Танец от Поллока вглубь мира американского женского абстрактного абстракционизма продолжается. И сегодня небольшой очерк про одну из самых ярких и неординарных героинь во всем этом ряду. Если остальные создавали короля, она придумала как его превзойти и изобрела новую технику и метод абстрактной живописи.
Статистически наиболее известны мужчины абстрактного экспрессионизма: Джексон Поллок и его знаменитая техника “дрип”; абстрактные женщины Виллема де Кунинга; разноцветные прямоугольники Марка Ротко. Франкенталер, увидев, что делает Поллок, решила сама создать нечто революционное - метод рисования “впитавшимися пятнами”. Согласитесь, в этом есть что-то женское из рекламы стирального порошка.
Абстрактный экспрессионизм Франкенталер.
Родилась в 1928 году в семье богатых немецко-еврейских иммигрантов (ее отец был судьей Верховного суда штата Нью-Йорк) Франкенталер была младшей из трех девочек. Вместо того чтобы окунуться в мир загородных клубов своей семьи, посещая, как ее старшие сестры, Вассар или Маунт-Холиок, Франкенталер решила изучать живопись в Беннингтоне, что для девушки из Верхнего Ист-Сайда в 1946 году было довольно скандальным поступком. Самопровозглашенная обитель “богемы” стала крупным игроком в абстрактном экспрессионистском художественном движении 1950-х и 1960-х годов. Франкенталер однажды заявила: "Действительно хорошая фотография выглядит так, как будто все произошло внезапно."
“Если бы цвет и поверхность были одним целым...”
Однажды, повинуясь своей прихоти, Франкенталер разбавила масляные краски до жидкого состояния, а затем залила незаконченный холст. Краска впиталась в ткань, скапливаясь и наслаиваясь, создавая и воссоздавая яркие цвета, пока картина не стала больше походить не на масляную, а на акварельную. Так родился метод “впитавшихся пятен”. Она назвала свою работу "Горы и море" (1952). Искусствовед Хилтон Крамер однажды охарактеризовала ее как столь же важную для школы колористики, как "Авиньонские девицы" Пикассо - для кубизма. Или, как однажды написал о ее работах почетный куратор МоМА Джон Элдерфилд: “Это было так, как если бы цвет и поверхность были одним целым...”
Восхождение по карьерной лестнице в мире искусства.
Не только яркие цвета делают работы Франкенталер такими завораживающими. Мне нравятся ее интригующие названия, которые дают зрителю что-то осязаемое, за что можно зацепиться среди абстракции. Вот "Рапунцель" 1974 года. Или "Флирт", созданный в 1995 году, когда Франкенталер было 67 лет.
Например, в картине "Лестница Иакова" нет узнаваемой лестницы, но с помощью цвета и тончайших линий Франкенталер создает вертикальное движение, а также ощущение неустойчивости. В одноименной библейской истории Иаков мечтает о лестнице, по которой ангелы беспрепятственно перемещаются между Небом и Землей. На этом этапе своей творческой карьеры Франкенталер уже была профессионалом в том, что касалось двух миров, неустанно поднимаясь по художественной лестнице в мире, не склонном приветствовать женщин.
Природа как вдохновение.
На протяжении своей шестидесятилетней карьеры Франкенталер часто возвращалась к миру природы в поисках вдохновения. Она изучала пейзажистов 19 века, и названия многих ее картин напоминают о природе. В 1965 году Франкенталер создала картину "Каньон", в которой перешла от масла к акрилу, что позволило создать более четкие контуры и более насыщенные цвета. Это, конечно, каньон. Но это гораздо больше чем каньон – это также взрыв цвета, контрастов и изгибов.
В 1952 году, когда ей было 23 года, всего через год после ее первой персональной выставки, она сидела на корточках на полу рядом с незаконченным холстом, держа в руке полупрозрачную масляную краску и задаваясь вопросом: “А что, если?” и как с помощью этого первого всплеска красок Франкенталер преобразила мир, который, как мне кажется, превратился во что-то более смелое, более яркое и более интересное.
После работ Поллока, Краснер, Собел, чьи труды наполнены душевной болью, несвободой и депрессией, эти полотна погружают нас в волшебный мир, в котором хочется остаться подольше.
Еще на тему абстрактного экспрессионизма: