Найти тему

Для защиты официальной версии - все аргументы хороши? Продолжение.

Опять дискуссии. Заслуживающие внимание. Опять Максим Родин. Только в оппоненты ему, на защиту официальной версии, бросился Пустынский. Лучший друг Алексей Королева (он же Родина Слонов)))

Тема дискуссии - снова про двигатели, на этот раз РД-0120

Это двигатель центральной (второй по классификации в СССР, первой по американской) ступени РН "Энергия".

Вот они хорошо видны на иллюстрации:

-2

Дискуссии про "Энергию" и ее наследие многократно повторяются, почти без новых подробностей, в основном по принципу: "на колу мочало - начинай сначала".

Желающие прочитать весь диалог Максима Родина и Влада (или Вадика) Пустынского, вступить в него и прокомментировать - могут найти его вот по этой ссылке.

Я же возьму только "вишенку на торте" - весьма характерную фразу:

"Это просто неважно. РД-0120 мог быть продан другим государствам, но они не нуждались в нем по причине избыточной мощности."

Это Пустынский. Кстати многие его "подручные" любят повторять эту фразу - про избыточную мощность.

Хотя вся история космонавтики говорит о другом - за мощность всегда борются, и каждая следующая модификация двигателя - или такая же по мощности, но чаще несколько больше, а иногда и значительно большей мощности.

Про "избыточную мощность" поговорим немного позже.

Пока же - про РД-0120.

Буран и Энергия, а так же двигатели, РД-170 и РД-0120 разрабатывались с середины 70-х годов прошлого века и доводились/испытывались почти до конца 80-х, почти до развала СССР.

Энергия, по своим характеристикам получилась достаточно неплохой "сверхтяж", но до Сатурн-5 (если его официальные параметры верны) все же не дотягивает. Притом, что Энергия создавалась почти на двадцать лет позже, двигатели по удельному импульсу много выше. Однако - компоновка играет свою роль. Тандем против пакета, три ступени против двух.

Нужен ли был кому то в это время - 90-е годы 20-го века - наш замечательный РД-0120?

Илона Маска в космической тематике еще не было, Китай и Индия только начинали свой самостоятельный (относительно) путь в космос. Япония - со своей спецификой. Из реальных "игроков", кого мог бы заинтересовать этот двигатель - НАСА и ЕКА.

НАСА?

У НАСА на тот момент времени был свой замечательный двигатель RS-25.

-3

По всем параметрам, в том числе и по тяге - лучше РД-0120. То есть, никакой "избыточной мощности" не было. Более того, в это же время в НАСА начали разработку еще одного "водородника" RS-68

-4

с тягой под 300 тс. Избыточная мощность, говорите?

ЕКА?

А вот здесь все интереснее. В 80-е годы европейское космическое агентство разрабатывало для будущей Ариан-5 мощный "водородник" с вакуумным запуском HM60. С минимальной тягой в 60 тс, и перспективой до 100 тс, или даже выше. Для второй ступени. То есть что то, весьма похожее на J-2. И вариант на 100 тс с запуском у земли - для первой ступени, собрать этакий "пакет" - примерно так, как поступил в последующем Илон Маск с керосиновыми "Мерлинами". Первая и вторая ступень - однотипные двигатели, различаются исполнением по запуску, и, разумеется, по количеству.

И зачем ЕКА РД-0120, если он запускается только у земли? Кроме того, ЕКА весьма щепетильно относится к собственным специалистам и своему производству - старается поддерживать компетенции на надлежащем уровне. То есть "российского подхода" - продадим нефть и газ, а все остальное купим - там нет и в помине. Ибо они эти нефть и газ сами покупают. А продают - технологии, разработки - то есть "мозги".

И получается, что наш замечательный (для нашей страны) РД-0120 никакой не замечательный (для других стран) - у него запуск только у земли, по мощности он отстает от лидеров, нет опыта его эксплуатации - вопрос его реальной надежности.

Основной минус РД-0120 - это отсутствие возможности вакуумного запуска. Энергия с таким двигателем второй ступени получилась, конечно нормальная (хотя и "кривая" из за боковой подвески ПН - но тут уже "обезьянничанье", старательная попытка сделать систему во всем внешне похожую на Спейс-Шаттл), но никак не выдающаяся, не "бриллиант".

В.П. Глушко был двигателистом. По изначальному призванию. Но ведь была его команда. Почему Энергию сделали такой? Почему на старте запускается не только первая, но и вторая ступень? Глушко не знал о существовании Сатурн-5? Ведь он двигателист - на первую ступень сделал двигатель немного превосходящий официальные данные F-1 по тяге, значительно превосходящий по удельному импульсу, и почти не проигрывающий по тяговооруженности? Да еще и дросселируемый достаточно глубоко. Ведь если поставить на первую ступень пять РД-170 (смотрим аналог Сатурн-5) а на вторую и третью то, что было по оф версии на Сатрурн-5, то ПН на НОО весьма значительно превысит те самые официальные 140 т.

И Энергия, если бы РД-0120 мог запускаться примерно так же, как J-2, на высоте, при той же массе ПН получилась бы меньшей стартовой массы (выше техническое совершенство) и меньше стоимости (экономическое совершенство).

Но выдающийся двигателист за этот двигатель не взялся (РД-0120 разрабатывался в "КБ химической автоматики" г. Воронеж), и соответствующим ТЗ и консультациями разработчиков не обеспечил.

Может мы чего то не знаем? А В.П. Глушко знал? Потому и задал разработчикам реальную задачу - мощный "водородник" с запуском у земли. Ведь прошло уже 50 лет - а такой двигатель (мощный и с вакуумным запуском) так и не создан. Нигде и не у кого. Пока добрались до 20 тс. На 50 тс с вакуумным запуском смотрят как на далекую перспективу.

РД-0120 не стали покупать вовсе не по причине "избыточной мощности" как пишет Пустынский, а из за того, что аналогичные двигатели с запуском у земли у потенциальных покупателей уже были. Свои. Возможно, его покупку могли бы рассмотреть, если бы наоборот, он был мощнее, например в два раза, и соответствовал про тяге будущий RS-68, или немного его превосходил. И уж совсем беспроигрышно - вакуумный запуск. Но, увы, не получается ни у кого, не получилось и у Глушко. Потому единственным и реальным "покупателем" был СССР. Не стало СССР - не стало и двигателя.

Теперь о "избыточной мощности".

Сей миф базируется на двух фактах:

1. Двигатель F-1, после триумфального выигрыша в Лунной гонке больше нигде не применялся.

2. НАСА не покупало у Роскосмоса РД-170/171, а только его половинку РД-180.

Разберем эти факты. Посмотрим на РН среднего класса

Трудяга Протон

-5

Стартовая масса около 700 т, ПН на НОО до 24 т. Тяга на старте 1020 тс

Зенит

-6

Стартовая масса около 450 т, масса ПН на НОО около 14 т. Тяга на старте 740 т

Дельта 4 - Дельта Хеви

-7

От 250 до 730 т стартовая масса, и от 9 до 28 т масса ПН на НОО. Тяга на старте от 320 тс до 960 тс.

Атлас-5

-8

Стартовая масса от 335 до 550 т, масса ПН на НОО от 9 до 18 т. Тяга на старте от 390 тс до 1250 тс.

Ариан-5

-9

Стартовая масса 777 т, масса ПН на НОО 18 т, тяга на старте примерно 1500 тс.

Двигатель РД-170/171 вписывается на первую ступень вышеперечисленных РН просто идеально - если просто смотреть стартовую массу и стартовую тягу. На "Зените" он и установлен. На "Ариан-5" могли стать два двигателя. Замечательная могла бы быть ракета.

Кто то возразит - гибкость применения, несколько вариантов ракеты с разным количеством бустеров (Атлас-5 и Дельта-4) позволяют легко варьировать массу ПН. Получается очень выгодно - малая ПН - малая РН, большая ПН-большая РН.

Позволю себе выразится - все это - туфта.

Кто сомневается - читайте статью:

Стоимость выведения 1 кг на НОО

Все те "гибкие" системы по стоимости выведения ПН - на вершине списка. То есть, несмотря на всю "гибкость" - самые дорогие в своем классе.

Почему так получается - статья:

Краткий анализ стоимости выведения ПН различными РН

Далее все просто. Если есть хорошая ракета - например, Фалкон Илона Маска (или Протон, или Зенит, или Союз) - то ему не нужны никакие "костыли" в виде бустеров. Даже будучи частично загруженной, данный РН выведет ПН за меньшую стоимость. Но как правило, всегда есть масса "попутной нагрузки".

Тогда почему же американцы не купили РД-171? А заказали, и специально для них разработали новый двигатель - РД-180, используя наработки по КС и сопло?

Все элементарно, если рассуждать логически и учитывать не только технику, но и немного политику и психологию.

F-1, в соответствии с официальной версией, а так же высказыванием многочисленных защитников, транслирующих ту же официальную версию, списали про причине ненужности. А ненужность - из за мощности.

-10

Он слишком большой и по своей тяге никуда, ни на какие ракеты не подходил. Только на Сатурн-5. Сатурн-5 закончился - закончился и двигатель.

И ничего, что на следующий космический аппарат поставили SRB

-11

с тягой больше тысячи тс.

Ну списали и списали. Причину озвучили и озвучили.

И тут, пару десятков лет спустя, занявшись очередной ракетой, специалисты НАСА обратили внимание на один из последних двигателей СССР - РД-170/171

-12

Достаточно доведенный (в том числе и на Зените) кислородно-керосиновый двигатель, по тяге идеально подходящий для ракеты среднего класса, высокий удельный импульс. Да сложный, да предельный - но если покупать в России - выйдет сравнительно недорого. Вряд ли дороже стоимости изготовления F-1

-13

который был очень дорог в разработке и доводке (по оф версии) но в производстве - "гаражная наколенная технология" - можете оценить приведенное фото.

- Но стоп! - сказали американские политики. И топ-менеджеры НАСА. - А как же это будет выглядеть? Мы списали свой F-1, объясняя на каждом углу, что он очень большой по мощности (тяге) - а теперь покупаем такую же керосинку, только еще процентов на 10 мощнее? Это как? F-1 оказывается вовсе не такой большой? Может его начать производить - документация сохранилась, технологии изготовления простые, все, что было сложное - это доводка - так двигатель доведен?

И тут кто то, очень умный, из этой ситуации предложил выход:

- Попросим русских сделать нам новый двигатель - РД-180. Это будет хуже, и дороже, нежели использовать РД-171, но навешаем связку ТТУ, или даже подвесим второй такой РД-180 (получится РД-171, но этого никто не заметит) или даже два - зато величайшее достижение 20-го века - Лунная афера - так и останутся незапятнанной.

Вот так (вероятно) и появилась "половинка" РД-170 - двигатель РД-180.

-14

Авто
5,66 млн интересуются