Найти в Дзене

Гревел-фикс не BMX. Собрал кастом - велосипед, в котором неправильно всё и рад :)

Оглавление

Привет, ребята! В статье расскажу про самосборку велосипеда на раме RUSH HOUR 27,5. Это будет остросюжетный триллер, из которого вы узнаете:

  • как я искал дешевую раму на велосипед,
  • делал трехскоростной фикс на ней, где «без танцев с бубном не обошлось».
  • как я ставил на велосипед одну звезду сзади и три спереди;
  • И, наконец, увидите того самого «монстра», что получился совсем не таким, как его задумывал.
Буду рад подписке здесь и в Телеграм: https://t.me/velo_kanal Поехали, конечно! Но сперва, предыстория.
Гревел-велосипед на алюминиевой раме
Гревел-велосипед на алюминиевой раме

ПРЕДЫСТОРИЯ CUSTOM - сборки

Требовался гостевой велосипед. Поскольку часто приезжали друзья и родные, хотелось проехаться вечером вдоль озера. Можно было велик арендовать, но это договариваться, ехать в центр города, потом сдавать велосипед назад. Лишние телодвижения! Лучше иметь своё.

Фото с "новым другом"... :)
Фото с "новым другом"... :)

Поскольку от старых велосипедов остались запчасти, например, колёса со Stern’а, то появилась идея как-то дешево собрать custom – велосипед на б/у-шной раме.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ РАМА

Городок у нас маленький, поэтому шанс найти хорошую Б/У раму – ничтожный. Да и те, что на Авито – вот прямо не бюджетные и устаревшие, ценником от 5 тыс. Идея была, а выбора не было.

Ассортимент Авито :)
Ассортимент Авито :)

А если б и был, то неизвестно откуда рама, есть ли к ней паспорт (как правило, нет). Где гарантия, что перед тобой не «ворованный дербан»? Ну или нафига нам мифическая «усталость металла», которую никто не видел, но все о ней говорят? 😊

Усталость металла :)
Усталость металла :)

Идея по сборке велосипеда долго «висела в воздухе» и стала обретать формы в день скидок на Озоне. Там-то и нашлась рама от велосипеда RUSH, всего за 4800 рублей. Дорого - нет, судить вам. Но алюминиевая под 27,5 колеса, весом 2150 грамм. Главное, НОВАЯ!

Рама Rush Hour
Рама Rush Hour

Современная геометрия, отверстия под внутреннюю проводку тросов, полуинтегрированный рулевой стакан ZS44/28.6 – ZS44/30. Заманчиво! Думаете, реклама? Увы, там, где брал – уже нет. Люди задавали вопросы в карточке товара: «Что за аттракцион невиданной щедрости?». Им ответили, мол, «можем и продаём». А что тут возразишь?

Рама Rush Hour 18
Рама Rush Hour 18

Долго я думу думал. Ни одного отзыва. Для интереса, зашёл на Алиэкспресс и вбил: «Рама велосипеда». Дешевле 8 000 рублей не нашлось. И то, весом 1950 грамм, да ещё с доставкой из Китая.

РАМЫ ИЗ КИТАЯ

Читал статью, где человек заказал раму на Озоне с доставкой с Али. Вместо 29, пришла 27,5. Назад Озон не отправляет. Заставляет клиента закрыть заказ и, внимание, ИДТИ НА ПОЧТУ РОССИИ, чтобы оформить возврат – посылку в Китай за свой счёт. Вы там аккуратнее с Озоном и доставкой из Китая!

Китайские товары :)
Китайские товары :)

Впрочем, в Поднебесной попадались варианты рам весом 1700 грамм. Без бонок и без отверстий под багажник на перьях. Так не годилось.

Пример "китайской рамы" велосипеда
Пример "китайской рамы" велосипеда

Посему, сомнений не осталось: «Надо брать наш Russian РАШ!». Хотя, скрепя сердце: «На вид тот же Китай, вид сбоку». Зато доставка из России и бесплатно.

Так получилось, что велосипед, на котором я ездил, был с 20-й рамой. На мой рост 171 см, она была великовата. Поэтому я долго не думал и купил раму 18-й ростовки. Если Вы не знаете, как подобрать раму под рост, почитайте наши статьи:

ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Посылка прибыла оперативно, за пару дней. Открыв коробку, рама показалась маленькой. Трубы хорошо запакованы в пупырку от повреждений. Сколов, царапин – нет. На подседеле – российский флаг со словами: «Designed & Engeneered in Russia», что переводится как: «Разработано и спроектировано в России». Произведено в Китае, уже сказал 😊

Общий вид рамы Rush Hour
Общий вид рамы Rush Hour

Первые ощущения: «Понравилось». Крепкая и довольно легкая конструкция. Я никогда не держал «голую раму в руках». Всё бывает в первый раз! Без колёс выглядела миниатюрно и не без косяков.

Несмотря на то, что отверстия под калипер были убраны «по моде» под перья, сами посадочные площадки расточены неприлично криво и, как потом выяснилось, – недостаточно длинные.

Площадки под тормозной калипер велосипеда
Площадки под тормозной калипер велосипеда

Пришлось подкладывать шайбы под калипер, чтобы «модный ротор» на алюминиевом пауке не задевал о заклёпки. Но о тормозах позже.

НЕДОСТАТКИ

Конструкция пришла со слегка «стукнутым» стаканом. Естественно, впоследствии чашка рулевой отказалась заходить в чуть - «кривой круг», так что пришлось его шлифовать бормашинкой на доли миллиметра. Этот квест был пройден успешно. Чашки рулевой забились прочно и идеально.

"Стукнутый" рулевой стакан велосипеда
"Стукнутый" рулевой стакан велосипеда

К явным недостаткам можно отнести порошковую (кажется) покраску. Лака сверху нет. Рама царапается на ура. Тем не менее, где ещё найти НОВУЮ раму с ценником до 5К? Да ещё с официальной гарантией 5 лет. Даже с учетом недостатков – это подарок.

Петух подошёл от велосипеда Cube
Петух подошёл от велосипеда Cube

Тогда я не знал, возьму раму себе или сделаю гостевой велосипед. Поэтому для начала, решил собрать на ней– фикс. Давно хотел! Ну как фикс. Не обычный, а с перламутровыми пуговицами диковинный - ТРЕХСКОРОСТНОЙ!

Со старого «Стерна» остались 26 колеса на промах, стальной руль, тормозные ручки, диски, калиперы. Решил сгрести запчасти и навесить на раму, чтобы слепить велосипед «из того, что было». И как там в песне Алёны Апиной: «А потом, что БЫЛО – то и полюбило» 😊 Короче, хотелось полюбить, что СТАЛО и затестить на дороге.

МОЖНО ЛИ СТАВИТЬ 26 КОЛЕСА В 27,5 РАМУ?

Я опасался, что рама, предназначенная под 27,5 - колеса, сильно просядет на 26. Искал в сети информацию на каком расстоянии от земли должна быть каретка велосипеда. И если вам нужен ответ на этот вопрос, пожалуйста: на МТБ этот размер в пределах 28-30 сантиметров от земли до оси каретки.

На картинке это размер h
На картинке это размер h

Чем чревато опускание кареточного стакана? Тем, что шатуны с педалями могут задевать о землю и камни, особенно при поворотах. Особенно, если шатуны не 170, а 175 мм.

Чем ниже каретка – тем более ограничен велосипедист при прохождении «виражей». Для тех, кто катается в лесу меж корней – это проблема. Но для нас – туристов – дорожников, не критично. «Чудеса на виражах» для нашего катания, скорее исключение, чем правило. Здесь мы получаем «Крайслер» на низкой посадке.

Я замерил положение каретки на двух других велосипедах, и оно оказалось ~ 28 см. Поставив 26 колёса на новую раму, удивился, поскольку это расстояние не сильно уменьшилось. Что с пружинной, что с ригидной вилкой – не важно. Велосипед «просел» менее, чем на 1 см. Точное число не скажу.

Общий вид нового велосипеда
Общий вид нового велосипеда

Таким образом, сделал вывод, что 26 колёса МОЖНО ставить на БОЛЬШУЮ раму 27,5. Конечно, здесь стоит учесть и размер покрышек. Возможно, число 28 см не изменилось потому, что на предыдущих велосипедах стояли покрышки 1.75, а в новую раму я поставил 1.95. Похоже, большие покрышки – поднимают каретку и всю раму выше! Это логично.

КОЛЕСНАЯ БАЗА И ЗАПЧАСТИ

Когда велосипед приобрёл первые очертания, он показался большим. Ширина колесной базы: 110 см, что на 3 сантиметра больше, чем на наших велосипедах.

Новый велосипед
Новый велосипед

Впервые примерив к себе, сошлись на мысли, что 17-18’’ рамы универсальны под рост 155-175. Конечно, для низкого роста, не сказать, что садишься промежностью на раму – запас имеется, но ездить так можно! Собственно, для гостевого велосипеда и требовалась универсальность.

"Тест велосипеда на гостях" :)
"Тест велосипеда на гостях" :)

Дальше начался «велосипед головного мозга». На такую «красоту» уже не хотелось ставить старые детали, а приобрести новые. «Ненуачо, вся зима впереди, чем ещё заняться?» - думал я 😊Вдобавок включилась «жажда экспериментов». В конце концов, систему 3 х 1 мало кто делал до меня.

Но сперва требовалось купить НЕОБХОДИМЫЕ запчасти, которые не шли в комплекте. Это рулевая колонка, подседельный штырь, вынос, руль и прочее.

В этой модели подседельная труба под штырь 30.9 мм, а рулевая - полуинтегральная ZS44. То, что было у меня – не подходило. Статья про выбор рулевой тут, кому надо:

Заказал, купил, встало без проблем. Но это деньги. По мелочам всё выливается в кругленькую сумму. В следующей статье посчитаем подробнее, сколько стоит собрать велосипед с нуля.

ФИКС В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Для создания «трехскоростного фикса», требовался натяжитель цепи вместо заднего переключателя. И это, пожалуй, самое необоснованно дорогое из деталей (1400 р.), что пришлось приобрести. Жаба душила со всей силы.

Натяжитель цепи ZTTO
Натяжитель цепи ZTTO

Далее взор пал на каретку. У нас была длиной 120 мм, но стало очевидно, что она не подходит. Из-за того, что трещотка с одной звездой на заднем колесе, смещалась к оси колеса и располагалась примерно на месте 2-3 звезды по сравнению с обычной кассетой.

Чтобы не было сильного перекоса цепи, пришлось купить каретку KENLI под квадрат, длиной 110 мм. Цена вопроса – 500 рублей. Почему Kenli? Пользовались этими каретками много лет, нареканий они не вызывали.

Каретка Kenli
Каретка Kenli

Далее шатуны. Возиться с выпрессовкой разборных шатунов с велосипеда Стерн, не хотелось. Поэтому была приобретена алюминиевая разборная система 22-32-42Т под квадрат, стоимостью по акции 1500 рублей.

Разборная система алюминиевых шатунов
Разборная система алюминиевых шатунов

К ней педали на трех промах – 700 рублей.

Конечно, пришлось докупить тросы, рубашки и заглушки к ним. Это последнее на что пришлось «раскошелиться». Все остальные детали были.

Руль, вынос руля ZTTO, тросы
Руль, вынос руля ZTTO, тросы

В общем счёте пришлось вложиться примерно в 5 тысяч рублей. Таким образом, велосипед обошёлся в сумму около 10 000. В современных реалиях, за эту цену не купить даже «убитый ашан». Хотя, новые ашаны на стальной раме, от 12-13000 рублей 😊

МЫ НАШ, МЫ НОВЫЙ МИР ПОСТРОИМ. КТО БЫЛ НИЧЕМ – ТОТ СТАНЕТ ВСЕМ

А потом стало грустно. Смотрел я на «крокодила» - половина деталей новых, половина старья. Колхоз, не эстетично! «Эх, была ни была» - решил раскошелиться на ВСЁ НОВОЕ! Здесь не буду приводить общую стоимость байка, посчитаем в отдельной статье. Но купил «новьё», лишь колёса старые остались. Временно!

Старые колеса с велосипеда Stern
Старые колеса с велосипеда Stern

Сначала я хотел сделать односкоростной велосипед. Но быстро «вошёл во вкус» и решил воплотить давнюю задумку. Оставить три звезды спереди, и одну сзади. Так мало кто делал, хотелось экспериментов.

Это позволило бы разгрузить велосипед, убрав задний переключатель и тяжелую трещотку. И создать велосипед на ТРЕХ только необходимых в городе скоростях. Для этого требовалось продумать число передаточных отношений.

ВСЁ ДЛЯ ФИКСА

Резьбовой фривил - трещотка от BMX на 14t, купленный когда-то на Али, у меня был. Вот и пригодился!

Трещотка - фривил на 14 зубьев под съемник
Трещотка - фривил на 14 зубьев под съемник

Собрал колёса, заменил ржавые спицы и подтянул все восьмерки. Поставил односкоростную трещотку на заднее колесо. Дело за малым – прикупить переднюю систему звёзд и придумать, как натянуть цепь.

ПЕРЕДАТОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

На своём велосипеде я определил, что лучшее передаточное соотношение для езды по равнине: 14-32. То есть, малая звезда на 14 зубьев сзади и большая на 32 спереди. Тем не менее, в нашем городе имеются горки и возвышенности. Требовалась звезда хотя бы на 28 зубьев для горок и ещё одна на 42 - для разгона по шоссе. Этих трёх скоростей мне хватило бы в излишке.

Нашёл на Озоне разборную алюминиевую систему за 1500 рублей, точь-в-точь, как моя Energy. Со стандартным BCD (расстоянием между винтами, крепящими звёзды к шатунам) – 104 и для маленькой звезды 96 BCD. Диапазон на звёздах: 22-32-42. Я хотел: 28-30-32.

Система китайских разборных шатунов
Система китайских разборных шатунов

30-ю стальную звезду нигде не нашел, ни на маркетплейсах, ни на Али. Вернее, нашёл одну – narrow wide, алюминиевую, но она не совсем подошла. На этом пока не буду заострять внимание, лучше напишу отдельной статьёй.

У меня получилось купить 28 звезду на 96 BCD, а 32-42 оставил те, что шли в комплекте. Получилась разборная система звёзд: 28-32-42 в связке с задней звездой «фривил» на 14 зубьев.

Звезда Prowheel на 28 зубов
Звезда Prowheel на 28 зубов

ПЕРВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Поскольку «фривил» - трещотка с довольно толстыми зубьями, не похожими на зубцы многоскоростных, это ввело в заблуждение. Поставив цепь, натяжитель с роликами ZTTO, то понял, что слишком сильный перекос цепи. Цепь начала соскакивать с «фривила», а иногда и перескакивать с большой передней звезды на среднюю. И не понятно, что с этим делать?

Перед сборкой велосипеда, я прикидывал, что могут быть проблемы с перекосом цепи. И как уже говорил, решил закрыть этот вопрос, покупкой каретки со 110 мм осью. Именно для того, чтобы максимально снизить перекос цепи. Как видите, не слишком помогло.

Я также укорачивал цепь. Покупал широкую 1/2 – 1/8 - для односкоростных велосипедов. Думал, раз зубцы на «фривиле» толстые, нужна такая же цепь. Но нет, всё мимо.

Проблема частично решилась настройкой натяжителя цепи. Во-первых, выяснилось, что натяжитель должен так пропускать через себя цепь, чтобы та охватывала максимальное количество зубьев «фривила».

Цепь на односкоростной трещотке - максимальный охват
Цепь на односкоростной трещотке - максимальный охват

Тогда проскоки пропадают. А чтобы цепь не сваливалась с передних звёзд, требовалось пододвинуть ролики натяжителя ближе к колесу, чтобы оптимально устранить перекос.

Здесь без «танцев с бубном» не обошлось. Натяжитель ZTTO не настраивался в горизонтальном направлении. (За такие-то шиши! ☹) Хотя на Али были варианты, где такая настройка имелась. Упущение!

Зато я заметил, что металлические пластины, куда крепятся ролики, разборные. Это означало одно – можно разобрать. Потом, поставив более длинные винты и положив внутрь гайки чуть большего диаметра, «сэндвич» расширился и ролики сдвинулись глубже по оси. Идея сработала! Натяжитель отрегулирован!

Устранение перекоса цепи таким образом
Устранение перекоса цепи таким образом

ТАНЦЫ С ЦЕПЬЮ

Тем не менее, цепь всё равно проскакивала. В чём же дело? Тогда я понял, что нужно МАКСИМАЛЬНО её укоротить. Так, чтобы она с трудом влезала на большую звезду и не висела на маленькой. Только когда это было сделано, трансмиссия заработала. Но мне это всё жутко не понравилось, ниже объясню, почему.

Да, у меня получилось отрегулировать систему 3 х 1 и показать, что это возможно. Такое до меня мало кто делал. Безусловно, в сети есть ролики, где люди переделывают МТБ велосипед на односкоростной. Но так, чтобы три звезды спереди – такой информации не нашёл. Наверное, заслуживаю лайк? 😊

ТОРМОЗА И КАЛИПЕРЫ

Со старого Stern’а остались тормозные калиперы с круглыми колодками. Именно из-за этих колодок я когда-то заменил калиперы целиком. Банально – не смог найти их в продаже. Калиперы были исправны, правда колодки перекошенные и убитые. И вот я подумал: «Сейчас поставлю убитые колодки на новые роторы с «модным пауком», что будет?». Аж взгрустнулось.

Тормозной калипер Stern
Тормозной калипер Stern

Затем неожиданно на распродаже подвернулись калиперы с двусторонним зажимом колодок от Zoom. «А что, это идея!» - подумал я. Новый год близко, чем не подарок себе от Деда Мороза? 😊 На «оленях» они добирались из Китая целый месяц в пункт выдачи Озон. Но когда приехали, выяснилось, что это замечательная штука! Отличная альтернатива хорошо - тормозящей гидравлике. О них я еще напишу отдельно.

Тормозной калипер ZOOM
Тормозной калипер ZOOM

Передний калипер встал на ригидную вилку VIVIMAX идеально. О самой вилке я писал в этой статье.

Летом ставил её на Stern и ездил. А вот задний калипер вставать в кривой «постмаунт» отказался. Тормозной диск был слишком сильно углублен к центру колеса. Это из-за того, что колеса в свое время переделывались на промподшипник (см. тут).

Из-за неправильно подобранной ширины гаек, нарушилась центровка колеса. На 3-4 мм «завалилось» в сторону трещотки. Пришлось искать нужные гайки, чтобы ось зажималась между дропаутами правильно, чтобы в свою очередь, тормозной диск вошёл в калипер без чирканий. Получилось!

Я уже говорил, что на раме Rush Hour имелись неровные площадки под тормоз. Поэтому, когда калипер Zoom встал на место, выяснилось, что колодки чуть-чуть трут о заклёпки тормозного диска с пауком. Ох уж эти «новые технологии!». Пришлось на посадочные места крепления ставить алю - шайбы.

Алюминиевые шайбы на кривом креплении Postmount
Алюминиевые шайбы на кривом креплении Postmount
Ну вот, трансмиссия работает, калиперы установлены! Дело за малым – поставить левую трехскоростную манетку и рамку переднего переключателя.

КРАСОТА – СТРАШНАЯ СИЛА

Кстати, тормоза Zoom повлияли на «дизайнерскую концепцию» велосипеда. Я выбрал красные. Во многом из-за этого, вышел черно-красный байк. Поставил красные тормозные ручки, вынос руля ZTTO – тоже красный. Педали на трех промах с красными шипами. В целом – гармонично получилось. Для пущего шика, прикупил красную тормозную оплётку на переднее колесо и парочку наклеек на раму. Прям «дорохо-бохато» стало 😊

Дизайн кастом - велосипеда
Дизайн кастом - велосипеда

Заканчивая, скажу пару слов о подседельном штыре и седле. Купил самое недорогое, что было: седло – 400 рублей, Stels, подседел LUNJE на двух болтах – 700 рублей, шёл с Китая и будто два раза обогнул земной шар, придя уже «седовласым стариком»…

Из-за бонок под бутылку в подседельном штыре, 400 мм трубу пришлось укорачивать на 50 мм. Вообще не ясно, зачем сделали бонки в подседельном штыре? Впрочем, это мелочи.

Торчащие бонки в подседельной трубе
Торчащие бонки в подседельной трубе

«Финита ля комедиа» или ПЕРВЫЙ ВЫЕЗД

Итак, кульминация! Снег сошёл, можно «объезжать нового коня». Как обычно: ожидание – реальность. Нет, идея-то удалась. Получилось создать велосипед на системе 3 х 1 и на нем даже можно было ездить. Скорости переключались идеально всё ОК. Но было одно «но»...

Обкатка "нового коня" :)
Обкатка "нового коня" :)
  1. Во-первых, при сильной нагрузке на педали, цепь проскакивала на «фривиле». Это было похоже на тот случай, когда на новую трещотку ставят старую цепь, или наоборот. При плавном кручении педалей без существенной нагрузки, ездить можно.
  2. Во-вторых, щелчки пропадали только при езде на самой большой передней звезде. «Наваливать» на 28 или 32 было невозможно.
  3. В-третьих, сам натяжитель запроектирован так, что без выкручивания его из петуха, невозможно снять колесо. Весьма неудобно.

Что я предпринимал? – Менял цепи, ставил, как широкие, так и узкие. Максимально укорачивал под самую большую звезду. Эффект тот же. На узких цепях поведение щелчков лучше.

Цепь на передней самой большой звезде велосипеда
Цепь на передней самой большой звезде велосипеда

Сперва я сделал вывод, что звезда freewheel для моей идеи не годится. Слишком толстые зубья, в отличие от звёздочек трещотки. А других подобных звёзд не продают. По крайней мере, требовалась звезда с более острыми концами. Так я думал в начале.

Я размышлял, что, наверное, нужно поэкспериментировать с фривилом большего количества зубьев и попытать счастья у разных производителей. Однако, «наши руки не для скуки», и я решил перепробовать все доступные «бредовые» варианты и один из них сработал!

На самый крайний случай, передо мною стояло два выбора:

  1. Сделать из велосипеда полноценный односкоростной фикс с передаточным 32 - 14;
  2. Превратить его в обычный велосипед со скоростями и задним переключателем;
Какой вариант вы бы выбарли? Пишите в комментариях!

ИТОГ

О том, как я решил проблему с щелчками и проскоками, я расскажу в следующих статьях. Ни за что не поверите! Поэтому, подписывайтесь!

Несмотря на всё, велосипед получился приятный и не очень бюджетный. Вес 12,2 кг. Сейчас понимаю, что за цену сборки можно было купить какой-нибудь готовый китай-вариант. Но это же конструктор, это интересно. А главное, сколько опыта и развлечений на всю зиму! Кто-то коллекционирует готовые велосипеды, а я люблю собирать и разбирать.

Велосипед: Алюминиевый кастом - гревел - трехскоростной фикс
Велосипед: Алюминиевый кастом - гревел - трехскоростной фикс

Вот такая получилась «сказка о сборе гостевого велосипеда», ставшая былью. Надеюсь, было познавательно. Если не трудно – оцените статью лайком, буду признателен.

А еще, как обещал, посчитаем стоимость сборки велосипеда, углубимся в мелочи. Расскажу о первых впечатлениях от езды на таком велосипеде. Поделюсь, как он ведёт себя на дороге. Всё это будет в отдельных статьях.

В частности, в этих:

Спасибо, что прочитали, если есть вопросы и предложения – пишите в комментариях.

С вами был я - Андрей и за компанию Лена.

Канал велопутешествий и походов.

┌──────── ⋆⋅☆⋅⋆ ────────┐

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС!

🔵 TELEGRAM: https://t.me/velo_kanal

🇻 VK: https://vk.com/velokanal

▶ YOUTUBE: https://youtube.com/@velokanal

🏩 INSTAGRAM: http://www.instagram.com/velo_kanal

🎁 ДОНАТ И О НАС: https://dzen.ru/b/Y9vse-zBEGucbcV8

└──────── ⋆⋅☆⋅⋆ ────────┘