Л-410 (полное название – Let L-410 «Turbolet») – лёгкий многоцелевой двухмоторный самолёт, предназначенный для местных воздушных линий. Разработан в 1966 – 1967 гг. конструкторским бюро чехословацкого завода Let в городе Куновице и был призван прийти на смену уже эксплуатировавшимся в СССР самолётам Аэро Л-45/145 и Л-200 «Морава». О судьбе этих самолётов в Аэрофлоте я писал здесь и здесь.
В апреле 1972 года самолёт Л-410А с регистрационным номером OK-CKA принял участие в авиационной выставке в московском аэропорту Шереметьево и сразу приглянулся советским авиационным специалистам.
Первые пять самолётов модификации Л-410АС, предназначенные для Министерства гражданской авиации СССР, были построены в 1972 году и в конце февраля – начале марта 1973 года отправлены в Советский Союз для всесторонних испытаний. Буква «С» в названии «Л-410АС» говорила о том, что модификация предназначена для поставки в СССР. В числе пилотов, перегонявших «Элки» в СССР, были уже знакомые советским авиаторам по работе с Л-200 «Морава» чехословацкие летчики-испытатели Владимир Влк (Vladimír Vlk) и Франтишек Свинка (František Svinka). Они же стали первыми пилотами-инструкторами для отечественных авиаторов.
Л-410АС получили регистрационные знаки в Аэрофлоте, соответственно, СССР-67251 – СССР-67255. Самолёты Л-410АС отличались от остальных машин Аэрофлота двойной красной полосой вдоль пассажирских окон. Окраска полностью копировала «ливрею» первых серийных чехословацких «Элок», только вместо флага ЧССР на киле был нарисован флаг Советского Союза.
По программе испытаний, организованных ГосНИИ ГА, один самолёт, СССР-67251, остался в институте, два были направлены в Якутск и два – в Ташкент. Выбор городов, участвовавших в испытаниях, неслучаен: министерству гражданской авиации было важно проверить работу самолёта в условиях крайне высоких и крайне низких температур.
Два самолёта, предназначенные для Якутского управления, перегнали из Львова в период со 2 по 5 марта 1973 г. В общей сложности, самолёты находились в воздухе 21 час.
По программе испытаний в период с 6 по 31 марта было выполнено несколько полётов из Якутского аэропорта Маган в аэропорты Батагай, Зырянка, Мирный, Нюрба.
В Ташкент два Л-410АС прибыли 27 апреля 1973 г. и через несколько дней начались испытания этих машин по городам республики.
В 1974 году были построены ещё пять самолётов Л-410АС. Они получили регистрационные номера СССР-67256 – СССР-67260.
Программа испытаний продолжалась несколько лет, и вот, 30 марта 1976 года приказом министра гражданской авиации СССР №55 была разрешена коммерческая эксплуатация типа.
В период с 10 апреля по 14 мая 1976 года восемь самолётов, 67252 – 67254 и 67256 – 67260 поступили в 140-й Маганский авиаотряд Якутского территориального управления гражданской авиации. 18 января 1977 года к ним добавился 67255.
С 15 апреля 1976 г. на Л-410АС начинаются почтово-грузовые рейсы по МВЛ Якутской АССР. А 18 июня 1976 года началась и пассажирская эксплуатация типа. В этот день по маршрутам Маган – Чурапча и Маган – Амга вылетели Л-410АС, управляемые экипажами, соответственно, в составе командира Ю. Туманова, второго пилота А. Долгова и бортмеханика В. Томашевича, и по маршруту Маган – Амга командира А. Крючкова, и второго пилота Л. Громова.
До конца 1976 года в расписании ЯУГА появились рейсы на Л-410АС из Якутска в Сангары, Усть-Маю, Югоренок.
В 1978 году в Аэрофлот стали поступать более современные и вместительные самолёты Л-410М(МУ), а в 1981 году – Л-410УВП.
7 августа 1985 года, был издан приказ министра гражданской авиации №165 ДСП «О прекращении эксплуатации самолётов Л-410А, АС, двигателей и запасных частей к ним. В данном приказе, в частности, говорилось:
В связи с дополнительным соглашением № 1 к контракту с Поставщиком № 80/541010702 от 12.09.84 о возврате Поставщику самолетов Л-410A, АС, двигателей ПТ 6А-27 и запасных частей к ним
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Эксплуатацию самолетов Л-410A, АС и двигателей ПТ 6А-27 с 10 сентября 1985 г. прекратить.
2. Самолеты Л-410А, АС, двигатели и запасные части к ним списать, а стоимость их (за исключением выручки от сдачи металлолома) отразить в учете, как переданные безвозмездно другим организациям, после чего разделать и сдать в металлолом.
3. Приказ МГА от 30.03.76 № 55 считать утратившим силу.
Б.П. Бугаев
Согласно этого приказа, все десять самолётов Л-410АС были списаны, девять из них разобраны, а один – СССР-67252 занял место в экспозиции Ульяновского музея гражданской авиации, где находится и поныне.
Ровно 49 лет назад, эксплуатация Л-410АС была прекращена. А в Советском Союзе продолжали исправно нести службу несколько сотен Л-410 других модификаций.
Уважаемые подписчики и гости канала! Если вы недавно в моём блоге и вас интересуют другие статьи на тему истории отечественной и зарубежной авиации, то в этой подборке
вы можете посмотреть более трёх сотен на данную тему.
Спасибо за внимание.