Найти в Дзене
Функция Архитектура

Абстрактный экспрессионизм. Еще раз о Ли Краснер.

Ли Краснер.
Ли Краснер.

В ранние годы в ней проявилась сложная двойственность; у нее было желание быть частью своего культурного семейного сообщества и в то же время быть современной и интернациональной. Она родилась в семье ортодоксальных русских евреев в 1908 году, ее звали Лена Красснер, но в 1922 году она приняла более американское “Ленор”, которое позже сменилось на “Ли”. Она также убрала вторую букву “с” из своей фамилии.

Ли Краснер, "Готический пейзаж", 1961, Тейт Модерн, Лондон, Великобритания.
Ли Краснер, "Готический пейзаж", 1961, Тейт Модерн, Лондон, Великобритания.

Нет сомнений в том, что прослеживаемое влияние на ее работы иногда бывает слишком очевидным и навязчивым — от Пабло Пикассо, Пауля Клее и Пита Мондриана. Но эти работы, похоже, являются беседой, которую она ведет с художниками, которых она знала и которыми восхищалась. Она проникает в суть их творчества, оживляет его и откликается на него. Это дает захватывающее представление об отношениях и дискурсах между художниками и их коллегами.

Некоторые жалуются, что у Краснер не было своего стиля. Но это стилистическое разнообразие и желание сменить направление были намеренными. Краснер однажды сказала: "Я меняю среду, чтобы стимулировать себя. Это помогает мне работать, и это важно."

Ли Краснер, "Битва", 1965, Национальная галерея Виктории, Мельбурн, Австралия.
Ли Краснер, "Битва", 1965, Национальная галерея Виктории, Мельбурн, Австралия.

Она работала с красками и холстом, создавала коллажи и мозаику. Она создавала автопортреты, натюрморты и абстрактные работы. Краснер не могла смириться с тем, что один стиль может выразить все аспекты ее подлинной натуры. Она переосмысливала образы, создавала заново.

Ли Краснер, "Рождение", 1956 год, дом-музей американского искусства Рейнольда, Уинстон-Сейлем, Северная Каролина, США.
Ли Краснер, "Рождение", 1956 год, дом-музей американского искусства Рейнольда, Уинстон-Сейлем, Северная Каролина, США.

Творчество Краснер можно охарактеризовать как следование природным циклам. Свет и тьма, неподвижность и движение, хаос и контроль, отдых и продуктивность. Она работала только тогда, когда на нее находило вдохновение — долгие периоды бездействия сменялись почти бешеной активностью. И когда она была готова, все было готово для изучения. Элеонора Нэрн, куратор галереи Барбикан, говорила о Краснер: "Она верила, что искусство - это выражение внутреннего Я. Наличие фирменного образа означало бы, что в жизни нет ничего случайного."

Ли Краснер, "Без названия", 1953, Национальная галерея Австралии, Канберра, Австралия.
Ли Краснер, "Без названия", 1953, Национальная галерея Австралии, Канберра, Австралия.

Краснер сказала, что ее предметом является она сама; ее работа была тем местом, где она исследовала идеи, касающиеся самости, зависимости и независимости, а также интеллекта. Она была достаточно смелой, чтобы быть непоследовательной, противоречить самой себе и демонстрировать эту дихотомию нам, зрителям.

Друзья Краснер описывают ее как сложную личность. Временами она была ужасно чувствительна к критике своих работ. В других случаях у нее была шкура носорога, и ее мало заботил успех у критиков. Хотя она, казалось, прекрасно понимала свою ценность как художницы и заявляла, что рисовать - значит жить, она, как ни странно, пожертвовала многими периодами своей жизни, чтобы продвигать и поддерживать Поллока, оставив в стороне свои собственные потребности.

Ли Краснер, "23-е сентября" 1980 года, Художественный музей Фенимора, Нью-Йорк, Нью-Йоркская область, США
Ли Краснер, "23-е сентября" 1980 года, Художественный музей Фенимора, Нью-Йорк, Нью-Йоркская область, США

Многие критики и любители искусства смотрят на работы Краснер сквозь призму Поллока, но если вы сможете взглянуть на ее работы непредвзято, то будете тронуты и вдохновлены тем, что обнаружите. Историк искусства Барбара Роуз сказала об этих работах: “Это прямые, энергичные, требовательные встречи между душой художника и душой зрителя”.

Ли Краснер, "Натюрморт", 1938, Музей современного искусства, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США.
Ли Краснер, "Натюрморт", 1938, Музей современного искусства, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США.

Искусство становится наиболее значимым, когда выходит за рамки, разрушает их, чтобы попытаться показать и объяснить нам, что такое свобода.

Абстрактный экспрессионизм: