Найти тему

История искусства: Мифологические чудовища Передней Азии. На словах ты лев простой

Оглавление

Основные сведения о древней мифологии Передней Азии исследователи получили из священного писания «Авеста», которое состоит из отдельных книг. В их число входит «Вендидад» (Закон против дэвов) и «Висперед» (Книга о всех божествах). Авторство этих книг приписывают основателю зороастризма Заратустре.

Заратустра на фреске III века из Дура-Эвропос (Сирия)
Заратустра на фреске III века из Дура-Эвропос (Сирия)

Переднеазиатская мифология испытала сильное влияние индийского священного писания «Веды», а также индоевропейской культуры. Так же, как в эпосах и легендах других народов, в древних сказаниях Передней Азии герои сражаются с силами зла, различные группировки богов действуют друг против друга. В мифах Месопотамии действовали два класса божеств: вредоносные дэвы и добрые ахуры и язаты. Во главе добрых сил стояло семь духов, величайшим из которых был Ахурамазда («Воздействующее слово»).

Ахурамазда вручает царю Ардаширу символ власти — кольцо, III в. н. э.
Ахурамазда вручает царю Ардаширу символ власти — кольцо, III в. н. э.

Злыми духами управляли три бога: лжи — Друг, злой мысли — Ака Манна и грабежа - Айшма. По представлениям жителей Месопотамии, весь мир располагался вокруг горы Хара, или Хукарья, к которой прикован побежденный злобный дракон Ажи-Дахака.

Ажи-Дахака (Заххак), VII—VIII вв.
Ажи-Дахака (Заххак), VII—VIII вв.

С мировой горы сбегали две великие реки, а у ее подножья посреди озера росло священное дерево, которое охраняла чудесная рыба Кара.

Гоптшах - царь-бык

В Древнем Иране верили, что на северо-восток от их страны лежит земля обетованная, где растет священное дерево и течет священная река. На ее берегу сидит царь-бык Гоптшах, который совершает обряды поклонения богам и льет в священную реку чистую воду, от которой умирают все злые существа.

Крылатый человекобык из Дур-Шаррукина
Крылатый человекобык из Дур-Шаррукина

У Гоптшаха нижняя половина тела бычья, а верхняя - человеческая. Если он перестанет лить в реку чистую воду, мир покроет тьма.

Статуи в Британском музее
Статуи в Британском музее

Крылатый демон Пазузу

В мифологии Передней Азии было огромное количество злых демонов. Один из них был Пазузу, который мог наслать на человека лихорадку, которая была частой болезнью в Междуречье. Пазузу имел четыре крыла за спиной и ноги хищной птицы.

Фигурное изображение Пазузу в Лувре
Фигурное изображение Пазузу в Лувре

Против козней Пазузу могли помочь амулеты, которые часто можно было встретить в обиходе жителей Древней Передней Азии. Как правило, амулеты изображали самого Пазузу и сопровождались надписями-заклинаниями. Эти статуэтки подвешивали у входа в дом и в окнах и должны были отпугивать Пазузу его собственным ужасным видом.

Амулет с Пазузу
Амулет с Пазузу

Оаннес с рыбьим хвостом

Греческий историк Берос пересказал один из древних месопотамских мифов, главным персонажем которого выступал Оаннес. Когда люди еще вели животный образ жизни, не имея собственных домов, это существо вышло из моря и обучило их письму, земледелию и строительству. С этого момента начался расцвет Вавилонии.

Предполагаемое изображение Оаннеса
Предполагаемое изображение Оаннеса

Описывая Оаннеса, Берос говорил, что он имел тело, похожее на рыбье, а его ноги слились с рыбьим хвостом.

Женщина-демон Ламашту

В конце II тысячелетия до н. э. в Передней Азии бытовал миф о львиноголовой женщине-демоне Ламашту, которая жила в подземелье. Когда она среди сонма других демонов поднималась на поверхность, в мире людей начинались эпидемии и болезни. Однако жители Месопотамии верили, что душу каждого из них окружают боги-хранители, которые могут противостоять злой Ламашту.

Амулет с Ламашту
Амулет с Ламашту

Добрый и злой Анзу

Анзу - орел с львиной головой. Другое его имя Имдугуд, что означает «ветер». Впервые лев-орел упоминается в надписях на каменных плитах, которые были изготовлены за 26 веков до н. э. В шумеро-аккадской мифологии он выступает как посредник между миром богов и людей. Этот персонаж мог играть как положительную, так и отрицательную роль.

Изображение Анзу на плите из Лагаша
Изображение Анзу на плите из Лагаша

Например, в мифе о доблестном воине Лугальбанде Анзу наделил главного героя способностью быстро перемещаться в пространстве в благодарность за то, что Лугальбанд накормил его голодного птенца. А в другом мифе бог Нинурта побеждает коварного льва-орла, который украл у бога Энлиля Таблицы судеб и улетел с ними в горы.

Битва Анзу и Нинурты, барельеф в храме Нинурты в Нимруде
Битва Анзу и Нинурты, барельеф в храме Нинурты в Нимруде

Изображение Анзу часто встречается в произведениях мастеров Передней Азии.

Крылатый дракон Асаг

Жители Древней Месопотамии верили, что в подземной стране Кур живет крылатый дракон Асаг. Когда он вылетал из преисподней, воздух от его дыхания становился отравленным. Асага боялись даже боги и долгое время не решались вступить с ним в борьбу.

Сражение богов с Асагом
Сражение богов с Асагом

Даже могущественный бог войны Нинурта опасался подземного дракона. Однажды Нинурта решил положить конец бесчинствам Асага, но, посмотрев в глаза дракона, испугался его умертвляющего взгляда и уклонился от битвы. Однако Нинурта устыдился своей робости и снова схватился с драконом. Не дожидаясь, пока снова попадет под губительные чары Асага, Нинурта метнул в дракона свое чудесное копье, и чудовище рухнуло обратно в преисподнюю.

Изображение дракона на Воротах Иштар
Изображение дракона на Воротах Иштар

Из-под убитого дракона хлынули горько-соленые реки, и на земле начался голод. Но храбрый Нинурта не растерялся — он заложил выход из подземного царства огромными камнями и остановил поток несущей смерть воды.

Лотан - семиголовый дракон

Другим страшным драконом, известным из месопотамских мифов, был Лотан. Он имел семь голов и непрестанно вредил богам и людям. Никто не мог справиться с чудовищем, и лишь богине Анат удалось усмирить Лотана.

Барельеф из дворца Дария в Сузах
Барельеф из дворца Дария в Сузах

Баал сражается против чудовищ

Одним из главных персонажей переднеазиатских сказаний был славный герой Баал. Один из мифов рассказывает о том, что Баалу пришлось сразиться со страшными чудовищами, у которых были рога, как у быков, и горбы, как у буйволов. Древнее название чудовищ до нас не дошло, и поэтому современные исследователи назвали их Раздирающими-Пожирающими. Им удалось низвергнуть Баала в огонь. Но вскоре Баал возродился и продолжил подвиги.

Стела Баала с ударом молнии, XV—XIII век до н. э., Угарит
Стела Баала с ударом молнии, XV—XIII век до н. э., Угарит