Найти тему
Функция Архитектура

Абстрактный экспрессионизм. Джанет Собел.

Оглавление
Евгения Ольховская.
Евгения Ольховская.

Отталкиваясь от фигуры Джексона Поллока мы уходим в пространство абстрактного экспрессионизма и пока обращаем внимание на ближайшие фигуры, на женщин, которые создавали титан Поллока. Если первая была его женой и музой, возможно создавшей фигуру Поллока, то вторая героиня из этой статьи, та, которая изобрела сам художественный метод, которым пользовался и за который был признан художник.

Несмотря на то, что Джанет Собел (урожденная Дженни Олеховски, что, видимо, очепятка от Евгении Ольховской) почти полностью стерта из канона абстрактного экспрессионистского искусства, в настоящее время она постепенно завоевывает признание как одна из первых создательниц техники дрип-живописи, которую многие критики ранее ассоциировали только с Джексоном Поллоком.

Джанет Собел, "Без названия", ок. 1946, Музей современного искусства, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США.
Джанет Собел, "Без названия", ок. 1946, Музей современного искусства, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США.

Кто такая Джанет Собел?

Джанет Собел родилась 31 мая 1893 года в Екатеринославе, Российская Империя (ныне Днепропопетровск), и вместе со своими братьями и сестрами переехала в Нью-Йорк в 1908 году после того, как ее отец был убит во время восстания. В возрасте 17 лет она познакомилась с Максом Собелом, вышла за него замуж и начала свою жизнь обычной домохозяйки и матери в Нью-Йорке. Что, пожалуй, самое удивительное, так это то, что Собел начала рисовать только в возрасте 45 лет (в 1937 году). Тогда она стала известна как художница-домохозяйка из пригорода.

С расцветом абстрактного экспрессионизма в Нью-Йорке в этот период Собел сосредоточила свое внимание в первую очередь на абстрактном и нефигуративном искусстве. Ее работы начали получать признание после того, как ее сын обнаружил ее художественный талант. Он помогал ей, показывая ее работы эмигрантам-сюрреалистам, таким как Андре Бретон и Макс Эрнст.

Открытие.

Из-за того, что Собел была домохозяйкой, у нее никогда не было денег на частные уроки рисования, и, таким образом, она стала художницей-самоучкой. Хотя это может мешать другим художникам, Собел смогла изобрести свои собственные художественные приемы и методы рисования. Это отличало ее от других современных абстрактных экспрессионистов.

Она назвала музыку одним из своих источников вдохновения, заявив, что она стимулировала ее чувства, которые она изливала непосредственно на холст. Во многих своих ранних работах она использовала автоматическую технику при создании своих работ. Это заставило многих сравнить ее с такими группами, как сюрреалисты. Она работала быстро, сосредоточившись исключительно на одной идее, которая пришла ей в голову и дала необходимое вдохновение.

Джанет Собел, "Млечный путь", 1945, Музей современного искусства, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США.
Джанет Собел, "Млечный путь", 1945, Музей современного искусства, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США.

По словам ее сына, она готовила почву, которая неизменно подсказывала ей какую-нибудь "идею", внезапное зарождение которой сопровождалось столь же быстрым воплощением. В попытках закрепить свой замысел она наливала краску, переворачивала холст и дула на текущую краску.

Таким образом, художественная техника Собел позже стала известна как “капельная живопись”, когда ее перенял небезызвестный Джексон Поллок. Работа Собел 1945 года под названием “Млечный путь” является ярким примером "капельной техники" художницы. Картина демонстрирует быстрое выполнение движений Собел, когда краски разных цветов разбрызгиваются по поверхности холста. Таким образом, создается одновременно хаотичная и интересная композиция. Кроме того, свечение используемых оттенков отражает яркость Млечного Пути.

Джексон Поллок, "Голубые столбы", 1952, Национальная галерея Австралии, Канберра, Австралия.
Джексон Поллок, "Голубые столбы", 1952, Национальная галерея Австралии, Канберра, Австралия.


Джексон Поллок создал "Голубые столбы" в 1952 году. Мы видим невероятное сходство как по композиции, так и по технике исполнения с "Млечным путем" Собел. То, как Поллок использовал массивный, негрунтованный, нерастянутый холст и нанес на него эмалевую краску, по технике исполнения почти идентично ранним нефигуративным работам Собел. В то время как "Млечный путь" Собел обладает люминесцентными свойствами, резкий контраст черных и белых вкраплений на фоне основных цветов у Поллока создает совершенно иное настроение.

Наследие.

Как упоминалось ранее, в течение карьеры Собел вообще не была признана как художник в полном смысле этого слова. Прежде всего, ее считали просто домохозяйкой, которая занималась живописью в качестве хобби. Это убеждение поддерживалось на протяжении всей ее жизни и было поддержано ведущими искусствоведами, такими как ведущий критик-абстракционист Клемент Гринберг. Он описал ее работы как чисто “примитивные” и работы “домохозяйки”, в то же время похвалив Джексона Поллока за те же приемы.

Хотя Гринберг в то время не считал Собел влиятельной фигурой в мире искусства, ведущая меценатка Пегги Гуггенхайм обратила внимание на работы Собел и решила включить их в свою галерею "Искусство этого века" в 1945 году. Сам Джексон Поллок посетил эту галерею и в конце концов признал, что работы Собел “произвели на него впечатление”. К сожалению, Собел часто оставалась в тени своих коллег-мужчин, поскольку в движении абстрактного экспрессионизма доминировали мужчины. Следовательно, время забыло о ней как об истинной создательнице техники “капельной живописи”, благодаря которой Джексон Поллок стал так хорошо известен.

Абстрактный экспрессионизм: