48,1K подписчиков

Какими узорами расписывали яйца 100 и более лет назад? Как давно зародилась эта традиция и что символизирует яйцо?

268 прочитали

В 1899 г. С.К.Кулжинский - действительный член российского императорского географического общества - составил подробный альбом с коллекцией узоров, которыми расписывались яйца-писанки в разных губерниях Российской Империи. Смотрим и читаем пояснения!

В 1899 г. С.К.
В 1899 г. С.К.-2

Всего в альбоме содержится 2219 рисунков, что делает его уникальным собранием изображений подобного рода - по сути единственным сохранившимся источником, где столь детально и с комментариями зафиксировано как расписывались пасхальные яйца в России.

Впрочем, традиция росписи яиц куда древнее и изначально не была связана именно с христианством и Пасхой. Так, этнографами сохранилось немало указаний на то, что во время весенних народных праздников, корни которых идут еще из дохристианский времен (Лельник/Красная горка, Ярило/Егорий Вешний/Юрьев день), практиковалось множество обрядов, игр и гаданий, связанных с яйцами, что совершенно логично вписывается в общий смысл этих праздников: пробуждение/возрождение жизни и яйцо - как базовый символ жизни во всех индоевропейских культурах.

Так, на Лельник* обычные и расписные яйца использовали на празднике в качестве основного угощения, зарывали в землю для того, чтобы обеспечить богатый урожай, клали в ворота при первом выгоне скота, скатывали с горок, чтобы определить какая из девушек раньше выйдет замуж (=чье яйцо дальше укатится).

*Девичий праздник, посвященный на Руси встрече Весны, во время которого принято было водить хороводы и петь песни на самом высоком холме рядом с деревней - Красной горке. Впоследствии с приходом христианства Красной горкой стали именовать первое воскресенье после Пасхи. Тогда, после завершения поста, стали устраивать ярмарки/смотрины невест, то есть опять же девушки наряжались, чтобы показать себя.

В 1899 г. С.К.-3

Вот, кстати, что пишет сам автор-составитель альбома Кулжинский касательно происхождения обычая крашения яиц - он относит его к самым древнейшим доисторическим временам, размещая такой текст перед тем как перейти уже к христианским легендам и преданиям:

В 1899 г. С.К.-4
В 1899 г. С.К.-5
В 1899 г. С.К.-6


В 1899 г. С.К.-7

Возвращаясь непосредственно к рисункам писанок видно, что преобладающими сюжетами росписи яиц являются универсальные космогонические символы: круг, ось (Мировое древо), кресты различных форм, знаки природных стихий.

Отдельно стоит выделить характерную восьмилучевую звезду, состоящую из ромбов, известную также под наименованием "Алатырь-щит" (один из базовых элементов русской вышивки). Считается, что он несет в себе значение центра мира, своеобразной точки отсчета и в этом плане издревле воспринимался как мощный защитный оберег, светлый радостный символ. Вселенная, в свою очередь, также нередко представляется в мифологии, в том числе и славянской, как яйцо, из которого впоследствии рождается все сущее - поэтому сочетание двух этих символов (изображение центра мира-Алатыря на поверхности яйца) является особенно органичным и наполненным глубоким философским смыслом.

В 1899 г. С.К.-8

Вот что пишет по поводу восприятия яйца славянами автор альбома:

В 1899 г. С.К.-9
В 1899 г. С.К.-10

В 1899 г. С.К.-11
В 1899 г. С.К.-12

В комментариях к альбому автор отмечает, что каждая мастерица бережно хранила именно переданные предками сюжеты, не смея изменить в них ни единой детали, что опять же свидетельствует о высокой важности и насыщенности информацией. Это вовсе не просто затейливые узоры, а своеобразный символьный код, который можно читать и понимать. Именно поэтому его сохранность без искажений столь строго оберегается, наделяется сакральными смыслами.

«У многих мастериц есть известный репертуар писаночных узоров; велик он или мал, но она его знает твердо, он ей передан от предков и вне его она не напишет ни одной писанки».

В 1899 г. С.К.-13
В 1899 г. С.К.-14

Интересно отметить также и то, что базовые цвета для росписи - это всегда красный, белый и черный, реже желтый, что полностью соответствует трем базовым цветам русской и мировой культуры как таковым, которые прослеживаются от наскальных росписей до вышивок, а также находят свое отражение в названиях цветов как таковых. Читать подробную статью о названиях цветов на Руси.

  • В такой триаде «белый» — это даже не цвет, а его отсутствие, прозрачность, нулевая насыщенность. Он олицетворяет солнечный луч и такие понятия как «чистота», «бессмертие» или нечто «сокрытое от глаз», а значит, «глубинное», «священное».
  • «Черный» отражает такие качества предметов как максимальная насыщенность, непрозрачность, темнота, тень, ночь, отсутствие яркости и блеска.
  • Красный же противопоставляется черному — жизнь, энергия, солнце, кровь. Самый важный, яркий и «красивый» цвет. Назывался, он, впрочем, не «красным», а «червленым» («червонным») или «багряным».

В 1899 г. С.К.-15
В 1899 г. С.К.-16
В 1899 г. С.К.-17


В 1899 г. С.К.-18

В 1899 г. С.К.-19
В 1899 г. С.К.-20

В 1899 г. С.К.-21
В 1899 г. С.К.-22

Полную версию альбома со всеми текстами пояснений и изображениями яиц-писанок можно найти на сайте НЭБ.

**************************

Полный РУБРИКАТОР со всеми статьями

О проекте "СНЕГИРЬ" - зачем нас читать и чем мы отличаемся от других каналов?

Больше интересных статей от журнала "СНЕГИРЬ":

Иллюстрации из журналов 1873-1880 гг "Мотивы русской архитектуры"

"Русские народы. Наброски пером и карандашом", 1894 г. - смотрим иллюстрации

"Древности камской чуди" - смотрим альбом 1902 г. издания

Дореволюционные фотографии Русского Севера в объективе Николая Шабунина

Альбом Федора Солнцева «Древности Российского государства» - самая дорогая из всех русских исторических книг

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы быть в курсе выхода новых материалов!

Дзен

VK

Telegram

You tube

Сайт журнала "СНЕГИРЬ"