Найти в Дзене
Функция Архитектура

Абстрактный экспрессионизм. Джоан Митчелл.

Джоан Митчелл.
Джоан Митчелл.

"Я бы, конечно, никогда не смогла отразить природу. Я бы больше хотела нарисовать то, что она оставляет после себя."

Еще немного природной темы, раскрываемой в рамках американского абстрактного экспрессионизма, в продолжение темы, открытой Хелен Франкенталер. Мастер Нью-йоркской школы, эмигрировавшая во Францию, Джоан Митчелл неустанно исследовала новые способы самовыражения и переосмысливала ландшафт в своих динамичных, красочных картинах.

Джоан Митчелл родилась 12 февраля 1925 года в Чикаго. Дочь состоятельных родителей, она росла энергичным, творческим ребенком. Она проводила бесчисленные часы со своей семьей в галереях 19-го века Чикагского института искусств, восхищаясь мастерами постимпрессионизма, которые впоследствии стали ее художественными образцами: Винсентом ван Гогом, Анри Матиссом, Василием Кандинским и Полем Сезанном.

Джоан Митчелл, "Городской пейзаж", 1955, Дар Общества современного американского искусства, Чикагский институт искусств, Чикаго, Иллинойс, США
Джоан Митчелл, "Городской пейзаж", 1955, Дар Общества современного американского искусства, Чикагский институт искусств, Чикаго, Иллинойс, США

Митчелл училась в Смиттовском колледже, где получила степень бакалавра и магистра искусств, а затем переехала в Нью-Йорк, чтобы продолжить заниматься живописью. Вскоре она стала членом Нью-Йоркской школы, группы художников, писателей и интеллектуалов, в которую входили Виллем и Элейн де Кунинг, Франц Клайн, Ли Краснер, Джексон Поллок и Ханс Хофманн. Несмотря на то, что Митчелл была принята нью-йоркским миром искусства, она изо всех сил пыталась найти свое место в качестве одной из немногих женщин в движении, известном своими мужественными личностями.

Джоан Митчелл, "Лирика", ок. 1951, Подарок Уильяма Рубина, Центр искусств Фрэнсис Леман Леб, колледж Вассар, Покипси, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США.
Джоан Митчелл, "Лирика", ок. 1951, Подарок Уильяма Рубина, Центр искусств Фрэнсис Леман Леб, колледж Вассар, Покипси, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США.

Поездка на учебу в Европу укрепила фирменный абстрактный стиль Митчелл, который был полон ярких цветов и смелых форм, не репрезентативных, но часто основанных на природе. Примерно в то же время она вышла замуж за издателя Барни Россета (они развелись три года спустя).

Джоан Митчелл, "Начальнику порта", 1957 год, АКСарт.
Джоан Митчелл, "Начальнику порта", 1957 год, АКСарт.

Митчелл начала участвовать в небольших групповых выставках в начале 1950-х годов, наиболее важной из которых стала выставка на Девятой улице, ставшая переломным моментом для абстрактного экспрессионизма. Работы Митчелл были особенно хорошо приняты, что привело к ее первой персональной выставке в Новой галерее в 1952 году.

Джоан Митчелл "Бесснежная", 1969, дар Фонда Хиллмана, Художественный музей Карнеги, Питтсбург, Пенсильвания, США.
Джоан Митчелл "Бесснежная", 1969, дар Фонда Хиллмана, Художественный музей Карнеги, Питтсбург, Пенсильвания, США.

Несмотря на свою растущую популярность в Нью-Йорке, в конце 1950-х Митчелл купила квартиру в Париже и стала проводить там больше времени. Вскоре она познакомилась с канадским художником Жан-Полем Риопеллом, который стал ее партнером на следующие 20 с лишним лет. Во Франции она начала создавать все более сложные и крупные картины, в том числе диптихи и триптихи - формы, благодаря которым она вскоре стала еще более известна.

Джоан Митчелл, "Сорняки", 1976, подарок Джозефа Х. Хиршхорна, Музей и сад скульптур Хиршхорна, Смитсоновский институт, Вашингтон, округ Колумбия, США.
Джоан Митчелл, "Сорняки", 1976, подарок Джозефа Х. Хиршхорна, Музей и сад скульптур Хиршхорна, Смитсоновский институт, Вашингтон, округ Колумбия, США.

К 1960-м годам Митчелл полностью переехала из Парижа. Ее работы пользовались все большим спросом, и ее приглашали участвовать в престижных выставках, таких как Венецианская Биеннале и Салон Новых Ценностей. Ее живопись начала меняться, переходя от дикого, физического стиля ее ранней карьеры, который сама Митчелл называла “жестоким”, к новой, более контролируемой фазе.

Джоан Митчелл, "Без птиц", 1987-88, частная коллекция.
Джоан Митчелл, "Без птиц", 1987-88, частная коллекция.

Эта эстетическая эволюция совпала с переездом Митчелла в дом в Ветёй, недалеко от Живерни, где был знаменитый дом Клода Моне. Нетрудно заметить, какое влияние оказал на Митчелл французский мастер, особенно его поздние абстрактные водяные лилии. В сопровождении своих многочисленных собак Митчелл прожила в Ветёй до самой своей смерти в 1992 году, черпая вдохновение в сельской местности, которая оказала влияние на многих художников до нее.

"Музыка, стихи, пейзажи и собаки вызывают у меня желание рисовать… А живопись - это то, что позволяет мне выжить."

Джоан Митчелл, "Река", около 1989 года.
Джоан Митчелл, "Река", около 1989 года.

Митчелл провела свою первую крупную музейную выставку "Мои пять лет в деревне" в 1972 году в художественном Музее Эверсона в Сиракузах. Выставка была хорошо принята критиками, в результате чего многие назвали Митчелл одной из лучших американских художниц 20-го века.

Десять лет спустя Митчелл стала первой американкой, которая провела персональную выставку в Музее современного искусства в Париже. Однако вскоре после этого ее здоровье стало ухудшаться. Диагноз "Рак полости рта" вскоре привел к облучению, беспокойству и депрессии. Картины Митчелл середины 1980-х годов отражают мрачное и созерцательное состояние души художницы. Физически ослабленная, Митчелл во время выздоровления экспериментировала с акварельной живописью.

Джоан Митчелл, "Мой пейзаж II", 1967, подарок мистера и миссис Дэвид К. Андерсон, Мемориальная коллекция Марты Джексон, Смитсоновский музей американского искусства, Вашингтон, округ Колумбия, США
Джоан Митчелл, "Мой пейзаж II", 1967, подарок мистера и миссис Дэвид К. Андерсон, Мемориальная коллекция Марты Джексон, Смитсоновский музей американского искусства, Вашингтон, округ Колумбия, США

Митчелл рисовала до самого конца и в конце 1980-х провела еще несколько персональных выставок. Художница скончалась в Американском госпитале Парижа 30 октября 1992 года. В своем завещании она учредила Фонд Джоан Митчелл, организацию, которая существует до сих пор, с намерением помогать художникам и продолжать начатые Митчелл поиски смысла и красоты посредством творчества.

Абстрактный экспрессионизм: