойдемся без фамилий и так понятно) о культуре.
Рэп: Новый враг на сцене
В начале 2000-х годов рэп ворвался в молодёжную культуру, став для нового поколения формой выражения своих мыслей и протеста. Исполнители, такие как Oxxxymiron, Noize MC и Хаски, обращались в своих песнях к острым социальным и политическим вопросам, поднимая темы неравенства, свободы и борьбы за права человека.
Однако, такая откровенность вызвала раздражение у властей. Рэп-культура была обвинена в пропаганде насилия, наркотиков и разрушении "традиционных ценностей". Начались запреты концертов, блокировки песен в интернете, а некоторые исполнители столкнулись с прямыми репрессиями. В 2018 году, например, Хаски был задержан после того, как устроил уличное выступление, когда его концерт отменили.
Рэп, как когда-то рок, стал символом внутренней свободы. Его энергия и открытость притягивают молодежь, но пугают правителей, стремящихся к контролю над культурной жизнью. Как и в советскую эпоху, власть начала искать способы адаптировать жанр к своим нуждам. Некоторые артисты, такие как Тимати и Егор Крид, стали выступать с идеологически "правильными" текстами, в которых прославляются официальное понимание патриотизма, и "Лучший друг" народа. Таким образом, протестный жанр был разделён на две части: подпольное искусство, сохраняющее дух свободы, и одобренный мейнстрим.
Поп-музыка: Война с «развратом»
Поп-музыка, которая ещё в 1990-х годах была символом яркости и откровенности, также столкнулась с давлением. В последнее время, началась критика так называемых "голых вечеринок". Власти требуют, чтобы артисты одевались "культурно" и выступали в рамках "традиционных ценностей". Эти ограничения объясняются заботой о морали и воспитании молодёжи, но на деле это отражает вкусы руководства, которые навязываются всей стране.
Здесь: все новое- давно забытое старое:
Одним из ярких примеров стало обсуждение «недопустимости» откровенных костюмов и сексуальной тематики в поп-культуре. Концерты некоторых артистов отменяются под предлогом несоответствия стандартам общественной морали. Всё это стало частью более широкой политики, где искусство всё чаще оказывается под контролем тех, кто диктует, что должно нравиться людям.
Ирония: Поп-культура, которая в 1990-х казалась слишком «развращённой» для официальной культуры, теперь стала ностальгической частью национального наследия. Старые хиты звучат на праздниках, а их исполнители получают государственные награды.
Почему решает власть, а не народ?
Как и в прошлые эпохи, мнение граждан относительно музыки практически не учитывается. Культурная политика определяется узким кругом лиц, чьи личные вкусы становятся нормой для всей страны. Если консервативные взгляды вождя требуют закрытых нарядов и идеологических текстов, то именно эти требования становятся стандартом, даже если они не соответствуют реальным запросам аудитории.
Музыка, как инструмент выражения свободы, всегда будет восприниматься как угроза в условиях жёсткого контроля. Сегодня рэп и поп-музыка, как некогда рок и джаз, сталкиваются с цензурой и идеологической адаптацией. Но, как показывает история, музыка всегда находит способы выжить и продолжить вдохновлять своих слушателей, несмотря на любые ограничения. Запреты на отечественных исполнителей подстегивают интерес к заграничным. Круг замыкается.
История музыкальной цензуры в России показывает, что авторитарная власть всегда стремится подстроить культуру под свои нужды. Сегодня рэп может быть врагом государства, но завтра, при новом пожизненном вожде, он станет классикой. И тогда на смену ему придет что-то новое — и снова нежеланное.
В культуре, как и в политике, действует закон цикличности. Но одно остается неизменным: пока правители определяют, что слушать, страна вынуждена танцевать под их дудку.
Почитать еще:
Если вам было интересно поставьте пожалуйста лайк, для того чтобы материал показываться в ленте в дальнейшем. Так же, воздав скромному труду авторов, не забывайте нажать кнопку Подписаться.
#ИсторияСССР #ИсторияРоссии #КультурнаяИстория #ЗапретыСССР #ВождиСССР #СоветскаяКультура #ЦензураСССР #ИсторияМузыки #РокВСССР #СоветскоеОбщество