Найти в Дзене

Как выбрать велосипед?

Оглавление

Эта статья для людей, не разбирающихся велосипедах. Которые хотят купить себе или в подарок ребенку хороший велосипед.

Велосипед Stern
Велосипед Stern

Еще пару лет назад мы были «нубами» в велосипедной тематике. Но сейчас знаем главные критерии выбора «железного коня», чем делимся с вами!

Ребят, мы - супруги: Андрей и Лена - новички на Дзене, будем очень признательны, если поддержите нас, лайкните статью и подпишетесь на канал здесь и в Телеграм: https://t.me/velo_kanal

В свою очередь, обещаем полезный и качественный контент из личного опыта. И он уже есть - полистайте ленту, надеемся, вам понравится.

Например, в июне 2023 мы месяц колесили по Горному Алтаю на велосипеде. Жили в палатке, заряжались от солнечной панели. Причём ездили туда на тех же недорогих велосипедах, о которых будет в статье. Сам отчет по Алтаю тут:

Наши рекомендации универсальны и подходят почти для любого типа велосипеда, будь то горный велосипед (МТБ, шоссейный, гравийный (грэвел) или прогулочный - городской).

Согласитесь, в магазинах все велики выглядят красиво? Блестят, чистенькие и свежие. И в голову не придёт мысль, что перед вами не велосипед, а его имитация.

БЫВАЮТ ЛИ ХОРОШИЕ НЕДОРОГИЕ ВЕЛОСИПЕДЫ?

Хороший велосипед – субъективное понятие. Оно зависит от того, как и куда вы собрались ездить. Если от дома до магазина раз в неделю – это одно. Если идти в велопоход – другое. Скакать на нем по горам – третье.

Каждый из этих критериев определяет «хорошесть» велосипеда, согласно вашим нуждам.

Если будет интересно, почитайте наши мысли по этому поводу, в статье:

В этой статье мы не будем рассказывать о профессиональных, а также о «даунхильных» двухподвесных велосипедах. Это отдельная тема. Допустим, вам нужен просто качественный недорогой велосипед, чтобы на нем путешествовать по автомобильным и просёлочным дорогам, и чтобы он не развалился в пути, спустя пару десятков километров. Начнём?

САГА ОБ АШАНБАЙКАХ

«Ашанбайк» - сборное понятие о некачественном велосипеде. Такое название «недовелосипеды» получили потому, что продавались в крупных торговых сетях. Не обязательно в самом Ашане.

Это велосипеды из масс-маркета, неизвестно кем и как собранные.

Ашанбайки :)
Ашанбайки :)

Они красиво выглядят в "общей куче" и заманчиво пахнут новой резиной, но конструкция и комплектация, зачастую, не выдерживают никакой критики.

Когда люди, купившие такой «шедевр», приходят в веломастерскую со словами: «Пожалуйста, почините – сломалось» - с ужасом узнают, что в их велосипеде надо менять абсолютно всё. Причём запчасти стоят примерно в стоимость их нового велосипеда.

Тогда клиенты злятся, обзывают нехорошими словами мастера, но суть от этого не меняется. ОНИ САМИ купили то, что не следовало покупать. И точка.

Чтобы не произошло это непоправимое с вами, дадим рекомендации по покупке хорошего велосипеда. Но сперва признаки «врага», которого надо знать в лицо 😊

ТИПИЧНЫЕ ПРИЗНАКИ АШАНБАЙКОВ

Ашанбайк всегда «выглядит круто». Он яркий, с брутальными названиями. Он как бы кричит: «Я офигенный, красивый, купи меня!». Но «на лицо» может и симпатичный, но не добрый внутри. Вот его признаки:

Пример "Ашанбайка"
Пример "Ашанбайка"
  • Стальная рама, руль, подседел;
  • Мягкая некачественная сталь;
  • Ужасное качество сварки, где велосипед собран «из кусков» и сварка есть там, где её не должно быть, например в центре перьев, центре рамы и пр.
  • «Гнущиеся» переключатели. На таком велосипеде ехать опасно, потому что на скорости такой переключатель может попасть в спицы, и вы перелетите через руль;
  • Рамы, имитирующие двухподвесный велосипед – главный признак «ашанбайка». На самом деле, никакого заднего амортизатора там в помине нет;
  • Яркая «крутая» раскраска;
  • Пластиковые педали;
  • Широкое седло, «брутальные» крылья из низкокачественного пластика;
  • Очень низкая цена (до 10 000 рублей);

КРИТЕРИИ ВЫБОРА ВЕЛОСИПЕДА

В продаже имеются велосипеды с толстыми колёсами, а также «крутые» типа BMW на литых дисках. Есть всякие хромированные. НЕ ВЕДИТЕСЬ на внешний облик. Далее объясним почему то, что вам кажется «круто» совсем даже наоборот. Дочитайте до конца.

Велосипед на "литье" и "фэтбайк"
Велосипед на "литье" и "фэтбайк"

ВЕС

Главное в велосипеде – его вес. Отживают свой век советские «Камы», «Школьники» и иже с ними. Сейчас из стали делают только дешевые велосипеды. А качественные из алюминия 6061. Профессиональные – из титана, карбона. Но ценник на них конский.

Вес велосипеда - главный критерий!
Вес велосипеда - главный критерий!

Если неизвестно, хороший перед вами велосипед или плохой, возьмите магнит. Если велосипед стальной – он обязательно примагнитит, а если алюминиевый, то нет.

«А что плохого в стальном велосипеде?» - спросите вы.

– Ну, если живёте на 1-м этаже и не планируете ехать в горы, катаясь по даче – Н И Ч Е Г О!

Иначе, представьте каково вам будет тащить в гору или по лестнице велик, весом 18 килограмм, без учета навески? А ребенку - подростку каково?

Стальные велосипеды ржавеют со временем, на них появляется коррозия при неправильном уходе и хранении. Подумайте, надо ли оно вам?

Справедливости ради, отметим, что бывают хорошие стальные велосипеды. Например, шоссейные, у которых рама тонкая и изящная. По весу они даже легче MTB. Но цена на такие велосипеды начинается от 30 тыс. и выше...

РАМА

Рама велосипеда подбирается под рост человека. Верхняя перекладина не должна давить в пах, когда вы стоите на земле. Расстояние от паха до рамы должно быть величиною с ладонь. Этот критерий не правило.

На самом деле, если Вам нравится ездить с низкой рамой – ничего плохого в этом нет. Тем более это влияет на стиль и комфорт езды. Велосипеды с низкими рамами более маневренные, зато с высокими – более «устойчивые», на них едешь, как на танке.

Таблица подборки рамы велосипеда под рост
Таблица подборки рамы велосипеда под рост

При выборе велосипеда для женщин, модели с малой рамой 15-16 дюймов наиболее подходящие. Но это если женщина хрупкая и не высокая. Велосипед для мужчин - с большей рамой 18-21 дюймов. Таблица с ростовками выше.

Лена в Крыму
Лена в Крыму

От геометрии рамы зависит стоимость велосипеда. Более дорогие модели имеют изогнутую «инновационную» раму, а бюджетные – классическую «ромбовидную». На «хорошесть» велосипеда это никак не влияет. Выбирайте, что больше нравится.

РУЛЬ И ПОДСЕДЕЛ

Когда у нас появился велосипед Stern Energy 2.0 на котором ездит Андрей, мы не проверяли его комплектующие. Рама была алюминиевой. Потом выяснилось, что руль и подседельный штырь – стальные. Думаете, сразу заменили? А вот и нет!

Андрей в горах Крыма с велосипедом Stern Energy 2.0
Андрей в горах Крыма с велосипедом Stern Energy 2.0

Дело в том, что рули бывают разной длины и ширины, как и подседел. Если поменять стальной руль, длиной 60 мм на алюминиевый 70 мм, то вес у них будет одинаковый.

Рули, алюминиевый и стальной с разным диаметром трубки в центре
Рули, алюминиевый и стальной с разным диаметром трубки в центре

То же относится к подседельному штырю. Если его длина 350мм, но он вам мал, то при замене на алюминиевый в 450мм, вес не уменьшится.

При выборе подседельного штыря, обратите внимание на замок седла. На гайках очень неудобен, потому что без гаечных ключей не отрегулировать седло и не подтянуть.

Берите замок седла на болтах - имбусах.

Замок седла на гайках и винтах
Замок седла на гайках и винтах

Помните, что длина руля – вещь индивидуальная. Она подбирается под ширину плеч. Велосипед с очень широким рулем (более 60 см) может не подойти ребенку или девушке. Верно и обратное, узкий руль не подойдёт под широкоплечего ездока.

Виды рулей с подъемом без наклона
Виды рулей с подъемом без наклона

Рули бывают изогнутые (с подъемом) и прямые. Изогнутые нужны для того, чтобы отрегулировать посадку велосипедиста. Об этом читайте ниже.

Если ручки (грипсы руля) не горизонтальны относительно ваших рук, а под наклоном, учтите, что в поездках могут неметь руки. Эту неочевидную закономерность мы вывели благодаря экспериментам с грипсами и поворотом руля. Вот наши характеристики, может пригодятся:

  • Андрей, ростом 171 см - ездит сейчас с 70мм рулём с подъемом 15мм.
  • Лена, ростом 153 см - ездит с рулем 60мм и подъемом 30мм.

Руль длиннее 70мм, обычно используют для агрессивной езды по холмам и горным склонам, потому что велосипед становится более устойчивым.

Широкий руль в "даунхилл"
Широкий руль в "даунхилл"

Для путешественников это не нужно, поскольку идёт увеличение габаритов велосипеда при езде по обочине проезжей части. А там – машины носятся.

Также бывают "рули-бараны", "рули-рога", но их мы не будем обсуждать, потому что это сугубо спортивная тема и требует отдельного разговора.

ВЫНОС РУЛЯ И ПОСАДКА

Мы специально отделили описание выноса руля от самого руля, потому что это важно. Вынос руля – это алюминиевый зажим на болтах, который крепит перекладину руля к вилке велосипеда.

Выносы руля разной длины
Выносы руля разной длины

Бюджетные велосипеды, как правило, продают с длинным выносом. Поэтому не каждый ребенок, подросток или женщина могут дотянуться до руля. Как результат – у них неправильная посадка. Будет болеть поясница, руки.

ВАЖНО! Катаясь на велосипеде с неподходящей посадкой, можно навредить здоровью. Поэтому при покупке велосипеде, СРАЗУ просите продавцов отрегулировать посадку под человека!
Правильная посадка на велосипеде
Правильная посадка на велосипеде

Подробнее про правильную посадку на велосипеде читайте здесь:

Под велосипедной навеской понимают то, что навешивают на велосипед. Это не только аксессуары, типа звонка, насоса, крепления под бутылку, но и движимые части.

ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛИ СКОРОСТЕЙ И ИХ ВИДЫ

Переключатели (манетки) бывают двух видов:

  • GRIPSHIFT (Грипшифты) – более устаревшая, но удобная модель переключения, где задействовано кольцо вокруг руля. При повороте этого кольца происходит щелчок и цепь перебрасывается на другую звезду.
  • ТРИГГЕР – при нажатии на рычажок, трос подтягивается и скорость переключается. Это самый распространенный вид переключателя сейчас. Обычно в нем есть дисплей со стрелочкой, указывающий какая скорость стоит сейчас.
Типы велосипедных переключателей ГРИПШИФТ и ТРИГГЕР
Типы велосипедных переключателей ГРИПШИФТ и ТРИГГЕР

Велосипедный переключатель скоростей, как и другие комплектующие велосипеда, не бывает «лучше или хуже». Здесь всё зависит от того, как вам нравится и как вам удобно. Например, на наших велосипедах переключатели разные. При чём Андрею больше нравится GRIPSHIFT на ленином велосипеде. Но менять ничего не собирается.

ТОРМОЗА

Раньше на велосипедах была ножная (барабанная) система торможения. Сейчас она устарела. На смену ей пришли сначала V-BRAKE, где резиновые колодки тормозят об обод колеса, а потом и дисковые тормоза. Последний вариант более современный, но не значит, что лучший.

Современные спортсмены-велосипедисты до сих пор используют велосипеды с «вибрейками». Стоимость таких велосипедов достигает сотен тысяч.

Сейчас можно встретить в продаже велосипеды с v-brake, они дешевле тех, что с дисковыми тормозами, но не значит, что хуже.

Тормоза V-BRAKE на велосипеде
Тормоза V-BRAKE на велосипеде

При покупке такого велосипеда, следует обратить внимание на колёса. Они должны быть специальными под данную систему торможения. Обязательно наличие рифлёной поверхности по бокам обода.

При выборе дисковых тормозов смотрите на качество. Желательно, чтобы стояли тормоза SHIMANO начального уровня. Если нет – купите и попросите сразу поменять. Надежность при катании – прежде всего.

Велосипедные тормоза Shimano и колодки
Велосипедные тормоза Shimano и колодки

В каждой тормозной дисковой системе своя форма колодок. Желательно поинтересоваться какие колодки стоят в данном конкретном велосипеде и легко ли их найти в продаже. Широкие прямоугольные колодки – лучше всего. За счет большей поверхности они лучше тормозят. А вот маленькие и круглые со временем крошатся по краям, благодаря чему тормозящая поверхность уменьшается. А если еще на них попало масло - вообще плохо тормозят. Поэтому выбирайте велосипед с широкими тормозными колодками!

Круглые и прямоугольные тормозные колодки велосипеда
Круглые и прямоугольные тормозные колодки велосипеда

ЗАДНИЕ ЗВЕЗДЫ И ВТУЛКА

Велосипеды бюджетные идут с трещоткой. Дорогие – с кассетой. Этот момент один из самых важных при выборе велосипеда. Потому что конструкция колёс, а вернее втулок колёс кардинально отличается.

Втулка – это то, что в центре колеса, вокруг оси велосипеда. На примере заднего колеса, втулки бывают:

  • На насыпных подшипниках (на «шарах» - жаргон). Внутри них стальные шарики, которые прижимаются стальным конусом и затягиваются гайками. К таким втулкам подходят только ТРЕЩОТКИ (не всегда, но в большинстве случаев!). Это задние звёзды, внутри которых есть свой подшипник. Она накручивается на резьбу втулки.
  • На промподшипниках. Внутри такой втулки промышленные подшипники, крепкие и цельные. К таким втулкам подходят только КАССЕТЫ из звездочек. Кассета надевается на барабан – продолжение велосипедной втулки. Бывают разборные или неразборные кассеты;
Есть также втулки с подшипниками, но под трещотку! Это отдельный вид втулок.

Вело - втулки под трещотку и под кассету
Вело - втулки под трещотку и под кассету

Лучше, когда велосипед со втулкой на промподшипниках и кассетой. Потому что конуса насыпных подшипников рано или поздно изнашиваюся, колеса начинают люфтить. Единственный выход – поменять всю втулку целиком, а это значит, нести в веломастерскую и платить за переспицовку колеса.

Велосипедная трещотка и кассета
Велосипедная трещотка и кассета

Впрочем, есть решение для таких колес, которое придумал Андрей. Можете посмотреть по ссылке:

Это самое популярное видео у нас на канале. Или почитать в статье:

КОЛЕСА, ОБОД И РЕЗИНА

НИКОГДА не покупайте велосипед на литых дисках. Они выглядят красиво и «революционно», но совершенно не годятся для повседневной езды. Дело в том, что это дешевый китайский клон настоящих спортивных велосипедов за сотни тысяч долларов ценой.

Хороший и "плохой" велосипед :)
Хороший и "плохой" велосипед :)

Ни о каком качестве литья таких дисков говорить не приходится. Плюс такие колёса практически не обслуживаются. Если вы уронили такой велосипед и образовалась восьмерка – колесо можно просто выкинуть. Ни одна веломастерская ЭТО чинить не будет и не сможет.

КАКОЙ ДИАМЕТР КОЛЁС ЛУЧШЕ?

Диаметр колёс велосипеда – дело индивидуальное. Сейчас в ходу размеры: 26, 27,5 и 29 дюймов. Реже для детей и прогулочных велосипедов – 24.

26 vs колеса великана
26 vs колеса великана

26 – считается устаревшим вариантом, но не менее актуальным для путешественников. Считается, что такой размер наиболее устойчив к нагрузкам. Например, наши колеса именно этого размера. В эксплуатации они всё равно кажутся большими. Также этот размер подходит для людей маленького роста, как Лена (153см). Такой велосипед для них более пропорциональный.

Мы предлагаем не слушать советчиков, которые говорят, что какой-то размер колёс лучше и современнее. Всё зависит от габаритов, задач и веса!

В основном, сейчас выбирают средний размер 27,5. Но людям высоким, под 2 метра, подойдёт найнер (29 колеса). Тогда они не будут выглядеть как «медведь на цирковом велосипеде» 😊

Медведь :)
Медведь :)

Считается, что размер колёс влияет на маневренность. Это правда. Большие колёса тяжело раскручивать, но зато на них быстрее разгоняешься и едешь на трассе. Вот почему многие спортивные велосипеды СССР были на 28 колёсах и узких покрышках.

Но велосипед на 26 колёсах более «юркий». На нем легче повернуть в крутом повороте. Да и вообще он легко умещается в багажнике машины, чего не скажешь о других моделях.

Что выбрать – решать вам. Трезво оцените свои цели и задачи, а потом делайте выбор.

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОБОД И СПИЦЫ ВЕЛОСИПЕДА?

Обод велосипеда должен быть алюминиевым и двойным. Это тоже очень важно, потому что уменьшает шанс образования восьмёрок. А для походов – это один из главных критериев, ведь целостность колёс под давлением не только ездока, но и сумок – первична!

Обода должны быть пистонированные. Это означает, что отверстия, где крепятся спицы, защищены пистоном – своеобразной заклёпкой. Это уменьшает шансы вырывания спиц и предотвращает трещины в ободе. И внутрь не будет заливаться вода.

Велосипедные обода, одинарные и двойные - пистонированные
Велосипедные обода, одинарные и двойные - пистонированные

Желательно иметь нержавеющие спицы на велосипеде. Но не все бюджетные модели могут этим похвастаться. Если не жалко денег – попросить переспицевать колёса нержавеющими спицами. Если жалко – берите, что есть.

ВЫБОР ВЕЛОСИПЕДНЫХ ПОКРЫШЕК

На 26 колеса достаточно дешевле резина! Здесь прямая закономерность, чем резины больше, тем изделие дороже. И всегда можно найти нужный тип покрышек под 26 размер. Ну это так, к слову.

Покрышки от лысых-шоссейных до грязевых
Покрышки от лысых-шоссейных до грязевых

ШИРИНА ПОКРЫШЕК

Как-то один друг, увидев наши велосипеды сказал:

«Надо бы вам покрышки широкие, чтобы велик покруче выглядел».

– «Ни в коем случае» - чуть ли не в один голос проговорили мы.

Широкие покрышки дают амортизацию при езде, особенно по гравийным дорогам и склонам, но не при шоссейной езде и просто езде по асфальту.

Ширина покрышек, что продают в магазинах, варьируется от 1.95 – 3.0. Безусловно, есть покрышки более узкие, чем 1.95 и гигантские покрышки для «фэтбайков», но это уже крайности. Их рассматривать не будем, потому что придётся обсуждать сами «жиробайки» или шоссейные велосипеды.

Размер покрышки и диаметр колёс ВСЕГДА указаны на резине
Размер покрышки и диаметр колёс ВСЕГДА указаны на резине

Скажем только, что чем шире покрышка – тем тяжелее её крутить.

Одна велосипедистка поделилась историей. Говорит, еду я в гору, смотрю мужичок идёт весь в мыле, тащит «жиробайк». Спрашиваю его: «Что, устали?» - Да, капец, продавать буду…

Поэтому советуем вам воздержаться от фэтбайка, особенно в подарок ребенку. Всё равно вряд-ли он будет ездить зимой и по грязи и бездорожью. А с другой стороны, может подкачается? :))

Покрышки велосипеда – это расходник. Его можно заменить. Поэтому при покупке велосипеда можно не сильно обращать внимание на шины. С другой стороны, есть такие рамы, куда покрышка 2.35 уже не влезет. Здесь нужно сразу уточнить все допустимые размеры шин, возможные для установки на велосипед.

ПРОТЕКТОР

Рисунок покрышек выбирается по принципу катания. Существуют покрышки:

Типы велосипедных покрышек по протектору
Типы велосипедных покрышек по протектору
  • Сликовые – гладкие, для катания по ровному асфальту;
  • Полусликовые – гладкие по центру и с выступами по бокам. Предназначаются для езды по асфальту и грунтовым дорогам. Зазубрины по краям предотвращают заносы и делают велосипед устойчивым в мокрую погоду.
  • Гравийные - в мелкую шашечку или шип. Для езды по гравийным и просёлочным дорогам;
  • Грязевые – говорят сами за себя. Для катания по траве, грязи, мокрому песку. Это самые устойчивые покрышки, но у них худший накат по асфальту.
  • Зимние - у них "грязевой" протектор с металлическими шипами, чтобы ездить по снегу и льду.

В магазинах чаще всего продают велосипеды с полусликовыми и гравийными покрышками. Потому что они более универсальны для города. На них можно ездить, как по асфальту, так и по траве.

Нельзя однозначно сказать, какие велопокрышки идеальные для всего и всех. Знаем одно, что по качеству лучшие производители резины это: Kenda, ChaoYang, Maxxis, Continental, Shwalbe. Из русских, возможно, Trix, Петрошина, но их мы не пробовали.

На велосипеде Андрея стояли покрышки Kenda K-RAD 905 "в шашечку" - весьма неплохие. Перед походом в Крым сменили их на антипрокольные ChaoYang Rhino Skin. Про них тоже ничего плохого сказать не можем, ни одного прокола в походе не было. Кстати, если вам интересно, можете посмотреть его:

КОМПЛЕКТАЦИЯ

В среднем, неплохой велосипед сейчас можно купить по цене от 20 тысяч рублей. Следует также смотреть на дополнительные аксессуары, идущие в комплекте. При выборе двух идентичных велосипедов по цене, следует выбирать тот у которого больше «плюшек».

Велосипедная навеска
Велосипедная навеска
Например, важно наличие крыльев, крепления на бутылку, подножки, звонка, зашиты цепи на передней звезде, тканевой защиты пера. Если приобретаете городской велосипед для неспешной езды, смотрите на наличие багажника.

Обсуждать тросики, грипсы (ручки руля), бутылочки, сумки считаем лишним занятием в данной статье. Они также подбираются под человека. Хотя, некоторые модели можно рассмотреть в отдельной статье. Наверное, так и поступим!

ИТОГ

Надеемся, теперь вы знаете, как выбрать велосипед правильно. Озвученные выше параметры являются ключевыми. И только после того, как они вас устроили, можно смотреть на цвет раскраску велосипеда, выглядит ли он «круто» или нет.

Более-менее хорошие велосипеды марок: «GT, GIANT, MERIDA, STERN, NORCO, SHULTZ, MONGOOSE, SILVERBACK» Все они отличаются ценой в зависимости от модели и навеской. Чем лучше комплектующие и новее версия – тем дороже.

Если у Вас не хватает денег на новую модель, советуем посмотреть что-то на вторичном рынке. По крайней мере, может выйти дешевле покупка хорошей рамы и сбор на основе её абсолютно «рабочей лошадки».

Прочтите нашу статью, где мы утверждаем, что для велопутешествий много денег не надо:

Даже на самых бюджетных велосипедах можно ездить в путешествия. И мы тому пример! С одной только оговоркой – велосипед нужно любить и обслуживать вовремя. Тогда он ответит вам взаимностью.

Крым. Осень.
Крым. Осень.

Ну а менять что-то в нем после покупки нужно с умом, взвешивая все за и против и включая здравый смысл! Это мы и пытались донести в статье.

Что именно мы поменяли в своих велосипедах, читайте здесь:

Дорогие читатели, будем рады, если среди вас есть те, кто сможет дополнить – возразить всему написанному. Мы тоже развиваемся и за прогресс. Поэтому, не стесняйтесь, пишите!

Всего вам доброго!

С уважением, Андрей и Лена.

Канал велопутешествий и походов.

┌──────── ⋆⋅☆⋅⋆ ────────┐

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС!

🔵 TELEGRAM: https://t.me/velo_kanal

🇻 VK: https://vk.com/velokanal

▶ YOUTUBE: https://youtube.com/@velokanal

🏩 INSTAGRAM: http://www.instagram.com/velo_kanal

🎁 ДОНАТ И О НАС: https://dzen.ru/b/Y9vse-zBEGucbcV8

└──────── ⋆⋅☆⋅⋆ ────────┘