Быт греков был очень простым. Из мебели в домах стояли только деревянные ложа вместо кроватей, сундуки вместо шкафов, табуреты и переносные столики. Зато в каждом, даже бедном, доме было множество расписных ваз. Глину в Греции добывали повсюду. Красивая и практичная глиняная посуда была дешева и доступна любому.
Типы ваз
У каждой вазы было свое назначение.
В огромных глиняных бочках - пифосах - хранились зерно, вино и другие припасы. По преданию, в глиняном пифосе ночевал нищий философ Диоген.
В гидриях - сосудах с двумя горизонтальными и одной вертикальной ручкой - женщины носили воду из источников. Пузатые пелики и стройные амфоры с яйцевидным туловом и двумя ручками служили для переноски вина и масла. Вино смешивали с водой в кратере, черпали оттуда киафом с высокой ручкой и разливали в килики - глиняные блюдца на высокой ножке. Вино ставили на стол в глиняных кувшинах — ойнохоях (ольпах).
Душистое масло, которым натирали тело, хранили в высоких узкогорлых лекифах. Лекифы также приносили в дар умершим, из них совершали возлияния на могилах. Иногда делали фигурные лекифы - в виде сфинкса, Афродиты в раковине.
Ковровый стиль
Форма ваз веками оставалась неизменной, а вот техника росписи менялась значительно быстрее. Рассмотрим, например, ольпу с изображением зверей.
Вместо схематичных линий Дипилонской амфоры - сочные красочные пятна: сфинксы, овцы, пантеры, зайцы и антилопы. На светло-желтое тулово вазы черным лаком нанесены цветы и силуэты животных, расцвеченные пурпуром. Фигуры сплетаются в яркий узор, словно на поверхность вазы наброшен пестрый ковер. Росписи VII века до н. э., сменившие геометрические орнаменты темных веков, назвали вазописью коврового стиля. Керамику коврового стиля делали в богатом городе Коринфе и на островах Средиземного моря.
На тулове огромной амфоры, созданной в Афинах, две бессмертные Горгоны преследуют Персея, отрубившего голову их смертной сестре Медузе. Их силуэты страшными черными тенями скользят по поверхности вазы. Горгоны летят над морем, из воды выпрыгивают дельфины. В эпоху архаики пытались изобразить полет посредством «коленопреклоненного бега» - крылья чудищ и пасти с оскаленными клыками показаны в фас, а согнутые в коленях ноги - в профиль.
Горгоны будут вечно лететь по кругу за Персеем. В мире продолжается борьба добра и зла. На горловине амфоры Геракл борется с кентавром Нессом. Ноги кентавра подкосились, его руки с мольбой повернуты к Гераклу. Но герой беспощаден, его меч вот-вот вонзится в тело Несса. А вокруг них - прекрасная природа: птицы, цветы, дельфины пестрым ковром заполняют поверхность вазы. Красота и порядок в мире поддерживаются героями, побеждающими чудовищ.
Ваза как живое существо
Сосуд, вылепленный руками гончара, как и каменная статуя, был для грека подобием живого существа. Все надписи на нем делались от первого лица, словно сама ваза свидетельствовала: «Экзекий расписал меня», «Бриг сделал меня». А на глиняном кувшине, найденном в Олимпии, было написано: «Я принадлежу Фидию».
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: