НОО - низкая околоземная орбита. Период обращения спутника на этой орбите не более 128 мин. Высота до 2000 км. Высота в меньшую сторону - до 160 км. Потребная характеристическая скорость для выхода на НОО - от 9,4 км/с - это на самые низкие орбиты ("дно" гравитационного колодца).
НОО - низкая опорная орбита. То же, что и низкая околоземная орбита, но используется в качестве промежуточного этапа при выводе спутников на более высокие орбиты, или при отправке в дальнее путешествие по солнечной системе.
Стоимость вывода 1 кг на НОО - начнем с рекордсменов - то есть с самой малой стоимости - и далее "по нисходящей", то есть в сторону увеличения. В данном случае лидер не тот, кто больше, а наоборот, тот, кто меньше.
«Falcon-9» FT. Стоимость выведения 1 кг - 2280 $ на 2019 г. (США)
Есть некоторые сомнения в правдоподобности данных цифр, но оставим это на совести Илона Маска.
Керосин плюс кислород. Две ступени. Тандемная компоновка. "Простенькие", но лёгкие двигатели - высокая тяговооруженность. Высокая (относительно) стартовая тяговооруженность РН - 1,4.
Протон-М. Стоимость выведения 1 кг - 2830 $ на 2017 г. (Россия)
Производство двигателей прекращено. Эксплуатация "остатков" до 2025 г.
Высококипящие компоненты. Низкий удельный импульс. Три ступени. Тандемная компоновка. Высокая стартовая тяговооруженнность - 1,4. Кто не в курсе - первая ступень внешне похожа на "пакетную" компоновку - но это разнесены компоненты топлива - горючее (баки внешние) и окислитель (центральный бак).
Зенит-3SL - "Морской старт". Стоимость выведения 1 кг - 4000$ на 2013 г (страна - ???)
Производилась на Украине ("Южмаш"), до 2015 г
Керосин плюс кислород. Тандемная компоновка. Предельный двигатель первой ступени. Высокая стартовая тяговооруженность - более 1,7.
Союз-2.1в. Стоимость выведения 1 кг - 4600$ на 2013 г (Россия)
Основное место старта - космодром Плесецк.
Керосин плюс кислород. Две ступени. Тандемная компоновка. На первой ступени - НК-33. Стартовая тяговооруженность 1,3 (с дополнительным рулевым двигателем).
"Falcon Heavy". Стоимость выведения 1 кг на НОО - 5470$-2200$ (США)
Разбежка цен - разная ПН на НОО. От 16 т до 63 т.
Керосин плюс кислород. Две ступени, первая - увеличенная двумя "ускорителями" - а по факту это просто 27 двигателей на первой ступени.
Отношение ПН к стартовой массе 4,4%. Стартовая тяговооруженность 1,63.
Весьма любопытный момент, если посмотреть на величину ПН и на стоимость выведения. Многоразовый вариант значительно хуже по параметрам - почти в 4 раза по величине ПН - и по стоимости выведения.
"Союз-ФГ". Стоимость выведения 1 кг на НОО - 5610$-5890$. (Россия)
Керосин плюс кислород. Три ступени. Первая-вторая ступени пакетная компоновка, третья ступень тандем (других вариантов для третьей ступени и нет. Хотя - исключения возможны). Отношение ПН к стартовой массе 2,2%, стартовая тяговооруженность 1,35. Использовалась до 2019.
"Ангара-А5". Стоимость выведения 1 кг на НОО - 5720$. (Россия)
"Ангара" вообще вызывает большое сомнение. И цифирки стоимости - тем более.
Потому - в общем списке, но всерьез не рассматриваем.
"Союз-2,1Б". Стоимость выведения 1 кг на НОО - 5880$. (Россия)
Модификация "Союза" используемая в не пилотируемых запусках.
По основным параметрам и характеристикам аналогична "Союз-ФГ".
"Лонг Марч-3В". Стоимость выведения 1 кг на НОО - 5830$. (Китай)
Фактически - четыре ступени. Ускорители и первая ступень - пакет. Вторая - тандем. Все это - на "вонючках". Верхняя ступень (то ли третья, то ли четвертая) - водород.
"Лонг Марч-7". Стоимость выведения 1 кг на НОО - 5920$. (Китай)
Керосин плюс кислород. Наверху - водород. Три ступени (или даже четыре - с "ускорителями"). Тандем плюс пакет.
"Лонг Марч - 5". Стоимость выведения 1 кг на НОО - 6000$. (Китай)
Три ступени. Опционно может быть четвертая. Первая и вторая - пакет. Третья тандем. Первая ступень - керосин плюс кислород, вторая водород с наземным запуском, третья - водород. Опционная четвертая - "вонючки".
"H-II A". Стоимость 1 кг на НОО - 6818-9000$. (Япония)
ТТУ + водород = пакет, первая ступень (или первая и вторая), вторая (или третья) - водород.
"Лонг Марч 3С". Стоимость выведения 1 кг на НОО - 7700$. (Китай)
Вариант "Лонг Марч 3В", но не с четырьмя, а с двумя ускорителями.
"Ариан-5". Стоимость выведения 1 кг на НОО - 8480$. (Евросоюз)
ТТУ+водород=пакет первой (или первой плюс второй ступени), на второй (или на третьей по советской/российской классификации) водород.
"PSLV". Стоимость выведения 1 кг на НОО - 6460-9540$. (Индия)
Пять ступеней (если с ускорителями). Ускорители - твердое топливо. Первая ступень - твердое топливо. Вторая - "вонючки". Третья - твердое топливо. Четвертая - "вонючки" повышенного удельного импульса.
"GSLV-Mk2". Стоимость выведения 1 кг на НОО - 9400$. (Индия)
Ускорители - "вонючки". Первая ступень - твердое топливо. Вторая ступень - "вонючки". Верхняя ступень - водород.
"Лонг Марч 4В". Стоимость выведения 1 кг на НОО - 10000$. (Китай)
Три ступени, тандем. На всех ступенях - "вонючки".
"Атлас-5". Стоимость выведения 1 кг на НОО 9520-16870$. (США)
Ускорители - ТТУ, первая ступень керосин плюс кислород, вторая - водород плюс кислород.
"Антарес". Стоимость выведения 1 кг на НОО - 12900$. (США)
Тандем, первая ступень - керосин плюс кислород, вторая - твердое топливо. Может добавляться третья ступень.
"Ангара-1,2". Стоимость выведения 1 кг на НОО - 13200$. (Россия)
Тандем, две ступени, на обеих - керосин плюс кислород.
"Дельта 4". Стоимость выведения 1 кг на НОО - 13900-17400$. (США)
Две (или три по советской классификации) ступени. Вариант минимальной стартовой массы (и ПН) - тандем, на первой ступени водород, на второй так же водород. Промежуточные варианты - добавляются ТТУ.
Максимальный вариант - в качестве ускорителей, или первой ступени, запускаемой одновременно со второй, используются "водородники".
Информация по стоимости почерпнута, в основном,
из этого источника.
Анализ данной информации выполним в следующей статье, или в дополнении к этой статье.