Продолжаю гулять по чудесному Кёнигсбергу.
Статистика и геральдика городов области.
О показанных ранее городах области можно почитать здесь:
Тильзит (Советск). Часть 1 || Тильзит (Советск). Часть 2 || Инстербург (Черняховск). Часть 1 || Инстербург (Черняховск). Часть 2 || Пиллау (Балтийск) || Фридланд (Правдинск)|| Гумбиннен (Гусев) || Даркемен (Озёрск) || Тапиау (Гвардейск)|| Гердауэн (Железнодорожный)|| Хайнрихсвальде (Славск) || Рагнит (Неман) || Прёйсиш-Эйлау (Багратионовск) || Хайлигенбайль (Мамоново) || Нойхаузен (Гурьевск) || Лабиау (Полесск)
О её курортах здесь: Кранц (Зеленоградск) || Куршская коса|| Раушен (Светлогорск) || Пальмникен (Янтарный) || Нойкурен (Пионерский)|| Георгенсвальде (Отрадное)
О столице региона: Кёнигсберг (Калининград). Часть 1 || Кёнигсберг (Калининград). Часть 2 || Кёнигсберг (Калининград). Часть 3 || Кёнигсберг (Калининград). Часть 4: Амалиенау || Кёнигсберг (Калининград). Часть 5: вокруг Площади || Кёнигсберг (Калининград). Часть 6: Хуфен
1. Путь в район Марауненхоф с центра начинается у башни Врангеля (1853-1859) на углу пешеходной улицы Баранова (Wall Ring) и Пролетарской (на этом участке она называлась Cäcilien Allee). Название небольшой фортеции связано, конечно, не с "белым" генералом Петром Врангелем, а с прусским фельдмаршалом Фридрихом Врангелем (1784-1877). Во время Второй Мировой войны тут располагался госпиталь и пункт управления:
2. Этот участок улицы застроен вот такими симпатичными домами:
3. Дом студенческого общества "Готия". Низовая организация европейцев всегда вызывает уважение.
4. Этот жилой дом занят одним из институтов БФУ имени Канта:
5. На Пролетарской проложены трамвайные пути, но "благодаря" варварам-чиновникам с 2010 года он тут не ходит. При этом линия проложена отдельно от проезжей части - не вижу вообще никакой проблемы для автомобилистов! (обычно же именно так оправдывают уничтожение транспортной инфраструктуры)
6. На перекрёстке семи дорог четырёх улиц (Пролетарской, Азовской/Tragheimsdorf, Озерова/Auguste Victoria Allee и Тельмана) стоит конструктивистское здание Высшей торговой школы (1930), оно тоже занято универом. Интересно, что во дворе этого корпуса спрятан целый Boeing 737 - а что ж не Ту-154?:)
7. Место впадения Голубой речки (Wirrgraben) в Верхний пруд (Oberteich).
Верхний пруд был создан аж в 1270 году, и это второе по старости рукотворное сооружение в Кёнигсберге после, соответственно, Нижнего пруда (Schloßteich, "Замковый", запружен в 1256 году). Самое старое сохранившееся здание города - Юдиттен-кирху (1288) - я показывал здесь.
Верхний пруд создали для снабжения поселения питьевой водой и для разведения рыбы. Вплоть до XX века он частично находился за пределами города, но потом застройка Кёнигсберга "выплеснулась" за пределы укреплений, и пруд стал полноценной рекреационной зоной с купальнями и кафе. При совке эта роль сохранилась, а в 2000-е берега стали застраиваться элитными коттеджами.
8. Марауненхоф - по сути то же самое, что Амалиенау и Хуфен. Район, застраивавшийся модерновыми и баухаусными виллами по принципу "город-сад", тоже появился на месте бывшего поместья. Здесь очень по кайфу.
Главная улица района - улица Тельмана (Herzog Albrecht Allee), по ней тоже проложены трамвайные пути. При большевиках сюда ходили трамваи №1, №8, при немцах №7. В геометрическом центре Марауненхофа есть овальная площа (König Ottokar Platz), на ней стояла кирха, разрушенная советами в 1972 году.
9. Улочки Марауненхофа мощёные и оттого симпатичные:
10. Неплохая вилла:
11. Несколько вилл на улице Гоголя (Ernst Wichert Straße):
12.
13. У этого особняка понравились милейшие овальные окошки:
14. Этот таун-хауз явно для нескольких семей:
15. В Марауненхофе до сих пор хорошо сохранились артефакты предыдущей эпохи:
16. Коллекция немецких люков. Их за 80 лет так и не заменили - и это здорово!
17. На окраине района дома попроще:
18. На Первомайской улице (Arno Holz Straße):
19. Закхайм, в отличие от Марауненхофа или Хуфена, располагается внутри бывших городских стен. Поселение известно с 1326 года, и исторически здесь в большом количестве проживали литовцы. В 1724 году Закхайм вошёл в состав Кёнигсберга при объединении трёх городов (Кнайпхофа, Альтштадта, Лёбенихта), прилегая к последнему с востока.
Эта часть города полностью разрушена бомбардировками союзников и советскими чиновниками, так что тут выросли панельки, благо, что хотя бы одна из них отреновирована. Зато с этого дома открывается гениальный вид на Кафедральный собор. На первом этаже размещается ЗАГС:
20. Через улицу Шевченко от дома с прошлого кадра находится Штадтхалле, или Городской зал (1911-1912, Рихард Зеель), занимаемый историко-художественным музеем:
21. Главная магистраль района - улица Фрунзе (König Straße), пройдёмся по ней.
Модерновый жилой дом (1900-1905) больше известен среди местных жителей как Кройц-Аптека по существовавшей ранее рекламной вывеске. Как видите, его отреставрировали перестроили в популярном в РФ пошлом ключе: сохранён только фасад, сверху и сбоку добавлены объёмы в стиле «дорого-богато». Но историческая часть всё равно по кайфу!
При совке в доме были обычные квартиры коммуналки, с 1987 года их расселили для осуществления капитального ремонта, который провели только в 2019-2020 годах.
22. Отличный дом по соседству отреновировали точно так же:
23. На другой стороне улицы тем временем - понурые советские панельки с характерным для Кёнигсберга «геометрическим» украшением лестничной клетки:
24. Жилой дом (1870-1880) в классическом «петербургском» стиле. Так странно, что панельки и шикарные доходники стоят в непосредственной близости.
25. Финансовое управление Восточной Пруссии (1880-1890):
26. Ещё один красивый будынок на углу с улицей Грига (Augustas Straße):
27. Несколько кадров с других локаций центра. Трамвайчик на Деревянном мосту:
28. Ажурный готический дом смотрителя Высокого моста (1899):
29. Конструктивистское здание алкогольной компании «Карл Петерайт» (1936-1937, Ханс Мантойфель) на Октябрьской улице чрезвычайно удачное:
30. Завершаем прогулку у симпатичного дома с «поясками» на Эпроновской улице (Michelly Straße).
ЭПРОН расшифровывается как Экспедиция подводных работ особого назначения. Эта организация существовала в 1923-1942 годах (позднее преобразована в менее пафосно звучащую аварийно-спасательную службу), и название выглядит как-то бредово: на 1947 год ЭПРОНа уже не было.
Как нельзя кстати в кадр попал культовый минибас от Volkswagen:)
Серия статей о Кёнигсберге безусловно продолжится, но позднее. В этом прекрасном городе я всегда нахожу что-то интересное для себя:)
Друзья! Ставьте лайк, если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, если хотите получать мои статьи себе в ленту, и пишите комментарии, обратная связь очень важна для меня и мотивирует писать дальше.
Спасибо за внимание