Найти в Дзене

История искусства: Погребальные обряды Древнего Рима в искусстве. Публичное не личное

Оглавление

В Риме смерть была публичной: чем роскошнее были похороны, тем известнее были - или казались - умерший и его род. Погребальные обряды, оказавшиеся под сильным влиянием греческой культуры с ее восхвалением ценности отдельной личности и этрусской культуры с параллельным восхвалением рода, стремились, с одной стороны, почитать и восхвалять доблесть умершего мужчины или добродетель ушедшей женщины, а с другой стороны, с гордостью заявлять о богатстве, престиже, славе, положении своего рода. Действительно, если смерть одного из членов семьи нарушала, как правило, равновесие внутри семьи, то внешнее равновесие, то есть властные отношения с другими родами и государством, должно было оставаться прежним.

Надгробие Публия Гессия и его семьи, около 50-20 годов до н.э.
Надгробие Публия Гессия и его семьи, около 50-20 годов до н.э.

Ритуал перехода в иной мир

Погребальные обряды предусматривали четыре основных момента: публичное выставление покойника, одетого в парадную одежду; погребальный кортеж с представлением масок предков; надгробная речь над умершим; финальное сожжение. Управление церемонией доверяли похоронному бюро, служащие которого приступали к многочисленным и сложным обязанностям ритуала: подготовить покойника; возложить его на катафалк, установленный в передней дома; организовать кортеж с участием флейтистов, мимов, танцоров, плакальщиц, окружавших родственников и опечаленных друзей.

Саркофаг, рельеф. Плакальщицы, изображенные здесь на рельефе, получали плату за оплакивание и за выражение отчаяния на похоронных церемониях.
Саркофаг, рельеф. Плакальщицы, изображенные здесь на рельефе, получали плату за оплакивание и за выражение отчаяния на похоронных церемониях.

Если покойник был лицом могущественным и занимал высокие магистратуры, то катафалк окружали ликторы с траурными фасками и сопровождали лица, которые несли дощечки с перечислением заслуг умершего. Особое значение приобретала надгробная речь, произнесенная с ростров (трибуны ораторов Форума). Некоторые речи, как, например, Цезаря в честь первой жены Циниллы, запомнились на многие годы; другие, как речь Антония над трупом Цезаря, дали импульс бессмертной поэзии Уильяма Шекспира.

Рельеф с изображением императора Адриана в момент произнесения надгробной речи над женой Сабиной
Рельеф с изображением императора Адриана в момент произнесения надгробной речи над женой Сабиной

Поминальная трапеза

Недалеко от могилы погребальная церемония завершалась ритуальной поминальной трапезой, на которую приглашались все участники кортежа. Часть угощений размещалась рядом с захоронением, чтобы подчеркнуть, что церемония прежде всего посвящена умершему; но трапеза имела также целью выполнение ритуала очищения и возврата к нормальной жизни для семьи, которая с этого момента возобновляла свой путь в обществе. Не всем, однако, были по карману подобные торжественные почести. Менее зажиточные граждане, чья семья не могла себе позволить такие затраты на церемонию, устраивали более скромные похороны со стороны сообщества, к которому принадлежали. Неимущим похороны оплачивало государство; поэт Марциал оставил нам точное их описание: «Четверо общественных могильщиков, несущих один из тех трупов, которые тысячами сжигают на кострах бедняков». Даже в смерти не все равны.

Мавзолеи на Виа Статилиа, I век до н.э.
Мавзолеи на Виа Статилиа, I век до н.э.
Гробница Евмахии и Марка Октавия, Помпеи
Гробница Евмахии и Марка Октавия, Помпеи

Кремация или погребение?

В Риме сосуществовали оба типа захоронения. Тот или иной предпочитали в зависимости от эпохи или иногда от семейных традиций (усопшие рода Корнелиев, например, традиционно предавались земле, а не кремировались). Древние историки считали, что самым архаичным было погребение, затем замененное кремацией, но археологические исследования доказывают, что оба способа сосуществовали уже в VIII-VII веках до н. э. и только с IV века до н. э. начала преобладать кремация, продолжавшаяся - по крайней мере - до I века н. э. включительно. Урны с прахом имели различные формы: от простых ваз из терракоты для малоимущих до подлинных произведений искусства (в форме алтаря, дома, ларца), выполненных из мрамора и даже золота для самых богатых или известных личностей. Начиная с правления Адриана все большее распространение получает погребение, оно почти полностью заменяет кремацию и «открывает» великую эпоху римских саркофагов.

Погребальная стела двум супругам, установленная на Виа Статилиа, I век до н.э.
Погребальная стела двум супругам, установленная на Виа Статилиа, I век до н.э.
Саркофаг из Пианабеллы, около 160 года
Саркофаг из Пианабеллы, около 160 года
Саркофаг Людовизи, Битва римлян с германцами, около 252 года
Саркофаг Людовизи, Битва римлян с германцами, около 252 года
Саркофаг Юния Басса, мраморный саркофаг, 359 год
Саркофаг Юния Басса, мраморный саркофаг, 359 год
Саркофаг, II век н.э.
Саркофаг, II век н.э.