Журналист редакции журнала «Идель» поделилась своим опытом работы в ресторане и рассказала о плюсах и минусах сферы общепита.
В школьные годы я работала официантом и хостес в двух заведениях. Все началось с желания подзаработать на летних каникулах после 9 класса , а закончилось тем, что я захотела открыть собственный ресторан, даже ходила в бизнес-школу и создала проект на грант — настолько я погрузилась в ресторанную сферу. При устройстве директор сразу предупредила меня о том, что совмещать работу и учебу будет сложно, так как смены длятся по 8-14 часов. Но, есть возможность в будни выходить на полсмены, а в выходные брать полные. Практически у всех сотрудников ресторана, за исключением SMM-специалиста, барменов и шеф-повара, это основное место работы, совмещать не получается.
«Здесь очень большая нагрузка, как и в любой точке общественного питания. После смены не остается сил, а выходные уходят на домашние дела. Совмещают тут только сотрудники с неполной занятостью», — делится менеджер ресторана..
Действительно, сил и времени уходит на работу много, я, будучи официантом, была минимум 40 часов в неделю в ресторане, при том, что еще училась. Но зарплата оправдывает эти жертвы. Фиксированной ставки не было, только процент от продаж и чаевые. При хорошей нагрузке мы регулярно выходили на ежемесячный доход в 80 тыс. рублей. Половина из них — это чаевые. И это сравнительно достойная зарплата у официантов, все зависит от твоих навыков, потолка в доходе нет, что меня и привлекало.
Требования к сотруднику минимальные — на стажировке, если ты имеешь хотя бы небольшой опыт, тебя всему научат. Наличие медицинской книжки и пройденная аттестация после стажировки — и ты в команде. Часть формы выдают — фартук и рубашку в моем случае, после увольнения ее потребуется сдать в надлежащем виде. График составляешь под себя, но на слабую нагрузку можете не рассчитывать.
На первый взгляд, обязанности просты: проконсультировать гостей, принять заказ, вынести его и убрать стол, но в реальности многозадачность становится твоим вторым именем. В основном, пик нагрузки приходится на обеденные часы и вечернее время. Тогда наступает момент, когда одновременно может сесть 5-6 столов в твоей зоне. Соответственно, ты должен качественно обслужить их всех, чтобы блюда и напитки отдавались в нужной последовательности и вовремя, а гости остались довольны, тем более, от этого и зависит твое вознаграждение.
Но ведь ресторан живет и в нерабочее для посетителей время: нужно открыть и закрыть смену, то есть убраться, на это уходит по часу с утра и ночью, а обратно домой нас развозило корпоративное такси, что очень удобно.
Но ошибки случаются, и очень часто, работа все-таки с людьми. Как-то по ошибке я вынесла владельцу ресторана другой сорт вина, которое сильно дешевле, а он к тому же сидел с друзьями, перед которыми ошибиться было непозволительно.
«Подобные ошибки — норма, человеческий фактор никто не отменял, главное вынести урок на будущее», — отмечает управляющая рестораном.
В работе я использовала специальную программу на рабочем телефоне, где можно забивать заказ, отмечать отданное, отправлять чек на оплату и закрывать столы. Программа не сложная, я быстро освоилась.Также существует специальный сервис, в котором гости могут оставить лично официанту чаевые, написать отзыв и оценить заведение.Подобное сейчас практикуют многие компании, даже салоны красоты и супермаркеты.
«Гости бывают разные, нужно смириться с этим и не принимать все на свой счет в случае чего. Клиент может и всегда прав, но в рамках разумного», — делится менеджер ресторана.
Спустя время у меня появились постоянные гости, с ними было приятно общаться, каждый раз я знала что именно они хотят и заранее выносила им, например, воду или кофе. Также был случай: постояльцы забыли крупную сумму денег на столе, они вернулись на следующий день и точно знали, что я их отложила, а в благодарность оставили коробку конфет. Было безумно приятно. Особенно приятно было читать отзывы о своей работе в конце тяжелой смены и считать заработанные чаевые, в среднем это 2,5 тысячи за день, из них 10% мы отдавали барменам.Знаю, что некоторые заведения практикуют разделение чаевых на всех официантов, но считаю такой подход нечестным. Еще к приятным обязанностям можно отнести общение с гостями, полезные мастер-классы, а поздравление гостей с их днем рождения — отдельный повод для радости. После этого атмосфера в ресторане становится теплее и приятнее, а сами гости лояльнее.
Подытожим. Работа официанта требует большой самоотдачи, умения выстраивать коммуникацию, стрессоустойчивости и многофункциональности. Во многом, если тебе нравится общение и постоянное движение, эта работа будет доставлять удовольствие, как мне, но может случится выгорание и даже осложнения здоровья из-за нагрузок, недостатка сна и отдыха. На своем опыте я встречала как наглых посетителей, так и невероятно приятных гостей. Но самое главное, что я усвоила за время работы — принять, что мы все разные и не воспринимать негатив в свою сторону, разве что конструктивную критику. Да и, кстати, зайдя в ресторан, вы не услышите слова «клиент», только «гость», потому что вы приходите к нам в гости, а мы вас радушно встречаем. Желаю вам теплых встреч и приятных компаний!
Текст: Диана Батршина
Фото: из архива автора