Как вам факт, что со времен неолита состав утренней трапезы практически не изменился? А что главным завтрак сделали рекламщики, а не врачи?
Около 12 тысяч лет назад, в каменном веке, люди ели на завтрак примерно то же, что и мы с вами сегодня. В состав входили крупы, яйца, бобы, фрукты и мясо. Конечно, каждое утро домохозяйки эпохи неолита не приносили своим домашним белые тарелочки с красивой едой, речи не было даже о регулярности приема пищи. Продукты приходилось добывать, не каждая охота и не каждый сбор урожая венчались успехом. Но ингредиенты действительно были примерно те же. Кухня как явление развивалась и преображалась, обрастала техникой, культурой, модой и постепенно обретала современный вид.
Каким был древний завтрак
Исследователи выдвигают разные теории, основываясь на письменах, природе регионов, особенностях захоронений, ведь в прошлом люди пытались забрать с собой кое-что на тот свет, даже на содержимом желудков найденных при раскопках останков людей. Когда человек добавил к охоте, ловле рыбы и собирательству земледелие и скотоводство, а также системы хранения продуктов, рацион стал более стабильным и разделенным на несколько приемов пищи. К скудному завтраку добавились молоко, масло и сыр. Его определенно ели в Древнем Египте — те, кто мог себе позволить. Крестьяне начинали утро с супа, хлеба или блюда вроде фалафеля.
В Древней Греции питались дважды в день, в меню был, в том числе, смоченный в вине хлеб и блинчики с медом и сыром. Римляне ели три раза и еще полдничали, все запивали вином. На завтрак у них был все тот же хлеб с сыром, овощи, орехи и оставшееся с вечера мясо. Самым популярным блюдом была каша из смеси круп с растительным маслом или животным жиром, причем не только на завтрак. Более зажиточным хватало еще на яйца и молоко.
Как церковь изменила культуру питания
В Средние века рацион большинства стал упорядоченным согласно религиозным правилам и нормам. Церкви завтрак как акт чревоугодия категорически не нравился, поэтому на утреннюю мессу все должны были приходить голодными. Потом разрешалось поесть раза два в день, не больше. Католики запретили мясо почти на весь год, его считали грязным продуктом, результатом буйства плоти. И если раньше люди ели по необходимости и для удовольствия, то теперь им приходилось замаливать каждый лишний кусочек. Или скрывать. Поблажки давались разве что детям, больным и старикам.
В XIV веке ситуация радикально изменилась. Стыд, сопровождавший каждый прием пищи, развеялся, да и не до него было, внимание переключилось на более серьезные проблемы. Эпидемию чумы, например. Которую ни церковь, ни медицина того времени победить не могли. Однако врачи уже начали вычислять процент полезности рациона. Правда, завтрак все еще был не в почете. Считалось, что утром есть нельзя, иначе свежая еда соприкоснется со старой, вчерашней, а это сильно вредно. Так что можно было начинать только после освобождения от прошлого ужина в уборной. На помощь приходил кофе, люди уже прознали, что он ускоряет работу кишечника. Только в XV веке англичанин Томас Уингфилд принялся пропагандировать завтрак, объясняя его необходимость тем, что голодный желудок якобы начинает наполняться ядовитыми веществами. Спустя пару сотен лет все его соотечественники уже жарили себе яичницу и бекон по утрам и хранили на полках кулинарные книги, а доктора и священники не запрещали есть после пробуждения.
Историки сходятся во мнении, что завтрак как ритуал появился, когда люди перебрались в города и стали работать по графику. Прежде он был скорее привилегией состоятельных граждан, актом гедонизма, грубо говоря. А теперь сотрудникам предприятий надо было как-то набираться сил перед началом смены. Иногда это был перерыв после нескольких часов работы с раннего утра. В Европе процесс запустился примерно в 1600-х годах, постепенно превращаясь в традицию.
Завтрак и маркетинг
В XX веке утренняя трапеза была обычным делом, но главным приемом пищи ее сделали рекламщики. По крайней мере в США. В 1944 году производитель сухих завтраков General Foods захотел продавать больше хлопьев, и маркетологи взялись за дело. Они, ссылаясь на “экспертов по питанию”, из каждого утюга убеждали покупателей, что хороший завтрак даст им сил на весь рабочий день, что он — важнее обеда и ужина. Еще недавно американцы ели в начале дня примерно то же, что и по вечерам, а в результате кампании переключились на хлопья. А идея быстрого, уже готового блюда, которое надо просто залить молоком или водой, обрела вечную популярность. Далеко не сразу был развеян миф о невероятной пользе сладких хлопьев.
Только благодаря рекламе у них была репутация здорового продукта, некоторые производители даже утверждали, что они лечат аппендицит! А еще пользовались одержимостью общества витаминами и заверяли, что в тарелке — как раз полный набор. Детей приобщали к культу с помощью мультипликационных роликов и спрятанных в упаковке игрушек. Вернуть забытый всеми бекон на рынок смог гений маркетинга Эдвард Бернейс, племянник Зигмунда Фрейда. Этот парень даже женское курение сделал модным, а с завтраком и вовсе разобрался в два счета. Он провел опрос среди врачей, которые поголовно заявляли — плотный завтрак полезнее легкого перекуса. И по итогам растиражировал заявление: почти пять тысяч врачей сказали, что яичница с беконом полезнее, чем хлопья с тостом. Приврал? Ну немного. Но каков был эффект!
Однажды рекламный бизнес стал рутиной, его законы перестали быть секретом для обывателей, и манипулировать блаженными несведущими массами рекламщики уже не могли. То есть могли, конечно, но не с таким бешеным успехом. Сегодня на кухне человека мира есть и хлопья, и яйца, и бекон, и каша, и много других продуктов и блюд, дополненных национальными или региональными кулинарными традициями. Медицина уже на основе настоящих научных исследований призывает людей плотно завтракать, чтобы быть активнее и позитивнее. Но никто уже не решает за нас, что можно есть по утрам.