Лондонская картинная галерея "Далвич" весной 2022 года представила первую в Великобритании крупную выставку гравюр авторства Хелен Франкенталер (1928-2011). Выставка "Радикальная Красота" проливает свет на Франкенталер как на творческую силу и первопроходца в области печати, которая сильно расширила возможности этой среды. Выставка Radical Beauty (Радикальная Красота), открывающаяся спустя десять лет после ее смерти, посвящена революционному подходу Хелен Франкенталер к гравюре на дереве, что позиционирует ее как одну из величайших новаторов в этой области.
Франкенталер нашла новые грани в технике ксилографии и экспериментировала с различными направлениями и цветовыми решениями, а также с множеством новых инструментов и методов. Мягкие тона и уникальные расцветки создают в галерее теплую атмосферу, а текстурные особенности, такие как древесная текстура в краске, делают гравюры совершенно неотразимыми. Франкенталер перевернула с ног на голову искусство гравюры на дереве. В ее руках гравюры становятся живописными, объемными, текучими. Благодаря этим малоизвестным работам мы можем увидеть ее в новом свете и понять, почему она является такой невероятной и непреходящей творческой силой.
Франкенталер бросает вызов ограничениям того, что часто считается самой элементарной техникой гравюры; она открыла новые грани этой техники, экспериментируя с различными ориентациями и цветовыми решениями, а также с множеством новых инструментов и методов. Сочетание изобретательного ума Франкенталер и бесстрашного подхода к созданию полиграфии является самым уникальным в ее инновационном подходе. Она отказалась от сводов правил для печати и создала свой творческий язык путем смелых экспериментов.
"Радикальная Красота" объединяет 36 работ, которые демонстрируют ее огромное разнообразие по масштабу и технике исполнения. Бросая вызов традиционным представлениям о гравюре на дереве, Франкенталер тематически исследует подход “без правил”. Выставка рассказывает о методах, которые использовала Франкенталер и которые она впервые применила. Представленные на выставке работы дают реальное представление обо всем процессе радикализма Франкенталер.
Одним из способов, которым Франкенталер по-настоящему продвинула свою практику, было сотрудничество с японскими мастерами, например, с типографиями Укие-э в Киото, Рейзо Мондзю и Тадаши Тодой. Она сочетает традиционную технику со своим экспериментальным подходом. Вы можете увидеть это в работе "Снежные сосны"; в начале своей работы она использовала слои зеленого и синего, используя традиции Укие-э. Таким образом, она смогла не только прославлять красоту традиций, но и привносить новые качества, которые объединяют эту практику с ее собственной.
Центральное место на выставке занимает шедевр "Мадам Баттерфляй" (2000). Светлые пастельные тона триптиха и витражи показывают Франкенталер с наибольшей выразительностью. "Мадам Баттерфляй" была создана в сотрудничестве с Кеннетом Тайлером и Ясуюки Сибатой из 46 деревянных блоков и 102 цветов. Название, аналогичное названию оперы Пуччини "Мадам Баттерфляй", напоминает трагическую историю любви и разбитого сердца, которая заканчивается смертью, рождением и раскаянием. Однако, как и во многих других ее произведениях, гравюра не имеет прямой связи с названием. Неоднозначное название Франкенталер как бы приглашает зрителя к собственным интерпретациям. Она вызывает в воображении не только знаменитую оперу, но и образ крыла бабочки, жапонизм, эффект бабочки и многое другое. Таким образом зритель участвует в этом очень активном процессе осмысления.
Еще по теме абстрактный экспрессионизм: