Найти тему

КАК ОБЛЕГЧИТЬ ВЕЛОСИПЕД? 10 способов СНИЖЕНИЯ ВЕСА

Оглавление

Знакомый программист изрёк мудрость: «Хорошо работающая программа никому не нужна». И пояснил: «Потому что каждый хочет доработать её под себя и свои задачи». То же самое и с велосипедами. С появлением первого «железного коня» - «новое не даёт покоя» и его хочется улучшить всеми способами.

Велосипед - мечты :)
Велосипед - мечты :)

Некоторые люди видят «свет улучшения» только в одном – весе велосипеда. Иногда доходит до болезненных проявлений. Когда ставят алюминиевые винты и спицы, чтобы сэкономить 10 грамм.

В этой статье поговорим о том, как облегчить велосипед и так ли это нужно?
Если вам интересна тема велосипедов, походов, путешествий, подписывайтесь здесь и в Телеграм: https://t.me/velo_kanal Мы рады новым участникам!
Приступим!

САМЫЙ ЛЁГКИЙ ВЕЛОСИПЕД В МИРЕ

Наилегчайшим велосипедом считается шоссейный SPIN LIGHT, весом всего 2,7 кг. Это максимально возможный лёгкий велосипед. Легче не придумали.

Его карбоновая вилка весит 184 грамма, титановые колёса 584 гр. Педали - «палочки». А спицы и цепь титановые. Стоит такое «чудо» 45 000 долларов, причём производители гарантируют расстояние, которое может проехать данный аппарат в 25 000 км.

А вот самый лёгкий горный велосипед весит всего 5,65 кг. Его изобрёл швейцарец и назвал Volta Montanara. Причём этот велик был собран полностью из покупных деталей, ничего не делалось на заказ.

Самый лёгкий МТБ - велосипед и его создатель
Самый лёгкий МТБ - велосипед и его создатель

Хотите сотворить подобное со своим велосипедом? Давайте подумаем, возможно ли? И стоит ли игра свеч?

РАСПЛАТА ЗА ХИТРОСТЬ

Помните советский мультик "Жадный богач", где мужик пришёл к портному и попросил из куска меха сшить шапку, затем две, три, четыре, пять. Портной согласился на такое. Каково же было удивление клиента, получившего горсть «шапочек с пальчик» 😊

В этом мире нет ничего невозможного. Не зря же говорят, что «невозможно изобрести велосипед». Это такая вещь, которая не изменяется в веках. Вряд ли в ней можно придумать, что-то принципиально новое. То же касается уменьшения веса.

Уменьшить вес велосипеда можно, но расплатившись чем-то? Чем? – Толщиной стенок рамы? Диаметром колёс? Сроком службы деталей? Ободами? На что вы готовы пойти, чтобы максимально уменьшить вес своего велика?

БАЛАНС ВО ВСЕМ

Велосипед – это не просто транспорт, а СИСТЕМА передвижения. Он не ездит сам и нужно применять мускульную силу. Физическое состояние у всех разное, вес ездока – также. На эффективность езды влияют личные характеристики человека.

Велокентавр :)
Велокентавр :)

Можно сказать, что велосипедист и его «педальный конь» - единое целое. Это транспортная система, которая работает только в симбиозе.

Если вы весите 100 кг и собираетесь «облегчать» велосипед, задумайтесь, не развалится ли такая «система передвижения» под вами после «улучшательства»?

Ведь неспроста производитель обозначает лимит грузоподъемности. Средний горный велосипед выдерживает ~110 кг веса. При условии, что комплектация не изменена.

ДЛЯ ЧЕГО ОБЛЕГЧАЮТ ВЕЛОСИПЕДЫ?

Если можешь поднять велосипед двумя пальцами — это не говорит о том, что данный велосипед идеальный. Да, он хороший, но под определенные спортивные задачи. Если на этом карбоне ехать в поход, вряд-ли преуспеешь, нагружая на 110 и более килограмм

Легкий велосипед
Легкий велосипед

Данный велосипед не предназначен для туристических путешествий. Это, бесспорно, хорошая модель, но для занятия спортом и достижения результатов в гонках. Если он нужен только для езды возле дома по парку – какой от него толк? В этом случае, любой велосипед, даже самый дешевый, удовлетворит поставленные задачи.

Легкие велосипеды важны спортсменам не только для скоростной езды, но и для таскания на себе. Например, существуют шоссейные велосипеды - циклокроссы, предназначенные для езды ТОЛЬКО по хорошо асфальтированным дорогам. Но используются также для езды по гравию, траве, где это возможно. Они облегчены, поскольку велосипедная эстафета подразумевает преодоление препятствий, в том числе, неся велик на спине.

Циклокросс - несут карбон
Циклокросс - несут карбон

Данный велосипед не является универсальным для всего. Он и его вес нацелены на выполнение определенных задач.

Поэтому если вы, соблазнившись на такие велосипеды, хотите сделать то же самое, трижды подумайте. Ведь можно на таком аппарате далеко не уехать!

А если вы поставили алюминиевые спицы, гонясь за весом, а не за функциональностью, кто ж виноват? 😊

КАК УМЕНЬШИТЬ ВЕС ВЕЛОСИПЕДА НА АЛЮМИНИЕВОЙ ИЛИ ЖЕЛЕЗНОЙ РАМЕ?

Про алюминиевые спицы – это не сарказм. Действительно есть такие люди. Надеюсь, вы поняли, что так лучше не делать.

Однако, как РАЗУМНО снизить вес велосипеда, не потеряв при этом в качестве?

Здесь можно привести только ОБЩИЕ советы и рекомендации, вне зависимости от того, какой у вас велосипед: обычный Стелс, дорожный, горный МТБ, или «модный гравийник».

Разные велосипеды
Разные велосипеды

Ведь есть велосипеды алюминиевые, а есть железные: из хроммолибдена, хайтен – стали или карбона. Каждый конкретный случай надо рассматривать отдельно и выборочно понимать, что облегчаешь и зачем.

Перейдём к общим советам.

1. РАМА

При покупке велосипеда сразу смотрите на его вес. Если он не более 12 кг – это годный велик. Вы вряд ли сможете как-то сильно облегчить. Он и так лёгкий.

Средний вес алюминиевой рамы 1,5 - 2,3 кг, карбоновой ~900 гр, хроммолибден ~1.1 кг
Средний вес алюминиевой рамы 1,5 - 2,3 кг, карбоновой ~900 гр, хроммолибден ~1.1 кг

Обратите внимание на вес рамы. Есть рамы толстые и тяжелые, а есть облегченные - зауженные, без потери грузоподъемности. Желательно покупать модели с такой геометрией.

Обычно в паспорте прописан вес рамы. В ином случае, уточняйте у продавцов или через поиск в интернете.

2. ПОКРЫШКИ

Широкая покрышка влияет на вес колеса. Это факт. Поэтому, если не критично, можно не ставить широкие (больше 2.0), а использовать 1.75-1.95 шириной покрышки.

Покрышки, средний вес на 26 колесо 600 грамм
Покрышки, средний вес на 26 колесо 600 грамм

Также на вес покрышки влияет стальной или кевларовый корд. Безусловно, на шинах можно заметно сэкономить. И если не боитесь проколов, грыж и разрывов – можно использовать данный вариант. Экономия около 1 кг.

3. ШАТУНЫ, ЗВЁЗДЫ, КАРЕТКА

Если на велосипеде стальная система неразборных передних звёзд, можно поменять её на разборную, убрав маленькую звезду. Экономия порядка 150 грамм. Вдобавок есть алюминиевые системы, они легче обычных грамм на 200 – 300 в зависимости от производителя.

Тройник - система велосипеда с кареткой. Средний вес ~1300 грамм
Тройник - система велосипеда с кареткой. Средний вес ~1300 грамм

Некоторые переходят на одну звезду спереди, делая велосипед 10-11скоростным. В принципе, это тоже экономия в весе. С передним тройником уходит не только две звезды: средняя и маленькая, но и передний переключатель, тросик с манеткой.

Трансмиссия велосипеда с одной звездой спереди
Трансмиссия велосипеда с одной звездой спереди

Сложно понять, сколько экономии в граммах, пусть будет ~250. Если знаете – напишите в комментариях, интересно.

4. ВИЛКА

При езде в черте города на обычном МТБ - велосипеде, вам не нужна амортизационная вилка. Её можно заменить на ригидную – жесткую.

Вилка велосипеда, средний вес - полтора кило
Вилка велосипеда, средний вес - полтора кило

В среднем пружинно-эластомерная вилка на 26 колеса весит ~1,6 кг. Поменяв её, можно сэкономить 0,8 кг.

5. РУЛЬ И ПОДСЕДЕЛ

Если велосипед хороший, но содержит: железный руль и подседельный штырь – его можно облегчить заменой стальных деталей на алюминиевые. Правда он сильно «не похудеет», но 150 грамм можно скинуть.

Руль велосипедный стальной, средний вес 400-500 гр.
Руль велосипедный стальной, средний вес 400-500 гр.

Если велосипед для девушки, то разумно уменьшить длину руля, отпилив по бокам. К примеру, если руль шириной 70 см, зачем хрупкой узкоплечей девчушке такая ширина? Смело можно резать руль на 3 см, как минимум.

Подседельный штырь, средний вес ~300 гр.
Подседельный штырь, средний вес ~300 гр.

То же относится к туринговым велосипедам. Широкий руль устойчив для трюковой езды, даунхилла, прыжкам с бордюров, но не при езде по автомобильной дороге. Ибо габариты увеличиваются!

6. СЕДЛО

В среднем седло весит 450 грамм. На Алиэкспресс продаются облегченные сёдла, весом всего 250 грамм. Но помните, что седло – это одна из важнейших деталей велосипеда. Если оно вам не подойдёт, то экономия в весе обернется катастрофой. А если оно согнётся в пути или разломится пополам, что тогда? Как продолжать путешествие?

Среднее велосипедное седло, весом ~450 гр.
Среднее велосипедное седло, весом ~450 гр.

Если вы катаетесь возле дома, думаем, можно рискнуть с седлом - ультралайт. А для длительных путешествий пойдёт только надежное и «насиженное» сиденье. Здесь всё также, как с походной обувью. В новой не ходим, только в разношенной!

7. ПЕДАЛИ

Педали – дело вкуса. Кому-то нравятся контактные, кому-то топталки. Одни ездят на пластиковых, другие на алюминиевых. Одни хотят плавности и надежности, покупая педали на промподшипниках. Другие столь же успешно ездят на «классической насыпи». В общем, стоит помнить, что педали – это узел высокой нагрузки. Поэтому экономия на них может стать чреватой.

Велосипедные педали, средний вес ~400-500 гр.
Велосипедные педали, средний вес ~400-500 гр.

Погнется или сломается ось педали, далеко ли уедешь? Наше имхо, что на педалях лучше вес не экономить. С другой стороны, не следует покупать слишком тяжелые варианты.

В среднем комплект педалей весит ~400-500 грамм. Можно найти облегченные - 300 грамм. Итого, посчитаем в среднем, что можно облегчить велик за счет педалей на 150 грамм.

8. РУЧКИ РУЛЯ – ГРИПСЫ

Резиновые грипсы на руле легко заменить на «невесомые» поролоновые. Так уйдёт 15-30 грамм. Конечно, поролон придётся чаще менять. Зато он удобный и не сильно отдаёт в руки на кочках.

Ручки велосипедные. Средний вес резиновых ~120 гр.
Ручки велосипедные. Средний вес резиновых ~120 гр.

Следует обратить внимание на модели без стягивающих алюминиевых колец – фиксаторов. Например, есть дешевый грипсы с закосом под силиконовые, надевающиеся на трубку руля. И ничего – отличные ручки и лёгкие. Про такие мы писали в статье:

9. КАТАФОТЫ

Раньше катафоты снимали с велика сразу после покупки. Считалось, что это лишний вес и вообще «не круто», выдаёт в тебе новичка. Сейчас наличие светоотражателей оранжевого цвета сбоку, красного сзади и белого спереди – для велосипедов ОБЯЗАТЕЛЬНО в вечернее время. Это ПДД и закон. Читайте здесь:

ПДД ДЛЯ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ В КРАТКОМ ИЗЛОЖЕНИИ. ЧТО НОВОГО В 2023 ГОДУ?
Канал велопутешествий и походов18 апреля 2023

Поэтому за счёт удаления катафотов, велосипед не облегчишь. Но их можно заменить светоотражающими легкими элементами. Например, браслетами.

Велосипедные катафоты, средний вес ~50 гр
Велосипедные катафоты, средний вес ~50 гр

Вместо белого катафота можно надеть на руль белый, а сзади повесить красный. Вдобавок существуют небольшие облегченные катафоты на колеса, весом 12 грамм каждый. Итого, будем считать, что вес велосипеда можно уменьшить за счет всех катафотов на 50 грамм.

10. РОТОРЫ - ТОРМОЗНЫЕ ДИСКИ

Если у вас стоят 160 роторы, а вы весите 60 кг, вам вполне можно поставить 140-е. Но если вы весите за 80 кг, то даже 160-х может не хватить и лучше поставить 180-е или 230-е. Зависит от типа велика. Например, если найнер с 29 колесами - лучше брать больше.

Велосипедные тормозные диски 160-180 мм
Велосипедные тормозные диски 160-180 мм

С заменой ротора на меньшие уйдут адаптеры и переходники, если они стояли. Это ~2*30= 60 грамм. На самом роторе, при переходе со 160 на 140 скинете 2*15=30 грамм. Итого на тормозных дисках можно сэкономить 90 гр.

Стоит это число эффективности торможения - спорный вопрос. Поэтому замена тормозных дисков - дело индивидуальное.

ПРОЧЕЕ

Некоторые считают, что подножка не нужна, потому что она много весит. Туда же багажник. Зачем звонок, защита переключателя?

Велосипедные аксессуары
Велосипедные аксессуары

Но если используешь велосипед в качестве туринга – для путешествий, всё это нужное и лишним не является. Более того, эти вещи редко идут в базовой комплектации при покупке велосипеда.

Они устанавливаются потом, при необходимости. Вес этих деталей в общей смете учитывать не будем.

Но если вам всё это не нужно и ваш велосипед в базовой комплектации имел такие детали, можно снять, тем самым облегчив велик.

То же можно сказать про крылья.

ПОСЧИТАЕМ?

Теперь пройдёмся по всем перечисленным пунктам и подсчитаем сумму полученного облегчения в граммах. Но сперва договоримся, что берём обычный среднестатистический МТБ велосипед на 26 колёсах, весом 14 кг в его самой дешевой базовой комплектации.

Вес велосипеда
Вес велосипеда

Помните, что все эти «найнеры» на 29 колесах весят больше. Их детали, такие как колёса, резина, вилка, существенно прибавляют в весе. Итак, расчет:

  • Руль и подседел – 150 гр;
  • Седло – 200гр;
  • Грипсы – 30гр;
  • Шатуны, звезды, каретка – 350 гр;
  • Педали – 150 гр;
  • Покрышки – 1000 гр;
  • Вилка - 800 гр;
  • Тормозные роторы - 90гр;
  • Катафоты 50 гр;

Итого: 2 820 грамм. Таким образом, можно облегчить велосипед на 2 820 грамм. И если он весил 14 кг, будет весить: 11,18 кг. В среднем, так и есть, люди облегчают велики до 11-12 кг, в зависимости от их нужд.

Велосипеды 9 кг и меньше больше на карбоне, а не на алюминии. Их используют профессиональные спортсмены.

ИТОГ

Все приведенные цифры относительные. Любые совпадения – случайность 😊 Мы посчитали приблизительно, насколько можно снизить вес велосипеда, не прибегая к дорогостоящим манипуляциям. Как видите, подсчёт показал, что как миниум на ~3 кг снизить вес можно. Причём без потери прочности всей конструкции.

Конечно, есть заядлые «облегчальщики», которые платят десятки тысяч рублей, чтобы купить себе втулку или каретку из «инновационных сплавов» или компаунда алюминия с карбоном. Только потому, что она на 20 грамм меньше предыдущей.

Втулка 99 гр.
Втулка 99 гр.

У нас же - канал велопутешествий и походов. Нам важна не лёгкость, а прочность и накат. Вот почему к вопросам всего облегченного относимся с легким недоверием. Как бы в теории не улучшался велосипед, во всем нужна практика. Облегчил – сходил в поход, сделал выводы.

Только так можно понять, что тебе нужно. Например, мы отказались от облегчения покрышек, когда поехали в Крым. Там на каждом шагу острые семена – якорцы. Клеить каждые пол километра камеру не хотелось. А поэтому взяли антипрокольные покрышки с максимальным 7-м слоем защиты. Каждая весит больше кило. Не облегчили, но намеренно утяжелили.

Керцы на колесах велосипеда
Керцы на колесах велосипеда

Зато заменили руль и подседельный штырь на алюминиевые. Как видите, все вариативно и под задачи. Главное облегчать велосипед с разумно, прикинув все за и против.

Спасибо, что почитали. Большое спасибо за лайки и подписку. Надеемся, вам было интересно и полезно. Пишите в комментариях, как вы облегчили свой велосипед или хотите это сделать. Возможно, нам тоже пригодится ваш опыт. Всех благ.

С уважением, Андрей и Лена.

Канал велопутешествий и походов.

┌──────── ⋆⋅☆⋅⋆ ────────┐

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС!

🔵 TELEGRAM: https://t.me/velo_kanal

🇻 VK: https://vk.com/velokanal

▶ YOUTUBE: https://youtube.com/@velokanal

🏩 INSTAGRAM: http://www.instagram.com/velo_kanal

🎁 ДОНАТ И О НАС: https://dzen.ru/b/Y9vse-zBEGucbcV8

└──────── ⋆⋅☆⋅⋆ ────────┘