Найти в Дзене

Абстрактный экспрессионизм. Хелен Франкенталер.

Оглавление
Хелен Франкенталер в своей студии.
Хелен Франкенталер в своей студии.

Танец от Поллока вглубь мира американского женского абстрактного абстракционизма продолжается. И сегодня небольшой очерк про одну из самых ярких и неординарных героинь во всем этом ряду. Если остальные создавали короля, она придумала как его превзойти и изобрела новую технику и метод абстрактной живописи.

Статистически наиболее известны мужчины абстрактного экспрессионизма: Джексон Поллок и его знаменитая техника “дрип”; абстрактные женщины Виллема де Кунинга; разноцветные прямоугольники Марка Ротко. Франкенталер, увидев, что делает Поллок, решила сама создать нечто революционное - метод рисования “впитавшимися пятнами”. Согласитесь, в этом есть что-то женское из рекламы стирального порошка.

Абстрактный экспрессионизм Франкенталер.

Родилась в 1928 году в семье богатых немецко-еврейских иммигрантов (ее отец был судьей Верховного суда штата Нью-Йорк) Франкенталер была младшей из трех девочек. Вместо того чтобы окунуться в мир загородных клубов своей семьи, посещая, как ее старшие сестры, Вассар или Маунт-Холиок, Франкенталер решила изучать живопись в Беннингтоне, что для девушки из Верхнего Ист-Сайда в 1946 году было довольно скандальным поступком. Самопровозглашенная обитель “богемы” стала крупным игроком в абстрактном экспрессионистском художественном движении 1950-х и 1960-х годов. Франкенталер однажды заявила: "Действительно хорошая фотография выглядит так, как будто все произошло внезапно."

Хелен Франкенталер, "Горы и море", 1952 год.
Хелен Франкенталер, "Горы и море", 1952 год.

“Если бы цвет и поверхность были одним целым...”

Однажды, повинуясь своей прихоти, Франкенталер разбавила масляные краски до жидкого состояния, а затем залила незаконченный холст. Краска впиталась в ткань, скапливаясь и наслаиваясь, создавая и воссоздавая яркие цвета, пока картина не стала больше походить не на масляную, а на акварельную. Так родился метод “впитавшихся пятен”. Она назвала свою работу "Горы и море" (1952). Искусствовед Хилтон Крамер однажды охарактеризовала ее как столь же важную для школы колористики, как "Авиньонские девицы" Пикассо - для кубизма. Или, как однажды написал о ее работах почетный куратор МоМА Джон Элдерфилд: “Это было так, как если бы цвет и поверхность были одним целым...”

Хелен Франкенталер, "Рапунцель", 1974 год.
Хелен Франкенталер, "Рапунцель", 1974 год.

Восхождение по карьерной лестнице в мире искусства.

Не только яркие цвета делают работы Франкенталер такими завораживающими. Мне нравятся ее интригующие названия, которые дают зрителю что-то осязаемое, за что можно зацепиться среди абстракции. Вот "Рапунцель" 1974 года. Или "Флирт", созданный в 1995 году, когда Франкенталер было 67 лет.

Хелен Франкенталер, "Флирт", 1995
Хелен Франкенталер, "Флирт", 1995

Например, в картине "Лестница Иакова" нет узнаваемой лестницы, но с помощью цвета и тончайших линий Франкенталер создает вертикальное движение, а также ощущение неустойчивости. В одноименной библейской истории Иаков мечтает о лестнице, по которой ангелы беспрепятственно перемещаются между Небом и Землей. На этом этапе своей творческой карьеры Франкенталер уже была профессионалом в том, что касалось двух миров, неустанно поднимаясь по художественной лестнице в мире, не склонном приветствовать женщин.

Хелен Франкенталер, "Лестница Иакова", 1957, Музей современного искусства, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США.
Хелен Франкенталер, "Лестница Иакова", 1957, Музей современного искусства, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США.

Природа как вдохновение.

На протяжении своей шестидесятилетней карьеры Франкенталер часто возвращалась к миру природы в поисках вдохновения. Она изучала пейзажистов 19 века, и названия многих ее картин напоминают о природе. В 1965 году Франкенталер создала картину "Каньон", в которой перешла от масла к акрилу, что позволило создать более четкие контуры и более насыщенные цвета. Это, конечно, каньон. Но это гораздо больше чем каньон – это также взрыв цвета, контрастов и изгибов.

Хелен Франкенталер, "Каньон", 1965, Коллекция Филлипс, Вашингтон, Округ Колумбия, США.
Хелен Франкенталер, "Каньон", 1965, Коллекция Филлипс, Вашингтон, Округ Колумбия, США.

В 1952 году, когда ей было 23 года, всего через год после ее первой персональной выставки, она сидела на корточках на полу рядом с незаконченным холстом, держа в руке полупрозрачную масляную краску и задаваясь вопросом: “А что, если?” и как с помощью этого первого всплеска красок Франкенталер преобразила мир, который, как мне кажется, превратился во что-то более смелое, более яркое и более интересное.

После работ Поллока, Краснер, Собел, чьи труды наполнены душевной болью, несвободой и депрессией, эти полотна погружают нас в волшебный мир, в котором хочется остаться подольше.

Хелен Франкенталер, "Природа не терпит пустоты", 1973, Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия, США.
Хелен Франкенталер, "Природа не терпит пустоты", 1973, Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия, США.

Еще на тему абстрактного экспрессионизма: