Между китайской пейзажной живописью и абстрактным экспрессионизмом.
Работы Чжу Дэцюня - от китайских традиций до абстрактного экспрессионизма - являются мостом между культурами, и его завораживающим стилем продолжают восхищаться и изучать по сей день.
20-й век был отмечен значительными геополитическими событиями, многие из которых также имели неожиданные последствия для мира искусства. Среди них Культурную революцию в Китае можно назвать той искрой, которая зажгла карьеру Чжу Дэцюня (1920-2014). Сегодня этого китайско-французского художника помнят в первую очередь за его абстрактные пейзажи, написанные после 1955 года, когда он бежал из Китая в Париж. Но если революция послужила толчком, то его творчество оказало гораздо более глубокое влияние, которое он готовил и лелеял задолго до переезда в Европу. Его творческое путешествие, по сути, перешагнуло географические границы, объединив богатые традиции китайского искусства с динамизмом западной абстракции. В конечном счете, это слияние привело к созданию пленительного стиля, который продолжает вдохновлять и провоцировать.
От Китая к Франции: поворотный момент.
Родившийся в 1920 году в китайской провинции Аньхой, Чжу Дэцюнь с юных лет был окружен искусством. Он вырос в семье коллекционеров и начал заниматься живописью и каллиграфией под руководством своего отца, копируя работы китайских мастеров традиционной живописи. Коллекция его семьи привила ему глубокое уважение к тщательной работе кистью и тонким штрихам, характерным для этого вида искусства, заложив основу для его художественного восприятия.
Позже, в 1935 году, он был принят в Академию изящных искусств Ханчжоу, где учился у китайских художников, которые обучались в Европе. В частности, на него оказал влияние Линь Фэнмянь, директор Академии, который вернулся из Франции и привез образцы французского современного искусства - от импрессионизма до Матисса и Пикассо.
Вынужденный покинуть свой родной город в 1937 году из-за войны, Чжу Дэцюнь продолжил свое обучение в качестве кочевника, посещая внутренние районы Китая, прежде чем в 1941 году стать профессором искусств в университете Чунцина. Во время этих поездок у него была возможность исследовать захватывающие дух пейзажи разных регионов, которые он впоследствии изобразил в своих работах. К сожалению, все картины и работы на бумаге, которые он создал в этот период, были впоследствии утрачены, но эти годы становления и пейзажи, которые у него была возможность изобразить, произвели неизгладимое впечатление на его воображение и продолжали вдохновлять его еще долго после того, как он покинул Китай.
После недолгого переезда на Тайвань в 1948 году, спасаясь от культурной революции, Чжу Дэцюнь в конце концов решил поселиться в Париже в 1955 году вместе со своей женой, и это решение глубоко повлияло на его художественное видение. Погрузившись в культурную среду послевоенной Европы, Чжу Дэцюнь обнаружил, что его привлекают работы абстрактных экспрессионистов и Парижской школы. Их радикальный отход от изобразительного искусства нашел глубокий отклик в Чжу Дэцюне, вдохновив его на создание собственного пути в области абстракции.
В объятиях абстракции: Мост между Востоком и Западом.
В Париже Чжу Дэцюнь, наконец, обрел стабильность, чтобы как следует поработать над своей живописью, развивая свой стиль и студийную практику. Поначалу художник оказался изолированным от французского художественного сообщества, не зная языка и не имея возможности общаться. Тем не менее, он обратился к галереям и музеям, чтобы найти вдохновение, которое искал, и там впервые познакомился с абстрактным экспрессионизмом. Первые картины, написанные Чжу Дэцюнем в Европе, все еще находились под сильным влиянием фигуративизма, унаследованного им в годы его становления в Китае. Но вскоре после переезда в Европу он начал постепенный путь к абстракции и упрощению, который в конечном итоге привел его к его фирменному стилю.
Однако, несмотря на глубокое влияние западных художников, он никогда не отказывался от своего родного наследия и продолжал смешивать оба этих влияния. С одной стороны, он восхищался такими художниками, как Ханс Хартунг и Хелен Франкенталер, чьи динамичные работы вдохновили целое поколение художников, а также тонкой духовностью и возвышенностью, исходящими от крупномасштабных полотен Марка Ротко. В то же время, с другой стороны, он начал разбавлять свою масляную живопись, почти превращая ее в акварель, которую затем наносил тонкими слоями, чтобы создать эффект сфумато, который сильно напоминал живопись тушью и традиционные китайские техники.
Это уникальное сочетание получило дальнейшее развитие благодаря тематике, которую он выбирал для своих картин. Рассматривая в первую очередь пейзажную живопись, он решил изобразить те самые пейзажи, которые он видел воочию, находясь в изгнании во внутренних районах Китая, и которыми он так восхищался.
При этом техника Чжу Дэцюня превратилась в увлекательную смесь восточных и западных влияний. Он использовал жестовый подход абстрактного экспрессионизма, когда энергичные мазки танцуют по холсту, создавая ощущение движения и динамизма. Но в то же время он сохранил скрупулезный контроль и точность, отточенные благодаря изучению традиционной китайской живописи и каллиграфии, сочетая их с пейзажами своей родной страны. В результате получились работы, которые были одновременно мощными и безмятежными, очаровывая зрителей сложным сочетанием формы, цвета и фактуры.
Наследие инноваций и вдохновения.
В наши дни влияние Чжу Дэцюня на мир искусства неоспоримо, а его наследие как художника имеет далеко идущие последствия. Это включает в себя как его глубокое влияние на развитие абстрактного экспрессионизма, так и его роль культурного посла, соединяющего Восток и Запад. Но по-настоящему его успех начался только в 1980-х годах, когда его фигура начала получать заслуженное признание.
Тем не менее, за последние несколько десятилетий его работы были представлены как во Франции, так и за рубежом, и в настоящее время они хранятся в коллекциях ведущих музеев по всему миру, что свидетельствует о непреходящем влиянии его художественного видения.
По этой причине, по случаю Венецианской биеннале 2024 года, Фонд Чини проводит масштабную ретроспективу под названием “Чжу Дэцюнь в туманности”, которая укрепляет его позиции как ключевой фигуры в истории современного искусства. Эта выставка служит данью уважения его наследию, демонстрируя захватывающие работы, которые продолжают вдохновлять нас и побуждают смотреть на мир через призму художественного слияния.
Абстрактный экспрессионизм: