“Джексон Поллок. Является ли он величайшим из ныне живущих художников Соединенных Штатов?” этот вопрос был задан журналом Life в 1949 году, что ознаменовало начало восхождения к славе относительно неизвестного в то время художника. Джексон Поллок быстро стал лицом абстрактного экспрессионизма — он превратил рисование в ритуальное действо, чередуя процесс создания произведений искусства с деятельностью, которая происходит во времени и пространстве и задействует человеческое тело.
Поллок был американским художником, родившимся в Вайоминге в 1912 году. В 1930 году он переехал в Нью-Йорк, где учился у Томаса Харта Бентона, главы американского регионализма, художественного течения, которое отошло от модернизма и вернулось к фигуративной живописи. Хотя со стороны может показаться, что Поллок восстал против своего наставника, на самом деле у этих двоих была одна и та же мечта и цель: они оба стремились изобразить современное состояние американской жизни, каким бы динамичным оно ни казалось по их работам.
Пегги Гуггенхайм наняла Поллока для создания большого художественного произведения в ее доме, в 1943-1944 годах Поллок создал для нее картину "Фреска". Его композиция простиралась по всему холсту - универсальная техника, впервые использованная Марком Тоби. Мазки на картине существовали сами по себе, были самодостаточны и все меньше и меньше привязывались к тому, что они изображали.
1948 год ознаменовался началом его серии дрип-картин - техники, при которой краска капает или выливается непосредственно на холст. Поллок положил свой холст на землю и налил на него краску из банки, проводя по ней палочкой или кистью.
Интересно, что в Лондоне этот вид искусства стал известен как американская живопись - абстрактный экспрессионизм получил мировое признание. Хотя кажется, что картины основаны на случайностях, такие критики, как Клемент Гринберг, узаконили их как наследие европейского модернизма. Гринберг рассматривал абстрактный экспрессионизм как вид искусства, сочетающий в себе как чистоту формы, так и технику рисования, указывая на то, что живопись больше не участвует в создании иллюзии трехмерного мира на двумерном холсте.
Творчество художника по-прежнему важно для раскрытия художественного инстинкта, а его техника - это усиление его собственных чувств, движений и жестикуляции. Непосредственное наследие Поллока, безусловно, больше всего ощущалось другими художниками. Его работы соединили в себе элементы кубизма, сюрреализма и импрессионизма, в конечном счете превзойдя их все.