Внимание-внимание! Полностью эксклюзивный материал! До меня такого не делал никто. Мир не видывал перспективного чуда – техники. Спешите увидеть, только сегодня. Об этом вам никто не расскажет. 😊
А если серьезно, обсудим нюансы установки фривила на горный велосипед.
Если вам интересна тема велопоходов и устройства велосипеда, подписывайтесь на канал здесь и в Телеграм: https://t.me/velo_kanal
ОДНА ЗВЕЗДА НА МТБ
Недавно я собрал «односкоростной» велосипед на базе МТБ. Точнее – трехскоростной, с трансмиссией 3 х 1, где одна «сингл» - звезда с 14 зубьями сзади, и «тройник» разборных звёзд спереди.
О том, как я переходил на разборные алюминиевые шатуны можно почитать здесь.
В этой статье поделюсь, что меня сподвигло на создание «синглспида», т.е. односкоростного фикса. А также расскажу про звезду свободного хода: «freewheel» и почему я выбрал этот вариант и «что мне это стоило». Поехали!
P.S. Фикс - не фикс, не важно, как называется. Это велосипед с одной звездой сзади, хоть и не односкоростной. Как его правильно назвать? Название для поиска.
ЗАЧЕМ FREEWHEEL НА МТБ?
Те, кто читает нас давно, знают, что мы ездим в походы на простых велосипедах с трещоткой. В трещотке не видим ничего плохого, а недостатки возможного излома оси, устранили за счёт установки дополнительного подшипника под ось. Об этом мы писали здесь. К слову, отъездили 2 похода со значимой нагрузкой, ось даже не погнулась.
Тему гнутых осей затрагивали тут:
К ремонтопригодности в походе относимся щепетильно. Поэтому купленный «фривил» на Али за 350 рублей, сперва был запасным вариантом на случай поломки.
Но, углубляясь в тему, поняли, что легче возить комплект запасных трещоточных собачек, шариков и стягивающих колец, чем односкоростную звезду целиком.
Данный фривил лежал без дела несколько лет. Установка на рабочий велосипед была нецелесообразна. Снимать переключатель, вытаскивать тросы, затем собирать всё назад – лишние телодвижения! А свободных великов «для экспериментов» не было.
Наконец, к нам стали приезжать гости. Захотелось вечерком покататься по городу. Понадобился гостевой велосипед. Купили раму 18” и появилась возможность воплотить идею односкоростного велика в жизнь. Цель достигнута. Об этот писали здесь:
На самом деле, при нашем стиле катания по равнинному рельефу возле дома, хватает 2-3 задних звёзд. Сперва была задача найти трещотку на 3 звезды. Таким образом, получился бы 6-9 скоростной велосипед (в зависимости от количества передних звёзд).
Честно говоря, даже путешествуя по Алтаю, заезжая в крутые перевалы, мы редко использовали весь диапазон кассеты. Не было смысла напрягаться и «убивать колени», в большинство подъемов заталкивали велики вручную. Даже в горах не использовали более 4 звёзд, путешествуя максимум на 7-4 передаче.
В этом свете, идея создания «менее скоростного» велосипеда была оправданной.
ТРЕЩОТКА НА 3 ЗВЕЗДЫ
Трещоток на 3 звезды я не нашел. Вернее, был один вариант фривила, но он не подошёл из-за того, что в нем не было пазов под съемник.
Что случись - потребуется полная разборка трещотки + наличие газового ключа. "Не комильфо" для походов.
В природе существуют трещотки на 5 звёзд. Но зачем они, когда нужно именно ТРИ звезды? Причём с шестеренками на определенное количество зубьев? Да и без разницы, 5 звёзд или 6, одна звезда ничего не решает, ни по весу, ни по задаче.
В итоге, я решил пойти по "сложному варианту" и создал трансмиссию велосипеда 3 х 1, где три звезды спереди и одна сзади.
Почему этот вариант? Обосную!
ОБЛЕГЧЕНИЕ ТРАНСМИССИИ
Большинство современных тенденций в создании трансмиссии 1 х 10. Где одна звезда спереди и 10 сзади. Так устроено большинство гревелов. Логика проста: «Можно выкинуть передний переключатель, левую манетку и трос. Это лишний вес, зачем его возить?».
Велосипед облегчится, в этом случае, на ~630 грамм (150 гр. трос, 150 рамка, 140 манетка, 50 – маленькая звезда, 130 - средняя).
Но если выкинуть:
- трещотку на 6-7 скоростей (370),
- задний переключатель (450),
- трос в оплётке (150),
- манетку (140)
ПОЛУЧИМ ЭКОНОМИЮ В ВЕСЕ: 1110 грамм.
Справедливости ради, из этого веса нужно вычесть натяжитель цепи (140), который необходим вместо заднего переключателя, а также вес самого фривила (180), получим облегчение на 790 гр.
Здесь не цель доказать, что одно выгоднее другого, потому что сравнивать нельзя. Даже если второй вариант позволяет больше скинуть вес, первый даёт большее число передач. И в большинстве случаев, система 1х10 универсальнее системы 3х1.
Тем не менее, если из «односкоростного» варианта выкинуть «шоссейную» звезду на 42Т и маленькую на 22 или 28, затем поставить алюминиевую звезду narrow wide, это даст тот заветный «килограмм с гаком» облегчений.
Что у меня и получилось - велосипед со всеми «плюшками» весит 12,2 кило. Это не много, если сравнивать с тем же Cube Reaction на карбоне, весом 11,5 кг и стоимостью 270 тыс. рублей.
Цену сборки моего велосипеда с нуля за 26 000 рублей, обсуждали здесь:
А если вообще убрать все скорости, получив фикс, экономия в весе будет под 2 кило.
У меня есть весомые аргументы по этому поводу, но приведу их в конце статьи.
Для сравнения, велосипеды на которых мы ездили на Алтай в «голом» их виде, но с крыльями, подножками, багажниками и тяжелыми антипрокольными покрышками (по кило сто каждая), весили по 17 кило.
Если обвесить текущий «фикс», получим +1,5 кило веса, т.е. 13,7 кг.
На 3,3 кило меньше.
Кстати, тему облегчения велосипедов мы обсуждали в этой статье, если интересно почитайте:
Отмечу, что никого не убеждаю и не доказываю. Просто констатирую любопытный факт, а вся информация к сведению. Как говорится: «Все персонажи вымышленные, любое совпадение – случайность» 😊
НАТЯЖИТЕЛЬ ЦЕПИ – ПАНАЦЕЯ ИЛИ РУДИМЕНТ?
Натяжитель цепи для односкоростного велосипеда неоправданно дорог. В среднем 1500 рублей. Модели Shimano от 2,5К.
Почему так – не понятно. Ведь даже задний переключатель, хотя бы уровня Acera можно приобрести гораздо дешевле.
По сути, это обычная алюминиевая рамка с двумя 10-тизубчатыми шестеренками на осях свободного скольжения. Даже не на промах! Вес натяжителя около 140 грамм, не так-то и мало!
Но это та деталь, без которой не обойтись при создании «синглспида» на МТБ. Цепь не должна слетать и тереться об раму. Также натяжитель обеспечивает «обхват» звёздочки цепью, чтобы последняя не проскакивала на толстых зубьях.
ФРИВИЛ – КАКОЙ КУПИТЬ?
Freewheel – это колесо свободного хода. Фактически, односкоростная трещотка. Устройство то же, что и на «индексных» кассетах, которые мы называем трещотками.
Фактически, трещотки - это такие же кассеты на заднее велосипедное колесо. Просто в народе их прозвали "трещотками" из-за характерного трещащего звука при езде. А потом, для облегчения понимания, съемные звезды стали называть кассетами, а трещоткам оставили изначальную "кличку".
Кстати, про трещотку у нас есть подробная статья:
В общем, если по-науке: "freewheel" - это тоже "трещотка" или "индексная кассета" со встроенным барабаном. Просто у него одна шестеренка.
Привычные многоскоростные трещотки «зубастые», в них зубья разной конфигурации и толщины. Есть всякие скосы и зубья специальной "косой" заточки, чтобы обеспечивать наилучшее переключение.
Всего этого во фривиле нет. Это просто ровная толстая звезда на барабанном храповике. Она также навинчивается на резьбу 34 мм втулки заднего колеса.
Внимание! Посадочный диаметр на всех фривилах разный, поэтому проверяйте товар прежде, чем купить!
ПРОБЛЕМЫ ФРИВИЛОВ
Основная проблема фривилов, что их трудно снять. Если для обычных многоскоростных трещоток есть съемники, то не на всех фривилах есть зубцы под такие съемники.
Существует всего несколько моделей, не имеющих пазов под съемник, но имеющих зацепы, либо шестигранную окантовку под разводной ключ. Обычно это фривилы на 12 зубьев.
Фривилы на резьбе, не имеющие зацепов, «без танцев с бубном» снять невозможно. Как правило, советуют разбирать такие звёзды, вытаскивать шарики и собачки, а потом за счёт выступов, куда крепятся собачки, цепляться газовым ключом.
Только в этом случае, можно разобрать фривил. Я такие варианты не рассматривал к покупке, ибо зачем усложнять себе жизнь?
Учитывайте, что фривил – фривилу рознь. Есть звёздочки, которые подходят под многоскоростную цепь, а есть только совместимые с односкоростной, размером 1/2 - 1/8. Многоскоростная цепь на толстых зубьях просто не будет проваливаться.
Обычно на маркетплейсах указывают, какой тип цепи подходит под фривил.
Вопрос велосипедных цепей, какие подходят на определенный велосипед и звезды, рассматривали тут:
Я остановился на варианте с 14 зубьями, имеющем пазы для съемника, как у обычной трещотки.
ПЕРЕКОС ВЕЛОСИПЕДНОЙ ЦЕПИ
Обычно freewheel ставят на дорожные, дёрт или городские велосипеды. Поэтому на рамах, предназначенных для таких велосипедов с «чейнлайном» - линией цепи, всё в порядке.
С МТБ другая история. На нем могут быть каретки разной длины. А расположение звезды на фривиле соответствует позиции 3-4 на обычной кассете. Из правил катания на велосипеде, знаем, что ездить на перекошенной цепи, используя самые крайние передачи НЕЛЬЗЯ!
Цепь растягивается, рвётся, слетает.
Тему перекоса цепи и кареток, рассматривали в этой статье:
Чтобы убрать перекос цепи, нужна велосипедная каретка с МИНИМАЛЬНОЙ длиной вала. Я поставил 110 мм KenLi на промах.
Это оптимальная длина, позволяющая звёздам не тереться о перья рамы.
Таким образом я по максимуму снизил перекос цепи и «дожал» с помощью натяжителя, выровняв его ролики по вертикали соосно звезде фривила.
КАК СДЕЛАТЬ ФРИВИЛ ИЗ ТРЕЩОТКИ?
Большинство известных трещоток типа Shimano TZ-500, неразборные. Отгонял сезон и выкинул, купил новую. Однако, есть разборные модели, которые стягиваются фиксирующим кольцом.
Можно открутить кольцо, вытащить звёзды и проставки между ними. Затем собрать себе односкоростной фривил. У меня валялась подобная старая трещотка.
Выяснилось, что, если перевернуть маленькую звезду наоборот и поместить на барабан, она не провалится, а будет плотно сидеть на своём месте. Затянув её фиксирующим кольцом, получим односкоростной фривил. Хотя зачем это делать – не понятно, проще купить новый. Просто знайте, что так можно.
Такой вариант я рассматривал на случай, если не получится отладить линию цепи. Но всё получилось и надобность в самоделке пропала.
В ЧЕМ ВЫГОДА ФРИВИЛА?
Очевидной нет. Но если задуматься, то снижение веса на заднем колесе, даже на пол кило – даёт +5 к силе +3 к интеллекту 😊
Нет, действительно, накат сильно зависит от лёгких колёс. Мы это ощутили, когда сменили покрышки на Schwalbe Silento 1.75, вместо 1.95, весом 625 грамм каждая (до этого стояли антипрокольные ChaoYang Rhino Skin, весом 1100 гр. каждая). Крутить стало легче на 1 передачу и это объективные ощущения! Ибо ставили данные покрышки на оба велосипеда.
Как уже выяснили, если пойти по системе 1 х 10 и убрать тройник звёзд спереди, рамку переднего переключателя, а также манетки и трос в оплётке, сэкономим 630 грамм.
НО ГДЕ? В центровом узле велосипеда, который, наоборот ЛУЧШЕ нагрузить, чем облегчить.
В случае с фривилом и системой 3 х 1, идёт облегчение ИМЕННО ЗАДНЕГО колеса в пользу загрузки центрального узла.
На мой взгляд, с точки зрения ходовых качеств и маневренности, это лучше. Хотя, мнение личное и субъективное. Здесь, снимая нагрузку с заднего колеса, теряем 4 дополнительные скорости. Кому-то, как мне, это не критично. А другим, кто ездит по холмистому рельефу, возможно «не зайдёт».
По крайней мере, мои расчеты оправдались. Получившийся «трехскоростной однозвёздник», весом 12 кг с фривилом на заднем колесе и тремя звездами спереди, показал именно характеристики быстрого разгона с места!
Безусловно, нельзя сказать, что этот эффект дала только одна звездочка сзади, ведь «накат» - понятие комплексное. Об этом мы тоже писали статью, вот тут:
Но этот эффект в совокупности с ригидной вилкой, втулках на промподшипниках, дала в том числе и сингл-звезда сзади. Быстрый разгон даёт интересные ощущения. Будто велосипед становится более юрким и подвижным, на нем хочется ехать. Его проще закатывать на бордюр и с него.
Этот велик даёт совершенно другие впечатления от катания. Причём без окраски «лучше или хуже». Он едет по-другому.
Мы тестировали его на ямах и кочках. Конечно, он «скачет». Это хорошо ощущалось, когда пересаживались на старый велосипед с амортизационной вилкой. По сравнению с ригидной вилкой, амортизация чувствуется очень хорошо, кто бы что ни говорил про «кондовые пружинные вилки», которые, якобы: "макет и не работают".
ПРОБЛЕМЫ
Установив фривил на 14 зубьев на заднее колесо, я столкнулся с рядом проблем.
Перекос цепи
Самую первую я уже упоминал – сильный перекос цепи, из-за которого цепь слетала с фривила при прокручивании педалей.
Пришлось вкручивать длинные болты в натяжитель цепи и смещать колёсики ближе к колесу. Чтобы они находились на одном уровне с фривилом.
Проскоки цепи
Вторая проблема была в том, что при сильном надавливании на педали, цепь проскакивала на звезде, издавая щелчки и хруст.
Я сделал вывод сперва, что цепь недостаточно хорошо обхватывает фривил и загнул натяжитель до упора, чтобы улучшить сцепление. Частично это помогло, но полностью проскоки цепи не ушли. Их не было лишь на самой большой 42-й звезде.
Замена цепи
Я менял многоскоростную цепь на односкоростную – не помогло. Тогда вычитал где-то в интернете, что такое иногда бывает на новых компонентах. Решил просто поездить на велосипеде и через 20-30 километров щелчки на малых передних звёздах пропали.
Нет, они остались лишь при чрезмерном наваливании на педаль, но в целом, можно было ездить. Что это было – до сих пор не понятно. Притирка деталей? Как вы думаете? - Напишите в комментариях.
Замена фривила
Чтобы исключить все возможные проблемы, я купил новый фривил на 12 зубьев. Благодаря ему пришлось менять всю систему целиком. Данная модель была под разводной ключ и имела форму гайки в месте накручивания на резьбу колеса. Более того, этот фривил не налезал на гайки, накрученные на ось! Пришлось менять и гайки, удерживающие промподшипники во втулке.
Сама звезда располагалась дальше от колеса. В связи с этим, вновь раскручивал натяжитель цепи и убирал проставки, чтобы вернуть колесики в их заводское положение.
Следующей проблемой стала многоскоростная цепь. Она не налезала на толстые зубья данного фривила. Поэтому пришлось менять её на односкоростную с широким звеном 1/2 – 1/8.
ИТОГ
Резюмирую. Когда работа была выполнена – проскоки цепи ТАКЖЕ НЕ ПРОПАЛИ. Поэтому я сделал вывод, что дело не во фривиле, как таковом. Или нужен фривил большего диаметра на 16t, чтобы обхват цепи был больше.
Если дело в этом, то придётся пересмотреть концепцию передних звёзд, увеличив их на 2 зуба. Хотя, вариант «притирки новых деталей» также не стоит исключать. Вообще я впервые с этим сталкиваюсь. Что думаете?
В целом, идея по постановке фривила на МТБ и созданию трехскоростного байка, оказалась успешной. Велосипед ездит, хорошо разгоняется, лёгкий и маневренный. За исключением нерешенной темы с проскоками при наваливании на педали, в целом, я доволен тем, что вышло.
Вот такая получилась статья. Надеюсь, была познавательной. Буду рад, если поставите лайк.
С уважением, Андрей (и Лена)
Канал велопутешествий и походов
┌──────── ⋆⋅☆⋅⋆ ────────┐
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС!
🔵 TELEGRAM: https://t.me/velo_kanal
🇻 VK: https://vk.com/velokanal
▶ YOUTUBE: https://youtube.com/@velokanal
🏩 INSTAGRAM: http://www.instagram.com/velo_kanal
🎁 ДОНАТ И О НАС: https://dzen.ru/b/Y9vse-zBEGucbcV8
└──────── ⋆⋅☆⋅⋆ ────────┘