Хочешь быть биологом? Иди продавать колбасу!
В конце 1970-х, когда я училась в 9-м классе своей 330-й школы, у нас по вторникам были занятия УПК (учебно-производственный комбинат).
УПК появились в СССР в середине 70-х годов. Основными задачами УПК являлось «ознакомление учащихся с трудовыми процессами и содержанием труда рабочих на предприятиях, осуществление профессиональной ориентации учащихся с целью подготовки их к сознательному выбору профессии, обучение учащихся первоначальным навыкам труда по избранной профессии».
В анкете я написала, что собираюсь поступать на биофак МГУ, и меня отправили изучать профессию продавца продовольственных товаров.
Колбасные правила
Теоретические занятия УПК проходили в на шоссе Энтузиастов, а летом у нас была практика в магазине "Колбасы" на площади Ногина. Две недели сама практика и месяц предложили поработать за оплату. Часть согласилась, в том числе и я. Я ещё и бригадиром стала — почему то меня выбрали, - но я была ответственная, аккуратистка, неконфликтная,покладистая.
Директором магазина была приятная дама Ева Исааковна лет 40. Она очень радела за магазин, приобретали новинки, всякое передовое оборудование — электронные весы, металлические разного вида корзины для товара в торговый зал — для консервов, для завешенной, уже упакованной, с наклеенным чеком, колбасы и сыра. Мы как раз нарезали и взвешивали колбасу. На теории нас учили правильно это делать: вареные колбасы резались прямо, копченые — наискосок. Сыр нарезала опытная продавщица. Сначала - струной с двумя цилиндриками на концах (чтобы ухватиться) на большие части. Затем на куски помельче - уже ножом. Фасовали тоже мы. С нами стояла на фасовке учительница химии, которая летом там подрабатывала.
Колбасы и сосиски в продаже были всегда.
О мясе. Конечно, хорошие куски в подвале расходились по своим. Мои родители такого мяса сроду в магазинах не видели, как я им привозила, причем по обычной цене.
Пирамида из банок - это несовременно!
Ева Исааковна часть торгового зала сделала с самообслуживанием. Магазин был центровой и, видимо, была уже такая тенденция - «под запад». Тут мы вспомнили наши теоретические занятия. В УПК была такая интересная дисциплина - органолептика, правила выкладки продуктов на витрины и в залы. Тогда же обычно товар выкладывали красиво: консервы - банка на банку, пирамидами, полукругами, колоннами. А тут, по новой моде, решили, что продукты, и даже консервы, должны лежать хаотично, вповалку. Считалось, что, если аккуратно будут лежать, то человеку страшно взять банку и разрушить порядок. Вдруг остальные упадут, покатятся?
У передового самообслуживания оказались побочные явления - стали много воровать. Один раз поймали даму, которая ухитрилась запихнуть пачек 8 сливочного масла себе в панталоны. Продавцы смеялись: оно ж у нее там могло расплавиться!
Непревзойденный мастер нарезания окорока
В "Колбасах" были гигантские прохладные подвалы, куда всё разгружалось и где мясники рубили мясо. Нам выделили помещение, мы там переодевались, оставляли вещи, сумки, там и ели в обед. Обедали бутербродами из ассортимента магазина что попроще — вареная колбаса, сыр, свежий вкусный хлеб. Был горячий чай - стоял большой титан и литра на три чайник с крепкой свежей заваркой, уже сладкий. Это было бесплатно.
Работала в магазине очень крупная дама, которая исключительно умела нарезать настоящий тамбовский окорок.
Впервые Тамбовский окорок был приготовлен специально для императора Александра III и его супруги Марии Федоровны. В 1884 году на праздник Пасхи ко двору императора доставили 80 окороков из Тамбовской губернии. Купец Мокроусов по собственному рецепту приготовил это угощение для царя и его гостей. Новый секретный рецепт и мясо свиней особой породы, вскормленных на тамбовском зерне, сделали окорок очень популярным среди русского дворянства. (https://vk.com/okorok_tmb).
Она ставила ногу окорока вертикально и левой рукой медленно, придерживая верх кости, вращала его против часовой стрелки. Правой рукой, вооруженной специальным острым ножом, делала равномерные движения, при этом как бы чуть наклоняясь. Из-под ножа вылетали одинаковой толщины лепестки розоватого мясца, окантованные узкой полоской белого сала. Аромат стоял умопомрачительный. Я взвешивала сие богатство на электронных весах, заворачивала в коричневатый пергамент, наклеивала чек и отдавала покупателю. Обрезанную кость либо продавали как-то очень дешево, либо отдавали совсем за копейки нам - практикантам или продавцам. Плюс шкурка. С тех пор я признаю гороховой суп только из такой косточки.
***
У нас тут, пожалуй, первые воспоминания работника торговли (хоть и в школьном возрасте). Очень бы хотелось, чтоб еще кто-то поделился своими - о работе продавца, официанта, парикмахера... Интересно же узнавать, как все было устроено там, где мы бывали только в качестве посетителей, клиентов, покупателей.
Еще: