Найти тему

Потребительские тесты чая и стагнация рынка

В Великобритании устроили, скажем так, общественное тестированиепакетированного черного чая из супермаркетов. Самого ходового и дешевого, который продается по цене от 1.20 до 4.80 фунтов за 80 пакетиков. Пакетики в Великобритании, напомню, обычно побольше наших, примерно по три грамма. Потому что рассчитаны под употребление чая с молоком.

Чаи тестировали 79 опытных ценителей, которые оценивали внешний вид, аромат и прочие сенсорных характеристики чая. Самым лучшим чаем по результатам слепой дегустации был признан чай Asda Everyday Tea Bags. А последнее место в рейтинге поделили Twinings Everyday и Tesco Original. Ну и по законам жанра лучшим чаем стал самый дешевый из тестируемых. А самый дорогой чай оказался на последнем месте.

www.dailymail.co.uk
www.dailymail.co.uk

Усугубляет интригу тот факт, что самым лучшим оказался не только самый дешевый чай, но еще и чай собственной марки сети супермаркетов. А оказавшийся аутсайдером самый дорогой чай продается под знаменитым чайным брендом, который является одним из символов британской чайной культуры. Ну то есть результаты тестирования открывают отличные манипулятивные возможности. Вывод о том, что простые чуваки из супермаркета сделали чай лучше и дешевле, чем крутые спецы из знаменитой чайной компании, потому что крупные бренды все деньги тратят на маркетинг и там сплошной обман, люди после знакомства с результатами тестирования сделают самостоятельно. Даже намекать не надо.

Крупные чайные бренды по сути своей уже давно являются маркетинговыми проектами — это безусловно. Но это слабо связано с качеством их чая. Объяснять же потребителям, что купажирование и фасовка чая под собственными брендами сетей супермаркетов часто осуществляется теми же компаниями, которые продают чай под собственными брендами, бесполезно. Равно как и указывать на крайнюю ненадежность потребительских тестов. Такие тесты могут быть компонентом системы сравнительной оценки качества, но делать на их основе однозначные выводы — крайне непрофессионально. Это как выкатывать психиатрический диагноз на основе компьютерного варианта теста Люшера. Иногда можно, конечно — но только в том случае, если тестируемый во время теста разбил компьютер и потом откусил сам себе ухо. И еще желательно, чтобы он сатанинских хохотал при этом цитатами из Жванецкого.

Все эти объяснения, повторюсь, обычно совершенно бесполезны. Потому что категоричные заявления в стиле «нас дурят», «все кругом — сволочи» и «я лучше знаю» людям гораздо ближе скучных объяснений того, что чайный рынок — штука большая и сложная и на нем всякое бывает.

Однако один лобовой вывод из всех этих проверок сделать можно. Только не из их результатов, а из самого факта появления таких общественных тестов и следующих за ними публикаций. Вся эта движуха является верным признаком падения или, как минимум, стагнации конкретного чайного рынка. И проистекающей из этого смены маркетинговой тактики.

Если все очень сильно упрощать, то на растущем рынке маркетинговые задачи решаются через освоения новых и незанятых ниш и, если можно так выразиться, площадей. Поэтому чайный маркетинг на растущем рынке обычно красив и публичен. Спонсорство, организация разной чайной и околочайной движухи и все такое прочее, призванное создать устойчивый положительный образ компании и продукта.

А на стагнирующем или падающем рынке маркетинговые задачи решаются через занятие долей рынка, которые предварительно были освобождены конкурентами. Потому что других долей на падающем рынке нет. А чтобы конкуренты что-то там освободили, их надо мочить. Поэтому чайный маркетинг на стагнирующем или падающем рынке может носить непубличный и немного гнусненький характер. Не все чайные проекты до него опускаются — но случается.

Вот тут-то в дело и идут разные жалкие и ничтожные конторы, которые типа что-то там проверяют и тестируют. И либо напрямую отрабатывают заказ кого-то мочкануть. Либо сначала мастерят какой-либо типа компромат, а потом пытаются им шантажировать чайные проекты. Или и то, и другое вместе.

Я ни в коем случае не обвиняю в таких действиях ни конкретные чайные проекты, ни конкретные ассоциации — со свечкой не стоял. Но, повторюсь, сам факт появления в чайных новостях сообщений о том, что кто-то что-то там сравнил, проверил и советует — верный признак стагнации или падения рынка.

В российских чайных новостях, кстати, такая фигня тоже часто появляется. И да, российский рынок недорогого и массового черного чая тоже стагнирует. Как и британский.

Еда
6,93 млн интересуются