Нас периодически обвиняют, что мы ездим на «дешманских» велосипедах и что это «не круто», «нищебродство» и прочее. Иногда восклицают: «Как вы имеете право подвергать сомнению гений инженеров – проектировщиков велосипедов?».
Типа, если они придумали «топовое», то нужно встать на колени перед «гениальным изобретением» с одной лишь просьбой: «Ни слова больше, хочу это, возьмите мои деньги».
Мы решили, что это отличная тема для статьи. Давайте поразмышляем о "новшествах" в велосипедной теме. Ведь, на наш взгляд, иногда "гениальная задумка" не справляется с жизненной реализацией и здравым смыслом. Об этом и поговорим.
Составим ТОП проблем элитных велосипедов, начиная с комплектующих и заканчивая целесообразностью. Мы расскажем, почему в некоторых случаях «много денег» и «считается топом», совсем не к пользе.
Вдобавок рассмотрим, как можно купить топовый велосипед за пол миллиона рублей, а потом просто выкинуть его в мусорку... 😳
Мы супруги - Андрей и Елена. Ходим в походы и ездим в велопоходы: Крым, Алтай, Золотое Кольцо. Будем рады подписке здесь и в Телеграм: https://t.me/velo_kanal
DISCLAIMER
Ясно, что все велосипеды разные. Алюминиевые, хромолевые, карбоновые. На кассетах, на трещотках, разных по диаметру колесах. Способы катания тоже не одинаковые.
Поэтому, мы не собираемся «сравнивать несравненное» и сразу говорим, что пункты ниже ОТНОСИТЕЛЬНЫ, ввиду разности и вкусовщины. «Кому что нравится», - о вкусах не спорят.
Мы лишь озвучиваем то, что попалось на глаза. Поэтому предлагаем воспринимать данную статью как ознакомительную, а не рекомендательную. Итак, приступим.
ЗАЧЕМ ПОКУПАЮТ ДОРОГОЙ ВЕЛОСИПЕД?
Как-то в комментариях под видео про хорошие и плохие велосипеды на youtube попался такой: «Теперь я знаю, как объяснить маме, что велосипед за 20 тысяч – это недорого».
Действительно, родители не любят тратиться на детей, исходя из логики: «Всё равно вырастет, а вдруг не будет кататься?». Поэтому предпочитают экономить. Они видят «свеженький» с виду велосипед в магазине, который выглядит хорошим и надежным, и ДЕШЕВЫМ! И не понимают, почему его покупать не надо. О том, как выбрать велосипед, писали в этой статье:
Вспоминается родительское из 90-х годов: «Купим ребенку нормальный компьютер, чтобы был «как надо» - с ковриком и мышкой». Для многих в то время это были главные критерии «хорошего компьютера». То же с велосипедами. «Главное, чтобы скорости переключались, и трещотка громко трещала» 😊
Один подписчик выдвинул лозунг: «Жизнь коротка, чтобы ездить на плохих велосипедах». Мы ответили ему другой пословицей: «Знал бы прикуп – жил бы в Сочи».
Другой подписчик заявил, что: «Нужно покупать хорошие велосипеды». Кто ж спорит? Только проблема в том, что велосипеды в жизни появляются случайно, как у нас, например. Либо их ДАРЯТ «чтоб с ковриком и мышкой» были))
Вы удивитесь, но большинство людей ВООБЩЕ не видят разницы в велосипедах. Когда им рассказываешь, что велосипеды делятся по конфигурации и назначению, очень удивляются. Еще больше открывают рот, когда узнают, что кассету и цепь нужно менять время от времени.
А так, была б их воля, они и на «ашанбайках» поехали совершать даунхилл по горным склонам. Про виды велосипедов для похода и путешествий, писали здесь:
Впрочем, здесь мы не будем развивать тему некачественных байков из продуктовых магазинов. Скажем лишь, что соотношение цена – качество у каждого своё. Для кого-то велосипед за 20 тысяч – это дорого. И такого человека нужно убедить, почему ему нужен велосипед «дороже дорогого»?
КРИТЕРИИ ВЫБОРА ВЕЛОСИПЕДА
Давайте перечислим доводы. Как правило, «дорогие» велосипеды покупают из соображений:
- Надежности;
- Долговечности;
- Функциональности;
- Красоты;
- Статуса;
Но простые люди, приходя в магазин, озвучивают один критерий: «Мне, чтобы на работу ездить» или «Чтобы по городу кататься». Причём каждому нужен именно «хороший велосипед». Обычно, отведя продавца в сторону шепчут на ухо: «Сльшь, скажи по-чесноку, вел то хороший?».
И что ему ответить покупателю? Как-то мы были в Крыму в Алуште и решили арендовать два велосипеда напрокат, чтобы ехать в горы. Парень открыл ангар с великами, а там крепкий «середнячок»: Stern, Bergamont, Silverback… И среди них – даунхильный двухподвес, тысяч под 200 ценой. Это был велик владельца. И поверьте, его бессмысленно спрашивать, хорошие он нам велосипеды выдавал, или нет. Думаем, не стоит объяснять, почему? 😊 Хотя, объясним - смотря для каких задач "хорошие", понимаете?
Как гласит известная поговорка: «Кому много дано – с того много спросится» и «назвался груздем – полезай в кузов». Что ж, полезли?
ПРОБЛЕМЫ ДОРОГИХ ВЕЛОСИПЕДОВ
Главная проблема дорогих велосипедов – разные стандарты. Каждый бренд, в угоду первенства, «изобретает велосипед», придумывая нестандартные комплектующие и крепления, которые производит только он.
Возможно, для профессионального спорта – это не плохо. Ведь такие детали могут улучшить показатели спортсменов. Но для обывателя, которому нужен велик на каждый день, что с того? Рассмотрим эти моменты.
НЕСТАНДАРТНЫЕ КОМПЛЕКТУЮЩИЕ
За 200 лет конструкция велосипеда практически не изменилась. Та же конструкция, те же колёса.
Сложно придумать что-то новое. Поэтому в «новшествах» всегда присутствует жертвенность. «Улучшив» в одном месте – жертвуем чем-то другим. Это неопровержимая аксиома. Но всегда находятся люди, которые с пеной у рта будут доказывать обратное. Итак, давайте рассмотрим новшества:
УЗКИЕ ИЛИ ОБЛЕГЧЕННЫЕ ЦЕПИ
Пришли из шоссейного спорта, являясь облегченным вариантом обычной цепи. Однажды мы были в веломастерской в Керчи.
Разговорились с веломехаником – профессиональным спортсменом. Говорит: «Canondale – Canondale, я тоже повёлся и купил себе, через 60 километров цепь порвал. Это единственный раз в моей жизни, когда такое вообще случилось». И вряд ли здесь дело в непрофессионализме катания.
Кстати, то же самое рассказывал нам владелец Cube Reaction о котором мы писали статью. Говорит, в первый же день сел и цепь порвал. Пришлось ехать в веломагазин, покупать замок цепи.
ЛЕГКОВЕСНЫЕ КАССЕТЫ
В угоду уменьшения веса велосипеда, но пытаясь сохранить передаточные отношения, велосипеды переводят на одну звезду спереди. При этом появляется необходимость вместить как можно больше звёздочек на кассету заднего колеса.
Место между перьями «нерезиновое», поэтому шаг между звёздами уменьшают, а сами их делают тоньше и легче. Зачастую, делают кассеты из облегченных сплавов.
Так мы смотрели видео одного чеха, который путешествовал на велосипеде по Азии. Часть зубьев такой кассеты на его велике просто отвалилась. Звёзды стали нерабочими. Причем ехал велосипедист исключительно по ровному шоссе, но в гору. Вот вам и «плата за прогресс».
КАССЕТНЫЕ БАРАБАНЫ ЗАДНИХ ВТУЛОК
Вроде бы «общепризнано», что кассета лучше трещотки. Пусть так, но при покупке велосипеда, мало кто задумывается о том, что кассетные барабаны ВСЕ РАЗНЫЕ по своей конструкции. С разным количеством собачек внутри. Есть как барабаны на промподшипниках, так и с элементами «насыпных».
Если в колесах на трещотке имеем резьбу на 35 мм на заднем колесе и «навинчиваем, что хотим»: хоть трещотку, хоть фривил с нужным посадочным диаметром, то в случае с кассетными барабанами «всё сложно».
«Что бы я еще раз купил такую втулку? – Да ни за что» - таких отзывов куча в интернете. И дело касается не конструкции барабана, как таковой, а его материала.
Люди не догадываются, что купили колесо с АЛЮМИНИЕВЫМ барабаном. Со временем кассета под нагрузкой стачивает шлицы и у человека начинаются проблемы с прокрутами и проскоками кассеты. Втулку надо менять. Это значит – покупать новую, нести в мастерскую, платить за переспицовку. Вот вам и «дорогой надежный велосипед»… Хотелось бы сказать: "Скупой платит дважды", но нет, не тот случай :) Какой "гениальный инженер" это придумал?
Кстати, если Вам интересно, почему проскакивает цепь, есть статья:
Вообще, материалы – это самая засада в велосипедостроении. Об этом поговорим в завершение.
ЗАПРЕССОВАННЫЕ КАРЕТКИ (Press fit)
Мода на каретки press fit появилась недавно. Данный вид кареток пришел из профессионального шоссейного спорта и перекочевал в сферу МТБ. Казалось бы, гениальная технология – каретка не ввинчивается в раму, а заколачивается. Никакой резьбы – никаких проблем. Внутри промышенные подшипники, всё ок! Но…
Пользователи оказались не в восторге. Для начала, заколотить эту каретку просто, а вот вытащить назад – нет. По отзывам владельцев (кому как повезло), такая каретка начинает хрустеть, скрипеть уже через 1000 км. Без дорогих съемников ее не снять.
Всегда есть риск что-нибудь повредить или заколотить каретку криво, что приведёт к полной блокировке подшипников. Вот такой «hi-end» в велосипедостроении 😊
ПОЛЫЕ КАРЕТКИ
Полые каретки Hollowtech пришли на смену привычному «квадрату» относительно недавно. Большинство людей считает, что это «самый топ из топов», поскольку система педалирования облегчается примерно на 600-800 грамм. Пластиковые чашки проще открутить. И в целом, обслуживание такой каретки значительно проще.
В действительности, полые каретки могут создать кучу проблем. Даже при незначительной разболтанности одной из чашек, это может привести к нарушению резьбы рамы. Не говоря уже о «рассыпавшейся» в дороге, каретке, придётся нести велосипед в сервис, заново нарезать резьбу и возможно даже, намертво сажать такую каретку на герметик.
Хоть и считается, что данные каретки менее подвержены загрязнению, это не так. Судя по отзывам, они также хорошо набирают песок, их может заклинить, поскольку подшипники там тонкие. Да и ресурс их службы без обслуживания значительно ниже «квадрата».
Вдобавок, если у велосипеда изначально была нарушена соосность резьбы в каретке (с завода), то поставив такую каретку, владелец будет обречен. Она будет выходить из строя вновь и вновь и ничто не поможет. В отличие от «старого доброго квадрата».
Для походов - сомнительное решение, поскольку, чтобы открутить такую каретку, придётся возить с собой достаточно большой и увесистый ключ:
КАРЕТКИ PINION И ПЛАНЕТАРНЫЕ ВТУЛКИ
Многие «любители топа» посматривают на велосипеды с каретками Pinion. Эти каретки созданы по принципу планетарной втулки. Отличие лишь в том, что передачи переключаются не внутри втулки заднего колеса, а непосредственно в кареточном стакане. Получаем одну звезду сзади и коробку передач – «планетарную каретку» спереди.
Производители кареток Pinion позиционируют велосипеды по данной технологии, как туристические. И что это «революция в переключении передач». Куча видеороликов, как подобные «железные кони» едут, утопая в луже и, якобы, трансмиссии «ничего не делается». Влагостойкость, пыле - грязе -защита, 9 и 12 переключений, возможность использование ремня, вместо цепи.
Стоимость кареток Пиньон около 1500 долларов (~132 000 рублей). И вот, люди в жажде «нового – молодежного современного» покупают эти каретки, проезжают 20 000 километров, а потом… Выкидывают их в мусорку (вместе с велосипедом, другую каретку же не поставишь!). Да, вот так, всё просто. Если интересно подробнее, смотрите в ролике, на который мы наткнулись недавно:
РЕМЕНЬ ВМЕСТО ЦЕПИ
Коль упомянули про ремень вместо цепи, расскажем и про него. Иногда любители велосипедов, думая, как улучшить велосипед, загораются идеей: «Поставлю ка я ремень вместо цепи!». Смазывать не надо, не ржавеет, легкий. Но менять надо абсолютно всю трансмиссию. Модно? – Да.
Что получаем в итоге? Смотрите ролик:
ВНУТРИРАМНЫЙ КАЛИПЕР
Недавно у нас появился новый велосипед. Собрали сами по запчастям на раме Rush. Посадка калипера внутри рамы. Казалось бы – классно, современно. На практике – мультитулом не подлезть и никак не закрутить винты.
Пришлось доставать отдельный шестигранный ключ и миллиметр за миллиметром, закручивать. Это очень неудобно, особенно когда дело касается центровки калипера под диск. Вдобавок, появляется необходимость возить с собой отдельный шестигранный Г-образный ключ.
ИНВЕРСИВНЫЕ ВИЛКИ
Инверсивные вилки – явление не частое. Но это одна из «гениальных инженерных разработок». Когда выставляют фотографии велосипеда с инверсивной вилкой, всегда находится с десяток комментаторов, заявляющих: «Эй, чувак, у тебя вилка вверх ногами установлена» 😊
О конструкции перевернутых вилок, говорит само название. Блестящие амортизационные трубки, выходя из вилочных штанов, упираются низом в дропауты. В то время, как на обычных пружинных вилках, они полностью уходят в штаны.
Такие вилки появились в 80-х годах вместе с появлением дисковых тормозов. Очевидно, что инверсивную вилку на велосипед с v-брейками не поставить.
Инверсивные вилки сугубо профессиональные, более жесткие, с повышенной устойчивостью к фронтальному изгибу и предназначенные для спусков с гор. Они в несколько раз дороже своих собратьев. Поэтому, когда любители «топа», ставят их на обычный кросс-кантри велосипед, это выглядит, как минимум, нелепо и странно. Хочется спросить такого человека: «Поставил, чтобы что?».
Да и конструкция инверсивных вилок не без проблем. При нарушении герметичности уплотнителей, масло может вытечь прямо на ротор, со всеми, в прямом смысле «вытекающими».
ОБЛЕГЧЕННЫЕ РАМЫ
С одной стороны, лёгкая рама на велосипеде – это хорошо. Но только в тех случаях, когда велосипед используется для катания без нагрузки. То есть, не для походов. Вообще, тему облегчения мы рассматривали в данной статье, если интересно, почитайте:
Как говорится, к легким велосипедам для спортивного не походного катания – нет вопросов. Другое дело, когда начинаешь эти велосипеды подстраивать под путешествия. Глядя на тонкие перья, звенящие, как из фольги, стенки рамы, с трудом верится, что она выдержит значительные нагрузки, включая вес ездока.
Справедливости ради, отметим, что мы не знаем массовых случаев, когда такие рамы трескались. Но судя по отзывам в интернете, чаще всего такие рамы лопаются в области рулевого стакана, либо подседельного штыря. На третьем месте – трещины в кареточном стакане.
Как-то мы рассматривали велосипед за 100 000 рублей Cube Reaction. Один наш подписчик сказал, что нередко ему приносят подобные велосипеды для сварки. И в частности – именно эту модель. По его словам, качество металла в этих, казалось бы «топовых» велосипедах, отвратное. Металл пористый, состав сомнительный.
При, не дай Бог, падении на велосипеде с облегченной рамой – высок шанс остаться в походе без велосипеда ВООБЩЕ. А это «такое себе»…
ВНУТРИРАМНАЯ ПРОВОДКА ТРОСОВ
В желании уменьшить количество «торчащих деталей», разработчики пришли к варианту скрытия тросов внутри рамы. Идея, надо сказать, отличная. И в первую очередь, сделана для того, чтобы не зацепить и не порвать тросы гидравлических тормозов. Эта рама разработана больше для экстремального катания в лесу, где есть шанс зацепиться за ветку или упасть набок, порвав шланг гидравлики.
Для обычного катания, внутрирамная проводка тросов не так необходима. Стоит также отметить, что при использовании обычных механических тормозов, к вашему велосипеду добавляется грамм 50-60 оплётки, которая проходит внутри рамы. Т.е. незначительно, но вес увеличивается. Вот такой вот «топ».
ПРОБЛЕМЫ КРЕПЛЕНИЙ
В некоторых случаях, покупая дорогой велосипед, получаем проблему с креплениями. Например, на велосипеде Cube Reaction, о котором мы уже упоминали, рамка переднего переключателя крепится на жесткое крепление на раме.
Нет привычного кольца. В принципе, это нормальное решение, но не в тот момент, когда мы захотим поменять передний переключатель. Придётся искать «точно такое же, но с перламутровыми пуговицами», а именно – переключатель именно под такое крепление. Скорее всего, он будет дороже всех остальных.
Безусловно, это не только проблема «топовых велосипедов», а велосипедов в общем. Например, на одном из наших велосипедов 2005-го года: Atom Racing, на перьях припаяны «полочки» для разводки тросов.
Когда мы поехали в поход, то столкнулись с проблемой крепления в этом месте динамо-моторчика. Эти "полочки" размещались именно в том месте, куда нужно было воткнуть хомут динамомашинки. Про сам моторчик, тут, если интересно:
ПРОБЛЕМА МАТЕРИАЛОВ
Если вы внимательно читали статью, то обратили внимание на то, что несколько раз мы упоминали о проблеме с материалами. В частности, на барабане втулки заднего колеса и кассете.
В гонке за облегчением, желая «самый топ», некоторые люди даже ставят на велосипед алюминиевые и даже нейлоновые спицы.
Они задорого покупают комплектующие из «суперсплавов», чтобы быть «на волне технической революции». Меняют все винты на титановые. И даже максимально укорачивают подседельный штырь.
К чему это приводит? К поломкам, конечно же! Мы с осторожностью смотрим на алюминий, карбон в узлах высокой нагрузке велосипеда.
Просматривая видеоролики часто замечали, как у людей в походе просто разламывались алюминиевые звезды, вне зависимости от их расположения: на переднем или на заднем колесе.
Часто видели информацию о сломанных карбоновых рулях и подседельных штырях. Особенно такое часто происходит у людей, весом более 100 кг. Поэтому, в «гонке за топом», предлагаем задуматься не о «крутизне», а о надежности и ремонтопригодности.
РЕМОНТОПРИГОДНОСТЬ И ОБСЛУЖИВАНИЕ
Обслуживание дорогих велосипедов на нестандартных комплектующих равноценное. Некоторые, покупая себе «топовый» велосипед, думают: «Я куплю сразу надежное, что не надо обслуживать и которое не сломается». В действительности, «дорогая игрушка» требует к себе большего внимания.
В частности, это касается велосипедов с дорогими амортизационными вилками. После каждых 500 км пробега (а то и меньше), их нужно обслуживать. Плюс добавляется мониторинг за состоянием цепи и трансмиссии в целом. Каретка, цепь, кассета, барабан задней втулки – всё это нужно отдавать на обслуживание, менять, если не умеешь. И отдавать предпочтительно профессионалам. А где их найти, особенно в провинции?
К примеру, в нашем небольшом городе нет веломастерских, где могут переспицевать колесо. Чего уж говорить о велосипеде за пол миллиона рублей? Ни один человек в здравом смысле ТАКОЙ велосипед в ТАКУЮ мастерскую просто не отдаст. Больше заплатит потом.
Мы понимаем, что всегда можно возразить и сказать: «Те примеры, которые вы привели – единичные. Тысячи людей ездят в походы и ничего у них не ломается». Безусловно, это так. Но дело не в статистике, а в том, ЧТОБЫ НЕ СТАТЬ ИСКЛЮЧЕНИЕМ этой статистики 😊 Нет никакой гарантии, что у тебя ничего не сломается, как и у тысячи «везунчиков». Если идёшь на эксперимент с новым оборудованием – задавай себе вопросы, как будешь чинить, в случае чего, вне зависимости от стоимости велосипеда и насколько «топовым» он считается… Чтобы не получилось, как в том ролике, где человек купил себе велосипед Pinion.
ИТОГ
Сегодняшняя ситуация с велосипедами напоминает 2000-тысячные годы. Тогда впервые на прилавках стали появляться первые MP3 – плееры. Мы размышляли в те времена: «Будущее, за мп3-плеерами или за мини-дисковыми?».
Сошлись на мысли, что в мини-дисковых звучание лучше, поэтому будущее за ними. Прошло 20 лет. О дисках уже никто не вспоминает. Мп3-плееры тоже канули в лету. Теперь вся музыка в смартфонах.
Форматы карт CompactFlash, SD, тоже отвалились, остались MicroSD. Теперь всё это «топовое» лежит мертвым грузом в шкафах и на антресолях, потому что «выкинуть жалко».
В велосипедах всё иначе. Как говорится: «Старый конь – борозды не испортит». Мы видим, как велосипеды из 80-х до сих пор ездят по улицам. Для них по-прежнему можно купить комплектующие. Они ездят, функционируют и выдают свой КПД.
Мы к тому, что в велосипедной теме нет понятия, что «лучше всего ездит самое топовое». ЕЗДИТ ВСЁ по-всякому, главное, чтобы устраивало владельца.
По нынешним меркам, топовый велосипед, возможно, и является «верхом инженерной мысли», но по закону Мерфи: «Всё в мире портится. То, что не может не испортиться – также портится».
Дорогой байк требует дорогого обслуживания и комплектующих. У него также есть ресурс эксплуатации, как и у любого бюджетного велосипеда. Прошли времена СССР, в которых мы не меняли ничего в велосипедах, и они ездили годами. Сейчас цепь, кассеты звезд, покрышки, каретки, шатуны – всё это подлежит замене со временем.
Почему? – Не только из-за качества материалов, но и конфигурации. Самый простой пример, с которого начали – цепи. Они стали более узкими и легкими. Больше растягиваются, больше усилие на разрыв. Во времена СССР таких цепей не было. Поэтому мы и помним, что они были «якобы вечные». Но и это не так.
Мы чинили советские велосипеды. Клинья на педалях, разваленные насыпные подшпиники в каретке или втулке заднего колеса. Всё это было – всё проходили.
И, как правило, велосипеды не чинились, а выкидывались. Или кочевали сначала на балкон, затем в общий коридор подъезда, а оттуда их просто крали. Либо они ржавели в сараях на даче. Увы, в те времена запчастей было не достать. И все ждали, что кто-то выкинет свой старый велосипед и из двух можно будет собрать один.
Сейчас даже в условиях «тотального ширпотреба», запчасти найти не сложно. При желании, если обслуживать велосипед вовремя и знать, как это делается, он станет таким же долговечным. Ну а в топовых велосипедах – то же самое, просто иной вопрос цены комплектующих.
Спасибо, что дочитали. Какие еще проблемы топовых великов вы знаете или замечали, если являетесь их обладателем? Пишите в комментариях.
С уважением, Андрей и Лена.
Канал велопутешествий и походов
┌──────── ⋆⋅☆⋅⋆ ────────┐
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС!
🔵 TELEGRAM: https://t.me/velo_kanal
🇻 VK: https://vk.com/velokanal
▶ YOUTUBE: https://youtube.com/@velokanal
🏩 INSTAGRAM: http://www.instagram.com/velo_kanal
🎁 ДОНАТ И О НАС: https://dzen.ru/b/Y9vse-zBEGucbcV8
└──────── ⋆⋅☆⋅⋆ ────────┘