Найти тему
Функция Архитектура

Абстрактный экспрессионизм.

Джексон Поллок, "Номер 1А", 1948, Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.
Джексон Поллок, "Номер 1А", 1948, Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.

Последнее время тщательно изучаю искусство, повторяю то, что знал и открываю новое. Всем должно быть известно, что самым прогрессивным видом искусства является живопись. Многие скажут, что это отсутствие вкуса, потому что мне нравится практически всё, но для меня «нравиться» = «быть понятым». То, что мне не понятно, я просто изучаю глубже и оно начинает нравиться. Как я наблюдаю, люди часто делятся на тех, кто любит «классику» или то, что ближе к реалистическим школам либо «авангард» и «репрезентативное искусство». Лично я в них противоречий не вижу и одинаково ценю и те и другие стороны искусств. Об этих самых противоречиях и взглядах поговорим как-то в другой раз. А сегодня будет рассказ про то, что меня цепляет больше всего из современной, хоть и относящейся аж к «сердцевине ХХ века», живописи – абстрактном экспрессионизме. На мой взгляд это до сих пор одно из самых прогрессивных направлений, которое способно открыть нам еще много нового в будущем. Несмотря на то что данный стиль считается исчерпанным многие части современного мира формируются на основе его идеологии.

Роберт Мазервелл, "Элегия Испанской республике № 70", 1961, Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк, США.
Роберт Мазервелл, "Элегия Испанской республике № 70", 1961, Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк, США.

Абстрактный экспрессионизм — это художественное течение, возникшее в США в 1940-х и 1950-х годах. Среди наиболее известных художников этого направления - Джексон Поллок, Марк Ротко, Виллем де Кунинг и Барнетт Ньюман. Несмотря на то, что это не единый стиль, он описывает все новые формы абстрактного искусства, стремящиеся передать эмоции. Характеризующееся мазком кисти и нанесением отметок, это движение создавало впечатление спонтанности. Однако оно не было хаотичным или неупорядоченным. Итак, давайте углубимся в абстрактный экспрессионизм и обнаружим этот хаотический порядок.

Аршиль Горки, "Агония", 1947, Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.
Аршиль Горки, "Агония", 1947, Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.

Когда?

Прежде чем мы начнем анализировать само движение, важно прояснить исторический контекст, в котором оно возникло. В основном оно базировалось в Нью-Йорке, и его круг стал известен как Нью-Йоркская школа. Будучи детищем Второй мировой войны, абстрактный экспрессионизм был глубоко затронут как усиливающимся европейским кризисом 1930-х годов, так и политикой холодной войны, и консерватизмом 1950-х годов.

Ганс Хофманн, "Помпеи", 1956, Тейт Модерн, Лондон, Великобритания.
Ганс Хофманн, "Помпеи", 1956, Тейт Модерн, Лондон, Великобритания.

Нью-Йорк 30-х и 40-х.

В 1930-е годы Нью-Йорк становился художественным центром. Все больше музеев и галерей проводили крупные выставки современного искусства. Музей современного искусства организовал выставки: "Кубизм и абстрактное искусство" (1936), "Фантастическое искусство", "Дадаизм", "Сюрреализм" (1936-1937) и большую ретроспективу Пабло Пикассо. В 1939 году открылся Музей беспредметной живописи. Позже он был переименован в музей Соломона Р. Гуггенхайма и собрал большую коллекцию работ Василия Кандинского.

Из-за роста фашизма в Европе многие художники, особенно сюрреалисты, переехали в Нью-Йорк. Одним из эмигрировавших художников был Ганс Хофманн, оказавший огромное влияние на абстрактных экспрессионистов. Ранее Хофманн встречался с Пикассо, Анри Матиссом, Жоржем Браком. Он был глубоко знаком с кубизмом и фовизмом. Поэтому он стал влиятельным учителем для своих учеников.

Итак, нью-йоркские художники знали все тенденции современного европейского искусства. И все же у них было чувство неполноценности. Однако личные встречи со многими европейскими художниками, такими как Андре Бретон, Сальвадор Дали, Аршиль Горки, Макс Эрнст, Пит Мондриан и Андре Массон, помогли сбросить их с пьедестала почета. Американские художники почувствовали, что им необходимо превзойти своих европейских коллег и продолжить художественную дискуссию на своих условиях. Кроме того, когда война закончилась, предыдущим работам уже было не о чем говорить.

«После газовых камер… Чем еще могут шокировать нас бедные сюрреалисты?»

Франц Клайн, "Черные отражения", 1959, Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США.
Франц Клайн, "Черные отражения", 1959, Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США.

США в 50-х.

Абстрактный экспрессионизм расцвел в эпоху холодной войны, а также социального и культурного консерватизма. После войны США стали мировой державой. Это означает, что в стране наблюдался огромный экономический рост, которым наслаждались граждане. Однако атмосфера была тревожной; власть сопровождалась безумием и постоянным страхом перед незнакомцами или врагами (коммунизмом). Абстрактный экспрессионизм в некотором смысле символизировал свободу слова; свобода творчества не была объектом осуждения. Именно поэтому она так быстро и глубоко пустила свои корни. Это движение получило признание благодаря идее свободы, которую оно давало посредством акта живописи.

Таким образом, Нью-Йорк стал новым глобальным центром западного искусства. А Париж утратил свое место столицы искусства.

Брэдли Уокер Томлин, "Номер 12 – 1949", 1949, Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США.
Брэдли Уокер Томлин, "Номер 12 – 1949", 1949, Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США.

Формирование движения.

Из всего сказанного ясно, что к концу 1940-х годов абстрактный экспрессионизм уже стал новым направлением в мире искусства. Клиффорд Стилл сменил свой стиль с репрезентативных работ на масштабный абстрактный синтез. В 1947 году Джексон Поллок открыл для себя свой фирменный стиль "дрип". В следующем году у Виллема де Кунинга была грандиозная выставка в галерее Чарльза Игана, где он впервые показал свои женские картины. Любая композиция, расположение или взаимосвязь между его моделями были устранены, что привело к чистой абстракции. Более того, Барнетт Ньюман нашел свой личный контакт с Onement I. Кроме того, Марк Ротко начал создавать свои “многоформатные” картины, которые позже привели его к заметному зрелому периоду.

Виллем де Кунинг, "Женщина и велосипед", 1952-1953, Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США.
Виллем де Кунинг, "Женщина и велосипед", 1952-1953, Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США.

Наследие сюрреализма.

Сюрреализм оставил после себя большое наследие. Абстрактным экспрессионистам удалось вписать его в послевоенное настроение тревоги и травм. Поскольку целью этого нового стиля было выражение эмоций, художники чувствовали, что искусство должно быть свободным от норм; оно должно исходить из подсознания, чтобы быть правдивым. Тот факт, что большинство сюрреалистов переехало в США в 1930-х годах, оказал огромное влияние на формирование абстрактного экспрессионизма. Это побудило новых художников углубиться в мифы и архетипические символы. Кроме того, это помогло им воспринимать живопись как “борьбу между самовыражением и хаосом подсознания”.

Виллем де Кунинг, "Абстракция", 1949-1950, Национальный музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид, Испания.
Виллем де Кунинг, "Абстракция", 1949-1950, Национальный музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид, Испания.

Экшн-живопись.

Как уже упоминалось, абстрактный экспрессионизм не был единым стилем. Его можно разделить на две основные группы: живопись в жанре экшн и живопись цветового поля. В экшн-живописи художники “атаковали” холст выразительными мазками кисти. Такие художники, как Джексон Поллок и Виллем де Кунинг, работали спонтанно, импровизируя. Картина была физическим воплощением настоящего произведения искусства, то есть процесса его создания.

Спонтанные действия, такие как случайные мазки и выразительные мазки кистью, рассматривались как танец с подсознанием, позволяющий высвободить его содержимое. Однако это не означало отсутствия контроля. Живопись в жанре экшн не была случайной или неупорядоченной. Капли были выразительными, а краски равномерно распределялись по холсту. Это было спокойствие посреди хаоса.

Как писал в 1952 году искусствовед Гарольд Розенберг в статье "Американские художники действия":

«В определенный момент холст стал казаться одному американскому художнику за другим ареной для действия, а не пространством, в котором можно воспроизвести, переработать дизайн, проанализировать или “выразить” объект, реальный или воображаемый. То, что должно было попасть на холст, было не картиной, а событием.»

Джексон Поллок рисует картину, за которой наблюдает Ли Краснер, 1950 год. Фото Ханса Намута
Джексон Поллок рисует картину, за которой наблюдает Ли Краснер, 1950 год. Фото Ханса Намута

Живопись цветового поля.

Художники цветового поля заполняли свои полотна большими участками одного цвета. Марк Ротко и Барнетт Ньюман - наиболее яркие представители этой техники. Клиффорд Стилл, который очень интересовался религией и мифами, создавал очень простые композиции, чтобы заставить зрителя созерцать. Художники, работающие в цветовом поле, хотели уйти от “биоморфизма” Жоана Миро и Пикассо. Они хотели перейти к более редуктивному стилю, который был бы скорее выражением личности, а не репрезентацией объекта.

Клиффорд Стилл, "Без названия", 1956, Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США.
Клиффорд Стилл, "Без названия", 1956, Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США.

Ротко и Ньюман считали, что цвет сам по себе эмоционален, поэтому их полотна с цветовыми полями были выразительными. Ротко начал свои эксперименты в начале 1940-х годов с абстрактными символами, которые позже превратились в совершенно абстрактные цветовые поля. Ньюман верил, что все можно передать с помощью одного мощного символа. Поэтому он создал картины “молния”. Это вертикальные цветные полосы, нарисованные по центру холста.

Марк Ротко, "Охра и красное на красном", 1954, Коллекция Филлипса, Вашингтон, округ Колумбия, США
Марк Ротко, "Охра и красное на красном", 1954, Коллекция Филлипса, Вашингтон, округ Колумбия, США

Клемент Гринберг, другой крупный художественный критик того времени, писал, что живопись в цветовом поле была новым формализмом. Ее интересовало не содержание произведения искусства, а линии, цвета и формы.

Барнетт Ньюман, "Адам", 1951-1952, галерея Тейт Модерн, Лондон, Великобритания.
Барнетт Ньюман, "Адам", 1951-1952, галерея Тейт Модерн, Лондон, Великобритания.

Художницы в движении.

В истории искусства абстрактный экспрессионизм считался мужским направлением из-за его агрессивности и насилия. Однако в 1940-х и 1950-х годах было много женщин-художниц, которые создавали мощные произведения искусства, хотя их имена и не упоминались в документах того времени. Такими художницами были Мэри Эббот, Джей Дефео, Перл Файн, Хелен Франкенталер, Соня Гехтофф, Джудит Годвин, Грейс Хартиган, Элейн де Кунинг, Ли Краснер, Джоан Митчелл, Дебора Ремингтон, Этель Швабахер и другие.

Мэри Эббот, "Картина Билла", 1951, частная коллекция.
Мэри Эббот, "Картина Билла", 1951, частная коллекция.

Только в 2016 году женское движение, наконец, получило массовое признание. Художественный музей Денвера организовал выставку "Женщины абстракции", на которой было представлено более 50 работ, объединенных в единую экспозицию.

Джоан Митчелл, "Городской пейзаж", 1955, Музей современного искусства Форт-Уэрта, Форт-Уэрт, Техас, США.
Джоан Митчелл, "Городской пейзаж", 1955, Музей современного искусства Форт-Уэрта, Форт-Уэрт, Техас, США.

Представители меньшинств.

Другие художники тоже придерживались абстрактного стиля, но оставались вне поля зрения официального мира искусства. Здесь можно перечислить двух афроамериканских художников: Нормана Льюиса и Эда Кларка. Льюис рисовал яркими и выразительными красками и создавал каллиграфические линии. Он хотел выразить конфликт между радостью и сохраняющимися трудностями в его расовом сообществе. Кларк был одним из первых, кто использовал фигурные полотна. Его вклад в абстрактный экспрессионизм был очень важен.

Норман Льюис, "Фантазия II", 1946, Музей современного искусства, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США.
Норман Льюис, "Фантазия II", 1946, Музей современного искусства, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США.

Движение достигло и Японии. Японские художники нашли новый способ выразить идеи дзен-буддизма. Они объединили свое культурное наследие с абстракцией и представили то, что, по их мнению, было возвышенным, например, Иншо Домото и Кадзуо Сирага. Кроме того, Сабуро Хасэгава рисовал в стиле абстрактной каллиграфии. Изгибы и выразительные мазки кисти раскрывали буддийскую идеологию и в то же время вызывали эмоции.

Инше Домото, "Симфония", 1961, Музей изобразительных искусств Инше Домото, Киото, Япония
Инше Домото, "Симфония", 1961, Музей изобразительных искусств Инше Домото, Киото, Япония

Второе поколение абстрактных экспрессионистов.

Второе поколение художников появилось немного позже первого. Они были более разнообразны с точки зрения социально-культурной среды и географии. У них также были несколько иные интересы. В отличие от своих предшественников, они интересовались более экзотерическими вещами: что придает смысл объективным вещам в мире? В 1964 году Гринберг организовал выставку "Пост-живописная абстракция", чтобы представить эти новые проблемы.

Фрэнк Стелла, "Харран II", 1967, музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США.
Фрэнк Стелла, "Харран II", 1967, музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США.

Падение.

Уместно сказать, что, когда яркая звезда очень быстро восходит, ее падение будет таким же быстрым. Это относится и к абстрактному экспрессионизму. К середине 1950-х годов он исчерпал себя. У некоторых художников, таких как Ротко и Ньюман, был настолько упрощенный стиль, что он не оставлял места для развития. Молодым художникам не нравилась эта постоянная чувствительность.

Эллсворт Келли, "Пейзаж Святого Мартина", 1979, Тейт Модерн, Лондон, Великобритания.
Эллсворт Келли, "Пейзаж Святого Мартина", 1979, Тейт Модерн, Лондон, Великобритания.

Художники Энди Уорхол, Джаспер Джонс, Роберт Раушенберг и Эллсворт Келли, не одобряли стиль мачо Нью-йоркской школы. Некоторые из них учились у нее, но они разработали свой собственный стиль, добавив элементы иронии или двусмысленности. Энди Уорхол, полностью отвернулись от них. Они нашли свое призвание в уличной поп-культуре, не имея ничего общего с «бабниками-алкоголиками», такими как Поллок или де Кунинг.

К концу десятилетия абстрактный экспрессионизм утратил свое место в художественных дискуссиях. Появились новые течения и стили, такие как поп-арт и минимализм. Тем не менее, его наследие сохранилось в значительной степени.