Современный российский рынок сыров можно отнести к рынкам с асимметричной информацией, которому свойственны такие характерные
элементы, как:
- асимметрия информации о сырах (в контексте информации за рамками свойств и питательной ценности продукта);
- недостаточно развитая система раскрытия
информации о сырах, их качестве; - искаженные стимулы;
- значительное различие в качестве сыров
между производителями; - слабое развитие института репутации.
Aсимметрия информации о сыре - неопределенность параметров качества сыра для покупателя. Информационное преимущество в отношении полноты знаний о качестве выпускаемого сыра принадлежит производителю, который лучше
осведомлен о своем продукте, чем покупатель.
До приобретения сыра покупатель не может определить для себя его ценность (как продукта с определенными потребительскими характеристиками, прежде всего органолептическими), качественные характеристики по соотношению
«цена – качество». Покупателю недоступна информация о сыре, которую он мог бы соотнести со своими предпочтениями – например, в части ароматики сыра, ее интенсивности, или отдельных составляющих вкуса (соленость, кислотность, жирность), баланса вкуса сыра, послевкусия.
На что ориентируется покупатель:
- цену сыра,
- внешний вид упаковки (производственная фасовка в индивидуальную упаковку), или внешний вид сыра (весовая продажа сыра),
- бренд (или известность производителя),
- возможные рекламные материалы, сопровождающие витрину или место размещения сыра,
- рекомендации.
Проблема усугубляется еще и тем, что покупатель пользуется, как правило, простым гедоническим подходом к оценке качества сыра («нравится – не нравится»), не требующим глубоких знаний и понимания в области органолептического анализа и базирующимся на индивидуальном сенсорном опыте и модели потребления. Причем в отношении определенных категорий сыров сенсорный опыт может в принципе отсутствовать, в результате чего у
покупателя могут возникнуть сложности в оценке таких сыров даже с точки зрения гедонизма.
Такая ситуация дает возможность производителю (впрочем, как и продавцу) дифференцировать сыры, не принимая во внимание их реальные качественные характеристики, а посредством имитации – фантомной дифференциации. В таком случае затрагиваются только характеристики, относящиеся к форме
сыра, виду упаковки, ее дизайну, логотипу, торговым маркам, неймингу.
Главным критерием индивидуального позиционирования выступает внешний вид (сыра / упаковки). Акцент на реальные органолептические характеристики, их изменение, реальная дифференциация сыров на их основе практически не осуществляется.
Подробнее о том, с какими проблемами сталкивается покупатель при выборе и покупке сыра, читайте в последнем номере журнала.
По вопросам размещения статей в журнале, рекламных материалов и сотрудничества:
E-mail: ruscheeseguide@yandex.ru
Подписывайтесь на канал Дзен "Сырный Гид" - здесь полезная информация о сыре и сырной отрасли: как правильно выбирать, пробовать и где покупать вкусные сыры.
Присоединяйтесь к телеграм-каналу "СЫР И ВИНО".