Лето — прекрасная возможность запастись натуральными витаминами, наполняя наш стол свежими овощами и фруктами. Но дети за зиму привыкли к другой еде, которая стала привычной и, на их взгляд, вкусной. Поэтому в их рационе преобладают разные чипсы, чупа-чупсы, бургеры и другие вредные продукты. Как сделать так, чтобы ребёнок понял вкус других продуктов, приобщился к полезному питанию? Рассказывает Элина Николаевна Рычихина, профессор ИСОП МГПУ, доктор социологических наук.
Не стоит постоянно твердить о том, что одно полезно, а другое – нет. Просто поставьте цель и разработайте план действий, которого будете придерживаться. Ведь переделать сложившиеся пристрастия ребёнка за один раз не выйдет.
Естественно, план по приобщению к правильному питанию во многом зависит от возраста ребенка, поэтому мы предлагаем несколько вариантов. Выбирайте любой из них с учетом возраста ребёнка, сложившихся в семье традиций и возможностей.
- Пример родителей. Семья — образец для подражания ребёнка. Если взрослые едят здоровую пищу, ребёнок тоже будет к этому стремиться, и наоборот. Главное — не заставлять ребёнка есть какое-то блюдо, если он не хочет, и не надо заставлять доедать. Не стоит делать культа из еды: если ребёнок, по мнению взрослых, плохо ест, это не всегда означает, что у него проблемы. Он мог просто где-то перекусить и перебить аппетит. Он может так увлечься какой-то игрой, что она становится для него самым важным в данный момент занятием. Попробуйте отвлечь малыша от игры или включить игру в процесс питания, как это было сделано в фильме «Джентльмены удачи».
- Дошкольникам и младшим школьникам помогут мультфильмы. Например, серия «Смешариков» «Нездоровый рекорд» рассказывается о вреде большого количества сладкого, или серию «Бутерброд», где фиксики говорят о необходимости разнообразного питания. Есть и другие мультфильмы, где поднимается тема правильного питания. Выберите те, которые ближе вашему ребёнку! После просмотра важно поговорить с детьми о том, какие они сделали выводы.
- Дети любят перекусить между основными приемами пищи. Часто им предлагают сладкие йогурты или творожки, но можно заменить их орехами (если у ребёнка нет аллергии и он старше 5 лет) и сухофрукты. Среди орехов помимо привычных нам грецких или миндаля можно предлагать макадамии или пекан. Сухофрукты можно смешать с цукатами и предлагать перекусить ими вместо конфет.
- Творческий подход. Привлеките ребёнка к приготовлению пищи или к украшению блюд овощами для их красивой подачи. Можно сделать, например, крокодила из огурца, грибочек из помидора, машинку из болгарского перца или цветочек из морковки. Для маленьких детей можно просто самим накрывать стол, используя красивые салфеточки, тарелочки и другую посуду, а еду нарядно сервировать. Даже обычно нарезанные кружочками морковь или огурец можно разложить в виде цветочка, перчик – в виде рельс и шпал.
- Детей можно привлекать к приготовлению пищи. Например, легко делаются желе и смузи. Обычно взрослые говорят, что им некогда заниматься такими делами. Но приготовление желе не занимает много времени. Надо просто сварить небольшое количество фруктов с небольшим количеством сахара, процедить, добавить желатин и подогреть. А детей попросить помочь в укладке фруктов и ягод в прозрачные стаканчики. Через 2-3 часа в холодильнике желе будет готово. Можно приготовить смузи из фруктов или овощей. Можно привлечь ребёнка к составлению рецепта: какие фрукты или овощи включить. И вкусно, и полезно. Летом можно также заморозить полученную смесь и сделать из неё мороженое.
Для формирования правильных пищевых привычек у детей можно использовать много способов, главное – быть последовательным в этом важном деле. Ведь заложенные в детстве привычки правильного питания сохранятся на всю жизнь.