Эта статья – мысли вслух на тему «лучшего велосипеда для путешествий». Для вело-новичков. В ней мы не будем рассматривать конкретные модели, но расскажем о видах и принципе выбора "железного коня". Дадим советы и рекомендации, исходя из темы велопутешествий. Благодаря этому сложится ПОНИМАНИЕ, что нужно именно вам и стоит ли переплачивать.
КОРОТКО О НАС
Мы - Андрей и Лена. Ездим в велопоходы. За лето накатываем больше 1000 км и ни с кем не соревнуемся. Потихоньку расширяем географию путешествий, двигаясь в отдаленные уголки матушки-России. Посмотреть наши путешествия можно на youtube:
Поскольку велосипеды у нас простые и недорогие, подыскиваем им замену на сумму, скажем, до 40 000 рублей. Наверняка среди читателей есть такие, кто вообще не разбирается в велосипедной теме. Но которые также, как мы хотят путешествовать.
Попытаемся предугадать мысли таких людей. И рассказать о своих соображениях, к которым пришли.
Если вам интересна тема велосипедов, походов, путешествий, подписывайтесь здесь и в Телеграм: https://t.me/velo_kanal Мы рады новым участникам!
Итак, приступим.
ОПРЕДЕЛЯЕМСЯ, КУДА ЕДЕМ?
Путешествие – понятие растяжимое. Оно может быть от дома до магазина. И от Мурманска до Камчатки. Длительное или краткосрочное. Ездить по горам - одно, по равнинам - другое. По асфальту и по песку - разные вещи. Сперва нужно определиться с организацией путешествий и куда планируете ехать.
Когда мы покупали велосипеды, вообще не думали, что поедем далеко. Была цель – объехать озеро. Быстро нашли на авито БУ-шный велик, купили его и осуществили мечту.
Позже выяснилось, что «тема зашла» и хочется двигаться дальше. Для этого определяли, надежные ли у нас за велики, как их чинить и вообще долго ли проживут? Размышляли: удовлетворяют ли наши «кони педальные» поставленным задачам или нет.
Обо всем этом, включая ремонты, самоделки - переделки, вы можете почитать в нашем блоге. Поэтому ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, чтобы не потерять ценную информацию!
В желании путешествовать, первое, о чем нужно подумать - это КУДА и НА СКОЛЬКО. Если кататься возле дома или съездить в соседний город 60 км, подойдут практически ЛЮБЫЕ велосипеды. За исключением некачественных. А как выбрать качественные, читайте в статье:
А для систематических путешествий, где нужна надёжность, нужно включить аналитику и ум. Потому что смысл не только в надежном велосипеде, но и в УДОБНОМ для длительных поездок.
КАК ВЫБРАТЬ, ЕСЛИ НЕ РАЗБИРАЕШЬСЯ?
Логика человека, ни разу никуда не ездившего такая: «Для похода мне нужен велосипед для велопутешествий». Он забивает ключевые слова в поисковик, где выпадает куча статей про какие-то «туринги», «гревелы», «шоссеры» и тому подобное. Большинство таких статей дают мало информации новичку. Ум так устроен, что он поначалу отвергает непонятное. Разобраться сложно.
Статьи говорят банальное:
- едешь в горы – бери горный (МТБ);
- для города – городской;
- для шоссе – шоссейный;
- для гравия – гравийный;
МАСЛО МАСЛЯНОЕ!
Это всё равно, что прийти в магазин и сказать: «Мне, пожалуйста, куртку для зимы». Вас тут же спросят, какую именно: синтепоновую, пуховик, с шерстяной подкладкой или без, с капюшоном, длинную или короткую, дорогую или дешевую. На какой лимит температуры. Влагостойкую или нет?
Не будете же вы покупать ватный тулуп, потому что он тёплый?
Скажете: «Мне такое не идёт».
С ВЕЛОСИПЕДАМИ ТО ЖЕ САМОЕ!
Нет такого велосипеда, чтобы «сел, поехал и сразу все идеально подошло». Нужно примерять и тестировать под свои габариты. Вы должны "уложиться" в этот велосипед, как недостающий пазл. Ведь люди все разные по пропорциям. И если вы "уложились", дальше можно смотреть на комплектующие велика, его красоту и прочие факторы.
Годный велик может появиться только в случае, когда вы ЛИЧНО идёте в веломагазин и ГРАМОТНЫЙ, повторим, грамотный специалист вам его подберёт. А не «впарит» что-то из ассортимента «ашанбайков» и Стелсов.
Впрочем, среди Стелсов есть неплохие модели. Вон путешественник Виктор Атласов на таком велосипеде по километражу "кругосветку" сделал.
Ситуация, где вам сразу всё найдут и подберут да еще со скидкой - на грани фантастики. Особенно в провинциальных городах, как у нас.
Где даже «узкий специалист» широкого профиля колесо переспицевать не может. Тем не менее, гордо работает в «веломастерской». А из ассортимента только пресловутые Стелсы, Форварды. Какой уж там грэвел?
Вот вам один из важных доводов - купили дорогой велик, а чинить где будете?
ИЩЕМ ЛУЧШИЙ ВЕЛОСИПЕД ДЛЯ ПОХОДОВ
Следующим шагом вбиваются ключевые слова: «лучший велосипед для походов в 2023 году». Это естественный процесс, когда не разбираешься. Хочется как на маркетплейсах – отсортировать товар по заказам и купить, имеющие высокий рейтинг и кучу отзывов.
С велосипедами это не прокатит! Нет, на том же Озоне и Вайлдбериз хорошие велики есть, но так просто вы их не найдёте. Это штучный товар. То, что по скидке – быстро разбирают. А без скидки - дорого стоят.
Ажиотажа и миллионных продаж в этом сегменте нет. Зато могут выпасть товары совсем бюджетной категории. Разные китайские велосипеды.
Отметим, что покупая велик в интернете с доставкой, вы платите только за коробку с содержимым. Сборка в эту цену не входит.
КАКИЕ БЫВАЮТ ВЕЛОСИПЕДЫ ДЛЯ ПУТЕШЕСТВИЙ?
Когда проходит «наркотическая ломка неизбежности» о том, что «придётся думать», садишься изучать вопрос досконально. И это приводит к простому выбору: МТБ – горный велосипед, гравийник (гревел) или туринг – велосипед? Что лучше для походов?
За ответ на этот вопрос в интернете ведутся настоящие «велосипедные войны». Одни утверждают, что лучше гревел, другие за МТБ, а третьи подогревают ситуацию говоря: «Ни то, ни другое - для путешествий годится только туринг».
Ну и как понять, что тебе нужно? – Сейчас расскажем. Начнем с описания.
ДОРОЖНЫЕ
Это велосипеды для езды по городским улицам. Преимущественно по ровной поверхности. Чем дорожный велосипед отличается от остальных? Например, такие модели, чаще всего, односкоростные. Но бывают также с переключателем скоростей. У них железная высокая рама. Можно назвать данные велики "классическими". Именно такими их помнят наши бабушки и дедушки.
По цене они недорогие. В районе 10-15 тысяч рублей. Могут быть с высокой и низкой рамой. Последние считаются прогулочными и "дамскими". Хотя велосипеды гендера не имеют. Просто низкие рамы больше годятся для женщин, как более комфортные. И не надо ноги задирать, особенно если мадам в юбке.
Обычно такие велики уже снабжены корзинами, багажниками, защитой цепи. Имеют прямой руль и "вертикальную" посадку.
Дорожные велосипеды обеспечивают не лучший накат, но они стальные и крепкие. Поэтому если у вас совсем ограничены средства, рассмотрите к покупке данный вариант. Ну а в горку, что ж - придётся толкать свой агрегат! :)
ТУРИНГОВЫЕ
От английского «touring» - туризм. Это туристические велосипеды, предназначенные для путешествий.
Отличаются от прочих тем, что имеют крепления под багажник: передний или задний. Или продаются уже с багажниками. Рассчитаны на большую грузоподъемность ~ 140 кг. Вместо привычного руля – перекладины, снабжены рулем – бараном. На колесах уже есть длинные дождевые крылья.
Некоторые модели имеют динамо-втулки, генерирующие энергию. Другие – планетарную втулку, где переключение скоростей осуществляется внутри этой втулки, а не на внешних звёздах заднего колеса. Кстати, динамо-втулку мы тоже купили и даже написали про нее статью обзор. Вот, если интересно:
Как правило, туринговые велосипеды с более растянутой геометрией рамы. Чтобы вместилось больше поклажи в подрамную часть. А также для того, чтобы задником ботинка не задевать о велоштаны при кручении педалей.
В общем, туринговый велосипед – это такой «пахотный мерин», который предназначен для длительных туристических поездок. Он как «старое доброе вино» - не портится со временем. Потому что все элементы «кондовые», износостойкие и ремонтопригодные. Главное в пути не вес, а надежность! Вот главный девиз такого велосипеда.
Среди туринговых моделей есть различия. Начиная с шоссейного типа байков до "жиробайков" с толстыми колёсами. Останавливаться на описании каждого варианта не будем, потому что статья и так получается длинная.
МТБ - ГОРНЫЕ
Mountain bike – сокращенно MTB. Переводится как «горный велосипед». Это самый распространенный тип велосипеда, считающийся наиболее универсальным для всего.
Главное отличие от других моделей – амортизационная вилка. Она нужна, чтобы смягчать прохождение ям и колдобин, обеспечивая ровное и комфортное движение по разбитой дороге.
Существует две разновидности МТБ: «hardtail» (хардтэйл) – переводится с английского как «жесткий хвост», а также «двухподвес».
Первый – привычный нам горный велосипед, у которого действительно «жесткий хвост», т.е. рама.
У «двухподвеса» хвост «мягкий». Это означает, что рама двухподвеса состоит как бы из двух частей, соединенных между собой пружиной.
Данный тип нужен различным вело - прыгунам. Т.е. людям, которые катаются с гор. При прыжке им нужно смягчение, чтобы не отбить себе зад и всё остальное.
Это и обеспечивает велосипед, как спереди – через амортизационную вилку, так и сзади – через двусоставную «пружинящую» раму. Этот велик совсем не для велопутешествий. Рассматривать его не будем.
ШОССЕЙНЫЕ
«Шоссер» - в простонародье. Велосипед для скоростной езды по шоссе. Отличительной особенностью являются большие и узкие колёса. Чтобы было меньше сцепление с асфальтом и быстрее езда.
Этот велосипед похож на туристический и может им быть, но не проедет по грязи, ямам и прочему бездорожью. Этот велик хорош для путешествий по Европе, где ровный «как по маслу» асфальт.
Такие велики многие помнят со времен СССР. ХВЗ «Турист» с рулем – бараном. Чистая классика!
Можно сказать, что шоссейный велосипед – это спортивная тема. Где нужна скорость. А для туристического велика всё же важна универсальность.
Чем плох шоссейный велосипед для походов? Представьте, что вы едете на коньках по кочкам на льду. Примерно тот же эффект даёт шоссейник для путешествий по бездорожью. Чтобы сохранить скоростные характеристики шоссейника и добавить "везеходности", придумали гревелы.
ГРЕВЭЛ
Что такое гравийный велосипед? По-другому «gravel» (грейвел) - переводится как «гравий». Такие велосипеды называют гравийниками, грэвелами, гравийными велосипедами. Название говорит само за себя. Это велосипед для гравийных дорог.
Появился он недавно, как альтернатива между туристическими и шоссейными велосипедами с целью добавить немного амортизации за счет покрышек, как у МТБ.
Имеет жесткую вилку т.н. «ригидную». Раму похожую на туринговую, руль – баран. Снабжен отверстиями с резьбой на вилке и раме – бонками для установки креплений под сумки.
Сейчас это самый «нашумевший» тип велосипеда, якобы годный под туристические путешествия. Вроде и не совсем шоссейник, но с зацепистыми колесами. И едет быстрее МТБ. Стоит ли покупать гревел? - Чуть ниже прочитаете, что сказал про этот байк опытный спортсмен-гонщик.
ГИБРИДЫ
Гибридные велики – это ответ на вопрос: «Ах, как хорошо стало б, если бы у горного велосипеда было что-то от шоссейника».
Так и родилось это «нечто» среднее между горным и шоссером. У гибридов, как правило 28 колеса, алюминиевая рама, похожая на МТБ, прямой руль. Бывают гибриды с амортизационной вилкой.
Гибрид - это такой "кастом" МТБ. В СССР такие велики называли «крокодилом», т.е. самосбор 😊
Этот велосипед – альтернатива для тех, кто хочет «такое же, но с перламутровыми пуговицами» - такое же, как МТБ, но чуть более скоростное и приспособленное для шоссе. Хотя, на наш взгляд, превратить МТБ в гибрид проще простого.
Достаточно поставить узкие покрышки на 1.25 – 1.50. Как вариант для туризма, почему бы и нет? Ниже будет пример такого велика.
У нас сложилось ощущение, что гибриды не очень популярны. Даже не ясно почему. Кстати, напишите в комментариях, если знаете.
Поэтому «промежуточные модели» особо рассматривать не будем. Обычно велосипедисты делают выбор в пользу МТБ либо в пользу ГРЕВЕЛА. Расскажем, почему.
ВОПРОС ЦЕНЫ
Глупо отрицать, что экономия никого не интересует. Хотя, если вы состоятельный человек, прочитав данную статью, точно знаете, что для путешествий нужно выбирать либо гревел, либо туринг, либо МТБ. Если вопрос цены не стоит – смело покупайте туринг за 150 тысяч рублей и будет вам счастье.
Ну а нам «нищебродам» придётся выбирать между привычными МТБ и ГРЕВЕЛАМИ. Потому что они дешевле.
В среднем, туринговый велосипед имеет стоимость более 100 тыс. рублей. Не каждый потянет. А вот гревелы можно найти от 50-ти.
А МТБ ~ от 28-30 тыс. рублей. На вторичном рынке еще дешевле.
Поэтому владельцы велика для путешествий сейчас делятся на два лагеря:
- Убеждённые горники. Они, как мы - хотят универсальный велосипед.
- Гревелисты - "топят" за гревел, как единственное средство для туризма.
И вряд-ли в этих спорах будет согласие, потому что: "на вкус и цвет - все фломастеры разные".
ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ
Человек подвержен моде. Сейчас вы прочитали данную статью и думаете: «Мне точно нужен гревел, я определился». Но это далеко не факт. Если у вас совсем отсутствует опыт езды на велосипеде, то возможно, владение гревелом отвратит от велосипедной тематики навсегда. Почему?
Потому что в нём есть непривычная посадка, руль – баран, к которому надо привыкать. Он «жёсткий». Будете ехать по кочкам, а в конце дня станут трясущиеся от вибраций руки, как у алкаша.
Короче, это специфический велик, к которому надо привыкать. Если это ваш первый велосипед, трижды подумайте. Особенно за столько денег.
Обычно гревел покупают те, кто пересел с МТБ. Потому что уже знаешь, чего хочешь от дороги. Например, быстрее ехать и готов терпеть неудобства жесткой вилки. Если нужно ездить каждый день на работу и важно приехать как можно быстрее. Для этого нужен велосипед, умеющий это делать. Либо шоссер, либо гревел.
С другой стороны, понравится ли вам ездить по городу в "скрюченном" состоянии спортивной посадки на таком велосипеде?
К примеру, наш случай именно такой. В походы мы ездим раз-два в год. А большую часть накатываем по городу. Зачем нам гревел? МТБ пока что покрывает все наши задумки.
Вот что пишет спортсмен Александр Столяров в ВК:
На выходных на грунтовой 200ке был участник на гревеле. Он был в очень хорошей форме, и по хорошим дорогам бодро уезжал вперёд. Но стоило попасть на техничный участок… На каменистых тропинках его обогнала даже Катя, которая совсем не претендует на скиллы кросс-кантри, просто у нее хороший велосипед. А уж на песчаной стиральной доске маты можно было слышать задолго до визуального контакта. Относительно нормальных велосипедов, его аппарат практически не двигался!
А теперь представьте, что вы двигаетесь по описанной дороге с тяжелыми сумками на гревеле?
Поэтому, советуем свое «хочу» как-то подкрепить практически. Мало ли что модно, мало ли, что говорят. Здраво прикидываете свои цели и задачи. Берете и едете в магазин, садитесь на гревел – устраиваете тестдрайв.
И только потом решаете, надо оно вам или нет. А если живёте в маленьком городе – найдите в местных пабликах в ВК обладателя желаемого велосипеда и договоритесь с ним о встрече. За скромную плату, а то и бесплатно даст прокатиться!
Короче, не ведитесь на психологическое влияние разных советчиков, какими бы "крутыми" и пафосными они не казались. Только личный опыт - гарант успеха!
КРИТЕРИИ ПОДБОРА ТУРИСТИЧЕСКОГО ВЕЛОСИПЕДА
Помните слова секретарши «Верочки» из «Служебного романа»? – Можно, конечно, и зайца научить курить. В принципе, нет ничего невозможного для человека с интеллектом. 😊
Так вот, человек с интеллектом может и на самокате в поход поехать, если сильно себя замотивирует. Здесь суть больше не в самом велосипеде, а как организован процесс. И чтобы правильно это сделать, существуют базовые критерии. Некая планка, в которую «всё упирается». Вот они:
ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ
Если ваш вес 90 кг, а максимальная грузоподъемность велосипеда 110 кг, вы можете взять с собой в поход только 20 кг поклажи. В ином случае, велосипед может развалиться.
Или, как минимум, лопнут спицы на заднем колесе. Можно долго рассуждать, много 20 кг или мало. Но однозначно – ездить на велосипеде с нагрузкой, близкой к критической, НЕЛЬЗЯ!
При выборе туристического велосипеда, смотрите на грузоподъемность. Едем дальше...
БАЙКПАКИНГ
Байкпакинг – модное словечко с английского. Означает: «упаковка велосипеда», т.е. система распределения веса и сумок на раме. Этот пункт закономерно вытекает из предыдущего. Если вы весите 90 кг, то сумки на багажник вам не подходят.
Просто потому, что создастся критическая нагрузка на заднее колесо. Лопнет ось, сломаются спицы. Вам это надо?
Значит, нужно распределить часть груза на вилку. А теперь представьте, что вы, сидя на «умных форумах» узнали, что лучший гревел с карбоновой вилкой. Купили себе такой.
Станете ли вы нагружать такой карбон на 20 кг? Ответ очевиден – НЕТ. Значит, такой велик вам тоже не подходит, каким бы дорогим и классным он ни был.
Задумайтесь. Люди придумали велосипед без пружинной вилки, чтобы быстрее ехать. Но потом ощутили сильную отдачу в руки через ручки руля. Тогда они решили сделать вилку из карбона, чтобы смягчить удары. Смягчили, но сделали конструкцию менее прочной и менее грузоподъемной.
Помните, что за моду надо тоже чем-то расплачиваться.
РЕМОНТОПРИГОДНОСТЬ
Для нас главное – ремонт велосипеда в походных условиях. Чтобы мы смогли это сделать. Если туринговый велосипед имеет дорогостоящие комплектующие, которые сложно купить, зачем его покупать? Зачем обрекать себя на ещё большие растраты в будущем?
К примеру, некоторые обвиняют нас в «дискредитации» отечественной фирмы Shulz, которая производит велосипеды. А для нас, например, актуален вопрос, почему обычная ось на этот велосипед стоит 2 000 рублей. И почему эти велосипеды снабжают такими втулками заднего колеса, которые неремонтопригодные в походе?
Нам, чем более простая комплектация у велосипеда – тем лучше. Тем быстрее и дешевле можно найти запчасти в любом городе мира. А на «дорогом и эксклюзивном» можно за хлебом кататься, а не в поход идти. Разве не так? Напишите, что думаете в комментариях.
РОСТОВКА
Если ваш рост больше 1,80м, велосипеды с 26 и даже с 27,5 колесами вам не подойдут. Значит вам нужен либо МТБ – «найнер» с 29 колесами, либо гревел – туринг с 28. К тому же понадобится рама 20 дюймов и больше.
Если вам неудобно сидеть на велосипеде, нужно либо отрегулировать посадку, либо выбрать другую модель. Такое часто бывает. Люди покупают велосипед с рамой не под свой рост. И мучаются.
Некоторые дешевые гревелы, например, Outleap, идут всего в 2 ростовках. Таким образом, они могут автоматически не подойти под пропорции тела и их не нужно рассматривать к покупке.
ПОСАДКА
То же относится ко всем велосипедам. Если вам неудобно на велосипеде, возможно, придётся менять вынос руля и сам руль, а также двигать седло.
«Терпеть» неправильную посадку особенно на туристическом велосипеде ЗАПРЕЩЕНО! Потому что здоровье дороже.
Например, посмотрите ролик, где человек специально поменял велосипед с шоссейника на Outleap, потому что тот не подходил ему по посадке.
Есть альтернативное мнение. Например, можно взять МТБ велосипед с рамой на 1-2 размера больше. Отрегулировать на нём посадку. В этом случае, велосипед станет приближенным по форме к туристическим с большими рамами. И сможет выполнять те же задачи по нагрузкам и удобству.
РУЛЬ
Не всем подходит руль-баран. Учтите, что на таком руле стоят другие тормозные ручки и переключатели.
Если вы привыкли ездить на МТБ и пользоваться обычными триггерными рычажками переключения и ручками тормозов, на гревелах и турингах вам сперва будет либо непривычно, либо до омерзения непривычно.
Так, что захочется поменять велик. Учитывайте это при выборе.
ВЕС ВЕЛОСИПЕДА
В велосипедных кругах считают, что «чем легче – тем лучше». Есть люди, которые покупают детали велосипеда за десятки тысяч рублей только потому, что они на 20 грамм легче предыдущих.
Другие ставят алюминиевые спицы, карбоновые рули, подседелы. «Всё это от лукавого» для туристического велосипеда.
Вопрос веса актуален только профессиональным спортсменам. Например, есть велосипеды – циклокроссы. Они предназначены не только для того, чтобы на них ездить, но, и с целью тащить на себе, совершая эстафету. Вот для этого их облегчают. Чтобы улучшить спортивные показатели, а не для езды с кучей сумок.
Хотелось бы, но те же гревелы не легче МТБ. В среднем вес велосипеда варьируется в пределах 12-14 кг вне зависимости от того, "железный" он или "алюминиевый". А варианты, весящие 9-10 кг, имеют баснословную цену. Такие в продаже есть, но вряд ли их стоит рассматривать к покупке.
Конечно, вес играет роль, особенно если нужно затаскивать «железного коня» по лестнице в квартиру. Но туристический велосипед с его багажниками, подножками, кучей навески и сумками легче не станет. Разница 1-2 кг на таком велике неощутима.
СКОРОСТЬ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
При выборе между гревелом и МТБ многие утверждают, что первый быстрее едет. Да, это факт. Но если вы, как мы, например, снимаете видео, к чему вам скорость? В среднем мы едем 20-22 км/ч. Мы не разгоняемся больше 25 просто потому, что, во-первых, это небезопасно, а во-вторых, снимаем на камеру, держа её в руках.
Как-то не очень хотелось бы навернуться на скорости 30 и лететь вместе с камерой впереди руля. Контент, конечно, получился бы зрелищный, но какой ценой?
В гревелах под весом сумок наблюдается т.н. "воблинг" - трясучка, по-русски. Это когда держа руль одной рукой, весь велосипед "вибрирует" от шаткости сумок байкпакинга. Представьте, едете вы на таком велосипеде, одной рукой руль держите, другой - камерой снимаете. И вас трясёт на ровном месте. Удобно?
Тогда зачем именно нам гревел? И вы тоже подумайте над этим вопросом.
СТИЛЬ ЕЗДЫ
Если вы выбираете велосипед, чтобы его «ушатывать», т.е. прыгать на нем с бордюров, то туристическая модель для этого не подходит. Значит, больше подойдёт МТБ с мягкой вилкой.
Другой пример. Вы собрались ездить по грязи и болотам. Слишком дешевые велосипеды от такой езды быстро развалятся.
Но это не значит, что они плохие. Просто они не предназначены для такой езды. Вы можете купить дешевый велосипед и беречь его. Тогда спокойно проедете тысячи километров.
Но если собрались возиться в грязи – ищите узкоспециализированную модель для этого. С качественными увесистыми переключателями, звёздами, рассчитанными на физический износ.
МУКИ ВЫБОРА
Основную часть рассказали. Теперь расскажем вторую. Про качество велосипедных деталей. Нет, рассказывать о том, что лучше, а что хуже – здесь не будем. Если вам нужны критерии выбора качественного велосипеда, существует отдельная статья вот она:
Наше мнение, с ним можно не соглашаться и спорить, что все велосипеды БОЛЕЕ – МЕНЕЕ ОДИНАКОВЫЕ. За исключением тех особенностей, о которых написано выше. Что это значит?
- Нет «лучших и худших» велосипедов. Их можно так классифицировать ТОЛЬКО по качеству деталей и согласно поставленным задачам, но не более.
ЛЮБОЙ велосипед с качественными деталями, подходящий вам идеально по размеру – ХОРОШИЙ. Всё остальное – дело вкуса и удобства.
И кто бы как не превозносил свои велики в интернете – не верьте этим людям. Они для них хорошие, зачастую, потому что они выложили не маленькие деньги. Вдобавок это велики, подходящие именно им. Не факт, что подойдут вам. Некоторые к «своему велосипеду» идут годами, перепробовав всякие.
В нынешних реалиях помните, что далеко не факт, что «чем дороже – тем лучше». Со скачками доллара былые бюджетные модели иностранного производства взлетели в цене в 3-4 раза. Но они ничуть не лучше своих отечественных конкурентов.
ВЕЛОСИПЕД СТЕЛС
На том же Авито можно найти старые шоссейные советские велосипеды по цене в 3-4 тысячи. По геометрии рамы и ходовым качествам они ни чуть не хуже именитых велосипедов брендов: Marin, Jamis, Fuji, Merida.
Логично купить себе этот советский велик за 4 000 рублей и поездить на нём, чем сразу покупать велик за 70 тысяч. Или приобрести обычный дорожный STELS navigator 350 на 28 колёсах. Чем он хуже?
Да и нужен ли вам велосипед с качеством деталей профессионального уровня? Тогда зачем переплачивать? Вот, например, видео, где человек на Стелсе собрал годный велосипед:
АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ВАРИАНТ
Чем отличается гревел от МТБ? Не только рамой, но и размером колёс. Знаете ли вы, что покрышки на 28 и 29 колеса идентичны и взаимозаменяемы?
Поэтому можно купить МТБ - найнер с 29 колесами, приобрести к нему универсальную жесткую вилку и поставить узкие 1.25 - 1.50 покрышки. Получим тот же шоссейный гибрид, по характеристикам приближенный к гревелам.
Собрать такой кастом выйдет дешевле, чем покупать гревелы за сотни тысяч.
ИТОГ
Статья получилась длинной. Но в ней мы собрали всю «квинтэссенцию понимания» того, каким должен быть туристический велосипед. Вернее, обозначили «коридор критериев» для его выбора. Специально не приводили в пример конкретные модели популярных в народе велосипедов.
Но напоследок хочется привести. Например, думаем: «А не поменять ли наш простенький Stern Energy 2.0 на что-нибудь получше, например, на GT Avalanche». И тут же натыкаемся на видеоролик, где человек сделал это.
Заплатил денег. Купил данный велосипед. И не получил тех эмоций, на которые рассчитывал. «Всё новое: колеса, руль, переключатели, думал будет по-другому». Вот этот ролик:
Таким образом, райдер лаконично завершает наши мысли о том, что нет кардинально отличающихся велосипедов. В лучшем случае, удастся ощутить «инаковость» на 10-15% от привычного вида катания. А под сумками и эти проценты ещё больше растают.
ХАРАКТЕРИСТИКИ, ЗАСЛУЖИВАЮЩИЕ ВНИМАНИЯ
Но вот что действительно влияет на ходовые характеристики, это:
- Размер покрышек – чем больше, тем «мягче» едешь. Чем меньше, тем быстрее едешь, но жестче;
- Размер колёс – чем больше, тем быстрее, но менее маневренно в поворотах;
- Посадка – спортивная или «прогулочная», тоже влияет;
- Геометрия рамы и то, как поднят или опущен кареточный стакан. На туринговых велосипедах он ниже. А на малых рамах ездить удобнее и велосипед более податливый. Неспроста для трюковых байков используют маленькие - BMX;
- Амортизационная или жесткая вилка. Представьте ситуацию. Едете вы в Крым на "модном" гревеле с ригидной вилкой и "мягкими покрышками", чтобы зад не отбить. И там (в Крыму) начинаете клеить камеру через каждые 200 метров. Потому что везде разбросаны колючки - керцы. Такие растения там везде. Какова романтика? Поставишь на велосипед антипрокольные покрышки с 5-м классом защиты - ход будет жесткий. Мало того, что сама вилка жесткая, так и колёса будут тяжелые. Получаем кондовый и увесистый велик с большими колёсами, тяжелыми покрышками, без амортизационной вилки и груженый сумками "по самое не хочу". Как вы думаете, комфортно будет?
Поэтому, выбирая велосипед, задумайтесь: «Может вместо "самого крутого велосипеда" приобрести что-то попроще, но с нужными покрышками, подходящей рамой и посадкой?». Как известно: «Дьявол кроется в мелочах».
Спасибо, что дочитали. Надеюсь, вам помогли наши размышления. Делитесь своим мнением в комментариях. На чем ездите или какой велосипед хотите купить в качестве первого туристического?
С уважением, Андрей и Лена.
Канал велопутешествий и походов.
┌──────── ⋆⋅☆⋅⋆ ────────┐
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС!
🔵 TELEGRAM: https://t.me/velo_kanal
🇻 VK: https://vk.com/velokanal
▶ YOUTUBE: https://youtube.com/@velokanal
🏩 INSTAGRAM: http://www.instagram.com/velo_kanal
🎁 ДОНАТ И О НАС: https://dzen.ru/b/Y9vse-zBEGucbcV8
└──────── ⋆⋅☆⋅⋆ ────────┘