Это будет последний персонаж в этой серии статей, может быть самый архитектурный из абстрактных экспрессионистов, Барнетт Ньюман. Он был одним из столпов этого движения, и его вклад в современное искусство невозможно недооценить. Ньюман считал искусство актом самосозидания и декларацией свободы. Несмотря на то, что в 1950-е годы, когда Ньюман создавал феноменальные произведения, он не был признан, к концу своей жизни он обрел признание. Минималисты нашли в его творчестве своего отца. Сегодня его работы можно найти во многих крупных музеях по всему миру, и они продаются на аукционах за миллионы долларов.
Барнетт Ньюман родился 29 января 1905 года. Он был сыном еврейских иммигрантов из Польши. Он изучал философию в Городском колледже Нью-Йорка и окончил его в 1927 году. В течение следующих 15 лет Ньюман работал в семейном бизнесе по производству одежды, что прекрасно заметно по его умению одеваться, и подменял учителя рисования в одной из школ Нью-Йорка.
В 1933 году он баллотировался на пост мэра Нью-Йорка. Он выступал за гражданские программы в области искусства и меры по борьбе с загрязнением окружающей среды. В то же время Ньюман изучал труды Генри Дэвида Торо и анархиста Петра Кропоткина. Более того, он очень интересовался ботаникой, геологией, орнитологией и племенное искусство. Несмотря на свои многочисленные интересы, Ньюман всегда оставался вовлеченным в жизнь общества. Он был осведомлен обо всех современных проблемах.
Ранние работы.
В 1930-х годах Ньюман создал несколько картин, которые, как говорили, были написаны в стиле экспрессионизма. Однако он уничтожил их все, потому что счел недостойными внимания. Почти десять лет спустя он снова начал рисовать. Только в 1944 году Ньюман почувствовал, что его творчество окончательно созрело. Именно тогда он присоединился к нью-йоркской среде абстрактных экспрессионистов.
В 1948 году он написал картину "Орнамент I", которая доказала, что Ньюман обрел свой собственный голос. Вертикальная полоса, которую он назвал “молнией”, соединила верхние и нижние края картины. Молнии выделяются на фоне цветовых полей в редких композициях. Это побудило критиков назвать его “художником цветового поля”. Ньюман хотел начать с нуля. Таким образом, он рисовал так, как будто живописи никогда раньше не существовало.
Молния как произведение искусства.
Молнии одновременно и разделяли, и объединяли композицию. На некоторых его картинах 1950-х годов молния - это все, что есть в работе. Таким образом, картины были чисто абстрактными, и многие из них изначально не имели названия. Позже Ньюман дал им названия, каждый раз намекая на определенную тему. Часто они были связаны с еврейской тематикой. Например, на картине "Авраам" (1949) есть имя библейского патриарха и отца Барнетта.
С 1958 по 1966 год Ньюман создавал то, что впоследствии станет его высшим достижением, - серию "Крестные состояния". Все произведения серии черно-белые. Сериал посвящен религиозной тематике, и его подзаголовок звучит так: "Лема сабахтани – почему ты оставил меня?" Согласно Новому Завету, это были последние слова Иисуса на кресте. "Крестные состояния" - мемориал жертвам Холокоста.
Яркие цвета в поздних работах.
В своих последних работах, таких как серия "Кто боится красного, желтого и синего", Ньюман рисовал чистыми яркими красками на очень больших холстах. Картина "Свет Анны" (1968), названная в честь его матери, скончавшейся тремя годами ранее, является его самой большой работой в истории: 8,5 на 2,7 метра. Он также работал с фигурными холстами и иногда переходил с масляных красок на акриловые.
Тем не менее, Барнетт Ньюман был не только художником. Он также был скульптором и литографом. Его скульптуры представляли собой всего несколько изящных изделий из стали. "Сломанный обелиск" (1963) - самый популярный и самый монументальный из них. Он представляет собой перевернутый обелиск, острие которого находится на вершине пирамиды. Он также создал серию литографий "18 песен" (1963-1964) и небольшое количество офортов.
Обретение признания.
В 1950-е годы над ним в основном насмехались и отвергали как художника. Люди предпочитали более ярких художников, таких как Джексон Поллок. Несмотря на то, что Клемент Гринберг, влиятельный художественный критик того времени, восторженно писал о нем, ситуация не изменилась. Барнетт Ньюман умер 4 июля 1970 года. Только в последние годы его жизни к нему стали относиться серьезно как к художнику. Сегодня картины Барнетта Ньюмана представлены в постоянных экспозициях МоМА, музея Стеделийк (Амстердам), галереи Тейт, Чикагского института искусств и многих других музеев и галерей.